Читательская конференция "Будь человеком – береги природу!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика, Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: 5

Ключевые слова: экология, начальная школа, нарушения слуха, конференция, декламация


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: создание условий для закрепления правил поведения на природе через совершенствование навыков выразительного чтения.

Задачи:

Образовательные:

  • пополнять теоретическую и практическую базу знаний обучающихся, в том числе, полученную на уроках литературного чтения, природоведения;
  • активизировать желание бережно и с любовью относиться к флоре и фауне родного края посредством выразительного декламирования художественных произведений;
  • использовать слогоударный принцип выражения того или иного стихотворения путём чередования ударных и безударных слогов;
    формировать читательские умения.

Развивающие:

  • совершенствовать произносительную и интонационную стороны речи в процессе выразительного декламирования стихотворений;
  • развивать долговременную память, эмоционально-волевую сферу, произвольное внимание, интеллектуальные умения;
  • расширять общий кругозор экологических знаний учащихся, активизировать познавательный интерес;
  • упражнять в умении отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитательные:

  • упражнять в умении анализировать поступки человека на природе;
  • формировать стойкое неприятие к противоправным поступкам на природе через декламацию литературных произведений;
  • воспитывать эстетический вкус, прививать чувство восхищения художественным словом.

Коррекционные:

  • корректировать произносительную сторону речи, слуховое восприятие;
  • закреплять положительные эмоции;
  • учить преодолевать речевую замкнутость, психологическую неуверенность, контролировать дыхание в процессе выступления на публике.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Личностные:

  • приобретение опыта ориентации в нравственном содержании и смысле поступков героев произведений Сергея Михалкова; 
  • опыт оценки событий с точки зрения выполнения морально-нравственных норм по отношению к окружающему миру природы.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: выделение существенной информации; умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию.
  • Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать ход вербальной деятельности; оценивать результат речевой деятельности, осуществлять рефлексию.
  • Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию стихотворного произведения; принимать участие в коллективном обсуждении; учитывать мнение гостей, допускать возможность существования различных точек зрения.

Предметные:

  • осознанное и выразительное чтение отработанного и заученного художественного материала; 
  • опыт интерпретации поступков героев в процессе отдыха на природе.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • выставка книг Сергея Михалкова,
  • выставка рисунков по изученным художественным произведениям,
  • речевые карточки,
  • слуховой экран,
  • индивидуальные слуховые аппараты,
  • наградные материалы – «Медали».

Технология проведения читательской конференции

Работа читательской конференции «Будь человеком – береги природу!» предусматривает публичные выступления участников – обучающихся 5 «А» класса отделения слабослышащих детей (количественный состав класса – 6 детей), по результатам собственной речевой, интеллектуально-практической деятельности на уроках развития речи, литературного чтения, внеклассного чтения, природоведения, внеклассных мероприятиях.

Регламент выступления участников предусматривает

  • Публичное представление заученного наизусть стихотворного текста (продолжительностью от 1-й до 2-х минут) и дискуссию по тексту (продолжительностью до 3-х минут).
  • Прочтение литературно-художественного произведения (стихотворения) каждым активным участником конференции проводится на фоне презентационного материала, где представлен соответствующий текст. Также актуальны вопросы, к декламирующему ребёнку стихи, от участников и слушателей (некоторым учащимся сложно самостоятельно формулировать вопросы, в этом случае применяются заранее приготовленные речевые карточки). Для всех участников конференции представлен словарь и пояснения специфических терминов и слов, несущих смысловую нагрузку в том или ином стихотворении.

