Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Задачи: повышение мотивации к изучению предметов школьного курса.
Цель:
- обобщить знания учащихся по нескольким темам: нахождение значений выражений, свойства степени, решение систем уравнений, решение задач алгебраическим способом, построение графика линейной функции;
- формировать умение применять полученные знания на практике;
- развитие познавательного интереса у учащихся к математике, создание условий для творческой деятельности, ознакомление с современными информационными технологиями;
- расширение кругозора учащихся.
УУД:
Регулятивные:
- понимают учебную задачу урока, осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно;
- определяют цель учебного задания;
- контролируют свои действия в процессе его выполнения, обнаруживают и исправляют ошибки;
- отвечают на вопросы и оценивать свои достижения.
Познавательные:
- умеют видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации;
- устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, делают умозаключения и выводы;
- произвольно и осознанно владеют приемами решения задач.
Коммуникативные:
- умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- учитывают разные мнения и стремятся к координаций в сотрудничестве;
- умеют работать в группе;
- умеют точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- умеют контролировать себя.
Личностные:
- проявляют креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении заданий;
- проявляют внимание, доброжелательное отношение к окружающим;
- оценивают усвоение содержания учебного материала;
- осознают важность и необходимость знаний для человека;
- проявляют познавательный интерес к предмету.
Ход урока
1 слайд. Математика – самая древняя из наук. Она была и остается необходимой людям. Математика занимается не только решением серьезных задач, но и многих жизненных, а порой шуточных.
2 слайд. Сегодняшний урок мне хочется начать со слов французского математика, физика, одного из основателей теории вероятности, изобретателя механической счетной машины, жившего в XVII веке – Блеза Паскаля: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».
А начнем мы с вами урок с небольшой разминки.
3 слайд.
№1. Вычислите (работа по вариантам)
4 слайд.
Используя, полученные результаты, заполните таблицу соответствующими буквами.
2,7 | 0,2 |
0,5 |
2,75 |
4,25 |
1,5 |
7 |
Б |
О |
Л |
И |
В |
А |
Р |
В свободной клетке впишите букву Б.
Верно ли, что 2,7 это среднее арифметическое всех результатов? (да)
Какое слово получилось? (боливар)
Если ударение делать на втором слоге, то слово будет обозначать основную денежную единицу Венесуэлы, названную в честь латиноамериканского революционера Боливара Симона(1783–1830гг.) В обращении имеются банкноты 2, 5, 10, 20, 50 и 100 боливаров.
1 боливар = 100 сентимо.
Если ударение в слове боливар сделать на последний слог, то получится название головного убора, который был в моде в начале XIX века.
Боливар – разновидность широкополой шляпы – цилиндра. Данный головной убор упоминается в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Молодцы! Разминка прошла успешно. Продвигаемся дальше.
2) Скажите, а какое любимое ваше время года? Почему?
Многие писатели, поэты, художники и композиторы обращались и обращаются к теме природы, времен года.
5 слайд.
«Времена года» – одно из самых известных произведений русского композитора П.И.Чайковского (1840–1893гг.), своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие ему сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. В нем запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины городских пейзажей. Данное произведение состоит из 12 фортепианных пьес, каждая из которых посвящена одному из месяцев года. Все пьесы имеют второе, дополнительное название. А какое именно, в этом нам поможет разобраться следующее задание.
№2. (работа по группам)
Решите системы уравнений. Совпадающие ответы в заданиях помогут вам получить полное (двойное) название музыкальных пьес.
1 группа.
2 группа.
3 группа.
4 группа
5 группа
6 группа
Ответ: Фортепианные пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года» называются:
- Март – песнь жаворонка;
- Апрель – подснежник;
- Май – белые ночи;
- Июнь – баркарола (от итал. barca — лодка) — народная песня венецианских гондольеров. Баркарола характеризуется умеренным темпом и размером, напоминая плавное покачивание на волнах.
- Июль – песнь косаря;
- Август – жатва.
6 – 7 слайды.
3) Согласно греческой мифологии у верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины было девять дочерей – девять муз, богинь – покровительниц искусств и наук. Древние греки наделяли их высокими качествами, сделав олицетворением самых важных духовных проявлений и способностей человека.
Узнайте, покровительницами, каких духовных проявлений и способностей человека были дочери Зевса и Мнемосины.
№3 (работа по группам)
Выражениям из первой таблицы найдите равные им выражения из второй таблицы.
Таблица 1
Имена |
|
Клио |
(3х – 5у)(5у + 3х) |
Евтерпа |
(2n4 + m3)(2n4 – m3) |
Талия |
(2a – 3x)(4a2 + 6ax + 9x2) |
Мельпомена |
(6a5 + 5x3)2 |
Эрато |
(2 + 3a)(4 – 6a + 9a2) |
Полигимния |
(2a – y2)3 |
Терпсихора |
(3p2 – 8)2 |
Урания |
(4z – 3a2)(4z + 3a2) |
Каллиопа |
(2 + a)3 |
Таблица 2
|
Покровительница |
8a3 – 27x3 |
Комедии |
36a10 + 60a5x3 + 25x6 |
Трагедии |
9x2 – 25y2 |
Истории |
4n8 – m6 |
Поэзии и музыки |
a3 + 6a2 + 12a + 8 |
Эпоса, народного творчества |
8a3 – 12a2y2 + 6ay4 – y6 |
Гимнов, пантомимы |
16z2 – 9a4 |
Астрономии |
9p4 – 48p2 + 64 |
Танцев |
8 + 27a3 |
Лирики, любовной поэзии |
8 – 9 слайды.
4) «Математика - царица всех наук. Её возлюбленный – истина, её наряд – простота и ясность. Дворец этой владычицы окружен тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится пробираться сквозь чащу. Случайный попутчик не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его открывается лишь разуму, любящему истину, закалённому в борьбе с трудностями» (Ян Снядецкий – астроном, математик, философ, педагог.)
«Личность существует, пока мыслит». (Р.Декарт – французский философ, физик, математик, механик). Он создал нынешние алгебраические символы. Р.Декарт ввел впервые понятия переменной величины и функции. Прямоугольную систему координат тоже впервые ввел именно Рене Декарт.
10 слайд.
№4. Постройте график уравнения
5(0,6х + 0,4у) – 0,2(10х + 20у) = 4
Вот и подошел наш урок к своей финальной точке, все задания выполнены. Я надеюсь на то, что сегодня на уроке вам не пришлось скучать.
11 слайд.
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то заполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность». (М.И. Калинин – российский революционер)
12 слайд.
Итог. Домашнее задание. №1347(б), 1352(а), 1360.
Литература.
- Алгебра. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. - 13-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.
- Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. [Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под редкцией С.А. Теляковского. - 3 -е изд. – М.: Просвещение, 2014.
- А.Г. Мордкович Алгебра 7 класс: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 17-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.
- Лебединская Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся. Учебное пособие. – М.: Интеллект – Центр, 2012.