Цель статьи – поделиться опытом организации проектной деятельности студентов первого курса СПО по дисциплине «Информатика».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающиеся наряду с овладением знаний и умений для получения профессии приобретают умения и опыт в организации собственной деятельности по решению задач, поставленных им самим или руководителем.
В настоящей статье представлен проект на тему «Графические редакторы Paint и Liber Office Draw в моей профессии».
Тип проекта: творческий проект.
Участники: студенты 1-го курса специальностей: «Гостиничный сервис», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения», «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции», «Дизайн», «Архитектура»
Образовательная цели
- Познакомить обучающихся с технологией выполнения творческого проекта – от постановки задачи до его защиты
- Закрепить знания и умения работы в графических редакторах Paint и Liber Office Draw.
- Показать на практике возможности продвижения проекта на примере студенческого проекта.
Развивающие цели
Научить обучающихся выполнять следующие действия:
- Обоснование актуальности проблемы
- Постановка целей и задач
- Планирование своей деятельности;
- Поиск и обработка информации;
- Анализ результатов своей работы над проектом;
- Коллективная работа над проектом (с преподавателем, в паре, в группе)
- Подготовка доклада и выступление перед аудиторией.
Воспитывающие цели
Выработать в процессе работы над проектом личные качества:
- целеустремленность в работе над проектом, хорошее качество и соблюдение сроков.
- понимание нужности и важности своей будущей профессии для общества
- ответственность за репутацию группы и учебного заведения.
Работа над проектом начинается с выдачи обучающимся технического задания и технологической карты к проекту – Приложение 1. Техническое задание носит обязательный характер, технологическая карта – рекомендательный. Однако, как показывает опыт, именно технологическая карта становится главной опорой для обучающегося. Выдача исходных материалов происходит на первом занятии по теме «Технология создания и обработки графической информации», на которую по рабочей программе отведено 12 часов (6 спаренных уроков). На этом занятии (см. Презентация) преподаватель мотивирует обучающихся на создание творческого проекта, методом проблемных вопросов совместно с обучающимися обосновывает актуальность проблемы освоения графических редакторов для профессиональной деятельности. Формулирует цели и задачи и предлагает обучающимся их переформулировать и определить свои личные цели. После чего подробно останавливается на важности планирования работы, соблюдении сроков исполнения. Критерии оценки озвучиваются также на этом занятии. Вся информация, полученная от преподавателя, сконцентрирована в техническом задании и технологической карте.
Все последующие домашние задания - работа над проектом по технологической карте. Ко второму аудиторному занятию обучающиеся представляют I часть доклада: цели, актуальность, задачи. В дальнейшем преподаватель помимо решения текущих учебных задач (теоретические занятия и практические работы по календарно-тематическому плану) ведет контроль и консультации по проекту (15 минут на уроке и по расписанию консультаций). Обучающийся имеет право выполнять две работы: в Paint и Draw, для защиты выбирает одну из них.
Перед заключительным занятием обучающийся обязан представить проект в электронном виде для получения допуска на защиту. На последнем тематическом занятии обучающиеся защищают проекты, который демонстрируется с помощью видеопроектора на экран. По окончании защиты обучающийся заполняет выходную анкету для самоанализа и самооценки; преподаватель знакомится с анкетой для анализа мероприятия на успешность.
Авторы лучших работ в группе участвуют в конкурсе проектных работ, который проходит в форме выставки. Экспертный совет определяет победителей с учетом мнения зрителей (студенты и преподаватели, гости общеобразовательного учреждения).
Победители выставки от имени учебного заведения участвуют в студенческой научно-практической конференции.
Продукты проектной деятельности
- Творческие работы, выполненные в графическом редакторе, их защита на аудиторных занятиях (Приложение 2. Работы обучающихся).
- Анкета выходная для обучающегося – рефлексия (Приложение 3. Анкета выходная).
- Результаты участия в выставке творческих проектов на уровне образовательного учреждения (Приложение 4. Выписка из протокола жюри, оглашение результатов выставки).
- Выступление с докладом на научно-практической студенческой конференции (Приложение 5. Презентация (из портфолио обучающихся), Приложение 6 – доклад на конференции (из портфолио обучающихся).
Требования к проекту
- Тема и поставленные задачи обеспечивают демонстрацию возможностей бесплатных графических редакторов.
- Тема проекта связана с получаемой профессией. Рекомендуются темы: реклама в профессиональной сфере (фирмы, товара, услуг, графических редакторов); реклама возможностей графических редакторов.
- Содержание. Рекламный лист содержит информацию текстовую и графическую (рекомендуется 50 на 50%).
- Текст. Наименование и контакты фирмы, наименование товара и услуг. Текст может отсутствовать, если рекламируются возможности графических редакторов.
Графическая часть: не менее 3-х объектов, созданных в программах Paint и (или) Draw. Допускается использовать одно-два изображения из Интернета, обработанное средствами Paint и Draw. - Оформление. Работа размером формата А4. Максимальное использование возможностей программ: текстовые эффекты, разнообразные инструменты, заливка, создание тел вращения и 3Д-изображений; выравнивание, распределение и группировка фигур; порядок расположения фигур и их прозрачность; использование буфера обмена для перехода из одного приложения в другое для последующего редактирования.