Предварительная подготовительная работа

  • Знакомство с термином «Читательская конференция».
  • Объявление о читательской конференции (в рекреации школы за несколько дней размещено объявление-приглашение на читательскую конференцию, где указаны фамилии выступающих учеников 5 «А» класса отделения слабослышащих детей).
  • Согласование (на конференцию были приглашены ученики младших классов слабослышащего отделения со 2-ого по 5-е классы, классные руководители, родители, законные представители).
  • Выбор направления.
  • Обозначение темы.
  • Первичное чтение художественных произведений, предусмотренных программой.
  • Разбор непонятных выражений, слов, словосочетаний, фраз.
  • Выполнение рисунков, иллюстраций к изученным стихотворениям.
  • Заучивание стихотворений наизусть.
  • Подготовка к конкурсу стихов (по рекомендации педагога, работа с речевым материалом в домашних условиях под руководством родителей; стихотворные тексты предъявляются в нотированной форме, что предполагает: расстановку словесного ударения; выделение пауз; оформление орфоэпических надстрочных знаков).
  • Для проведения читательской конференции подготовлен и соответствующим образом оформлен компьютерный класс со специальным оборудованием.
  • Место проведения: компьютерный класс №215.
  • Время проведения: 16.00-16.55
  • Участие во Всероссийском творческом конкурсе чтецов для детей с ограниченными возможностями здоровья «За природу в ответе и взрослые, и дети», организованном ТГПУ https://uspeh.tspu.ru/user-action-menu.html?content_id=821 (3 Диплома 1-й степени, 1 Диплом 2-й степени, 2 Диплома 3-й степени)

Организация работы по развитию слухового восприятия

Развитие речи детей проводится по нескольким направлениям:

  • лексическо-семантический уровень (слово);
  • синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
  • грамматический уровень (свод правил, норм, законов, по которым слова взаимодействуют друг с другом в предложении);
  • употребление диалогических форм речи.

Этапы читательской конференции

  1. Организационный (приветствие, речевая отработка в слухоречевом режиме, введение в тему конференции).
  2. Демонстрационный (демонстрация методов, приёмов работы, комментарии, речевая отработка в деятельностном режиме).
  3. Заключительный (подведение итогов, рефлексия, награждение).

Правила конференции:

  • внимательное слушание;
  • анализирование услышанного;
  • обдумывание личного высказывания;
  • чёткое, ясное и определённое высказывание личного мнения;
  • громкое, внятное и чистое проговаривание.

Ход читательской конференции

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (Слайд №1)

Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей, это ваши товарищи, учителя, ваши родители, а гостям мы всегда рады. Гости желают посмотреть и послушать, как вы умеете красиво говорить, выразительно читать стихи, отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения. Сегодня мы проводим читательскую конференцию. Кто может сказать, что такое конференция? (если ребёнок волнуется, допустимо считать информацию с речевой карточки)

Дети: Конфере́нция (собирать в одно место) – собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц для обсуждения каких-либо вопросов.

Дети: Конфере́нция – это доводы, доказательства, подведение итогов чего-то очень важного.

Учитель: Посмотрите друг на друга, на гостей, улыбнитесь. Начинаем читательскую конференцию: «Будь человеком – береги природу!». Какими вы будете в процессе работы конференции?

Ответы детей:

  • Я буду внимательным.
  • Я буду эмоциональным.
  • Я буду активным.
  • Я всё замечу и запомню.
  • Я хочу узнать новое.
  • Я помогу товарищу.
  • Я буду выразительно читать.
  • Я буду красиво говорить.

Учитель: - Ребята, скажите, чему посвящён 2017 год? Под каким лозунгом он проходит?

Дети: 2017 год объявлен Годом экологии.

Учитель: Верно, 2017 год - Год особо охраняемых природных территорий. Напомню, 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Наша читательская конференция посвящена Году экологии, мы поговорим о бережном отношении к природе.

- Чем вы занимаетесь в школе на уроках и во внеурочное время?

Дети: Слушаем, думаем, анализируем, наблюдаем, отвечаем на вопросы, красиво и правильно говорим, пишем в тетрадях, выразительно читаем, заучиваем стихотворения, бережно относимся к окружающему миру природы...

Учитель: Выполним наше традиционное упражнение – тренировку слуха. Приготовились. За экраном я буду произносить словосочетания. Внимательно слушайте.

