Профилактика компьютерной зависимости и как избежать ловушек социальных сетей

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Трудно представить себе современного человека без новомодного гаджета. Дома, в транспорте, на работе и в школе нас везде сопровождают компьютеры, планшеты, телефоны и т.д. Мы постоянно находимся на связи с близкими и важными для нас людьми, получаем новую информацию. Современные малыши  иногда могут быстрее скачать нужную игру, чем  собрать простую пирамидку. Быстро развивающиеся технологии облегчают нашу жизнь, делают ее более мобильной. Компьютеризация способствует развитию логического, прогностического и оперативного мышления, интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач, способствует повышению самооценки, формированию деловой активности, точности и аккуратности.

Вместе с тем, увлечение компьютером  таит в себе множество «подводных камней», которые детям трудно объективно оценить и адекватно противостоять. К негативным последствиям взаимодействия человека и компьютера можно отнести снижение интеллектуальных способностей при решении более простых задач (например, использование функции «проверка орфографии», «математические действия», которые приводят к редукции элементарных школьных знаний); снижение гибкости познавательных процессов;  деформация личностной структуры; деструктивные формы поведения. Среди этих «подводных камней» можно назвать такое явление как компьютерная зависимость и ее составная часть интернет-зависимость.

В связи с этим перед родителями и педагогами стоит задача уберечь детей от опасностей, которые таят в себе новые технологии. В рамках работы с детьми в детском санатории я провожу профилактические занятия с подростками. Одной из тем этих занятий является профилактика компьютерной зависимости.

Основные понятия: зависимость,  права детей и родителей, самопрезентация, целеполагание, критическое мышление.

Цель: первичная профилактика компьютерной зависимости у подростков.

Задачи:

  • рассказать о признаках компьютерной зависимости, обратить внимание подростков на опасности, связанные с использованием компьютера, и интернета;
  • создание условий для самопрезентации;
  • повышение мотивации к обучению новым видам деятельности;
  • тренировка навыка целеполагания и ответственности за реализацию своих желаний.

Содержание

  1. Игра «Сделай шаг»
  2. Выявление знаний участников.
  3. Ознакомление с новой информацией.
  4. Отработка практических навыков.
    1. Упражнение «Мне удается»
    2. Упражнение «Лестница достижений»
    3. Упражнение «Биль о правах»
    4. Упражнение «Критическое мышление»

Ход занятия

Игра «Сделай шаг»

Дети становятся в круг.  Ведущий  говорит какую-то фразу и делает шаг вперед. Если участники согласны с этой фразой, они тоже делают шаг вперед. Затем все возвращаются на свои места, и следующий из участников берет на себя роль ведущего, предлагая свою фразу – утверждение. (Пример фраз: я люблю стихи, я умею играть на гитаре, я люблю играть в компьютерные игры, у меня есть страничка  в социальных сетях, я сегодня грустный и т.д.). Далее все садятся на свои места.

Выявление имеющихся знаний.

Ведущий: Во время нашей игры мы успели заметить, что многие из вас любят играть в компьютерные игры, общаются в социальных  сетях, умеют работать с компьютером.

Давайте поразмышляем над этой темой и найдем позитивные стороны новых технологий. Назовите, что вам нравиться во взаимодействии с компьютером. Дети перечисляют позитивные моменты использования гаджетов.

К позитивным сторонам использования компьютеров подростки относят: возможность интересно провести время (играть, рисовать, рассматривать картинки, возможность для творчества), получение новой информации  (новости, музыка, видео, кино,  книги, помощь в учебе, обучение иностранным языкам, хобби), общение с близкими и далекими друзьями, знакомства, возможность рассказать о себе большой аудитории, и узнать о чужой жизни, легко обмениваться фото, видеоматериалами. Так же дети отмечают, что компьютерные игры  позволяют безнаказанно выразить агрессию и добиться успеха, получить ощущение неограниченных возможностей (супер возможностей), победы,  почувствовать себя сильным, и «крутым», ощутить азарт, уйти от проблем и ответственности за поступки.

А теперь давайте назовем негативные эффекты от использования компьютеров, игр, социальных сетей.

Среди негативных последствий компьютеризации  и пользования интернетом дети называют вред для здоровья  (портится зрение, слух, осанка, болит голова, вредно для психики), трата денег (в игре  и на оборудование), трата времени впустую (трудно уследить за временем), развивается зависимость, потеря реальных друзей, портятся отношения с родителями, много лишней информации иногда вредной, ложная информация, обман при покупках. В играх  стирается грань между реальностью и виртуальным миром, портиться настроение от поражения. В соцсетях легко получить негативную критику,  оскорбление, стать объектом травли, обмана, манипуляции, потерять реальных друзей, от чего снижается самооценка.

Ознакомление с новой информацией.

