В настоящее время проблема компьютерной зависимости приобретает глобальный масштаб. Компьютеры и информационные технологии сопровождают нас во всех областях человеческой практики, влияют на наши действия и психические процессы.
С развитием компьютерной сферы растет и число людей, которые испытывают зависимость от компьютерных игр, общения в социальных сетях. Самый опасный возраст для формирования зависимости – подростковый возраст.
Компьютерная зависимость меняет характер подростка. Он становится замкнутым, появляется агрессивность, рушатся социальные связи в реальном мире; подросток предпочитает виртуальное общение реальному, сужается круг интересов. На фоне такого поведения начинаются конфликты с родителями и педагогами.
Мною разработан интерактивный социально-педагогический тренинг, который входит в комплекс воспитательно-профилактических мероприятий. В тренинге принимают участие родители, педагоги и обучающиеся. Это позволяет объединить детей и взрослых. Выслушать и принять точку зрения друг друга по вопросам компьютерной зависимости.
Целевая аудитория: обучающиеся 8-11 классов, педагоги, родители обучающихся.
Цель: Профилактика зависимого от компьютера поведения школьников.
Задачи:
- Изменение отношение к данной проблеме
- Повышение информационной компетентности у всех участников мероприятия
- Развитие психологических навыков, необходимых для формирования ответственного поведения за свое здоровье
- Создание благоприятной атмосферы в группе и сплочение участников.
Предполагаемые конечные результаты:
- Обучающиеся осознают ценность здоровья и живого общения;
- Формируют условия для построения личного безопасного информационного пространства.
Продолжительность: 1 ч. 30 мин.
Оборудование: проектор, компьютер, листы а4 цветные, ватман с макетом дерева, фломастеры, таблички «педагоги», «родители», «ученики», бланки для дебатов.
Участники тренинга садятся за обозначенные столы «Ученики», «Педагоги», «Родители».
- Добрый день, уважаемые участники тренинга. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос «А нужен ли компьютер в нашей жизни?», проверить свои знания, а также показать свои умения общаться с компьютером.
Компьютеры вошли в нашу жизнь: мы общаемся и пишем письма с помощью компьютеров, управляем домашними приборами с помощью смартфонов и планшетов, развлекаемся и играем, но не всегда замечаем, что становимся зависимыми от своих увлечений.
Как вы считаете, какие первые признаки зависимости от компьютера?
(Выслушиваются ответы. Примерные ответы:
- человек проводит много времени за компьютером
- человек не гуляет
- нет других увлечений и.т.д.)
А среди ваших друзей есть те, кто зависим от компьютера?
Давайте узнаем или вспомним, как компьютер появился в жизни человека. (20 мин)
Историческая справка. (Зачитывает обучающийся)
Одно из величайших изобретений своего времени. Миллиарды людей используют компьютеры в своей повседневной жизни во всем мире. На протяжении десятилетий, компьютер превратился из очень дорогого и медленного устройства, в нынешние крайне умные машины с невероятной вычислительной мощностью. Ни одному человеку не приписывают изобретение компьютера, многие считают, что Конрад Цузе и его машина Z1 была первым в длинной череде нововведений, которые дали нам компьютер. Конрад Цузе был немцем, который получил известность за создание первого свободно программируемого механического вычислительного устройства в 1936 году. Z1 Цузе был создан с акцентом на 3 основных элемента, которые все еще используются в современных калькуляторах. Позже, Конрад Цузе создал Z2 и Z3.
Первые компьютеры из серии Mark были построены в Гарварде. МАРК создали в 1944 году, и этот компьютер был величиной с комнату, имеющей размер 55 футов в длину и 8 футов в высоту. МАРК мог выполнять широкий спектр расчетов. Он стал успешным изобретением и был использован ВМС США, эксплуатировался до 1959 года. Компьютер ENIAC был одним из самых важных достижений в вычислительной технике. Он был заказан во время Второй мировой войны американскими военными. В этом компьютере использовались вакуумные трубки вместо электродвигателей и рычагов для быстрых вычислений. Его скорость была в тысячи раз быстрее, чем у любого другого вычислительного устройства того времени. Этот компьютер был огромен и имел общую стоимость $ 500,000. ENIAC был в эксплуатации до 1955 года. ОЗУ или Random Access Memory был введен в 1964 году. Первый ОЗУ был металлоискательной пластиной, расположенной рядом с вакуумной трубкой, которая обнаружилвала разницу в электрических зарядах. Это был легкий способ хранения компьютерных команд. Существовало много нововведений в 1940 году. Манчестер разработал телекоммуникации Research Establishment. Это был первый компьютер, использовавший хранимую программу, и она начала функционировать в 1948 году. Манчестер MARK I продолжал жить в 1951 году и показал огромный прогресс. UNIVAC был построен создателями ENIAC. Это был самый быстрый и самый инновационный компьютер способный обрабатывать множество вычислений. Это был шедевр своего времени и получил высокую оценку общественности. IBM, первый персональный компьютер, широко используемый и доступный для людей. IBM 701 был первым компьютером общего назначения, разработанный IBM. Новый компьютерный язык называемый «Фортран» был использован в новой 704 модели. IBM 7090 также имел большой успех, и доминировал как офисный компьютер в течение следующих 20 лет. В конце 1970-х и в 1980 IBM разработала персональный компьютер, известный как ПК. IBM оказала огромное влияние на компьютеры, используемые сегодня. С ростом рынка персональных компьютеров в начале и середине 1980-х годов, многие компании поняли, что графический интерфейс более дружественен к пользователю. Это привело к разработке операционной системы под названием Windows, Майкрософт. Первая версия была названа Windows 1.0 и позже пришел Windows 2.0 и 3.0. Microsoft становится все более популярным сегодня.
