Приучать ребенка с детства к чтению – одна из приоритетных направлений в работе как детского сада, так и школы. Для реализации этого направления воспитательной работы, из года в год мы используем новые методы и формы работы с детьми. Но один из методов для нас остается неизменным в течение уже нескольких лет – работа с детскими изданиями (журналами и книгами).
При работе с детскими изданиями, мы опираемся на богатый педагогический опыт воспитателя детского сада «Тугутчаан» Громовой Сарданы Николаевны, воспитателя 1 категории. За период своей работы, в своей педагогической дятельности Сардана Николаевна уже в течение лет (с 2011 г.) активно использует материалы детского журнала «Чуораанчык» и «Колокольчик» для занятий с детьми. Выпускники детского сада 2015 г. до сих пор в свое свободное время зачитываются журналами, играют в настольные игры мальчика Колокольчика и разгадывают головоломки.
В связи с этим, актуальным в нашей педагогической деятельности становится использование материалов журнала как дидактический материал во время уроков. Кроме этого, материал можно использовать также для организации и проведения внеклассных мероприятий, классных часов и внеурочной деятельности.
Для этой работы привлекаются не только родители и педагогический коллектив, но и наши постоянные социальные партнеры: библиотека и этнокультурный центр. Мы совместно с нашими партнерами организовываем различного рода мероприятия, утренники и конкурсы.
У нас имеется богатый опыт организации такого рода культурно-развлекательных мероприятий (конкурсы, акции, утренники), где дети принимают самое активное участие. В этом году мы планируем существенно обновить нашу работу в этом направлении, а именно работать с детскими периодическими изданиями «Чуораанчык» и «Колокольчик».
В рамках обновления работы, нами запланированы ряд мероприятий по разработке уроков и внеурочной деятельности с использованием материалов, используемые в детском журнал в качестве дидактического материала.
Но главной проблемой для нас остаются:
- Удаленность района и населённого пункта от города и центральных районов республики, что существенно снижает долю очного участия в акциях и конкурсах.
- Медленная работа услуг почтовой связи, которая задерживает новые журналы, газеты.
- Отсутствие методических рекомендаций для работы с национальными изданиями.
Для решения второй проблемы, в прошлом году глава наслега В.М. Атласов предложил жителям и родителям заказывать журналы в городе через работников администрации, поскольку все равно один – два раза машина администрации совершает командировки в столицу.
Эти два главных препятствия позволяют нам только заочное участие. Поэтому, главным направлением в работе нашего коллектива является участие в конкурсах.
В связи с этим, возникающие проблемы позволяют определить два персептивных (по нашему усмотрению) направления работы:
- Первое направление – изучение опыта работы коллег и разработка методических рекомендаций с привлечением информации и материала из детских журналов во время проведения уроков и внеклассных мероприятий;
- Второе направление – изучение и опыта работы коллег и разработка методических рекомендаций с привлечением информации и материала из детских журналов во время проведения внеурочной деятельности и классных часов.
Не смотря на удалённость, отсутствие хорошей связи (интернет), мы хотели бы поделиться своим опытом участия наших детей в конкурсах, которые организовывает коллектив «Колокольчика».
Наши воспитанники принимают активное участие в конкурсах, организуемые журналом «Чуораанчык»:
- конкурс «Символ года» (изготовление петушков из подручного материала);
- конкурс «Мамин портрет»;
- конкурс поздравлений (поздравительное стихотворение);
- наша выпускница Голикова Василина, круглая отличница была удостоена чести выйти в рубрике «Туйгун уорэнээччилэр».
- конкурс «Сделай мальчика Колокольчика».
Мы подписаны в социальных страничках «Колокольчика» (Инстаграмм и мессенджер Ватсап), и именно через них узнаем новости и достижения редакции журнала.
Не смотря на удаленность нашего наслега от центра, у нас возникла идея создания социального проекта, который бы позволил повысить интерес к журналам «Чуораанчык» и «Колокольчик», ведь не все родители и дети осведомлены о новостях и конкурсах.
Использование материалов детского журнала во время уроков
На данной странице представлены три головоломки, которые при умелом подходе, просто использовать на уроке по родному языку. Мы предлагаем использовать третью головоломку – разгадай кроссворд.
Шаг 1. Вместе разгадайте кроссворд. Получившиеся ответы, запишите на доске.