(речевой материал для слухового восприятия предъявляется за слуховым экраном, обучающиеся повторяют либо хором, либо индивидуально, либо по цепочке).

- Читательская конференция.

- Берегите природу.

- Год экологии.

- Экологическая безопасность страны.

- Экологические показатели.

- Природоохранные технологии.

- Природные зоны России.

Учитель:

- За спиной у каждого из вас я буду произносить целые фразы, ваша задача – внимательно послушать и повторить (восприятие знакомого речевого материала на слуховой основе).

- Мы не заметили жука, и рамы зимние закрыли.

- Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.

- Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора!

- О буйные ветры, скорее, скорей, скорей нас сорвите с докучных ветвей!

- Бережное отношение к окружающей среде.

- Защита Байкальской природной территории.

- Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…

- Сохранение водных, лесных и земельных ресурсов.

- Развитие заповедной системы.

Вступительное слово учителя (Слайд №2)

 - Планета Земля и щедра, и богата,
Клянётесь её защищать, вы, ребята?
Дети проговаривают хором: - «Клянёмся!»
- Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим?
Дети проговаривают хором: - «Не дадим!»
- Беречь будем птиц, насекомых, зверей!
От этого станем мы с вами добрей?
Дети проговаривают хором: - «Станем добрей!»
- Давайте украсим всю Землю цветами,
Согреем её мы своими сердцами!
Дети проговаривают хором: - «Согреем сердцами!»
- Клянётесь беречь нашу Землю всегда?
Дети проговаривают хором: - «Да! Клянёмся!»
- Вам это совсем не составит труда!

II. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭТАП. Чтение стихов и обсуждение их с учащимися

Учитель: Что такое поэзия?

Дети: Поэзия – великое чудо. Поэзия – это словесное художественное творчество. Поэзия – это стихотворение. Поэзия – это красота природы, которую описывает поэт.

Учитель: Давайте обратимся к творчеству Сергея Михалкова. Сергей Владимирович Михалков успешно работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, сценарии фильмов и мультфильмов. Его стихотворные произведения, которые он начал писать рано, когда ему было 10 лет, открываются человеку умному и доброму, чуткому и внимательному, любящему природу.

«Будь человеком!» Автор: Сергей Михалков (Слайд №3)

В лесу мурашки-муравьи живут своим трудом,
У них обычаи свои и муравейник – дом,
Миролюбивые жильцы без дела не сидят:
С утра на бой бегут бойцы, а няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит в траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял и муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.
Покой и труд большой семьи нарушила беда.
В дыму метались муравьи, спасаясь, кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел жестокий эгоист...

Учитель: Какой поступок совершил мальчик? Как назвал мальчика Сергей Михалков? Почему герой так поступил? Какими словами можно охарактеризовать совершённый мальчиком поступок? (произвольные ответы детей).

- А вот как об этом пишет Андрей Сметанин. Екатерину нам сейчас расскажет.

Читает: Екатерина Багаева (Слайд №4)

 «Пришла беда». Автор: Андрей Сметанин

Под высокою сосной, защищая лес родной,
Муравейник жил без бед двадцать зим и двадцать лет.
А потом пришла беда: ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка. А пришёл... Кирюша с палкой.

Учитель:

- Сколько лет и зим жил муравейник?

- Кто пришёл в лес с палкой?

- Как вы оцениваете поступок мальчика?

- Какой это поступок?

- Если бы этот Кирюша оказался в нашем классе, что бы вы ему сказали? (произвольные ответы детей)

Дети хором: Кирюша, будь человеком!

Автор: Сергей Михалков (Слайд №5)

- Живёшь ты в атомный наш век и сам – не муравей.
Будь Человеком, человек, ты на земле своей!

Учитель: Муравьи – санитары леса (Слайд №6)

- Муравьи – лучшие друзья леса. Где они процветают, – это здоровый, сильный, не угнетённый набегами вредителей, богатый грибами и ягодами лес! Почему муравьёв считают санитарами леса? (произвольные ответы детей).

