Интегрированная организованная образовательная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Сказка в музыке» для детей 6–7 лет»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Активное включение детей в интегрированное художественно-эстетическое развитие, посредством музыкальной, изобразительной, игровой, речевой деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
  • Инновационный подход в работе по развитию чувства ритма.
  • Приобщение к рассматриванию результатов изобразительной деятельности,  слушанию и восприятию  классической музыки, посредством использования ИКТ.
  • Активизация творческих проявлений, предоставления  возможности детям к самовыражению.

Обучающие задачи:

  • Учить исполнять образные упражнения со сложным ритмом, анализировать музыкальные произведения. 
  • Закреплять танцевальные движения без музыкального сопровождения и под музыку.
  • Приобщать к рассматриванию и анализу результатов изобразительной деятельности.
  • Обогащать умение выразительно передавать  игровой образ.

Развивающие задачи:

  • Создавать условия для развития чувства ритма.

  • Активизировать  коммуникативные качества, умение действовать коллективно и индивидуально, выполнять правила игры.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство прекрасного, обогащая эмоциональный опыт детей.
  • Воспитывать интерес к классической музыке великого русского композитора, воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные качества.
  • Воспитывать бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.

Индивидуальная работа: предлагаю дифференцированную работу по организационной форме обучения (организация малых групп,  фронтальная форма, индивидуальная работа); по индивидуально-психологическим особенностям (гендерный подход); по форме оказания педагогической поддержки детям (частичный образец выполнения задания, вспомогательные вопросы, установки, создание ситуации успеха).

Используемый музыкальный репертуар:

  • «Лебедь»;
  • «Марш деревянных солдатиков»;
  • «Баба-Яга»;
  • «Вальс цветов» П.И. Чайковский;
  • Отрывок из сказки «Щелкунчик» П.И. Чайковский;
  • «Танец феи Драже» П.И. Чайковский;
  • Бой курантов

Материал  и оборудование:

  • Интерактивная доска;
  • Ноутбук;
  • Диски с музыкальными произведениями;
  • Музыкальный центр;
  • Музыкальная шкатулка;
  • Напольный  стенд  с изображением артистов балета;
  • Портреты композиторов: П.И. Чайковский, М.И. Глинка, Э. Григ, Д.Б. Кабалевский, М. П. Мусоргский;
  • Презентация «Театр оперы и балета»;
  • Световой шар;
  • Видеозапись «Танец феи Драже»;
  • Шкатулка с разноцветным драже;
  • Детские музыкальные инструменты.

Ход  занятия

Музыкальный руководитель: Исəнмесез,балалар! Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас на музыкальном занятии. А какое у Вас настроение?

Дети: Хорошее, весёлое, радостное.

Музыкальный руководитель:  Я вижу это по вашим улыбкам, по тому, как горят ваши глаза, потому что вам, наверное, интересно, что будет происходить сегодня на занятии? А вы хотите совершить путешествие в страну её Величества Музыки?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Тогда в путь! А скажите мне, что такое балет?

Дети: Это танец, это музыка.

Музыкальный руководитель: А можно артистов балета заменить певцами?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель: Правильно, потому что артисты балета танцуют. А можно заменить дирижёра?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель: Дирижёр управляет оркестром. Вот мы с вами выяснили, что балет-это праздник, где артисты балета танцуя, не говоря слов, показывают какой-то сюжет сказки, рассказа. Балет-это дружба музыки и танца. А скажите, как можно передать образ, не используя слов?

Дети: Мимикой, жестами.

Музыкальный руководитель: Покажите мне образные упражнения, которые я буду называть при помощи жестов, мимики и движений, располагайтесь по залу, будьте внимательны.

Музыкальный руководитель: Лебедь (дети изображают лебедя); Оловянный солдатик (дети изображают солдатиков); Баба-Яга (дети изображают Бабу-Ягу); цветок (дети изображают цветок).

Музыкальный руководитель: Мне очень понравилось, как вы изобразили образ цветов. Арсений, каким ты был цветком? (ромашка, тюльпан). Молодцы, постарались!

Музыкальный руководитель: А теперь подходите ко мне. Мы с вами на музыкальных занятиях знакомились с творчеством П.И. Чайковского. Вот здесь расположены портреты выдающихся композиторов. А теперь покажите мне П.И. Чайковского (дети показывают портрет П.И. Чайковского). П.И. Чайковский написал много пьес, балетов. А какие произведения вы знаете? («Времена года», «Щелкунчик», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба-Яга»).

Во многих городах есть театры оперы и балета. Вы хотели бы попасть в театр?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: И я хотела бы. А поможет нам в этом волшебная музыкальная шкатулка. Закройте глаза и не открывайте, пока не закончится музыка, пока волшебство не произойдёт (включается световой шар). Как красиво, ярко! Мы с вами находимся у театра оперы и балета. Какое красивое здание с большими колоннами. Театр находится на главной улице Москвы, театр начинается с фойе, здесь люди встречаются, раздеваются, общаются. А почему я вам сказала празднично одеться? Потому что сегодня праздник, и мы с вами пришли в театр, а в театр люди приходят красиво одетыми. Вот мы с вами подходим к красивой лестнице, поднимаемся по ступенькам и вот мы в зрительном зале. Посмотрите, какой красивый зрительный зал.

