Методические приемы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни

Разделы: Работа с дошкольниками


«Песенка о весне» муз. Г.Фрида сл. Н.Френкеля.

Цель: Способствовать развитию детского воображения, проникнуться радостным, весенним настроением, переданным в песне, развивать навык коллективного пения.

Задачи:

  • Научить детей воспринимать и передавать весёлый, оживлённый характер песни.
  • Исполнять песню легко, радостно, весело, в оживлённом темпе, без напряжения, четко произносить слова.
  • Вовремя начинать пение после вступления, правильно беря дыхание, так же правильно брать дыхание между фразами.
  • Петь эмоционально, передавая динамические оттенки, точно интонировать, соблюдать ритмический рисунок, добиваться ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания.

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.

Для разучивания песни устанавливается последовательность заданий, помогающих хорошо усвоить произведение и овладеть приёмами для его выразительного исполнения.

Работу над песней разделим на 3 этапа, каждый из которых имеет методы и приемы.

I Этап работы над песней – ознакомление, восприятие. (1 занятие)

II Этап – разучивание песни. (2–4 занятие)

III Этап - закрепление и финальное исполнение. (5-6 занятие)

I Этап. Разучивание песни «Песенка о весне «Г.Фрида сл. Н.Френкель

Начну с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность.

На первом занятии мы беседуем с детьми о приближающейся весне, о том, как пробуждается природа, о первых её проявлениях. Расскажу детям одну занятную историю, про маленькую девочку, которая гуляла со своей мамой в парке. Она любовалась первыми яркими лучами солнца. Наблюдала, как на первых проталинах прыгает воробей и громко чирикает, как будто бы что-то всем сообщает. У девочки было замечательное настроение от пробуждающейся природы и она запела песенку, я вам её сейчас спою.

Исполняется песня Г. Фрида « Песенка о весне» сл. Н. Френкель.

Новое произведение я показываю целиком, исполняю все куплеты максимально выразительно, чтобы дети поняли, к чему они должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Далее использую образное слово, провожу беседу о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Обращаю внимание на настроение, переданное в музыке, пробуждаю детей к высказыванию о характере песни в целом. Эта беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение, на выбор соответствующего характера песни.

При разучивании «Песенка о весне» Г. Фрида внимание обращается на передачу радостного, бодрого настроения и требует чёткого, выразительного и ритмичного, но не форсированного звучания. Обращаю внимание детей на песню светлого, лиричного характера, так же на характер звучания: лёгкий и подвижный. Исполняется песня лёгким звуком в оживлённом темпе. Она передаёт чувство радостного ожидания прихода весны, это настроение хорошо выражено музыкальными средствами: первые четыре такта всё идёт на стаккато, в басовой партии -скачки. Это вполне соответствует словам «звонко капают капели». В следующих четырёх тактах стаккато уже нет, появились лиги, а в мелодии – знаки усиления (крещендо) и ослабление (диминуэндо): «птицы весело запели». Мелодия несложная, в пределах кварты, во втором тетрахорде си бемоль-мажорной тональности (в первой октаве). За исключением двух скачков вниз (1-й такт), она построена на постепенных ходах от V до I ступени, что делает её очень доступной. Но есть небольшая деталь, которая усложняет исполнение. Звукоряды, записанные в 3-м и 5-м тактах, несмотря на то что оба они идут поступенно вверх, вниз, имеют различие: в 3-м такте звукоряд начинается с V ступени, а в 5-м – с VI. Детям надо точно попасть на ноту соль(5такт). Учитывая диапазон детей старшей группы (ре I окт. – до, до#II окт.) тесситура песни для исполнения удобна ( фа-си бемоль I ).Своеобразие этой песни в том, что аккомпанемент не поддерживает мелодию, а идёт на октаву выше. Это затрудняет усвоение её детьми. Поэтому в процессе разучивания надо всё время подыгрывать мелодию.

На 1 занятии я исполняю песню с сопровождением, провожу беседу о характере, настроении песни, в каком темпе она исполняется, каким звуком, разбираем текст песни, каждую фразу, разъясняю смысл некоторых незнакомых слов «капели», «проталины», правильное и отчетливое их произношение.

После беседы дети повторно слушают песню с сопровождение, уже более глубоко и внимательно воспринимая характер песни в сочетании с текстом.

Затем я проигрываю мелодию на металлофоне или фортепиано без сопровождения, чтобы дети услышали одну мелодию.

II Этап. (2-4 занятие)

При разучивании использую следующие приемы: настройку на первом звуке; пение мелодии без инструмента; исполнение мелодии на фортепиано или проигрывая её на металлофоне; разучивание мелодии по частям и фразам в медленном темпе.

Для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella.
Перед началом пения детям предлагаю упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «лё-лё» (прима), «ку-ку» (чистая кварта), использую также упражнение «музыкальное эхо» (ребенок воспроизводит заданный звук, мелодические обороты варьируются для каждого ребенка),их повторение формирует навык чистого интонирования, развивает и координирует слух и голос.

Слаженность исполнения я развиваю с помощью показа момента вступления, используя дирижерские жесты или с помощью мимики. Но, следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности: мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, соответствующего характеру музыки.

Поэтому я использую яркое исполнение и образное слово при разучивании песни.

Песню мы учим частями: фразами, предложениями, куплетами.