- Во-первых – муравьи поедают насекомых-вредителей, тем самым сохраняя деревья.

- Во-вторых – муравьи рыхлят и перемешивают почву, насыщая её кислородом (аэрируют).

- В-третьих – муравьи распространяют семена растений, являются опылителями цветов.

- В-четвертых – муравьи служат пищей для многих лесных жителей: медведей, барсуков, лисиц, птиц.

Учитель: Предлагаю вернуться к творчеству Сергея Владимировича Михалкова. Послушайте, как он описывает поведение на отдыхе в лесу не одного мальчика, а отношение к природе группы детей.

«Прогулка». Автор: Сергей Михалков (Слайд №7)

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Мы по бережку пошли, место новое нашли.
Здесь до нас уже сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли, - насорили и ушли!...

Учитель:

- Как ребята вели себя на природе?

- Что они оставили после своего отдыха?

- Поступок ребят заслуживает похвалы или порицания?

- Какие практические советы можно дать ребятам, которые отдыхают в лесу? (произвольные ответы детей)

- Послушайте, как призывает относиться к Земле Елена Смирнова Виолетта, прочитай.

Читает: Виолетта Каличкина (Слайд №8)

«Давайте вместе Землю украшать». Автор: Елена Смирнова

Давайте вместе Землю украшать, сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать и относиться бережно, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…Она у нас одна, одна такая!

Учитель: Какая земля? (произвольные ответы детей)

Дети: Красивая, родная, неповторимая, ранимая, живая, прекрасная.

Учитель: Природа прекрасна, величественна в любое время года. Человек – часть природы. Самый внимательный, любящий природу человек может услышать, как поют птицы, увидеть, как трава растёт, и как распускаются на деревьях листочки.

- Как надо обращаться с Землёй?

- Почему Землю надо уважать?

- Почему надо относиться бережно к Земле? (произвольные ответы детей)

Учитель: Предлагаю снова окунуться в творчество Сергея Владимировича Михалкова. Внимательно послушайте, бережно ли относятся к Земле мальчики в стихотворении «Прогулка».

«Прогулка». Автор: Сергей Михалков (Слайд №9)

«Эй, ребята!» - крикнул Дима, – «Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!»
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли – веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели… Отдохнули – и ушли…
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых наши банки, две размокшие баранки – словом, мусора гора!

Учитель: Какое местечко они нашли в лесу? Чем занимались ребята на природе? Что оставили мальчики после себя? Как бы вы поступили на их месте? Вы оставили бы мусор после себя? Чего не должны были делать мальчики? Как были обязаны поступить мальчики? (произвольные ответы детей).

- Послушайте, как поэт Алексей Ершов говорит о защите природы. Семён, поведай нам.

Читает: Семён Морозов (Слайд №10)

«О защите природы». Автор: Ершов Алексей

Люблю природу русскую. Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные дающие успех.
Друзья мои, товарищи, хочу я вам сказать,
Давайте станем дружненько природу защищать!
Не будем больше мусорить, следить за ней всегда.
И будет благодарна нам матушка-земля!

Учитель:

- Что такое русская природа?

- Как надо защищать природу?

- Любить русскую природу – это значит …? (произвольные ответы детей)

- Защищать природу – это не только следить за ней, беречь её, но и также помогать животным, поддерживать их в трудное время, как? (произвольные ответы детей).

- Артём, расскажи ребятам о благодарном ёжике.

Читает: Артём Кабанов (Слайд №11)

«Благодарность ёжика». Автор: Юлия Симбирская

Однажды на дачный порожек зашёл любознательный ёжик.
Навстречу ему потянулась рука, другая рука налила молока.
Крошили печенье в глубокое блюдце и ёж, уходя, обещал им вернуться.
А вечером думал, гуляя в лесу: – Я завтра рукам червяков принесу.

Учитель:

- Чем угощали ёжика?

- Почему ёжик захотел отблагодарить руки? (произвольные ответы детей).

