"Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения."
(К.Ушинский)
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели:
- Закреплять навык звукослогового анализа слов.
- Закрепить графический образ букв.
- Закреплять навык чтения слогов, слов, предложений.
- Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать память и внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
- Формировать навык совместной р а боты в паре.
Оборудование:
- большая касса букв; картинки разрезные;
- звуковые схемы;
предметные картинки для определения первого звука в слове «мяч»; - слова для составления предложений;
- схемы слов;
- корзинки с карандашами;
- книга «Моя первая Азбука».
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки, и говорят девиз:
- Говорим красиво, четко, внятно.
Чтобы было всем понятно.
Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости. Вы узнали его? Из какой это сказки? Скажите, куда отправил папа Карла Буратино? Что нес Буратино в руках? Зачем нужна азбука? Скажите, что в сказке искал Буратино? Ребята, вы стали совсем большие, почти первоклассники и тоже, как Буратино отправитесь скоро в школу. Надеюсь, что вы хорошо подготовились к школе. Сейчас мы это проверим. Если вы правильно ответите на все задания, то мы тоже с вами найдем ключик к знаниям.
Логопед: - Послушайте загадки и дайте правильный ответ.
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Если кто-то его произнесёт ... (звук).
- Какие мы знаем звуки, почему их называют согласными, (гласными)?
- Назовите согласные звуки (гласные) какого ряда гласные звуки?
- Посмотрите, у меня на листе 4 ладошки разного цвета. Кто мне может объяснить значение каждой ладошки. Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете звуки.
Сейчас мы разделимся на 2 команды. За каждое выполненное задание команда получает очко.
1. Игра «Логоладошки»
Закрепление понятий мягкие-твердые согласные звуки.
На доске картинки. Каждой команде (2-3 слова), прикладывая ладонь к цветовому символу. Слова (школьник, учебник, азбука, карандаши) Ребята проговаривают каждый звук в слове, отстукивая ладошками.
- Назови сколько слогов в слове.
II. Закрепление изученного материала
Работа с веерами согласных букв.
- Отгадайте загадку:
- Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает ... (буква).
- Что такое буква? (это символ звука)
- Сейчас мы сядем за стол и посмотрим, знаете ли вы буквы буквы.
Логопед: Чтоб занятие начать, нужно буквы все узнать.
(логопед проговаривает звуки, дети находят символы на веерах)
1 к
- эта буква самая первая в алфавите;
- эта буква похожа на вешалку,
- эта буква похожа на ворота,
- эта буква любит кривляться и показывать язычок,
2 к
- эта буква много ест и носит кепку,
- эта буква любит танцевать и ножку выставлять,
- эта буква любит зевать,
- эта буква похожа на месяц
3. Играем в игру «Угадай-ка»
Сначала я никак не мог
Прочесть из букв
Свой первый ... (слог).
- Какие бывают слоги? Назовите открытые слоги со звуком «П».
- Назовите закрытые слоги со звуком «Р»
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
- Ребята, давайте вспомним, какие слова мы с вами знаем? (Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки)
- Какими могут быть слова-предметы? (живые - неживые, мужск, жен., ср.р)
У меня на столе лежат картинки!
1-я команда выберет картинки с предметами м.р.
2-я команда выберет слова ж.р.
Назовите слова-предметы (по 5 слов), слова-действия.
На доске 2 предмета-символа платье, туфли) Ребята должны подобрать к слову признаки.
3. Игра «Прочитай правильно слова»
Слова:
ГА
мак.
л ка,
раж
зета
4. Игра «Отгадай слово»
МУ
ка
хи
зыка
хомор и т.д.
Логопед выставляет слова-ребусы. Каждая команда читает по очереди.
СОВА, БЕЛКА.
Физминутка
Буратино потянулся
Раз - нагнулся
Два - нагнулся
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
- Ребята, что такое предложение? (Это определенный порядок слов)
5. Игра « Составь правильно предложение»
Из отдельных карточек дети собирают предложения.
1. Мишка, лесу, малину, собирает в.
2. Белка, готовит, зиму, запасы, на.
Дети, разбиваясь в пары, собирают слова в предложения. Читают их.
- Ребята, сколько слов в предложении?
- Какое самое маленькое слово?
- Как называются маленькие слова?
- Какие предлоги вы знаете?
ВОПРОСЫ:
- Какая ошибка есть в этих предложениях?
- Правильно ли написано первое слово?
- С какой буквы мы должны написать его?
- Какие еще слова пишутся с большой буквы?
Отвечают по очереди каждая команда.
6. Игра «Разгадай кроссворд»
На доске кроссворд. Отгадайте загадки.
1.
Пишет он, когда диктуют
Он и чертит и рисует
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом (карандаш)
2.
Все люди любят рисовать
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует .
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки.
Все нарисуют дети в нем.
И зовется он ......... ( альбом)
3.
Точки, палочки, крючки
Неприметные значки
А во время чтения,
Требуют прочтения. (буквы)
4.
Осенью, зимой, весной
Он книжками набит,
А летом пуст и крепко спит.
Со мной и в дождик, и в метель
Шагает в школу мой ....... (портфель)
5.
Хочу букву я пишу,
Хочу рисую тучку,
Всегда на помощь мне придет
Шариковая .............. (ручка)
Дети по одному из каждой команды заполняют ответом кроссворд.
- Есть отгадка у кроссворда. Сейчас мы прочтем все вместе это слово «ШКОЛА».
III. Подводим итоги
Вручение ключика знаний.