Формирование здоровье-сберегающей среды на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В соответствии с законом РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья учащихся, помощь в формировании  понятия «здоровый образ жизни» и стремление к нему - одно из главных направлений государственной политики в сфере образования (федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года: ст. 13 п. 9,ст. 41-42, ст. 48 п. 4,6). В наши дни вопрос сбережения здоровья школьников особенно актуален и вызывает серьёзную тревогу у специалистов.

По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, около 50%  школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в 5 раз возрастает число нарушений зрения, осанки; в 4 раза увеличивается количество нарушений психического состояния учеников; в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.д.

Ухудшение здоровья детей теперь не только медицинская, но и серьёзная педагогическая проблема. Учебные программы составлены с переизбытком информации. Как следствие, полным ходом идет интенсификация учебного процесса. Но при несовершенстве учебных программ и образовательных технологий это может приводить к проблемам со здоровьем обучающихся. Если добавить сюда недостаток двигательной активности на уроках (помимо физической культуры) и, как не печально звучит, недостаточное развитие у учителей таких личностных качеств как толерантность, доброжелательность, чувство юмора, получаем сегодняшние реалии в виде низкого уровня культуры здоровья школьников, их неграмотность в вопросах здоровья. А ведь все вышеперечисленное и есть необходимые условия  для реализации здоровье-сберегающих технологий. Итогом  следует снижение успеваемости учащихся, ухудшение дисциплины, усиление тревожности.
Здоровье учеников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования. Главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье обучающихся.

Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности. На лицо необходимость формирования особой щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки. Внедрение в учебный процесс здоровье-сберегающих технологий (системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся) позволяет добиться положительных результатов в решении этих остро стоящих вопросов.

Немаловажное значение имеет внедрение таких технологий на уроках английского языка. Это серьезный и сложный предмет. С первых уроков дети погружаются в новую среду, учатся общаться на иностранном языке, что подразумевает необходимость усвоения массы незнакомого для них лингвистического материала. Учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, что несомненно является большим стрессом для ребенка. При таких колоссальных нагрузках учителю следует особое внимание уделять применению здоровье-сберегающих технологий в своей практике, не забывая, однако, что такой урок должен учитывать потребность детей в саморазвитии, подражании, приобретении опыта, быть динамичным, с чередующимися видами работ, с точно просчитанным временем для каждого задания.

Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

  • Создание комфортных условий для обучения и воспитания (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, исключение звуковых раздражителей, соблюдение гигиенических требований);
  • Индивидуальный подход к распределению объема учебной нагрузки, рациональное дозирование ее по времени;
  • Смена видов работ (самостоятельно/в паре/в группе, чтение, письмо, слушание, устные ответы, работа с учебником, творческие задания и тд.);
  • Смена видов самих заданий (с выбором ответа/с открытым ответом, перегруппировка, распознавание и поиск ошибок и т.д.);
  • Строгое соблюдение объема всех видов проверочных работ по календарно-тематическому планированию;
  • Смена позы учащихся в соответствии с видом учебной деятельности (задание выполняются сидя, стоя у доски, развернувшись к соседу для групповой работы и т.д.), наблюдение за осанкой;
  • Физкультминутки, игровые и музыкальные паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка.

Всё больше учителей для создания соответствующего настроения используют музыку в начале урока. Канадские учителя Анна Форестер и Маргарет Рейнгард подчеркивают важность приятной атмосферы в классе. Особую роль в этом они отводят разнообразию, неожиданности, фантазии и задаче, которая будет побуждать к действию. Многие исследования посвящены эффективности музыки, способствующей настраиванию на обучение. Известно, что музыка вводит в специальное состояние релаксации, когда мозг наиболее открыт для восприятия информации. «Общая атмосфера должна не пугать, а, наоборот, настраивать положительно» (Мэри Хилл, американский педагог). Зачастую, чтобы достичь оптимального состояния, используют музыку барочной школы XVII–XVIII веков. «Четыре времени года» Вивальди — один из лучших образцов барочной музыки, чтобы активизировать процессы нашей памяти. «Музыка на воде» Генделя также способствует релаксации (Садкина В.И. «101 педагогическая идея. Как создать урок»).