Шаг 2. Получившиеся ответы (кыталык, чубуку, суор, боро, таба, холууп) разделите на гласные и согласные буквы.
К примеру: кыталык – и т.д. Это позволит закрепить тему урока. Остальные оставшиеся две головоломки, можно использовать во время внеурочной деятельности.
Также, журнал можно использовать во время урока технологии (шитье). В данной рубрике «Декоративная подушка» шаг за шагом описан алгоритм действия, подробная инструкция. При фантазии самого учителя и ребёнка, вместо узоров можно придумать самим другие рисунки (медвежонок, зайчик и др.).
При изучении нового материала (изучение букв), кроме иллюстрации учебника интересным является материал «Кордоох буукубалар».
Внеклассные мероприятия
Данное задание можно использовать в качестве материала для проведения библиотечного урока «Мой родной край». Данный материал уместно будет использовать для учащихся 3 – 4 класса, поскольку дети данной категории могут самостоятельно работать с источниками и книгами. Для проведения такого рода библиотечного урока можно пригласить также родителей. При этом необходимо не оставлять ребенка один на один с заданием, а направлять ребенка для достижения поставленной цели. При этом, можно разделить вопросы и устроить мини-соревнование, кто быстрее и развернуто ответит на свои вопросы.
Другим примером библиотечного часа, может стать викторина «Я с книгой открываю мир природы».
Классный час
Для проведения классного часа по теме «Безопасного поведения», можно использовать следующие иллюстративные материалы «Уотунан оонньооботтор» и «Энергия и электричество». Данные иллюстрации более подробно и красочно описывают как надо вести себя на природе и в городе близ электрических сетей. Кроме того, что рисунки носят информационный характер, они также заставляют задумываться самих детей, как они бы повели себя, если бы оказались в подобной ситуации.
При организации классного часа, мы предлагаем использовать следующий алгоритм:
Шаг 1. На проекторе выставляется рисунки (без текста). Детям предлагается определить тему классного часа.
Шаг 2. После определения темы, предложите детям составить короткий рассказ по рисункам.
Шаг 3. После того, как дети составили рассказ, сравните рассказ детей с текстом рисунка, определите общее и различное в тексте и рассказе.
Шаг 4. Обсуждение темы классного часа.
Кроме этого, имеются также материалы о знаменитых якутах (Герой Советского Союза Н.И. Чусовской). Кроме того, что имеется информация о жизни Николая Ивановича, можно продемонстрировать также парадный китель Героя и боевые ордена и медали. По окончании классного часа, детям нужно дать задание найти информацию о медалях и орденах Героя, и узнать за что и какие заслуги давали тот или иной орден.
Внеурочная деятельность
Как показала практика, активное использование заданий и головоломок из журнала, позволяет повысить не только интерес, но и продуктивность. Такие головоломки мы используем во время ВУД «Юный каллиграфист». Целью таких занятий является развитие навыков письма.
Вместо готового, скаченного из интернета материала, ребенок с наибольшим интересом рисует по заданиям из журнала.
Мы также используем материалы во время кружка «Час чтения», где кроме запланированных рассказов из учебников, мы рассказываем более подробно также культуру и быт народа саха и эвенов.
Одним из таких ярких примеров является использования материала «Ысыах – якутский национальный праздник». Кром текстового материала, также дается возможность работы с картиной, где после зачитывания материала, можно составить отдельный рассказ по картине.
Физкультминутка
Мы в своей практике используем также во время физкультминуток. Так «Сирэй, харах, тыл, уос эрчиллиилэрэ» наглядно демонстрируют, какие движения нужно использовать, для того чтобы расслабить ту или иную часть тела.
Конечно можно использовать также материалы из интернета, более высокого качества и содержания. Но мы склонны считать, что ребенок на картине из журнала по своим физиологическому виду намного близок к нам, и поэтому у ребёнка заранее возникает ассоциация того, что перед ним его сверстник, хоть и нарисованный.
Также имеются материалы с бол подвижными приемами и играми «Веселые игры от Колокольчика».
Такие игры позволяют детям расслабиться после долгого и томительного учебного процесса, подзарядиться энергией во время перемены. При проведении таких игр важно соблюдать технику безопасности, быть рядом с детьми и объяснять правила игры.
Все игры (Кочки, верх – вниз, угадай кто) очень простые и понятны любому возрасту.