Конспект интегрированного занятия по ПДД "Азбука безопасности" (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


С каждым годом растет наш город. Много в нем широких, красивых улиц. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах. По этим улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому я и поставила перед собой цель – как можно раньше познакомить детей с ПДД. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с ПДД, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Обучение правилам дорожного движения детей нужно начинать с дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

В моей группе оборудована предметно пространственная среда по правилам дорожного движения.

«Азбука безопасности»

Цель: знакомить детей с правилами дорожного движения.

Задачи:

  • Расширять представления детей о проезжей части улицы, дать знания об одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе.
  • Познакомить с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «переход», «пешеход».
  • Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов, закреплять знания о работе светофоров, о правилах перехода улицы на его сигналы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за транспортом, подвижная игра «Воробушки и автомобиль», дидактические игры «Угадай, какой знак?», лото «Транспорт».

Оборудование и материалы:

  • дорожные знаки (велосипедная дорожка;
  • пешеходный переход; пункт медицинской помощи;
  • осторожно, дети; запрещено движение на велосипеде), сюжетные картинки, светофор, пешеходный переход, разрезные картинки для детей, обручи, цветные карандаши (или восковые мелки), листы с изображением светофора (на каждого ребенка), конверты с заданиями для детей.

Ход занятия

Раздается стук в дверь.

Дети: Кто там?

Почтальон: Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, почтальон Печкин! Я вам письмо принес. Это детский сад №1033? Группа №7 «Капелька»? именно к вам я и спешил. Только я не отдам вам письмо. У вас документов нету. А волшебные слова вы знаете?

Дети: Пожалуйста!

Почтальон: Хорошо, я сегодня добрый. Отгадаете мою странную загадку, тогда отдам вам письмо.

Дети: Да!

Почтальон:

Слушайте внимательно.
«Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге
Где машины движутся, где сошлись пути
Помогает улицу людям перейти».

Почтальон: Ребята, так что это за «чучело»?

Дети: Светофор!

Почтальон: Правильно! Получите ваше письмо. До свидания, ребята. А мне пора отправляться дальше.

Дети: До свидания!

Воспитатель: (открывает письмо и достает макет светофора для пешеходов и открытку с изображением полицейского и мальчика, читает открытку).

«Дорогие ребята!

Петя Васечкин не знает, как переходить улицу,  помогите ему, пожалуйста, расскажите, как огни светофора регулируют движение.
С уважением, Дядя Степа».

Воспитатель: а вы мальчики и девочки знаете правила движения? Вы сможете помочь Пете Васечкину?

Дети: Да!

Вдруг раздается стук в дверь. Входит полицейский.

Полицейский: Здравствуйте ребята! Я слышал, что вы хотите помочь Пете Васечкину. Молодцы! Давайте тогда наглядно покажем Петеньке, как правильно переходить дорогу и как светофор регулирует движение.

Дети: Да!

Дети переходят на приготовленную заранее улицу (большой макет светофора, пешеходный переход).

Полицейский: Ребята, делимся на две команды. Первая команда это машины, а вторая – пешеходы. Первая команда бери в руки обручи, это ваши рули.

Дети играют в игру «Азбука безопасности». Полицейский регулирует движение машин и пешеходов, объясняет правила перехода дороги и сигналы светофора.

Полицейский: Молодцы ребятки! А давайте отправимся в путешествие?

Дети: Да!

Полицейский: Хорошо! Только у нас необычное путешествие, а с заданиями. Готовы?

Дети: Да!

Полицейский: Открываем первое письмо от кота Леопольда: «Мне подарили велосипед, но я не успел выучить дорожные знаки, научите меня и объясните мне значения этих знаков».

(Полицейский загадывает загадки о дорожных знаках, дети отгадывают и объясняют, что обозначает этот знак.)

Полосатые лошадки
Поперек дорог легли –
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Пешеходный переход)

Ты не мыл в дороге руки,
поел овощи и фрукты,
заболел и видишь – пункт…
(Пункт медицинской помощи)

Шли из школы мы домой,
видим знак под мостовой:
круг, внутри велосипед,
ничего другого нет.
(Велосипедная дорожка)

Знак запомните, друзья,
взрослые и дети:
там, где он висит,
нельзя ездить на велосипеде.
(Запрещающий; нельзя ездить на велосипеде)

Полицейский: Ах, какие молодцы! Помогли коту Леопольду. Открываем второе письмо от Карлсона: «Однажды, летая над городом, я увидел трехглазое чудовище, я испугался, но решил отправить письмо в детский сад, чтобы мне ребятишки помогли объяснить, что за чудовище горит красным, желтым, зеленым глазами».

Дети: Это светофор, красный сигнал означает – движение запрещено, желтый сигнал – предупреждает, а зеленый сигнал – можно переходить дорогу, движение разрешено.

Полицейский: Правильно, молодцы! Открываем третье письмо от Бабы Яги: «Дорогие ребятки, я летала в своей ступке, и увидала чудо-юдо. Я прислала вам картинку этого чуда невиданного, только вот беда… я перепутала всё! Помогите мне собрать ее!»
Дети собирают разрезные картинки с изображением автомобиля.

Полицейский: Как вы быстро справились! Молодцы. Ой, так это же моя машина! Вот так баба Яга! Открываем последнее письмо от Винни-Пуха «ребятки, я вот шел по дороге и увидел светофор. Ой, какой он был красивый… Пришел домой и хотел его нарисовать, но в голове моей опилки…и забыл я где какие сигналы стоят у него. То ли зеленый наверху, красный – посередине, желтый – внизу… Не помню. Помогите ребятки!».

Полицейский раздает детям картинный с изображением светофора.

Полицейский: Поможем Винни-Пуху? Закрашиваем окошки светофора.

Дети работают за столами.

Полицейский: Вот какие молодцы! Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы говорили о том, как устроена улица, как правильно переходить улицу, чтобы не подвергать себя опасности. Для этого надо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Правила движения соблюдай всегда,
Чтоб не приключилась на улице беда!