Какую роль играют специалисты сферы образования в инновационном развитии страны?»

Разделы: Внеклассная работа


Современный мир, включая и Россию, уже вступил в постиндустриальную эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, в геометрической прогрессии возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.

Сейчас главное условие инновационного устойчивого развития - способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом. И, напротив, интеллектонедостаточные нации отстают навсегда. Страны, из которых идет "утечка мозгов", никогда не догонят страны, куда "мозги утекают".

Вот что пишет Владимир Спиваковский  в своей книге «Образовательные взрыв»:

Мы, к сожалению, преподаем предметы по старым нормам,  многие забывают, что мы живем уже в информационном обществе и детям просто не интересно и, как они считают, не нужно получать знания, которые мы им пытаемся дать, ведь есть такой отличный ресурс, как Интернет, где можно получить любые сведения в нужным момент.

Наша задача – заинтересовать ребенка, может быть вступить с ним в дискуссию или поиграть с ним. Многие старшеклассники очень любят спорить и отстаивать свою точку зрения, можно вступить с ними в дискуссию, выслушать их точки зрения, рассказать свою, а потом совместно выбрать правильную.  Некоторые учащиеся не понимают, зачем учить то или иное правило, когда есть Интернет с его великолепной поисковой системой. Современный ребенок давно живет в Интернете, он постоянно сидит в социальных сетях, чатах, аськах . Наша задача, как учителя, - научить ребенка пользоваться возможностями глобальной сети. Ведь в глобальной сети есть не только плюсы, но и минусы, и мы должны рассказать об этом ребенку.

Для того чтобы сделать процесс обучения более привлекательным, имеет смысл добавлять игровые, проектные технологии, использовать средства ИКТ.

Сейчас многие школы в России буквально напичканы современным оборудованием, но педагоги порой не умеют его использовать. Конечно, есть курсы повышения квалификации, на которые мы с вами ходим, но порой они просто формальность. Спрашивается почему? Кто в основном идет на эти курсы?

На курсы повышения квалификации мы с вами ходим по записи, и порой надо отстоять очередь (из заявлений), чтобы попасть на тот или иной курс. Некоторые учителя стоят в очереди на нужный курс по году, два и более. А что происходит у нас в жизни за год и два? Очень часто, появляется место, на нужный вам курс, но он уже  становиться неактуальным и устаревшим, т.е мы с вами получаем знания, которые уже неактуальны и устарели, и соответственно потом их транслируем в процессе обучения детям. Что же нам делать? Может, стоит обратиться к дистанционным технологиям, как это, например, используется в Финляндии. Их педагоги обязаны каждый год в течении 3-х дней проходить курсы повышения квалификации, и, чтобы их не отрывать от работы, используются дистанционные технологии. Почему бы это не применить и у нас в стране?

На мой взгляд, нужно использовать интеграцию очной и дистанционной форм обучения и в школьной системе образования.

Так же интеграцией мы обеспечим доступность образования для детей с ограниченными возможностями: они посредством интернет-технологий смогут общаться со сверстниками, получать новые знания.

Конечно, могут возникнуть некоторые трудности с контролем процесса обучения, но для этого у нас есть  очная форма обучения, где мы всегда сможем проконтролировать знания, полученные ребенком.

Применение дистанционных форм организации обучения открывает принципиально новые возможности для учебно-познавательной деятельности, что позволяет значительно увеличить объем воспринимаемой информации, существенно расширить рамки самостоятельной, творческой, в том числе подлинно исследовательской деятельности учащихся, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения. Информационные технологии стимулируют интерес к предметным знаниям, открывая доступ к источникам информации, предоставляя средства ее  преобразования. Важным результатом является то, что при интеграции очных и дистанционных форм осуществляется эффективная подготовка учащихся к непрерывному образованию, т.е. выполняется одна из главных задач современной школы – формирование способности учиться на протяжении всей жизни.

Благодаря ИКТ технологиям и дистанционному обучению, мы сможем сформировать индивидуальный маршрут обучения. Каждый ребенок усваивает учебный материал по-разному: одному достаточно объяснить новый материал один раз, а другому необходимо по несколько раз. Что же нам тогда делать? Ведь если объяснять по несколько раз, то некоторые дети будут просто скучать на уроке, вот тут нам на помощь могут прийти ИКТ-технологии: они позволят нам сформировать вариативную модель обучения.

Профессия учителя, как известно, не из легких. И подход к учащимся нужно найти, и правильно беспристрастно оценивать знания, умения и навыки, и свои знания в процессе работы надо постоянно усовершенствовать, так как школьная программа меняется очень часто. А главной задачей учителя является воспитание достойного гражданина!

Сейчас профессия учителя в России весьма не популярна. Почему молодежь не идет в школы? Не престижно, маленькая зарплата, большая ответственность, очень сильно выматывает как физически, так и эмоционально.

А кто в основном приносит в образование инновационные решения?

Мне кажется, что все же в большинстве молодое поколение. А какой у нас сейчас средний возраст учителей, методистов? В  большинстве ОУ старше 45 лет. А как вы думаете, они захотят преподавать детям по-новому? В большинстве случаев – нет, только единицы шагают в ногу со временем  и готовы к изменениям.

Мир, безусловно, меняется, и человек должен отвечать запросам и потребностям времени. Современная жизнь требует большей активности и мобильности. Молодость  склонна к инновациям и экспериментам. Специалисты образования должны участвовать в формировании человека 21 века, в котором бы интегрировались духовные и нравственные достижения человечества и инновационные особенности современности.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение. Молодые учителя- современные люди, испытавшие на себе страх ЕГЭ и ГИА, это люди, ум и творчество подвижно, они могут и хотят творить. И из этого творчества получаются новые программы и системы обучения, авторские системы.

Развитие личности, раскрытие творческого потенциала растущего человека должно быть главным ориентиром каждого педагога. Но, чтобы воспитать в человеке личность, учитель сам должен постоянно стремиться к совершенству, развивая личностную и профессиональную зрелость. Этому способствует включение молодых учителей в инновационную деятельность школы. При этом повышается информированность молодого учителя о сущности и механизмах инноваций, о личностно-профессиональном саморазвитии и овладении личностно значимыми способами этого саморазвития; осуществляется поддержка самодеятельного включения молодого учителя в активную творческую деятельность по преобразованию педагогической действительности и самого себя.

Сегодня педагоги, постоянно занимающиеся самообразованием, самосовершенствованием, стремящиеся овладеть новыми знаниями, способные использовать в профессиональной деятельности передовые методики и технологии обучения учащихся, должны быть востребованы и должны иметь возможность профессионального роста.