Адаптированная образовательная программа для детей 5–7 лет с ЗПР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа (далее АОП) для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) является программным документом для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), посещающих ДГ ГБОУ «Школа №1387», которым в установленном порядке по заключению ЦПМПК рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе для детей с ЗПР.

АОП составлена в соответствии с нормативными и инструктивными документами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273;
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ (последняя редакция);
  • «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
  • «Конвенция ООН о правах ребёнка»;
  • «Декларация прав ребёнка»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г.

АОП – образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
Ребёнок с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, при котором отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
По этиопатогенетическому принципу (классификация К.С.Лебединской) выделяют следующие виды ЗПР:

  • ЗПР конституционального происхождения. Эмоционально-волевая сфера ребёнка находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния).
  • ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:
    • Недостаточная опека;
    • Гиперопека;
    • Авторитароное воспитание.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант, который может проявляться в психической неустойчивости или тормозивности.

Актуальность АОП для детей с ЗПР обусловлена необходимостью построения системы коррекционно-развивающей работы в Дошкольных группах ГБОУ «Школа №1387» в условиях инклюзивного образования. АОП предполагает полное взаимодействие и преем­ственность всех специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей (законных представителей) дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание  и гармонизацию психофизического развития детей в соответствии с ФГОС.

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

Цель психолого-педагогического сопровождения: достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • создание ребенку с ЗПР специальных условий для осуществления образовательной  деятельности, всестороннего и своевременного психичес­кого развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;
  • консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) ребенка с ЗПР.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.

Планируемые достижения

Планируемые результаты освоения АОП предусмотрены в ряде целевых ориентиров. Целевые ориентиры образования детей старшего возраста с ЗПР выражены в социально-нормативных возрастных характеристиках возможных знаний, умений и навыков ребенка к окончанию старшей группы.

Гибкость и пластичность психофизиологии ребенка дошкольного возраста позволяют успешно корректировать дефициты развития и достигать желаемых результатов. В то же время, необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому результаты освоения образовательной программы выражены в виде целевых ориентиров, которые не являются основой объективной оценки уровня развития детей в соответствии с установленными требованиями образовательной деятельности. Настоящие требования являются ориентирами для изучения характеристик образования детей, решения задач формирования АОП и взаимодействия с семьями воспитанников.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Целевые ориентиры освоения АОП ребёнком с ЗПР к окончанию подготовительной группы:

Речевое развитие:

− усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

− понимает различные формы словоизменения;

− понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;

− понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь;

− дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;

− правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;

− употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными;

− образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

− пересказывает без помощи взрослого небольшой текст с опорой на картинки;

− правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

− повторяет слоги с оппозиционными звуками, употребляет основные виды интонации, темп и ритм речи, паузация нормальные.

Социально-коммуникативное развитие:

− владеет основными навыками продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в игре, общении, конструировании и др.;

− выбирает себе занятие, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

− участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

− способен точно передать сообщение собеседнику;

− пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, умеет сотрудничать в процессе игры, участвует во взаимопомощи и взаимной поддержке;

− использует в играх знания, полученные на занятиях в процессе образовательной деятельности, из книг, мультфильмов, общения со взрослыми и т.д.;

− стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие:

− сформированы представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет выражать их в речи;

− способен обобщать предметы и объекты в понятийные группы;

− может показать на предложенных картинках названные действия;

− называет по картинкам предложенные предметы и их части;

− использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

− воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

− владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти;

− определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела;

− определяет времена года и части суток;

− использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество. Называет все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы «не»;

− умеет конструировать из различного материала с помощью взрослого;

− создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей).

