В статье приведено описание и результаты апробации авторской программы по физике для 7-9 класса.
Теория обучения, иначе – дидактика (греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению) — отрасль педагогики, изучающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков, функциональной подготовки человека к различным видам деятельности, содержание, методы и организационные формы обучения, воздействие учебного процесса на его участников. Из данного обширного перечня вытекает многозначность понятия обучения. Оно может рассматриваться, по крайней мере, в трех аспектах: как социальное явление, процесс и деятельность [1].
Рассмотрим понятие обучения с точки зрения совместной деятельности учителя и учащегося, в ходе которой осуществляется индивидуально-личностное развитие человека, его субъектное становление. И как любая деятельность – процесс обучения имеет свои закономерности, а закономерности базируются на ряде принципов. Принципы в данном случае – это нормативные требования, регулирующие взаимодействие «учитель — ученик». Различные исследователи насчитывают более десятка основополагающих принципов обучения. В рамках данной статьи остановимся на принципе систематичности и последовательности, требующем построения обучения в строгой логической последовательности таким образом, чтобы новые знания опирались на ранее усвоенные и в свою очередь становились фундаментом для усвоения последующих знаний. Принцип требует усвоения знаний в системе, которая отображала бы в целостном виде изучаемые предметы и явления со всеми их связями и зависимостями. [2].
При рассмотрении существующих программ по физике для 7-9 класса [3] очевидно, что у каждого авторского коллектива при едином объеме изучаемого материала, заложенного в Стандарт основного общего образования по физике [4], был свой подход к логике его расположения в трехлетнем курсе. В рамках данной статьи мы не ставим задачу – обсуждать или, тем более, критиковать работу авторских коллективов, а предлагаем свой, отличный от других, подход к построению курса физики 7-9 класса.
Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы указывают на то, что одно из условий успешного усвоения школьного курса физики учениками – в логичности его построения. Ведь именно в этом возрасте происходит становление теоретического рефлексивного мышления на основе развития формально-логических операций. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения [5].
Предлагаемая к рассмотрению в данной статье программа по физике для 7-9 класса обладает двухуровневой логикой.
Первый логический уровень - наиболее очевидный – построение курса физики 7-9 на основе базовых понятий. Для основной школы достаточно выделить разделы, процессы в которых можно объяснить строением вещества и разделы, основанные на законах движения и взаимодействия тел. Третью группу составляют разделы, где для объяснения закономерностей надо использовать базовые понятия в совокупности.
Данная программа сформирована таким образом, что
- в 7 классе в разделе «Введение» изучаются основные физические понятия, приемы и методы получения информации об окружающем мире, а также изучаются разделы физики, объясняемые с точки зрения строения вещества (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика, электростатика, постоянный ток, электромагнитные явления);
- в 8 классе изучаются разделы физики, основанные на законах механического движения и механических процессах (кинематика, динамика, элементы статики, импульс, давление).
- 9 класс посвящен изучению разделов, в основе объяснения которых лежат и строение вещества, и законы механики (механические и электромагнитные колебания, механические и электромагнитные волны), а также основы атомной и ядерной физики.
Второй логический уровень программы – более глубокий – использование понятия «энергия» как основополагающего при изучении всех разделов школьного курса, и понимание закона сохранения энергии как всеобъемлющего закона протекания физических процессов. При этом логичность курса достигается уже не его структурой, но внутренним содержанием.
Разделы рассматриваемой программы и распределение часов по темам и классам можно увидеть в таблицах 1 и 2, где они соотносятся с программой Перышкина А.В. как наиболее часто используемой учителями школ в процессе работы.
Таблица 1.
Соотнесение наименований разделов в авторской программе Перышкина А.В. и авторской программе Бермана А.П.
Разделы курса в авторской программе |
Разделы курса в авторской программе |
Введение |
Введение |
Первоначальные сведения о строении вещества |
Основы молекулярно-кинетической теории |
Тепловые явления |
Основы термодинамики |
Электрические явления |
Электростатика |
Постоянный ток |
|
Электромагнитные явления |
Магнитное поле |
Взаимодействия тел |
Кинематика |
Работа и мощность. Энергия |
Простые механизмы |
Механическая энергия |
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
Давление |
Механические колебания и волны. Звук |
Механические колебания и волны |
Электромагнитное поле |
Электромагнитные колебания и волны |
Строение атома и атомного ядра |
Основы атомной и ядерной физики |
Таблица 2.
Соотнесение наименований разделов в авторской программе Перышкина А.В. и авторской программе Бермана А.П.