- Спасибо. Ребята, я знаю, вы любите природу? Объясните, как вы любите природу? Сейчас послушаем Викторию, она расскажет о бережном отношении к ромашкам.

Читает Виктория Александрова (Слайд №12)

«Ромашки». Автор: Евгения Малёнкина

Разоделись все ромашки в белоснежные рубашки.
Не хочу на них гадать, чтоб листки не оборвать.
С кем дружить – и так я знаю, без ромашек отгадаю.
Лучше лепестки не рвать, Проще взять и посчитать.
Пусть растут они привольно…И цветам бывает больно.

Учитель:

- Почему автор не хочет рвать ромашки?

- Как вы думаете, цветам бывает больно? Почему? (произвольные ответы детей)

- Не только животные и растения нуждаются в нашем бережном отношении. Человек также обязан заботиться и о птицах. Послушайте, внимательно, как об этом говорит Георгий Ладонщиков.

 «Наши друзья». Автор: Георгий Ладонщиков (Слайд №13)

Каждый день, когда встаём, мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек, на крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших прилетает к нам друзей.
На кормушках сидя, птицы чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы ипроныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо и красавцы снегири…
Все привыкли – не пугливы, хоть руками их бери!

Учитель:

- Как вы проявляете заботу о птицах?

- Почему в зимнее время необходимо подкармливать птиц? (произвольные ответы детей).

- Послушаем Валерию. Она продолжит говорить о творчестве Георгия Ладонщикова.

Читает: Валерия Иванова (Слайд №14)

«Люблю птиц». Автор: Георгий Ладонщиков

Я, ребята, птиц люблю. Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети. Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону. Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья не обидел в жизни я!

Учитель: Спасибо. Обратимся ещё раз к творчеству Сергея Михалкова. Послушаем Виолетту, она расскажет о важном совете, которому обязаны следовать все люди.

Читает: Виолетта Каличкина (Слайд №15)

«Важный совет». Автор: Сергей Михалков

Нельзя воспитывать щенков посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком, не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка попробуй подзови щенка!

Учитель:

- Как нельзя воспитывать щенков?

- Как надо воспитывать щенков?

- Семён, (Екатерина, Виолетта) как вы воспитываете собак? (произвольные ответы детей)

- Ребята, как вы относитесь к собакам, кошкам, другим животным?

Дети: Бережно, с любовью, хорошо, и др. (произвольные ответы детей)

Читает: Валерия Иванова (Слайд №16)

«Белый щенок». Автор: Виктор Лунин

В луже искупался белый мой щенок – чёрным стал, как сажа, с головы до ног.

Выкупала в ванне чёрного щенка – стал щенок мой снова белее молока.

Учитель: Кто ещё хочет прочитать весёлые стихи про щенков? (по желанию дети прочитывают небольшие стихотворные отрывки современных писателей)

(Слайд №17)

Семён: Для чего щенку хвосты? Вне всякого сомнения, нужны хвосты для красоты, ещё для настроения. (Г. Шестакова)

Екатерина: У щенка четыре лапы, уши и лохматый хвост, он пушистый и забавный и прохожим лижет нос. (Ю. Склярова)

Артём: Почему щенку не лень громко лаять целый день? Неспроста же лает: поиграть желает! (А. Ерошин)

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Беседа с активными участниками конференции, высказывания пассивных участников конференции, классных руководителей о результатах речевой деятельности

Учитель: Вот и закончилась наша конференция. Какими вы были участниками?

Дети: Внимательными, эмоциональными, активными, старательными, любознательными, инициативными, энергичными (при затруднении, допустимо считать информацию с речевых карточек).

Закрытие

Учитель: Хочу поблагодарить всех участников конференции за интересное и выразительное прочтение художественных произведений. Вы не только выразительно читали стихи, но и говорили о своём бережном отношении к природе.

Рефлексия

Учитель: Оцените свою речевую деятельность и выступления своих товарищей (произвольные ответы детей). Какие чувства вызвали у вас художественные произведения?

