Целевые ориентиры:
- Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
- Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов; делать выводы, обобщения.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование:
- На каждого ребенка: тарелочка с разными предметами (железные скрепки, булавки, шурупы, бумажный барабан, пластмассовая пуговица, деревянный треугольник); магнит; лист картона; стакан, наполненный водой, на дне которого лежит железный декоративный гвоздик;
- Эмблемы маленьких «исследователей»
- Набор картинок для игры «Хлопни – топни»
Организационный момент
Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями, подарить им улыбку и улыбнуться друг другу.
Читает стихотворение «Доброе утро».
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться
«Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день.
- А я для вас приготовила сюрприз. Я знаю, что вы любите фокусы.
Тогда смотрите внимательно.
Воспитатель показывает фокус с «волшебной» рукавицей.
У меня есть рукавица
С ней я просто мастерица
Повнимательней смотри
За рукой моей следи.
(на тарелочке с рисом металлические предметы)
- С помощью моей «волшебной» рукавицы я быстро переберу рис и отделю мелкие гвозди от крупинок-зернышек.
После показа фокуса предлагает разгадать в чём заключается секрет «волшебной» рукавицы (в ней был спрятан кусочек магнита).
- Необыкновенная способность магнита притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление и интерес.
И вот сегодня я предлагаю вам разгадать секреты, которые хранит в себе магнит. Я предлагаю вам стать маленькими «исследователями».
Дети поворачиваются вокруг себя и произносят волшебные слова:
«Я вокруг повернусь
И в исследователя превращусь!»
Воспитатель вручает им эмблемы с изображением «героя» исследований – магнита.
Теперь ребята – маленькие исследователи, а воспитатель, надев белый халат, превращается в главного ученого, который приглашает своих маленьких помощников в исследовательскую лабораторию.
- Ребята, рассаживайтесь поудобнее. Перед вами магнит. Давайте его рассмотрим (дети рассматривают, трогают магнит; рассказывают о нем какой он по цвету, на ощупь, по тяжести).
- Магнит – это что? Как вы думаете? (это кусок железа, но не простой, а способный притягивать к себе другие предметы).
- Давайте раскроем первый секрет магнита.
«Всё ли притягивает к себе магнит».
Детям предлагается поднести магнит к тарелочке с разными предметами. Предметы, которые магнит притянул, оставить на тарелочке, а предметы, к которым магнит остался «равнодушным», положить на отдельный подносик.
- Какие предметы остались на тарелочке? (ответы детей)
Они такие разные, но чем они похожи?
Из чего они сделаны? (из железа, металла)
- А какие предметы вы положили на поднос? Назовите их и из чего они сделаны? (пластмассовая пуговица, деревянный треугольник, бумажный барабан)
- Значит, вы догадались, какой первый секрет магнита?
Магнит притягивает только железные предметы.
- А я вспомнила интересную старинную легенду о том, как люди узнали о магните. Хотите послушать?
- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и удивил своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель предлагает ребятам поиграть в игру «Хлопни-топни». Он показывает картинки с изображением разных предметов. Если этот предмет магнит притягивает – ребята хлопают; если нет – топают.
- А теперь продолжим наши эксперименты с магнитом.
- Давайте проверим – действует ли магнит на предметы через другие материалы.
Воспитатель предлагает детям взять свой магнит и поднести его к донышку тарелочки, на которой лежат железные предметы, а потом подвигать магнит в разном направлении.
- Что вы увидели? (железные предметы движутся за магнитом).
- Пластмассовое донышко помешало магниту притянуть предметы? (нет)
Воспитатель предлагает заменить пластмассовую тарелочку листом картона и проделать те же самые действия.
- Картон помешал магниту притянуть железный предмет? (нет)
- А сейчас для вас ещё одно непростое задание. Я предлагаю вам решить головоломку. (дети встают и подходят к столику, где стоят стаканы с водой, а в них – гвоздики)
- Как не замочив рук достать гвоздики из стакана? (поднести магнит к внешней стороне стакана и поднимать его вверх. Гвоздики следуют за магнитом).
Дети делают вывод: «Магнит может притягивать через бумагу, пластмассу, стекло».
- Ребята, а вы хотите научиться делать фокусы? Тогда слушайте меня внимательно и следуйте моим инструкциям.
Дети берут магнит и подносят к нему скрепку, а потом к этой скрепке ещё одну и ещё одну.
- Что вы увидели?
- Скрепки прилипли друг к другу, они стали магнитами. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут примагниченными к магниту.
Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
Вывод: Магнит передаёт свои магнитные свойства на время другим предметам.
- А знаете ли вы, что позволяет магниту притягивать предметы? (ответы детей)
Вокруг магнита находится невидимое магнитное поле. Именно, попадая в него, железный предмет и притягивается к магниту. Хотите почувствовать магнитное поле?
Воспитатель предлагает детям поднести свои магниты друг другу.
- Что вы почувствовали? (силу, которая тянет магниты друг к другу). Это и есть магнитное поле.
«Маленьким исследователям» предлагают отдохнуть и провести музыкальную разминку.
- Ребята, человек не только изучил, разгадал удивительные свойства магнита, но и нашёл ему применение в своей жизни.
Хотите узнать где?
- Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты.
С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпанные иголки, кнопки.
Из магнита делают украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы.
- А где и как в нашей группе мы используем магнит? А дома? (ответы детей)
- Ребята, вот и заканчивается время наших исследований удивительных свойств магнита.
- Что интересного вы узнали о магните? (ответы детей)
- Вы были замечательными исследователями. А настоящие исследователи любят читать книги, потому что кто много читает, тот много знает.
И я хочу подарить вам закладки для книг, не простые, а магнитные.
Читайте и больше узнавайте о нашем удивительном мире, в котором мы живем.