Формирование характера Васютки по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

Разделы: Литература

Ключевые слова: В.Астафьев, В.Астафьев «Васюткино озеро»


Тип урока: комбинированный (получение и первичное закрепление новых знаний в условиях реализации ФГОС).

Форма урока: смешанная.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева;
  • способствовать формированию литературоведческих понятий;
  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом;
  • нахождение и осмысление поднятых проблем в рассказе;
  • создать условия для осознания учащимися важности становления положительных качеств характера;
  • активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • формирование литературоведческих понятий;
  • осваивание метода анализа литературного произведения;
  • обогащение словарный запас учащихся.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  1. Воспитательные:
  • развитие интереса к предмету;
  • формирование умения оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • знать содержание рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»,
  • уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать биографические сведения об Астафьеве.
  • введение новых понятий и определений к ним: автобиографический рассказ.
  • получение навыков анализа литературного текста.

Метапредметные:

  • Регулятивные: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь
  • Познавательные: извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Пробуждение интереса к теме
  3. Постановка цели и задач урока
  4. Актуализация знаний.
  5. Первичное усвоение новых знаний.
  6. Физ. минутка.
  7. Первичная поверка понимания.
  8. Первичное закрепление.
  9. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  10. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Ребята, меня зовут Ирина Владимировна Кравчук, и этот урок мы проживем вместе с вами.

2. Побуждение интереса к теме

- К уроку я взяла такой эпиграф: «Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять» М.Налбандян.

- Как эти слова соотносятся с нашим сегодняшним уроком?

- А как вы чувствуете себя на природе?

Он чувствует свое единение с природой.

Я тоже люблю выбираться в лес, и мы с вами сегодня пройдем по затесям, следом за Васюткой.

- Куда? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Это - тайга

Действительно, это тайга. А теперь вторая часть "ребуса":

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Это - Васютка

// А как завут главного героя нашего рассказа?

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро".

А подскажите мне, ребята, что за имя такое - Васютка?

Что обозначает имя «Василий»?

Имя Василий означает царский, царственный. В детские годы Василий поражает необыкновенной взрослостью и серьезностью. Спокойный, он не хулиганит, не шумит, вроде бы послушно выслушает, но все равно сделает по-своему.

Согласны вы с таки определением имени?

3. Сообщение целей урока

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Ответы детей.

- Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «Формирование характера Васютки, его испытание тайгой»

- Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?

Ответы детей.

- Как вы думаете, зачем В.П.Астафьев написал этот рассказ?

С. 135 со слов «А я вот заблудился…стрелять буду»

- Напомните, сколько Васютке лет?13

- Чтобы мы знали, как поступить в подобной ситуации.

Молодцы!

4. Актуализация

- Ребята, дома вы прочитали рассказ русского писателя В.П.Астафьева "Васюткино озеро".

- А что вы узнали о писателе Астафьеве?

- Какие факты его биографии, детства?

(Астафьев рано потерял самого дорогого ему человека - маму; жил и воспитывался в семье бабушки и дедушки Потылицыных; побывал в детском доме; учился в железнодорожном училище в Красноярске; его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных; он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от голода…)

- А о ком он писал этот рассказ?

(Автобиографическое произведение. Автобиография - описание своей жизни (обращение к словарю).

5. Первичное усвоение новых знаний

- С чего он начинается автобиографический рассказ «Васюткино озеро»?

Обратимся к тексту на стр. 124 учебника. Прочтем самое начало рассказа.

Ученик зачитывает начало рассказа.

Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с Васюткой?

Дети отвечают

- Зачем Васютка отправился в тайгу?

(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)

- Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?(с.127.) «Когда Васютка с ружьем…

Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. "Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать".

- Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

(Следил за пометками на деревьях. Зачитать. С.127).

- С чего, по мнению Васютки, начинается дорога?

- Всякая таёжная дорога начинается с затесей...

- А что такое затеси?

Затеси - сама по себе вещь древняя и ведомая многим - это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве.

- И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей

- С какой птицами Васютка встретился в тайге. Как она называются?

Парная работа

Напишите возле названий птиц цифры в той последовательности, в которой он их встречал. (Приложение 1).

Ответы детей

- Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек?

(Большая черная птица - глухарь.)

- Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитать.

(С.129-130. "…глухаря часто берут с собакой…")

10). Прочитайте следующий абзац. О чем говорит поведение Васютки?

(В нем проснулся охотничий азарт).

- Ребята, в рассказе часто упоминаются слова мать, хлеб, краюшка, затеси, дорога.

Их можно назвать ключевыми.

- Будут ли эти слова играть какую-то роль в дальнейшем повествовании?

Вспомните фрагменты рассказа, где речь идёт о хлебе, матери, дороге, затесях.