Художественно-эстетическое развитие:

− стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

− владеет навыками вырезания;

− знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

− имеет элементарные представления о видах искусства в соответствии с образовательной программой;

− эмоционально откликается на художественную литературу и фольклор, сопереживает персонажам художественных произведений, понимает содержание;

− проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

− эмоционально воспринимает музыку, выделяет части музыкального произведения по темпу, узнает произведение по отдельным фрагментам, различает звуки по высоте, различает музыкальные инструменты по звучанию;

− во время пения произносит все слова, своевременно начинает и заканчивает песню;

− импровизирует мелодию на заданный текст, сочиняет мелодию различного характера;

− передает через движение характер музыки, выполняет простейшие перестроения.

Физическое развитие:

− выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;

− выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

− выполняет разные виды бега;

− сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;

− осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

− знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

− владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек).

Содержание программы

Список литературы

Нормативная база:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
  3. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (последняя редакция);
  4. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
  5. «Конвенция ООН о правах ребёнка»;
  6. «Декларация прав ребёнка»;
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 №1014;
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 
  9. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.
  10. Диагностика межличностных отношений дошкольников (метод «Социометрия») по Е.О. Смирновой

Методическая литература:

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Л.В. Лопатиной)
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К.С. Лебединской. М. 1982
  3. Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. Учим звуки. – М. Сфера, 2010
  4. Бардышева Т.Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР. - М.: Скрипторий 2003, 2015
  5. Безрукова О.А., Каленкова О.Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – М.: Русская Речь, 2010
  6. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Учимся дружить. Развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет
  7. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М. «Гном-Пресс», 1999
  8. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения /Под ред. С.Г. Шевченко
  10. Диагностика межличностных отношений дошкольников (метод «Социометрия») по Е.О. Смирновой
  11. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии
  12. Иванова С.Н. Диагностика и коррекция цветом и рисунком
  13. Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
  14. Иншакова О.Б.: Альбом для логопеда
  15. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника
  16. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-7 лет
  17. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях
  18. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной
  19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей
  20. Коренева Т.Ф. Музыка, движение, здоровье// Дети – музыка – фантазия / Под ред. С.И.Мерзляковой. М., 1998
  21. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М: Издательский дом «Цветной мир» 2017. -7 изд. перераб. и доп.
  22. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002
  23. Методика изучения эмоционального состояния самочувствия ребенка в детском саду (по Кучеровой Е.В.) (тесты «Несуществующее животное», «Автопортрет»)
  24. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет. – М.,2010
  25. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 с ЗПР. – М., 2010
  26. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Рабочая тетрадь дошкольника. Прописи. Готовимся к письму. Развитие элементарных математических представлений.
  27. Нищева Н.И., Занимаемся вместе
  28. Нищева Н.И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
  29. Осокина Т.П. Обучение плаванию в детском саду,1985 г.
  30. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду
  31. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения
  32. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» /под ред. Л.А. Парамоновой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
  33. Программа воспитания и обучения в детском саду От рождения до школы/под ред.Вераксы Н.Е., комаровой Т.С., Васильевой М.А.-2-е изд., исп. и доп.-М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.
  34. Протченко Т.А. Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет. М., Айрис  пресс, 2003 г.
  35. Протченко Т.А. Семенов Ю.А., Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. М., Айрис, 2003 г.
  36. Протченко Т.А. Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников,1987 г.
  37. Психология дошкольника: Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева
  38. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. М., 2009
  39. Развивающие занятия в детском саду с детьми 6-7 лет/под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015
  40. Семаго Н. Я. Семаго М. М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
  41. Строева И.А. Обучение прикладному плаванию младших школьников. ТЦ Сфера,1975 г.
  42. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. Гармония: Программа развития музыкальности у детей. М., 1993
  43. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
  44. Трубникова М.А. Играем в оркестре по слуху. М., 1994
  45. Развитие речи детей 5-7 лет.-3-е изд. дополн./под ред. Ушаковой О.С. М.: ТЦ Сфера, 2017
  46. Федорова Л.И. Учимся общаться
  47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
  48. Фипсок Я.П. Плавание для всех.1979 г.
  49. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе
  50. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М.: «Школьная Пресса», 2003
  51. Шипицына Л.М. Азбука общения (основы коммуникации)