Стены театра пышно декорированы лепкой. В центре потолка находится большая красивая хрустальная люстра. Сегодня в театре оперы и балета идёт великолепная постановка сказки «Щелкунчик» по мотивам Гофмана, написанная на музыку П.И. Чайковского. Ребята, вы знаете сказку «Щелкунчик»? Смотрели мультфильм «Щелкунчик»? А хотите превратиться в главных героев?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: А поможет нам в этом музыка, написанная П.И. Чайковским к сказке «Щелкунчик». Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы своей мимикой, движениями будете показывать её. Проходите, располагайтесь, сказка начинается. За окном кружатся снежинки, в зале танцуют дети, вдруг появился волшебник, он принёс волшебную игрушку Маше, которая может щёлкать орешки. Маша обрадовалась, взяла игрушку, начала кружиться, радоваться, но подошёл к ней младший брат, отнял игрушку и поломал. Маша расстроилась. Наступил вечер, гости разошлись и легли спать, но только Маше не спится. Она вернулась назад тихонечко в зал и увидела, что на ёлке ожили игрушки, они спрыгнули с неё и стали расти. Маша удивилась этому и начала с игрушками танцевать, веселиться, приплясывать.

И вдруг появился Мышиный король вместе со своим мышиным войском, они начали наступать на Машу.

Маша испугалась, присела и закрыла глаза. Но вдруг появился Щелкунчик, он достал свою саблю и начал наступать на мышиное войско, и войско отступило. Щелкунчик подошёл к Маше, взял её за руку, посадил её в башмачок, и они полетели. И прилетели они в сказочную страну, где их встретила фея Драже. И вдруг произошло чудо!

Щелкунчик превратился в юношу. Вот и закончилась сказка. Подходите ко мне. Мне очень понравилось, как вы эмоционально показывали героев сказки «Щелкунчик», вы были убедительны, вы были артистами балета. А сейчас я предлагаю послушать великое произведение, один из главных героев сказки «Щелкунчик - это фея Драже, к которой попадает Маша и Щелкунчик. Кажется, что фея не танцует, а порхает в облаках. Танец феи самый удивительный, необыкновенный. Послушайте, пожалуйста, танец феи Драже в исполнении симфонического оркестра. Ребята, вам понравилось?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: А какая музыка была по характеру? (волшебная, сказочная, игривая, весёлая).

А какие эмоции вызвала у вас эта музыка?  (радости, счастья, веселья).

А какие вы услышали инструменты? (треугольник, колокольчик, труба).

Когда я слушала это музыкальное произведение, я тоже думала, что там используют такие музыкальные инструменты, но я пришла в музыкальный зал, взяла колокольчик, совершенно другое звучание, взяла треугольник-нет. Мне стало интересно и я прочитала в интернете, что этот музыкальный инструмент, который используют в танце феи Драже-челеста. Необыкновенное звучание (дети по очереди и вместе повторяют: Челеста - музыкальный инструмент, у которого есть клавиши, такие же, как у пианино, но только вместо струн находятся пластины. Молоточки ударяют по этим пластинам, и издаётся совершенно необычный звук. Челеста - ударный, клавишный инструмент, который относится к симфоническому оркестру.

Давайте отдохнём и пройдёмся. У меня для вас есть необыкновенный сюрприз, который для вас приготовила фея Драже. Посмотрите, это драже разноцветное, такого, как звучала музыка. Закройте глаза и представьте, как звучала музыка, возьмите конфету такого цвета, каким представилась вам музыка.

А теперь покажите, какие конфеты вы выбрали. А я возьму шоколадную, я представила, как текут шоколадные реки.

А теперь положите конфету на язычок и представьте вкус сладкой музыки (звучит музыка, дети едят конфеты).

Вот мы с вами слушали музыку и кушали конфеты и представляли.

А сейчас пройдёмся по нашему залу, рассмотрим его. На каких фотографиях изображены артисты балета? (Дети показывают). Потому что они танцуют. Вы бы хотели увидеть настоящий балет?

Тогда пройдём и посмотрим фрагмент балета «Щелкунчик» танец феи Драже. (Дети смотрят фрагмент).

У меня для вас есть ещё один сюрприз - здесь лежат музыкальные инструменты, выберите себе музыкальный инструмент, проходите в полукруг, ещё раз послушайте произведение танец феи Драже и своим звучанием на музыкальных инструментах сделайте её ещё краше, звонче. Я буду вашим дирижёром, следите за движением моей  палочки и будьте внимательны. (Дети играют).

Ребята, вы ничего не слышите? Это бой курантов - это значит, нам пора возвращаться, сила волшебной музыкальной шкатулки заканчивается с последним ударом часов.

Вот и закончилось волшебство, и мы с вами снова в музыкальном зале.

Вы сегодня были молодцы!

Литература.

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа «Ладушки» сборник конспектов музыкальных занятий «Праздник каждый день». Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
  2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада»// пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников»// учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы».  М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Аудиоприложение к сборнику конспектов музыкальных занятий «Праздник каждый день». Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
  5. Интернет-ресурсы.