(Original: http://juice-health.ru/computers/78-kratkaya-istoriya-vozniknoveniya-kompyuterov)
Дебаты «Компьютер: за и против» (актуализация знаний) (25 минут)
- Сейчас у нас пройдут дебаты. Я предлагаю вам путем жеребьевки (каждый участник вытягивает бумажку с указанием команды : за против, судья) разделиться на 3 команды
- команда утверждения, которой предстоит найти аргументы и факты положительного влияния компьютера
- команда отрицания, которой предстоит найти аргументы и факты отрицательного влияния компьютера
- команда судей, задача которых оценить приведенные аргументы и качество презентации (четкость, краткость, точность доводов, уверенность речи)
Время пошло (командам дается 15 минут на обсуждение.
(Аргументы записываются на бланках. После обсуждения и записи аргументов по 1 участнику команды презентуют свои аргументы и факты.)
Команда судей выносит свое решение, чьи доводы оказались более убедительные.
- Спасибо каждой из команд. Вы были на высоте. Вы смогли отстоять свое мнение не с помощью силы, а с помощью уверенного слова, что является незаменимым достоинством в жизни.
Вот мы с вами и пришли к тому, что слово и живое общение – это незаменимая потребность в жизни человека/
Игра «Подъемный кран». Коллаж «Дерево целей» (Формирование позитивного настоя и сплочение детско-родительско-учительского коллектива) (20 минут)
- Я предлагаю вам размяться и чуть-чуть поиграть.
Наша игра называется «Подъемный кран». Давайте встанем в круг. Вы знаете, что для того, чтобы подъемный кран работал, действия машиниста должны быть слажены. Сейчас вам предстоит быть машинистами подъемного крана и поднять груз на высоту.
(Участникам дается круг из картона диаметром в 10 см. По кругу равномерно привязаны веревки, равные количеству участников тренинга. Это «подъемный кран» и груз «теннисный мячик»).
Ваша задача – согласовать действия команды, придти к общему решению, выбрать правильную стратегию для того, чтобы поднять мяч только с помощью «подъемного крана».
(Участники начинают выполнять задание)
- Вы отлично справились. Вы действительно единый механизм, единая команда, которая справится со всеми трудностями.
- Продолжим работу. Прошу вас занять ваши места и сесть за парты. Перед вами листы бумаги. Вам надо обвести свою ладонь, вырезать ее и написать на ней свою самую главную цель в жизни в настоящий момент.
(Участники пишут свои цели. По одному выходят, говорят свою цель и приклеивают ладошку к макету дерева)
- У нас получилось замечательное дерево целей. Я желаю вам идти к своей цели и добиваться ее, не смотря на трудности.
3. Компьютерная презентация «Моя жизнь» (Изменение отношения к проблеме зависимости)
(За неделю до мероприятия всем участникам тренинга предлагается подготовить компьютерную презентацию в программе PowerPoint продолжительностью 3 минуты. В презентации надо рассказать о своей жизни, своих увлечениях, желаниях. Желательно использовать фото)
- У каждого из вас выло домашнее задание. Компьютерная презентация на тему «Моя жизнь». (20 минут)
Предлагаю желающим показать свои презентации.
(Участники демонстрируют свои презентации).
- Спасибо. Вот одно из очень важных и нужных применений компьютера. Он помогает нам в работе, учебе. Открывает новые возможности и стирает расстояния.
Подошел к концу наш тренинг. Прошу поделиться своими эмоциями и впечатлениями.
(Рефлексия – 5 минут).
Спасибо за вашу работу. До свидания!