Интерактивный социально-педагогический тренинг "Реальность или виртуальность?"

Разделы: Социальная педагогика


В настоящее время проблема компьютерной зависимости приобретает глобальный масштаб. Компьютеры и информационные технологии сопровождают нас во всех областях человеческой практики, влияют на наши действия и психические процессы.

С развитием компьютерной сферы растет и число людей, которые испытывают зависимость от компьютерных игр, общения в социальных сетях. Самый опасный возраст для формирования зависимости – подростковый возраст.

Компьютерная зависимость меняет характер подростка. Он становится замкнутым, появляется агрессивность, рушатся социальные связи в реальном мире; подросток предпочитает виртуальное общение реальному, сужается круг интересов. На фоне такого поведения начинаются конфликты с родителями и педагогами.

Мною разработан интерактивный социально-педагогический тренинг, который входит в комплекс воспитательно-профилактических мероприятий. В тренинге принимают участие родители, педагоги и обучающиеся. Это позволяет объединить детей и взрослых.  Выслушать и принять точку зрения друг друга по вопросам компьютерной зависимости.

Целевая аудитория: обучающиеся 8-11 классов, педагоги, родители обучающихся.

Цель: Профилактика зависимого от компьютера поведения школьников.

Задачи:

  1. Изменение отношение к данной проблеме
  2. Повышение информационной компетентности у всех участников мероприятия
  3. Развитие психологических навыков, необходимых для формирования ответственного поведения за свое здоровье
  4. Создание благоприятной атмосферы в группе и сплочение участников.

Предполагаемые конечные результаты:

  • Обучающиеся осознают ценность здоровья и живого общения;
  • Формируют условия для построения личного безопасного информационного пространства.

Продолжительность: 1 ч. 30 мин.

Оборудование: проектор, компьютер, листы а4 цветные, ватман с макетом дерева, фломастеры, таблички «педагоги», «родители», «ученики», бланки для дебатов.

Участники тренинга садятся за обозначенные столы «Ученики», «Педагоги», «Родители».

-  Добрый день, уважаемые участники тренинга. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос «А нужен ли компьютер в нашей жизни?», проверить свои знания, а также показать свои умения общаться с компьютером.

Компьютеры вошли в нашу жизнь: мы общаемся и пишем письма с помощью компьютеров, управляем домашними приборами с помощью смартфонов и планшетов, развлекаемся и играем, но не всегда замечаем, что становимся зависимыми от своих увлечений.

Как вы считаете, какие первые признаки зависимости от компьютера?

(Выслушиваются ответы. Примерные ответы:

- человек проводит много времени за компьютером

- человек не гуляет

- нет других увлечений и.т.д.)

А среди ваших друзей есть те, кто зависим от компьютера?

Давайте узнаем или вспомним, как компьютер появился в жизни человека. (20 мин)

Историческая справка. (Зачитывает обучающийся)

Одно из величайших изобретений своего времени. Миллиарды людей используют компьютеры в своей повседневной жизни во всем мире. На протяжении десятилетий, компьютер превратился из очень дорогого и медленного устройства, в нынешние крайне умные машины с невероятной вычислительной мощностью. Ни одному человеку не приписывают изобретение компьютера, многие считают, что Конрад Цузе и его машина Z1 была первым в длинной череде нововведений, которые дали нам компьютер. Конрад Цузе был немцем, который получил известность за создание первого свободно программируемого механического вычислительного устройства в 1936 году. Z1 Цузе был создан с акцентом на 3 основных элемента, которые все еще используются в современных калькуляторах. Позже, Конрад Цузе создал Z2 и Z3.
Первые компьютеры из серии Mark были построены в Гарварде. МАРК  создали в 1944 году, и этот компьютер был величиной с комнату, имеющей размер 55 футов в длину и 8 футов в высоту. МАРК мог выполнять широкий спектр расчетов. Он стал успешным изобретением и был использован ВМС США, эксплуатировался до 1959 года. Компьютер ENIAC был одним из самых важных достижений в вычислительной технике. Он был заказан во время Второй мировой войны американскими военными. В этом компьютере использовались вакуумные трубки вместо электродвигателей и рычагов для быстрых вычислений. Его скорость была в тысячи раз быстрее, чем у любого другого вычислительного устройства того времени. Этот компьютер был огромен и имел общую стоимость $ 500,000. ENIAC был в эксплуатации до 1955 года. ОЗУ или Random Access Memory был введен в 1964 году. Первый ОЗУ был металлоискательной пластиной, расположенной рядом с вакуумной трубкой, которая обнаружилвала разницу в электрических зарядах. Это был легкий способ хранения компьютерных команд. Существовало много нововведений в 1940 году. Манчестер разработал телекоммуникации Research Establishment. Это был первый компьютер, использовавший хранимую программу, и она начала функционировать в 1948 году. Манчестер MARK I продолжал жить в 1951 году и показал огромный прогресс. UNIVAC был построен создателями ENIAC. Это был самый быстрый и самый инновационный компьютер способный обрабатывать множество вычислений. Это был шедевр своего времени и получил высокую оценку общественности. IBM, первый персональный компьютер, широко используемый и доступный для людей. IBM 701 был первым компьютером общего назначения, разработанный IBM. Новый компьютерный язык называемый «Фортран» был использован в новой 704 модели. IBM 7090 также имел большой успех, и доминировал как офисный компьютер в течение следующих 20 лет. В конце 1970-х и в 1980 IBM разработала персональный компьютер, известный как ПК. IBM оказала огромное влияние на компьютеры, используемые сегодня. С ростом рынка персональных компьютеров в начале и середине 1980-х годов, многие компании поняли, что графический интерфейс более дружественен к пользователю. Это привело к разработке операционной системы под названием Windows, Майкрософт. Первая версия была названа Windows 1.0 и позже пришел Windows 2.0 и 3.0. Microsoft становится все более популярным сегодня.

