Цель:
- Активное включение детей в интегрированное художественно-эстетическое развитие, посредством музыкальной, изобразительной, игровой, речевой деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
- Инновационный подход в работе по развитию чувства ритма.
- Приобщение к рассматриванию результатов изобразительной деятельности, слушанию и восприятию классической музыки, посредством использования ИКТ.
- Активизация творческих проявлений, предоставления возможности детям к самовыражению.
Обучающие задачи:
- Учить исполнять образные упражнения со сложным ритмом, анализировать музыкальные произведения.
- Закреплять танцевальные движения без музыкального сопровождения и под музыку.
- Приобщать к рассматриванию и анализу результатов изобразительной деятельности.
- Обогащать умение выразительно передавать игровой образ.
Развивающие задачи:
- Создавать условия для развития чувства ритма.
Активизировать коммуникативные качества, умение действовать коллективно и индивидуально, выполнять правила игры.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство прекрасного, обогащая эмоциональный опыт детей.
- Воспитывать интерес к классической музыке великого русского композитора, воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные качества.
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.
Индивидуальная работа: предлагаю дифференцированную работу по организационной форме обучения (организация малых групп, фронтальная форма, индивидуальная работа); по индивидуально-психологическим особенностям (гендерный подход); по форме оказания педагогической поддержки детям (частичный образец выполнения задания, вспомогательные вопросы, установки, создание ситуации успеха).
Используемый музыкальный репертуар:
- «Лебедь»;
- «Марш деревянных солдатиков»;
- «Баба-Яга»;
- «Вальс цветов» П.И. Чайковский;
- Отрывок из сказки «Щелкунчик» П.И. Чайковский;
- «Танец феи Драже» П.И. Чайковский;
- Бой курантов
Материал и оборудование:
- Интерактивная доска;
- Ноутбук;
- Диски с музыкальными произведениями;
- Музыкальный центр;
- Музыкальная шкатулка;
- Напольный стенд с изображением артистов балета;
- Портреты композиторов: П.И. Чайковский, М.И. Глинка, Э. Григ, Д.Б. Кабалевский, М. П. Мусоргский;
- Презентация «Театр оперы и балета»;
- Световой шар;
- Видеозапись «Танец феи Драже»;
- Шкатулка с разноцветным драже;
- Детские музыкальные инструменты.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Исəнмесез,балалар! Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас на музыкальном занятии. А какое у Вас настроение?
Дети: Хорошее, весёлое, радостное.
Музыкальный руководитель: Я вижу это по вашим улыбкам, по тому, как горят ваши глаза, потому что вам, наверное, интересно, что будет происходить сегодня на занятии? А вы хотите совершить путешествие в страну её Величества Музыки?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Тогда в путь! А скажите мне, что такое балет?
Дети: Это танец, это музыка.
Музыкальный руководитель: А можно артистов балета заменить певцами?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель: Правильно, потому что артисты балета танцуют. А можно заменить дирижёра?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель: Дирижёр управляет оркестром. Вот мы с вами выяснили, что балет-это праздник, где артисты балета танцуя, не говоря слов, показывают какой-то сюжет сказки, рассказа. Балет-это дружба музыки и танца. А скажите, как можно передать образ, не используя слов?
Дети: Мимикой, жестами.
Музыкальный руководитель: Покажите мне образные упражнения, которые я буду называть при помощи жестов, мимики и движений, располагайтесь по залу, будьте внимательны.
Музыкальный руководитель: Лебедь (дети изображают лебедя); Оловянный солдатик (дети изображают солдатиков); Баба-Яга (дети изображают Бабу-Ягу); цветок (дети изображают цветок).
Музыкальный руководитель: Мне очень понравилось, как вы изобразили образ цветов. Арсений, каким ты был цветком? (ромашка, тюльпан). Молодцы, постарались!
Музыкальный руководитель: А теперь подходите ко мне. Мы с вами на музыкальных занятиях знакомились с творчеством П.И. Чайковского. Вот здесь расположены портреты выдающихся композиторов. А теперь покажите мне П.И. Чайковского (дети показывают портрет П.И. Чайковского). П.И. Чайковский написал много пьес, балетов. А какие произведения вы знаете? («Времена года», «Щелкунчик», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба-Яга»).
Во многих городах есть театры оперы и балета. Вы хотели бы попасть в театр?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: И я хотела бы. А поможет нам в этом волшебная музыкальная шкатулка. Закройте глаза и не открывайте, пока не закончится музыка, пока волшебство не произойдёт (включается световой шар). Как красиво, ярко! Мы с вами находимся у театра оперы и балета. Какое красивое здание с большими колоннами. Театр находится на главной улице Москвы, театр начинается с фойе, здесь люди встречаются, раздеваются, общаются. А почему я вам сказала празднично одеться? Потому что сегодня праздник, и мы с вами пришли в театр, а в театр люди приходят красиво одетыми. Вот мы с вами подходим к красивой лестнице, поднимаемся по ступенькам и вот мы в зрительном зале. Посмотрите, какой красивый зрительный зал.