На втором занятии предлагается повторное прослушивание песни с подпеванием детьми. Важно привлечь внимание к точному воспроизведению 3-го и 5-го тактов. Индивидуальные задания: менее подготовленный ребёнок поёт 3-й и 4-й такты («возле нашего окна»), более способный – 5-й и 6-й такты («птицы весело запели») . Задание выполняется несколько раз, попарно.

Остальные отмечают качество их пения. После дети поют песню всей группой На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях.

пражнение я даю как распевание, пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне.
Во время разучивания этой песни используется для распевания песенка «Паровоз» В. Карасевой, поскольку в ней такие же интонационные обороты.

Пропевание слога «ду» скачком на кварту вниз и вверх поможет правильно сформировать звук во время пения песни. Так же во время разучивания «Песенка о весне» муз. Г. Фрида, на одном из первых занятий, использую для распевания песенку «Петрушка» В. Красевой, которая упражняет в точной передаче мелодической интонации при скачках голоса на кварту. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки я даю в игровой форме. При исполнении этих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации. На втором занятии я уделяю внимание скачку мелодии на кварту вверх и вниз (си бемоль – фа), добиваясь правильной интонации, так же стремимся точно передавать постепенное движение мелодии вверх.

На 2-3 занятиях я проиграю трудные мелодические обороты, пропою их без музыкального сопровождения, проиграю отдельно, предложу прохлопать ритмический рисунок песни, одновременно помогая детям осваивать и текст, и мелодию. На начальных занятиях во время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить ее с голоса. Особое внимание на каждом занятии уделяю трудным местам, с которыми на данном этапе сложнее справляться детям. Стараюсь не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь «речитативом», скандировать. Затем играю одну мелодию, пою без сопровождения, привлекая к пению хорошо поющих детей, затем предложу всем спеть мелодию без слов (на звуках: ля, лю, ли).

Так же на начальных занятиях необходимо привлечь внимание детей к различным способам звукообразования. Первые 4 такта надо петь легко, отрывисто, ведь это звонко капают капели. Вторые 4 такта исполняются так же подвижно, но более напевно, с точным выполнением динамических оттенков («запели птицы») Дети делятся на две подгруппы, которые поочерёдно исполняют эти отрывки, соблюдая указанные оттенки. После дети поют песню всей группой.

Акцентирую внимание отчётливому произношению согласных в конце слов «подснежник», «цветочек», «пахнет», «капают»; гласных в словах «нашего», «вчера», «проталинке» (объяснив этого слово), «цветочек», «солнцем», предварительно работаем над артикуляционными упражнениями над этими звуками.
Например, детям нравится р.н. п. «Андрей – воробей» в обр. Слонова.

Эта попевка используется, как упражнение, способствующее выработке чёткой артикуляции и ясной дикции.

Использование упражнений-игр помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций.

Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты: интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен. Они используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей в разучиваемой сегодня песне.

Дети с радостью вспоминают русскую народную песню «Василёк», которая упражняет детей в чистом интонировании, построенной на на поступенном движении с сверху вниз и вырабатывает правильное дыхание. А песня – упражнение «Лесенка» сл.М. Долинова, муз. Е.Тиличеевой или «Скачем по лестнице» муз. Е.Тиличеевой закрепляет у детей умение точно определять и интонировать постепенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх.

Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, в разучиваемой песне, я им разъясняю и показываю, где и как нужно брать дыхание, как его распределять по музыкальным фразам. Обращаю внимание на певческую установку. Развитию дыхания, помогут такие песенки, как «Кукушка» Е.Тиличеевой, «Дудочка» В.Карасевой, так же это полезное упражнение на гласные для расширения диапазона голоса.

Для выработки правильной дикции использую выразительное чтение текста, предлагаю детям прочитать текст шепотом, с четкой артикуляцией.

Для отрабатывания артикуляции и хорошей дикции в песне я использую русскую народную прибаутку «Бай, качи, качи» с помощью которой можно добиваться чёткого, ясного произношения слов.

Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты: интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен.

Особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих. На занятии детей старшей группы рассаживаю следующим образом: в первом ряду сажаю детей с плохой вокально-слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение; во втором ряду - детей с неустойчивыми певческими навыками; в третьем - детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринужденно.

III Этап. 5-6 занятие

После настройки и выполнения некоторых упражнений, описанных выше, предлагаю детям спеть песню 3-4 раза разными способами: спеть без сопровождения, своим голосам помогая им; по подгруппам (первый и второй ряд, мальчики и девочки, по куплетам); цепочкой по музыкальным фразам.

Слушаем друг друга, обсуждаем и справляем ошибки. Затем песня исполняется хором с сопровождением.

В завершении III этапа провожу с детьми беседу о том понравилась ли им выученная песня? Понравилось ли как они её исполняют, что им больше всего запомнилось в разучивании песни? Обсудить качество звучания песни в нашем исполнении. В финале разучивания предложить спеть песню стоя, выразительно и точно, как на празднике.

В итоге разученной песни, у всех ребят улучшилась музыкальная память, дети проникли радостным, весенним настроением, переданным в песне, научились воспринимать и передавать весёлый, оживлённый характер песни.

Исполняют песню легко, радостно, весело, в оживлённом темпе без напряжения, четко произнося слова. Научились слышать вступление и вовремя начинают пение после вступления, правильно берут дыхание, после вступления и между фразами. Поют эмоционально, передавая динамические оттенки, более точно научились интонировать, чётко передают ритмический рисунок песни.

Исполняют песню непринуждённо, лёгким звуком. Дети стали более эмоциональными.