- Стиль текста – литературный, допускается легкий юмор.
- Графические объекты оформлены в позитивной цветовой гамме для создания хорошего настроения.
Защита проекта: Обязательное условие для защиты: работа должна быть представлена в электронном виде и распечатана на бумаге формата А4 в цветном варианте.
Форма защиты в группе – доклад в устной форме на 3 минуты, ответы на вопросы – 2 минуты. Обсуждение результатов выставки в группах на аудиторных занятиях – 20 минут. Победители выставки участвуют в студенческой конференции с докладом и презентацией проекта.
Критерии оценки проекта
- Достижение поставленных исполнителем целей проекта, решение поставленных задач.
- Соответствие проекта предъявляемым требованиям, а также наполненность смыслом, содержанием, эстетика, стильность изображения, умелое использование инструментов, юмор и позитив.
- Соблюдение сроков.
- Уверенная защита проекта, весомость доводов.
Выставка и Экспертный совет
- Выставка организуется в здании учебного заведения. Определение победителей возлагается на жюри в составе трех человек (два преподавателя и заведующий отделения). Жюри обязано учитывать баллы, присужденные участникам зрителями. Критерии оценки проекта членами жюри - соответствие проекта предъявляемым требованиям.
Участие в студенческой научно-практической конференции
- Рекомендуется в докладе и презентации отразить не только возможности программ, но и личные достижения: умение самообучаться, оценивать свою работу, сравнивать ее с другими проектами, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.
В заключение, творческий проект позволяет обучающимся не только освоить технологию проектной деятельности, но и почувствовать свою значимость, уважение со стороны товарищей и преподавателей.
Таблица. Этапы работы над творческим проектом
Этапы |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
Учебный Продукт |
Форма контроля |
Мотивация |
Прием –демонстрация и оценка рекламной продукции, обсуждение, оценка |
Просматривают, оценивают по 5-бальной шкале. Озвучивают оценку, обосновывают ее: что понравилось, что не понравилось. |
Умение обоснованно оценивать продукт по предложенным критериям; умение сравнивать, находить преимущества и недостатки. |
Фронтальный опрос |
Актуальность проблемы. Осмысление темы проекта «Графические редакторы в моей профессии».. |
Проблемные вопросы: Как воздействует графическая информация на человека. Для решения каких задач в вашей профессиональной сфере используются графические редакторы. Какова роль рекламы в вашей профессиональной сфере Что можно рекламировать в вашей профессиональной сфере. Какие объекты, как правило, присутствуют в рекламной продукции? Для решения каких задач используются растровые редакторы и для каких задач - векторные редакторы Как выбрать редактор для решения конкретной задачи. |
Собирают информацию по проблемным вопросам, осмысливают тему проекта, выбирают редактор(ы). |
Осмысление актуальности темы. |
Индивидуально |
Определение целей проекта |
Помогает сформулировать цели проекта: - решение конкретной профессиональной задачи - изучение и демонстрация возможностей графического редактора - выдача Технического задания |
Формулируют цели проекта, обосновывают его актуальность, ставят задачи, выбирают средства для решения (графические редакторы, Интернет). |
Систематизация принятых решений в виде I доклада для защиты проекта: Цели, |
Инд. |
Планирование и организация работы. |
Помогает Контролирует выполнение самостоятельной домашней работы |
Выбирают форму работы: индивидуально или в паре. |
План работы –этапы работы над проектом в виде П части доклада для защиты проекта отчета. |
Индивид. и групповая |
Обработка информации, решение творческой задачи |
Создает условия для деятельности обучающихся |
Выдвижение идеи проекта, определение объектов и создание из них композиции. |
Творческая работа в графическом редакторе, отвечающая требованиям к проекту, представленная в электронном виде и распечатанная на цветном принтере. |
Индивид. и групповая |
Оформление результатов работы (проекта), выводы |
Создает условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации: - организует защиту проектов в группе на заключительном занятии по теме. - отбирает лучшие работы для выставки. - организует конкурс- выставку работ в учебном заведении среди обучающихся разных групп и отделений. Готовит положение о конкурсе-выставке. Организует двухуровневое жюри: из преподавателей и зрителей, организует награждение победителей. |
Защищают проект на занятии группы – 3-x минутный доклад. |
Защита проекта на занятии в виде устного доклада. Оценка, выставленная преподавателем. |
Индивид. и групповая |
Публичная защита проекта |
Организует участие победителей выставки в студенческой научно-практической конференции (с докладом и презентацией проектов). |
Выступление на студенческой конференции с докладом и презентацией проекта. |
Создание презентации в Impress или PowerPoint..Сертификат участников студенческой научно-практической конференции. |
Индивид. |
Рефлексия |
Создает условия для рефлексии |
Оценивают свою деятельность. |
Выходная анкета Приложение 4. |
Инд. |