Разделы курса в Авторской программе |
7 |
8 |
9 |
7 |
8 |
9 |
Разделы курса в Авторской программе |
Введение |
4 |
|
|
12 |
|
|
Введение |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
|
|
7 |
|
|
Основы молекулярно-кинетической теории |
Тепловые явления |
|
23 |
|
19 |
|
|
Основы термодинамики |
Электрические явления |
|
29 |
|
6 |
|
|
Электростатика |
18 |
|
|
Постоянный ток |
||||
Электромагнитные явления |
|
5 |
|
6 |
|
|
Магнитное поле |
Взаимодействия тел Законы взаимодействия и движения тел |
23 |
|
|
|
16 |
|
Кинематика Динамика Импульс |
|
17 |
|
|||||
|
|
23 |
|||||
|
5 |
|
|||||
Работа и мощность. Энергия |
16 |
|
|
|
10 |
|
Механическая энергия |
|
7 |
|
Простые механизмы |
||||
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
21 |
|
|
|
13 |
|
Давление |
Механические колебания и волны. Звук |
|
|
12 |
|
|
16 |
Механические колебания и волны. |
Электромагнитное поле Световые явления |
|
|
16 |
|
|
28 |
Электромагнитные колебания и волны |
|
13 |
|
|||||
Строение атома и атомного ядра |
|
|
11 |
|
|
20 |
Основы атомной и ядерной физики |
Строение и эволюция Вселенной |
|
|
5 |
|
|
|
- |
Резервное время |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
Резервное время |
Обобщающее повторение |
- |
- |
- |
|
|
4 |
Обобщающее повторение |
ИТОГО |
70 |
70 |
70 |
68 |
68 |
68 |
ИТОГО |
В качестве примера, поясняющего смысл перестановки тем, рассмотрим, как изучается материал в рамках раздела «Работа и мощность. Энергия» в традиционной и авторской программе. В программе А.В. Перышкина порядок изучения тем следующий: сначала вводится понятие «механическая работа», затем «мощность», затем идет речь о простых механизмах, коэффициенте полезного действия и заканчивается раздел разговором про механическую энергию и закон сохранения полной механической энергии. В предлагаемой к рассмотрению программе порядок иной: сначала вводится понятие «энергия» и обсуждается закон сохранения энергии. Затем, рассуждая о возможных потерях и затратах энергии ученики подводятся к пониманию понятия работы как величины, соответствующей изменению энергии и мощности как величины, показывающей изменение энергии за единицу времени. После этого приступаем к изучению простых механизмов, где «золотое правило» механики теперь обосновывается на законе сохранения энергии, и заканчиваем тему рассмотрением понятия коэффициента полезного действия как величины, показывающей полезную долю использования энергии механизмами. То есть в предлагаемой компоновке тема приобретает внутреннюю логику, стержнем которой является понятие «энергия».
К чему приводят предлагаемые изменения традиционного подхода?
- Во-первых, в течение всего учебного года ученик изучает материал, опираясь на одни и те же базовые понятия, что позволяет заложить прочную основу понимания различных физических процессов.
- Во-вторых, ученик легче ориентируется в новом материале, поскольку он понимает, на что опираться при его изучении. И все это приводит к тому, что мотивация ученика становится выше. Кроме того, постоянное оперирование понятием «энергия» выстраивает прочную связь между материалом всех трех лет, формируя у ученика физическую картину мира.
В качестве учебно-методического комплекта для учащегося используются учебники линии «Вертикаль» издательства «Просвещение». В качестве дополнительного учебного пособия используется Учебное пособие по физике 7-9 кл, (СПб, изд. ЧОУ «Школа «Эпиграф», 2013), разработанное Берманом А.П. специально к данной программе.
Описываемая в данной статье программа по физике для 7-9 классов проходила апробацию на протяжении 6 лет (два выпуска 9 класса). Результат апробации: при изучении физики по данной программе процесс усвоения материала учениками проходит легче, они лучше видят взаимосвязи физических процессов и явлений, легче адаптируются при переходе от темы к теме, успешнее решают качественные задачи. При переходе в старшую школу (10-11 класс) эти ученики имеют более основательную базу знаний, которая позволяет им выбирать и успешно сдавать ЕГЭ по физике по окончании 11 класса.
Таким образом, рассматриваемая в статье авторская программа по физике для 7-9 классов, сохраняя объем изучаемого материала в соответствии со Стандартом основного общего образования по физике, предлагает иной подход к построению школьного курса физики основной школы. Этот вариант построения школьного курса апробирован и показал высокие результаты.
Использованная литература
- Борытко Н.М. Теория обучения: учебник для студентов пед. вузов / Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
- Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 4. Теория обучения (Дидактика) Курс лекций: (Учебное пособие) Майкоп, 2010.
- Рабочие программы. Физика 7-9 классы. Сост. Тихонова Н.Е. 5-е изд, переработанное, Дрофа, 2015.
- "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004).
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.