По мере того, как группа детей составляет список позитивных и негативных последствий педагог может дополнять их комментарии, расширяя знания.

Зависимость может формироваться по отношению к разным действиям, в том числе и к компьютерным играм, интернет-зависимость. Лежащие в ее основе физиологические и психологические механизмы во многом сходны без различия от того, с чем именно она связана. Главное в них – это навязчивое желание вновь и вновь совершать действия, которые на самом-то деле в лучшем случае бесполезны, а чаще вредны, поскольку в силу ошибки в эмоциональной регуляции наша психика иллюзорно воспринимает их как нужные. Как правило, никто не начинает сразу с употребления наркотиков, этому предшествуют другие формы зависимости, которые по сравнению с наркоманией относительно безобидны. Таким безобидным действием может оказаться компьютерная игра.

Компьютер задуман как  помощник,  он должен разгрузить человека в выполнении работы, освободить время для саморазвития и общения с близкими. Иногда бывает так, что из помощника он может превратиться в повелителя мыслей и желаний. Часто это происходит  постепенно и незаметно для «пользователя». Но это замечают близкие, родители и говорят о том, что увлечение компьютером чрезмерно, он отнимает все время, вытесняет из жизни другие важные занятия. Подобные слова, призывающие выключить компьютер, заняться чем-то другим вызывает несогласие и раздражение. Это первый признак зависимости, потери контроля, сигнал о том, сто компьютер превращается из помощника в хозяина, начинает руководить волей и временем человека. Далее окружающие замечают, что у зависимого сужается круг интересов, он реже общается с друзьями, единственной темой для общения становится компьютер. Иногда человек забывает поесть, вовремя лечь спать, помыться. Чтобы вернуть себе власть над своей жизнью необходимо сокращать время пребывания за компьютером. Попробуйте честно ответить себе на вопрос «Кто хозяин вашего времени, вы или компьютер?». Компьютер создан для помощи.  В чем реально может помочь компьютер, сколько времени нужно на  решение на этих задач. Жизнь многообразна, в ней много впечатлений и событий. Не позволяй компьютеру ограничивать это многообразие, сами управляйте своим временем.

Игры позволяют окунуться в выдуманный, виртуальный мир,  при этом создается иллюзия счастья, а проблемы в реальном мире (в школе, дома, в общении с друзьями, родителями)  накапливаются как снежный ком и для их решения необходимо больше усилий.

Отработка практических навыков.

Давайте попробуем совместно найти решение проблемы, связанной с несогласием родителей по поводу вашего увлечения компьютером, телефоном, интернетом.

Упражнение «Биль о правах»

Группа делиться на 2 команды. Одна команда пишет права родителей, а другая права детей относительно использования компьютера в семье. Затем каждая команда по очереди зачитывает одно из прав, а другая выражает свое отношение к данному праву. Чтобы право было принято, надо договориться с другой командой, приводя аргументы в пользу данного права.

Например: 

- права родителей (ограничивать время проведенное ребенком за компьютером, знать в какие игры играет ребенок, интересоваться с кем общается ребенок и т.д.),

- права детей (играть в компьютерные игры, слушать музыку, иметь страничку в социальных сетях, пользоваться энциклопедией и т.д.).

Ознакомление с новой информацией (продолжение)

Вы уже отмечали, что в компьютерных играх есть возможность почувствовать себя успешным, получить ощущение от обладания «супер возможностями». Это, несомненно, приятное ощущение. Но большинство навыков и возможностей, которые приобретаются в игре в виртуальном пространстве, в реальной жизни неприменимы. Тогда как на самом деле все вы владеете множеством умений и возможностей для реализации успеха.

Давайте сейчас поделимся своими знаниями и умениями с группой.

Упражнение «Применение умений»

Участники поочередно  рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается (играть на скрипке, кататься на коньках, рисовать граффити). Остальные участники  предлагают как можно больше способов нетрадиционного применения этих умений. В других жизненных областях.

  • Затем они отвечают на вопросы:
  • Как им удалось этому научиться?
  • Чему из того, про что рассказали другие участники, захотелось научиться?

Для того чтобы находить для себя новые способы самореализации, достигать успеха, необходимо четко представлять цель, к которой вы стремитесь. Давайте сейчас потренируемся выстраивать для себя путь к цели,  к достижению успеха.

Упражнение «Лестница достижений»

Вспомните цель, которую вы ходите достичь в течение года. Нарисуйте на листе лесенку, состоящую из 6 ступеней. Нижняя ступенька символизирует состояние, когда цель совершенно не достигнута, верхняя – осуществлена полностью. Напишите около 1 и 6 ступеньки по 2-3 признака, характеризующих это состояние. Отметьте, на какой ступеньке вы находитесь сейчас и напишите 2-3 характеристики. Что конкретного надо сделать, чтобы подняться на 1 ступеньку выше. Когда конкретно ты готов сделать этот шаг.