Стены театра пышно декорированы лепкой. В центре потолка находится большая красивая хрустальная люстра. Сегодня в театре оперы и балета идёт великолепная постановка сказки «Щелкунчик» по мотивам Гофмана, написанная на музыку П.И. Чайковского. Ребята, вы знаете сказку «Щелкунчик»? Смотрели мультфильм «Щелкунчик»? А хотите превратиться в главных героев?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: А поможет нам в этом музыка, написанная П.И. Чайковским к сказке «Щелкунчик». Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы своей мимикой, движениями будете показывать её. Проходите, располагайтесь, сказка начинается. За окном кружатся снежинки, в зале танцуют дети, вдруг появился волшебник, он принёс волшебную игрушку Маше, которая может щёлкать орешки. Маша обрадовалась, взяла игрушку, начала кружиться, радоваться, но подошёл к ней младший брат, отнял игрушку и поломал. Маша расстроилась. Наступил вечер, гости разошлись и легли спать, но только Маше не спится. Она вернулась назад тихонечко в зал и увидела, что на ёлке ожили игрушки, они спрыгнули с неё и стали расти. Маша удивилась этому и начала с игрушками танцевать, веселиться, приплясывать.
И вдруг появился Мышиный король вместе со своим мышиным войском, они начали наступать на Машу.
Маша испугалась, присела и закрыла глаза. Но вдруг появился Щелкунчик, он достал свою саблю и начал наступать на мышиное войско, и войско отступило. Щелкунчик подошёл к Маше, взял её за руку, посадил её в башмачок, и они полетели. И прилетели они в сказочную страну, где их встретила фея Драже. И вдруг произошло чудо!
Щелкунчик превратился в юношу. Вот и закончилась сказка. Подходите ко мне. Мне очень понравилось, как вы эмоционально показывали героев сказки «Щелкунчик», вы были убедительны, вы были артистами балета. А сейчас я предлагаю послушать великое произведение, один из главных героев сказки «Щелкунчик - это фея Драже, к которой попадает Маша и Щелкунчик. Кажется, что фея не танцует, а порхает в облаках. Танец феи самый удивительный, необыкновенный. Послушайте, пожалуйста, танец феи Драже в исполнении симфонического оркестра. Ребята, вам понравилось?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: А какая музыка была по характеру? (волшебная, сказочная, игривая, весёлая).
А какие эмоции вызвала у вас эта музыка? (радости, счастья, веселья).
А какие вы услышали инструменты? (треугольник, колокольчик, труба).
Когда я слушала это музыкальное произведение, я тоже думала, что там используют такие музыкальные инструменты, но я пришла в музыкальный зал, взяла колокольчик, совершенно другое звучание, взяла треугольник-нет. Мне стало интересно и я прочитала в интернете, что этот музыкальный инструмент, который используют в танце феи Драже-челеста. Необыкновенное звучание (дети по очереди и вместе повторяют: Челеста - музыкальный инструмент, у которого есть клавиши, такие же, как у пианино, но только вместо струн находятся пластины. Молоточки ударяют по этим пластинам, и издаётся совершенно необычный звук. Челеста - ударный, клавишный инструмент, который относится к симфоническому оркестру.
Давайте отдохнём и пройдёмся. У меня для вас есть необыкновенный сюрприз, который для вас приготовила фея Драже. Посмотрите, это драже разноцветное, такого, как звучала музыка. Закройте глаза и представьте, как звучала музыка, возьмите конфету такого цвета, каким представилась вам музыка.
А теперь покажите, какие конфеты вы выбрали. А я возьму шоколадную, я представила, как текут шоколадные реки.
А теперь положите конфету на язычок и представьте вкус сладкой музыки (звучит музыка, дети едят конфеты).
Вот мы с вами слушали музыку и кушали конфеты и представляли.
А сейчас пройдёмся по нашему залу, рассмотрим его. На каких фотографиях изображены артисты балета? (Дети показывают). Потому что они танцуют. Вы бы хотели увидеть настоящий балет?
Тогда пройдём и посмотрим фрагмент балета «Щелкунчик» танец феи Драже. (Дети смотрят фрагмент).
У меня для вас есть ещё один сюрприз - здесь лежат музыкальные инструменты, выберите себе музыкальный инструмент, проходите в полукруг, ещё раз послушайте произведение танец феи Драже и своим звучанием на музыкальных инструментах сделайте её ещё краше, звонче. Я буду вашим дирижёром, следите за движением моей палочки и будьте внимательны. (Дети играют).
Ребята, вы ничего не слышите? Это бой курантов - это значит, нам пора возвращаться, сила волшебной музыкальной шкатулки заканчивается с последним ударом часов.
Вот и закончилось волшебство, и мы с вами снова в музыкальном зале.
Вы сегодня были молодцы!
Литература.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа «Ладушки» сборник конспектов музыкальных занятий «Праздник каждый день». Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада»// пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников»// учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы». М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Аудиоприложение к сборнику конспектов музыкальных занятий «Праздник каждый день». Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
- Интернет-ресурсы.