(Original: http://juice-health.ru/computers/78-kratkaya-istoriya-vozniknoveniya-kompyuterov)

Дебаты «Компьютер: за и против» (актуализация знаний) (25 минут)

- Сейчас у нас пройдут дебаты. Я предлагаю вам путем жеребьевки (каждый участник вытягивает бумажку с указанием команды : за против, судья) разделиться на 3 команды

- команда утверждения, которой предстоит найти аргументы и факты положительного влияния компьютера

- команда отрицания, которой предстоит найти аргументы и факты отрицательного влияния компьютера

- команда судей, задача которых оценить приведенные аргументы и качество презентации (четкость, краткость, точность доводов, уверенность речи)

Время пошло (командам дается 15 минут на обсуждение.

(Аргументы записываются на бланках. После обсуждения и записи аргументов по 1 участнику команды презентуют свои аргументы и факты.)

Команда судей выносит свое решение, чьи доводы оказались более убедительные.

- Спасибо каждой из команд. Вы были на высоте. Вы смогли отстоять свое мнение не с помощью силы, а с помощью уверенного слова, что является незаменимым достоинством в жизни.

Вот мы с вами и пришли к тому, что слово и живое общение – это незаменимая потребность в жизни человека/

Игра «Подъемный кран». Коллаж «Дерево целей» (Формирование позитивного настоя и сплочение детско-родительско-учительского коллектива) (20 минут)

- Я предлагаю вам  размяться и чуть-чуть поиграть.

Наша игра называется «Подъемный кран». Давайте встанем в круг. Вы знаете, что для того, чтобы подъемный кран работал, действия машиниста должны быть слажены. Сейчас вам предстоит быть машинистами подъемного крана и поднять груз на высоту.
(Участникам дается круг из картона диаметром в 10 см. По кругу равномерно привязаны веревки, равные количеству участников тренинга. Это «подъемный кран» и груз  «теннисный мячик»).

Ваша задача – согласовать действия команды, придти к общему решению, выбрать правильную стратегию для того, чтобы поднять мяч только с помощью «подъемного крана».

(Участники начинают выполнять задание)

- Вы отлично справились. Вы действительно единый механизм, единая команда, которая справится со всеми трудностями.

- Продолжим работу. Прошу вас занять ваши места и сесть за парты. Перед вами листы бумаги. Вам надо обвести свою ладонь, вырезать ее и написать на ней свою самую главную цель в жизни в настоящий момент.

(Участники пишут свои цели. По одному выходят, говорят свою цель и приклеивают ладошку к макету дерева)

- У нас получилось замечательное дерево целей. Я желаю вам идти к своей цели и добиваться ее, не смотря на трудности.

3. Компьютерная презентация «Моя жизнь» (Изменение отношения к проблеме зависимости)

(За неделю до мероприятия всем участникам тренинга предлагается подготовить компьютерную презентацию в программе PowerPoint продолжительностью 3 минуты. В презентации надо рассказать о своей жизни, своих увлечениях, желаниях. Желательно использовать фото)

- У каждого из вас выло домашнее задание. Компьютерная презентация на тему «Моя жизнь». (20 минут)

Предлагаю желающим показать свои презентации.

(Участники демонстрируют свои презентации).

- Спасибо. Вот одно из очень важных и нужных применений компьютера. Он помогает нам в работе, учебе. Открывает новые возможности и стирает расстояния.

Подошел к концу наш тренинг. Прошу поделиться своими эмоциями и впечатлениями.

(Рефлексия – 5 минут).

Спасибо за вашу работу.  До свидания!