Тип урока: ОНЗ.
Цель: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше); оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Оборудование: демонстрационные геометрические фигуры, раздаточный материал для детей.
Задачи:
- Воспитывающие - самостоятельность, уметь общаться.
- Развивающие - уметь создавать алгоритм сравнивания предметов по количеству, определять места затруднения, употреблять в речи понятия «больше», «меньше», «столько же».
- Учебные - учить пользоваться алгоритмом - определять, каких предметов больше, каких меньше.
УУД:
- Познавательные: осмысление себя и предметов в пространстве.
- Коммуникативные: построение фраз с использованием математических терминов.
- Личностные: осознание себя и предметов в пространстве (Где я? Какой я?).
- Регулятивные: освоение способов определения предметов в пространстве способом сравнения предметов.
Ход урока
1. Мотивирование учебной деятельности. УУД: - 3.
Скажем «Здравствуйте!»
Скажем «Здравствуйте!» - руками;
Скажем «Здравствуйте!» - глазами;
Скажем «Здравствуйте!» - мы ртом,
Станет радостным наш дом.
«Здравствуйте!» - произносится хором.
Очень рада вас видеть!
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь, пожалуйста.
II. Актуализация знаний. УУД: - 2,3.
— Вспомните, какие слова были главными на прошлом уроке. (Раньше, позже, сначала, потом.)
— Какой день недели сегодня?
— Какой день недели идет сначала: среда или четверг?
— Что наступает раньше: суббота или воскресенье?
— Какой день недели наступает после вторника?
— Назовите все дни недели по порядку.
— Расскажите, как у вас сегодня прошло утро, используя эти слова. (Ответы детей.)
III. Самоопределение к деятельности. УУД: - 1, 2, 3, 4.
Задания по группам:
- 1 группа: работает с игрушками (машинки и котики).
- 2 группа: работает с геометрическими фигурами (кружочки и квадраты).
- 3 группа: работает со счётными палочками (красные и синие).
(На доске две группы фигур: квадраты и круги, 4 кружка и 3 квадрата). Каждая группа моделирует ситуацию с доски.
Как, не считая, сказать, каких фигур больше?
Учащиеся предлагают различные варианты. Останавливаются на том, что нужно расставить фигуры парами. Фигуры расставляются одна под другой.)
— Каких фигур больше? Почему? (ответы от каждой группы.)
— Каких фигур меньше? Почему?
— Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
(Учиться определять, каких предметов больше, каких меньше.)
IV. Выявление места и причины затруднения. УУД: - 4, 3, 2,1.
Практическая работа.
— Приготовьте геометрические фигуры.
— Положите несколько синих кругов.
— Что надо сделать, чтобы красных кругов было столько же? Как вы это сделали? (Под каждым синим кругом положили красный, объединив их в пары.)
— Что можно сказать о количестве красных кругов? (Их столь ко же, сколько синих кругов.)
— Что можно сказать о количестве синих кругов? (Их столько же, сколько красных кругов.)
— Как сделать так, чтобы синих кругов стало меньше? (Добавить красный круг.)
— У кого есть другой способ решения? (Убрать синий круг.).
— Скажите, когда мы говорим, что предметов поровну, столько же? (Когда их можно поставить в пары и лишних предметов не останется.)
— Что можно сказать о предметах, которым не хватило пары? (Их больше.)
V. Построение проекта. УУД: - 1,2,4, 3.
Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 10, чему мы должны сегодня научиться?
— На какие вопросы мы уже научились отвечать?
— Рассмотрите рисунок. К какой сказке художник нарисовал иллюстрацию? («Три поросенка».)
— Пользуясь иллюстрацией, продолжите рассуждения, приведенные в учебнике. (Домиков столько же, сколько поросят. Поросят столько же, сколько домиков.)
— Почему вы так решили? (У каждого поросенка есть домик, лишних домиков нет, поросят, оставшихся без домика, тоже нет.)
— Когда говорят, что предметов столько же? (Когда их можно поставить в пары.)
— Когда говорят, что предметов меньше? (Когда их не хватает, чтобы образовать пару.)
— Когда мы говорим, что предметов больше? (Когда им не хватает пары.)
VI. Реализация проекта. УУД: - 1, 2, 3, 4.
Работа по учебнику
— Рассмотрите на с. 10 рисунок на полях. Прочитайте задание к нему. Какой вывод можно сделать? (Матрешек в желтых и красных сарафанах поровну, потому что они стоят парами.)
— Как составлены пары? (Слева все матрешки в желтых сарафанах, а справа — в красных. Слева матрешки сверху вниз становятся меньше, а справа — больше.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 11. Какая это сказка? («Доктор Айболит».)
— Кто автор сказки? (К.Чуковский.)
— О чем можно сказать «столько же»? (Блюдец и шоколадок, тигрят и блюдец, тигрят и шоколадок, тигрят и кроватей, тигрят и одеял и т.д.)
— О чем можно сказать «больше»? (Тигрят больше, чем докторов, тигрят больше, чем стаканов, шоколадок больше, чем стаканов, градусников больше, чем тигрят и т.д.)
— О чем можно сказать «меньше»? (Докторов меньше, чем тигрят, тигрят меньше, чем градусников, стаканов меньше, чем тигрят, и т.д.)
VII>. Первичное закрепление. УУД: - 2,3,4.
— Прочитайте задание повышенной сложности. Выполните его в парах. (Бусинки можно нанизывать на верхнюю часть нитки: маленькая красная, зеленая, большая красная. Можно нанизывать на нижнюю часть нитки: зеленая, маленькая красная, большая красная.)
Работа в тетради с печатной основой
1. Откройте тетрадь на с. 6. Рассмотрите рисунок с листочками.
— В каком ряду листьев меньше? (В нижнем.) Почему? Докажите.
— Что сделать, чтобы листьев, в обоих рядах стало поровну? (Под каждым зеленым листком нарисовать желтый лист.)
— Сколько листьев дорисовали? (3.) Почему? Докажите.
2. Обведите грибы.
— Какую закономерность вы заметили? (Большой гриб, маленький гриб.)
— Закрасьте шляпки грибов так, чтобы еще и их цвет менялся.
— Рассмотрите следующую картинку. Для чего нужен светофор? (Ответы детей.)
— Назовите сигналы светофора. О чем говорит каждый сигнал?
VIII. Рефлексия. УУД: - 2,3,4.
(«Проверь себя» (учебник, с.11). Учащиеся устно отвечаю' на вопросы и объясняют свой выбор.
— Как вы справились с работой?
— Встаньте те, кто хорошо разобрался в новом материале.
— Встаньте те, кому нужна помощь учителя.
— Чему научились сегодня на уроке? (Сравнивать количество предметов.)
— Как мы сравнивали группы предметов? (Ставили их в пары.)
— Что можете сказать о количестве кругов, если одному кругу не хватило пары? (Их больше.)
— Что можете сказать о количестве кругов, если их не хватило для того, чтобы составить пару? (Их меньше.)