По мнению Георгия Лозанова, выдающегося болгарского специалиста, преподающего иностранные языки, музыка облегчает обучение. В учебных технологиях Лозанова музыку используют в трех типах ситуаций:

  • Музыка настраивает на оптимальное состояние готовности к обучению и одновременно расслабляет.
  •  «Активный» концерт, во время которого информацию для усвоения читают вслух в сопровождении экспрессивной музыки (Чайковский «Фортепианный концерт b-moll», Моцарт «Концерт для скрипки и оркестра № 7 D-dur» ).
  •  «Пассивный» концерт, во время которого ученику читают материал мягким, тихим голосом на фоне барочной музыки, помогает «транспортировать» новую информацию в «банки» долговременной памяти (Вивальди «Пять концертов для флейт и камерного оркестра»).

Главной задачей учителя должно стать создание у детей положительной эмоциональной настроенности, обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к своему предмету, повышать интерес и мотивацию учащихся. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед необходимостью переступить порог Вашего кабинета.

Большую помощь учителю в решении данной проблемы оказывают современные учебные пособия. В учебники нового поколения органично вплетены темы, связанные с охраной здоровья, правильным питанием, режимом дня, пагубностью вредных привычек и тд. Предлагается сравнить полезные для здоровья привычки российских школьников и детей из стран изучаемого языка.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Предлагаю в качестве ознакомления свой (далеко не полный) список используемых мной приемов на уроках английского языка:

Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее в следствие снятия напряжения. Этот вид разрядки уникален своей универсальностью: подходит для любого возраста и этапа урока. В начале занятия может применяться как способ успокоиться после шумной перемены, предыдущего урока (физическая культура), настроиться на учебный лад, а также как элемент проблемного задания (закрыты глаза, звучит музыка, после ученики рассказывают о своих чувствах от прослушанного, учитель предлагает подумать как с этим связана тема урока или другое в соответствии с учебной задачей). В середине или конце урока – как возможность снять умственное напряжение, дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала (при переходе к этапу закрепления, например).

Игра. Джаннетт Восс пишет: «Как бы ни назывались новые техники — … обучение должно быть увлекательным, быстрым и полным. А еще оно должно охватывать релаксацию, действенность, стимулы, эмоции и удовольствие». Все это несомненно включает в себя игра, если ее сделать активным помощником в учебном процессе. «Закрепилась мысль, что игра и обучение — это противоположные вещи. Теперь известно другое. Работники образования и специалисты по детской педагогике обнаружили, что игра — это один из наиболее эффективных видов обучения. Ключ к успеху: преобразуйте игру в обучающий опыт и убедитесь, что обучение — это преимущественно приятно» (Джин Марцолло, Дженис Ллойд, американские педагоги). В игре ребенок раскрывается, проявляется его самостоятельность, решительность, сообразительность, он получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, проявляет свои лучшие качества. Так же универсальный прием, т.к. может использоваться на протяжении всех ступеней образовательного процесса, всех этапов урока, для разных учебных и воспитательных целей.

Песня – предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования лексических, фонетических, грамматических навыков. В современных учебниках этому виду деятельности отводится немалая роль, причем на всех уровнях обучения. Это и не удивительно, ведь пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов (звуки иностранного языка произносятся легче и натуральней), повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Этот вид релаксации особенно хорош в середине либо в конце урока, когда нужно снять напряжение и восстановить работоспособность. Во время исполнения песен с учениками начальной школы исполняются движения, соответствующие тому, о чем они поют (например, физкультминутка объединяется с этапом закрепления или повторения пройденного материала). При изучении темы «Музыка» в старших классах учащиеся с удовольствием поют песни разных жанров известных британских и американских исполнителей. После даются различные задания с текстом песни для разбора грамматических форм, лексических оборотов и т.д.

Наличие эмоциональной разрядки (поговорки и скороговорки шепотом/разными голосами, веселые четверостишья и считалочки, юмористические картинки, которые конечно имеют непосредственное отношение к изучаемому на уроке материалу) так же необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, стимулируют высшую нервную деятельность ребенка, улучшают психологический климат на уроке.

Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения. Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. Большинство современных проблем, которые отражают сложность ситуаций, сложившихся в системе общего образования и нуждающихся в скорейшем разрешении, так или иначе связаны со здоровьем подрастающего поколения. А это побуждает учителей вносить свою лепту в формирование и сохранение здоровья учащихся путем применения оздоровительной педагогики.