Ознакомление с новой информацией  (продолжение)

Проявить свои способности, поделиться знаниями сегодня можно и в сети интернет, разместив, видео мастер-класса или результат своего труда.

О чем надо задуматься при общении в социальных сетях, чтобы избежать опасности. Здесь, как и в любом другом общении, важно обратить внимание на  свое поведение и поведение других по отношению к вам.

Человек в сети может притвориться тем, кем не является, за милой «аватаркой» может скрываться кто угодно. При виртуальном общении из зоны внимания выпадает невербальный канал получения информации. Это  мимика, жесты, которые часто говорит красноречивее слов. Каждый человек выкладывает на общее обозрение, только то, что  хочет показать другим. Иногда, это отредактированные фото, сильно преувеличивающее и приукрашающее его способности.  А иногда это заведомо ложная информация, направленная на то, чтобы ввести окружающих в заблуждение. Нельзя доверять незнакомцам и делиться с ними личной, персональной информацией.

Если  незнакомый человек знает слишком много о тебе или пытается узнать желательно, задуматься над важными вопросами:

  • Зачем кому-то может понадобиться мой пароль?
  • Почему он знает обо мне что-то, что я не сообщал ему?
  • Для чего он просит мои фотографии, предлагает встретиться, говорит мне комплименты?

Важно верить интуиции и замечать странное и подозрительное (вербовка, соблазнение, манипуляции). Если от вас хотят странного – блокируйте пользователя. Можно активно использовать возможности сайта (настройки конфиденциальности, жалобы администратору,  кнопки горячей линии).

Можно привлекать других людей к помощи (родителей, учителей, вплоть до полиции).

Нельзя размещать в сети свои персональные данные (ФИО, адрес, телефон). По возможности используйте псевдонимы и указывайте лишь электронные способы связи, причем созданные специально для таких контактов. Осторожно подходите к выбору друзей, не принимайте все заявки подряд для количества. Другом в социальной сети может быть только тот, кто хорошо известен – желательно в реальной жизни. Не открывайте доступ к своим личным страничкам незнакомым людям. Есть те, кто специально ходит по социальным сетям с целью сбора информации. Затем ее используют для киберпреследования или подготовки серьезных преступлений. Чем меньше вы им дадите информации о себе – тем безопаснее Важно понимать, кого добавляешь в друзья и что публикуешь на своей страничке. В Интернете действует принцип «все, что вы выложили, может быть использовано против вас». Даже если вы удалите фото, его уже могли скопировать – а значит, оно по-прежнему ходит по Интернету.

В Интернете также важно быть вежливым, тактичным, соблюдать права других людей. Иногда в интернете  пересылаются неуважительные по отношению к кому-то  картинки. Если видео или чат содержит оскорбления или унижения  кого-то, не поддерживайте их не ставьте лайки, не пересылайте картинки и видео. Поступайте и пишите в Сети так, как поступили бы в реальной жизни и как хотели бы, чтобы поступали с вами. Помните – все, что вы сделаете в Интернете, будет иметь последствия в реальной жизни.  Уважайте своих собеседников и чужую собственность в Интернете, за ними скрываются настоящие люди и реальный труд.

В случае если вы попали в непонятную, неприятную или сомнительную ситуацию можно менять свое поведение (прекращать неприятный разговор, вплоть до удаления аккаунта, изменить настройки доступа, отказаться от того, на что раньше соглашался).

Упражнение «Критическое мышление»

Участники вспоминают какие-либо образцы рекламы. Важно обратить внимание на то, что реклама предназначена для продажи как можно большего количества товара с целью получения максимальной прибыли; часто реклама не содержит правдивой информации, а преследует цель скрыть недостатки товара.

Домашнее задание.

Подумать, по каким признакам определяется полезность товара, обратить внимание на возможный вред для здоровья.

Литература.

1. Грецов А.Г. Радуйся честной победе. Информационно-методические материалы для подростков и молодежи / Под ред. О.М.Шелкова. – СПб., ФГБУ СПбНИИФК, 2011, 64 с.

2. Петрушин С.В. Психологический тренинг в большой контактной группе. Журнал практического психолога №2 2007.

3. Сирота Н.А. Ялтонский В.М. Профилактика употребления психоактивных веществ среди детей и подростков. М., 2006.

4. Соловьев А.В., «Работающие программы», Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. Центр «ДАР». М.  2000.

5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб   Речь 2005.

6. Бочавер А. «Подросток и социальные сети: правила безопасности» Материалы вебинара.     

7.  Юрьева Л.Н., Больбот Т. Ю.  Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Монография.— Днепропетровск: Пороги, 2006. -196 с.