Пока Васютка не заблудился, он и не вспоминал эти слова, потому что у него было дело: он преследовал глухаря. Но, стоп! Вот он заблудился, пока ещё сам не осознавая этого. И сразу: - Побегу, а то мамка наподдаст по загривку. Вдруг он спохватился: где же затеси?

- В какой момент Васютка понял, что заблудился?

(Увидел беспомощную муху, попавшую в паутину.)

"Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто"

Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

Да, Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход.

Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?

С.133. "Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!" - вспомнились ему слова отца и дедушки"

6. Физминутка

Итак, надо «взять себя в руки».

Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего
Не замечает.
Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего
Не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает.

7. Первичная поверка понимания

- А как же Васютка взял себя в руки? Что он сделал?

  • развести огонь;
  • собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
  • запастись на ночь дровами;
  • хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
  • поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

- Как вы думаете, легко ли ему было?

- Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?

  • пробираться через сухой валежник;
  • "почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень";
  • ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.

- В чём увидел мальчик своё спасение?

// В озере. "Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное".

- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?

Много рыбы. "В озере - белая рыба!" (Сиг, чир, пелядь - картинки)

- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Чувство радости, восторга. Докажите словами текста. С.142.

- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?

(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

8. Первичное закрепление

- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

Знания:

  • Как определить стороны света
  • Найти по типу леса реку
  • Понять проточный характер озера
  • Выбрать направление выхода из тайги
  • Предсказать погоду на завтра

Умения:

  • Добывать кедровые орехи
  • Пользоваться затесями
  • Развести огонь
  • Запастись дровами
  • Подстрелить, разделать и запечь птицу
  • Подготовить ночлег
  • Экономить патроны

- Изменился ли Васютка по сравнению с тем, каким мы его видели вначале? Что изменилось в нём?

Если вначале Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще «придерется к чему-нибудь», сделал это, не думая ни о чем, то теперь он задумался, да так и просидел с полчаса.

Теперь он не спешит исчезнуть, а «постоял минутку, как бы прощаясь с обжитым местом», и пошел строго на север.

13-летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого - далеко ушел в тайгу.

И выживет ли он, выберется ли из тайги - зависит теперь только от самого себя. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.

- Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Через сколько испытаний прошёл! Дошел, добрел, оборванный, голодный, но сделавший столько открытий, не сломленный трудностями, выстоявший и преодолевший все преграды. И стал совершенно другим человеком! Первыми словами заново рожденного человека были ...Енисеюшко! славный, хороший...

Самостоятельная работа. Мини-исследование в парах.

- Работать будем в парах.

- Опираясь на текст рассказа, обсудив в парах, сформулируйте по одному «Закону тайги» от пары.

«Законы тайги»:

  1. «От затесей далеко не отходи - сгинешь».
  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес - бери еду, бери спички»
  3. Надо беречь патроны
  4. «Тайга хлипких не любит!»

- Если есть законы тайги, то есть и ее тайны. Я вам предлагаю составить предложения-тайны.

Работа в группах «Тайны тайги» (Приложение 2)

  1. Кедровка - птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
  2. Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
  3. Заполярная тайга не страшна зверьми.
  4. Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
  5. Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
  6. Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
  7. Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
  8. Кровянистое небо - завтра ветер будет.

- Но если Васютка знал законы тайги, тогда почему он заблудился?

Вывод: Васютка заблудился потому, что нарушил таежные законы, а тайга живёт своей своеобразной жизнью.Она живая. Образ природы также является действующим лицом наряду с Васюткой. У Астафьева лес-помощник. Связь человека с природой - основная линия в творчестве Астафьева.

- Вернемся к эпиграфу нашего урока.

«Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять»

- Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?

- Что помогло Васютке познать законы природы?

//- Как вы думаете, почему так назван рассказ?

(Рассказ назван так не только потому, что Васютка нашел это озеро, он нашел, прежде всего, себя, преодолев все трудности, собственные недостатки, страх)

- Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться?

(У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству)

Китайский мыслитель Лу Синь считал: "Пути не открываются перед теми, кто не борется".

- А как в жизни бывает?

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Итоги урока

Природа - мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья.

Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями.

Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь.

Птицы, звезды, месяц - предвестники добра и справедливости.

Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

9. Рефлексия

- Подводя итоги урока, хочу сказать, что мне приятно было работать с вами. Я увидела результат нашего общего труда.

- Я предлагаю каждому подвести итог своей работы, досказав предложения:

  • Сегодня я узнал(а)…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Своей работой на уроке я…
  • Мое настроение…

10. Домашнее задание

Написать письмо Васютке или составить памятки:

  • «Советы идущему в лес»,
  • «Если ты заблудился».

Кластер для размещения на доске