Для данного варианта был использован фрагмент из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Прочитайте текст и выполните задания 2–14.
(1)-Записан! (2) А мне какое дело, что он записан? (3) Петруша в Петербург не поедет. (4) Чему научится он, служа в Петербурге? (5) Мотать да повесничать? (6) Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. (7) Записан в гвардии! (8) Где его паспорт? (9) Подай его сюда.
(10) Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. (11) Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.
(12) Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? (13) Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. (14) Наконец он кончил, запечатал письмо в одном конверте с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: (15) «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. (16) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.
(17) Итак, все мои блестящие надежды рушились! (18) Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. (19) Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. (20) Но спорить было нечего! (21) На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. (22) Родители мои благословили меня. (23) Батюшка сказал мне: (24) «Прощай, Петр. (25) Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». (26) Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей». (27) Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. (28) Я сел в кибитку с Савельичем и оправился в дорогу, обливаясь слезами.
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему отец не отравил Петрушу на службу в Петербург»
1) Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей
2) Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу.
3) Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать?
4) Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.
Ответ: _________________________________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологический оборот.
1) Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург?
2) Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
3) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.
4) Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием.
Ответ: _________________________________________________
4. Из предложений 7 - 11 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «После приставки на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука И».
Ответ: _________________________________________________
5. Из предложений 12 – 16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".
Ответ: _________________________________________________
6. Замените разговорное слово «мотать» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _________________________________________________
7. Замените словосочетание «петербургской жизни» в 18 предложении, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:__________________________________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.
Ответ: _________________________________________________
9. Среди предложений 1 – 11 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________________
10. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Наконец он кончил,(1) запечатал письмо в одном конверте с паспортом,(2) снял очки и,(3) подозвав меня,(4) сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р.,(5) моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. Итак,(6) все мои блестящие надежды рушились!
Ответ: ______________________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _________________________________________________
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Матушка отыскала мой паспорт,(1) хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою,(2) в которой меня крестили,(3) и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием,(4) положил перед собою на стол и начал свое письмо.
Ответ: _______________________________________________
13. Среди предложений 11 – 16 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _______________________________________________
14. Среди предложений 17 – 22 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _______________________________________________
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе только одно из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В.Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л.В.Успенского.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений: «Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
15.3. Как вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.