(Произвольные ответы детей: «Чувство радости», «Чувство восхищения», «Чувство печали», «Чувство счастья», «Чувство огорчения», «Чувство грусти», «Чувство раздражения», «Чувство связи с природой»)

- Вы испытывали трудности?

- Вам больше понравилось читать наизусть или слушать меня, своих товарищей?

- Послушаем гостей, понравилось ли им конференция? (гости анализируют речевую деятельность детей на конференции, при необходимости задают активным участникам вопросы).

Итоги конференции - награждение (Слайд №18)

Учитель: - Ребята, самый опасный враг леса – огонь! Каждый человек обязан бережно относиться к природе. На какие правила по охране природы и бережном к ней отношении указывают литературные произведения? Пожалуйста, озвучьте их.

Дети:

  • Не разводить костёр в лесу.
  • Увозить с собой весь мусор, который остался после отдыха на природе.
  • Не позволять мусорить другим.
  • Никогда не использовать одноразовую посуду, лучше взять с собой на природу многоразовую.
  • Мыть посуду пучком травы или речным песком.
  • Если увидел в лесу стеклянную банку, её надо убрать, может случиться пожар.
  • Не разрушать муравьиные дома, муравьи – санитары леса.
  • Не разорять гнёзда.
  • Не ломать ветки, не рвать цветы.
  • Не мыть автомобиль в реке. Нефтепродукты загрязняют реки, отравляют среду обитания рыб.

Учитель: - Вы – молодцы! Читательская конференция прошла успешно. За успехом каждого из вас кроется длительная и кропотливая слуховая и речевая работа. Позвольте вручить вам достойные награды (каждый активный участник конференции получает медаль).

Екатерина, твой класс, друзья и наши гости и множество учителей
Тебя с медалью поздравляют, за ней смелей иди скорей.

Артём, доказательств нам не надо, что успех реален твой –
Скажет за тебя награда, ты в глазах людей герой.

Валерия, ты самая лучшая, самая умная! Твоя медаль дороже всех!
Её ты честно заработала, почти без всяческих помех.

Виолетта, ты гордость школы, несомненно, ты ловишь знанья на лету.
Уверена, исполнить сможешь свою заветную мечту.

Семён, тебя достойно оценили, немало ты потратил сил!
Тебе торжественно вручили то, что по праву заслужил!

Виктория, просто замечательно, что рядом такие люди на планете есть!
И поздравленье с получением награды звучит сегодня в твою честь!

Учитель: - Скажем громко наш девиз!

Дети: - Никогда не будет тины на борту у Бригантины!

Интернет-источники (Слайд №19)

  1. http://www.uchmet.ru/library/material/164990/100449/
  2. https://pochemuchka.info/nature/pochemu-nelzya-razrushat-muraveyniki
  3. http://900igr.net/kartinka/astronomija/ochistim-planetu-ot-musora-182392/davajte-vmeste-zemlju-ukrashat-sazhat-sady-tsvety-sazhat-povsjudu-36.html
  4. https://www.google.ru/search?q=давайте+вместе+землю+украшать&newwindow=1&rlz=1C1NHXL_ruRU753RU753&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEw
  5. https://forum.theabyss.ru/index.php?s=6e1912b32f8ef2051b09691f73feea26&showtopic=358968&st=160&p=5295326&#entry5295326
  6. http://musafirova.ucoz.ru/load/v_pomoshh_uchitelju/vsjo_dlja_prezentacij/shablon_mir_prirody/6-1-0-239
  7. http://imagesait.ru/44/zagryaznennaya-zemly
  8. https://www.sciencedaily.com/releases/2014/07/140701193249.htm
  9. https://ru.depositphotos.com/82217374/stock-photo-the-boy-in-wood-with.html
  10. https://www.beesona.ru/id21795/playcast/15854/
  11. http://darivesmir.ru/priroda/kartinki_i_fotki_pro_russkuyu_prirodu.html
  12. https://www.ecosakh.ru/index.php/raznoe/kak-pomoch-v-okhrane-prirody/item/1424