Особенности применения метода проектной деятельности в работе с детьми в школе при онкологическом стационаре

Разделы: Общепедагогические технологии


На протяжении 22 лет я преподаю историю и обществознание в школе. Моими учениками являлись разные дети, которые оказались в тяжелой социальной ситуации. Я пришла к выводу о том, что именно метод проектной деятельности позволяет раскрыть личность учащегося, мотивировать к познавательной деятельности. Именно, участвуя в проектной работе, ученик может найти ответы на волнующие его вопросы, научиться работать в группе, повысить свои коммуникативные навыки, выйти на новый более продвинутый уровень в обработке информации, а иногда и приобрести устойчивый интерес к изучаемой проблеме. В данной статье я хотела бы поделиться опытом организации проектной деятельности в школе при онкологическом стационаре.

Создание системы проектной деятельности в школе при онкологическом стационаре – дело непростое, прежде всего, потому, что сама система образования в такой школе отличается от системы общеобразовательной школы. Наши ученики – это дети, находящиеся на длительном лечении в Российском Онкологическом Научном Центре им. Блохина Н.Н. РАМН. Дети, обучающиеся в нашем центре, больны. Поэтому для наших детей проблемы социализации, самореализации стоят очень остро.

В каком обществе я живу? Какие люди меня окружают? Как необходимо строить взаимоотношения между людьми? Как себя реализовать и.т.д.
Ребенок с ослабленным здоровьем всегда воспринимает данные вопросы острее, чем здоровый. Его волнует проблема успешной социализации в период болезни, восстановления и выздоровления.

Проект – метод решения проблем, способ ответить на поставленные вопросы через исследование.

Из проблем, которые волнуют наших детей, вытекают идеи проектов и соответственно – продукты проектной деятельности.
Проблематика проектов определяется состоянием наших учащихся, дети на уроках, в ходе общения задают вопросы, делятся своими переживаниями, именно так рождаются идеи проектов.

Проект – «Вопреки судьбе», в рамках которого учащиеся исследовали биографии людей, сумевших реализовать себя, вопреки болезни, трудной жизненной ситуации, неприятия социумом и т.д. На уроках истории, посвященных европейской культуре, учащиеся обзорно познакомились с личностью и творчеством Бетховена Л.В. Личность Бетховена заинтересовала учащихся.  Возникла идея создания многоуровневого проекта и серии продуктов, взаимосвязанных между собой. Продуктом данного проекта стал сценарий музыкально-литературного вечера, посвященный жизни и творчеству поэта. На начальном этапе освоения метода проектов не было четкого ответа на вопросы: какова степень участия учащихся и учителей в создании продукта, как максимально задействовать учащихся, как организовать работу в сменных группах. Исходя из данных обстоятельств, на первом этапе многоуровневого проекта «Вопреки судьбе» учащиеся подбирали музыку, просматривали слайды, собирали информацию.

Продолжением проекта «Вопреки судьбе» стал проект «Действенная любовь», где учащиеся исследовали жизненный путь Есенина С. Продуктами данного проекта стали литературно-историческая композиция, посвященная творчеству поэта. На данном этапе учащиеся участвовали в составлении исторической справки эпохи начала 20 века, на уроках литературы углубленно знакомились с творчеством С. Есенина, написали в соавторстве с педагогами стихи, посвященные Есенину, который в юности перенес тяжелое заболевание, побудившее его творить. Итогом этой обширной деятельности стал бюллетень, составленный в программе Publisher Microsoft Office. Этот бюллетень может служить дидактическим материалом для учителя и учащихся, при изучении жизни и творчества C.Есенина на уроках.

Продолжением проекта «Действенная любовь» стал проект «Роль семьи в жизни человека». Учащиеся сделали вывод о том, что действенная любовь рождается в семье.  Какой должна быть семья?

Продолжением проекта «Действенная любовь» стал проект «Роль семьи в жизни человека». В ходе работы над проектом были исследованы взаимоотношения в семье Николая Второго - продукт этого исследования – красочная презентация подготовленная учащимися. Был составлен сборник эссе, в котором ученики исследовали проблемы взаимоотношений на уровне родитель – подросток, детские эссе стали посылом для проведения лектория для детей и родителей на основе сюжетов фильмов отечественного и зарубежного кинематографа - продуктом данной работы стал диск – поппури фильмов. На основе лектория была составлена азбука взаимоотношений в семье, над которой ребята коллективно продолжают свою работу и сейчас и выпустят книгу для детей и родителей, которая так же как и другие продукты будет служить прекрасным дидактическим материалом на уроках истории, обществознания, литературы, русского языка и других, а так же во внеурочной деятельности.
На сегодняшний день мы работаем над многоуровневым проектом «Это я». Познакомившись с фильмом «Игры разума», в котором рассказывается о жизни математика-экономиста Джона Фобса Неша, сумевшего преодолеть свой недуг и создать блистательный труд по экономике, каждый ребенок, участвующий в проекте, рассказывает о своих увлечениях, многие показывают свои творческие работы. Вся система проектной деятельности в школе при стационаре направлена на социализацию детей. Продуктом данного проекта будет фильм «Это я».

Невозможно осуществлять проектную деятельность в наших условиях, не используя методы дистанционного обучения. Мы проводим веб-занятия, публикуем результаты проектной деятельности на сайте учреждения, рассылаем ребятам, которые выписаны сертификаты, наградные грамоты и, конечно, результаты проектной деятельности в электронном виде.

Почему мы выбираем форму многоуровневого проекта. Эта практика оправдана тем, что контингент детей на протяжении учебного года неоднократно меняется, но существует традиция передавать проектные дела вновь прибывшим.

Проектная деятельность позволяет систематизировать и спланировать урочную и внеурочную деятельность.

  1. Проектная деятельность позволяет ликвидировать пробелы знаний учащихся через исследования, максимально вовлекая учеников в исследовательский процесс.
  2. Проектная деятельность позволяет создать самый широкий спектр всевозможных продуктов, которые всегда могут стать дидактическим сопровождением в последующем изучении тех или иных вопросов.
  3. Проектная деятельность позволяет ощутить свою нужность, значимость, осознать смысл своей работы, потому что ученик создает продукт не только для себя, но и для своих товарищей.
  4. Через проектную деятельность формируются социальные компетентности учащихся, которые являются ведущими в постиндустриальном информационном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М. 1991.
  • Пахомова Н.Ю. Дмитриева Н.В. Учебное проектирование. – М. 2010.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. 2003.
  • Петерсон Л.Г. Деятельностный подход в обучении. – М. 2010.
  • Пахомова Н.Ю Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы // Методист, №3, 2004.
  • Демченко С.В. Метод проектов и его применение в обучении. // Первое сентября. №8 М. 2012.
  • Пахомова Н.Ю Учебные проекты: его возможности. // Учитель № 4 2000.
  • Новиков А.М. Учебное проектирование // Сайт академика РАО Новикова А.М.