Нам не страшен «Синий кит»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


«Синий кит» - одна из суицидальных групп социальных сетей. Почему выбран синий кит - потому что это млекопитающее часто выбрасывается на сушу. Пользователь в данном случае ребенок заходит в сообщество, пишет, что хочет поиграть и получает задания с суицидальными наклонностями. Такие как нарисовать синего кита на теле лезвием. Время выбирается 4:20 - время, в которое, по статистике, люди чаще всего совершают самоубийство. Всего заданий 50. Финальное задание - суицид. Если подросток решает прервать игру, то в ход идут угрозы ребенку, его близким, шантаж и психологическое давление на неокрепшую психику. Действительно по  IP-адресу можно вычислить место жительства человека. В этом случае виртуальные угрозы становятся реальными. По последним данным в России зафиксировано множество реальных случаев подростковых самоубийств, произошедших в ходе игры «Синий кит».

Все эти действия детей - крик о помощи к близким людям.

Почему дети совершают суицид?

Суицидальное поведение с целью покончить собой лишь у 10% подростков, и в 90% случаев это привлечение к себе внимания.

Обычно они связаны с семейными проблемами, враждебностью между членами семьи, наличием неблагоприятной социальной среды, болезнями. Взаимные оскорбления, унижения, проявление насилия и жестокости могут быть настолько значимы и глубоки для человека, что самоубийство считается не только способом ухода из жизни, но и способом оказания на окружающих психическое воздействия или давления. Особое место занимает проблема детско-родительских отношений в плане фактора психологического дискомфорта.

В современной литературе суицид определяется как действие, содержащее в явном или неявном виде намерение лишения себя жизни.

Ребенок всегда говорит о своих намерениях, и о суициде, в том числе, а значит нужно внимательно прислушиваться к своим детям.

Признаки суицида:

  1. Прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  2. Косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  3. Много шутит на тему самоубийства;
  4. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти;
  5. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
  6. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
    - в еде - есть слишком мало или слишком много; 
    - во сне - спать слишком мало или слишком много;
    - во внешнем виде - стать неряшливым; 
    - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
  7. Замкнут от семьи и друзей;
  8. Быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  9. Проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
  10. Социально изолирован, чувствует себя отверженным;
  11. Живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  12. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
  13. Предпринимал раньше попытки самоубийства;
  14. Имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  15. Перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  16. Слишком критически относится к себе.

Детям говорят чужие люди покончить с собой. Дети слушают и покорно выполняют. Ведь на детей обратили внимание. И это внимание всего интернета. Спрашивается, а где же внимание к этим несчастным детям от родителей, друзей, одноклассников.

Детям нужно выговориться о своих проблемах, неудачах. Им нужно объяснить, куда и к кому можно обратиться за помощью. Показать, что делать в ситуациях, из которых, кажется, что выхода нет. Т.е. информирование ребенка обезопасит его от влияния нежелательных личностей.
Конечно, о «Синем ките» будут говорить, и многим детям захочется найти эти группы, задача родителей поговорить об этих сообществах и всегда быть рядом со своим ребенком.

Общайтесь с ребенком

  1. Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
  2. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы.
  3. Установите заботливые отношения с ребенком и будьте внимательным слушателем.
  4. Если есть темы, о которых родитель не может говорить с ребенком. Есть психологи, психиатры и телефон доверия, который работает круглосуточно 8-800-200-01-22.

Любите детей