Краткое описание проекта. Обоснование
В современном обществе остро стоит глобальная проблема загрязнения окружающей среды. Школа как один из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание экологическому образованию и воспитанию будущего поколения.
Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. [1].
Каропа Г.Н. определял экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде. [2].
Ягодин Г.А. считает, что экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс, направленный не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.
Экологическое образование – это система знаний об окружающем мире как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности на природную среду, а также знания и навыки природоохранительной деятельности. (С.М. Вишняков 1999).
Методологическую основу исследования в данном проекте составили труды Каропа Г.Н., Н.Ф.Виноградовой, З.А.Клепининой, А.А.Плешакова, И.В.Цветковой, С.М.Юшковой, И.Н. Пономаревой, Л.А. Тарасова и других.
На основании содержания рассматриваемого понятия автором проекта сформулировано следующее определение.
Экологическое образование - это процесс формирования функциональных метапредметных знаний и умений обучающихся в области экологии и природоохранной деятельности, направленных на формирование опыта оценки воздействия человека на среду, последствий ее изменения и активного участия в решении экологических проблем.
Анализ образовательной ситуации в МБОУ «Средней школы № 33» г. Смоленска
- Первые представления об охране природы ученики получают на уроках чтения и окружающего мира в начальной школе. Эти вопросы рассматриваются при знакомстве учащихся с произведениями В. Воронковой, М. Пришвина и других, при проведении практических уроков и акций добра: «Уход за комнатными растениями», «Покорми птиц зимой», «Сбор семян для зимней подкормки птиц», «Домик для птиц» и другие.
- На уроках биологии в 5-6 классах продолжается формирование знаний учащихся о живой природе при постановке опытов «Проращивание семян», «Влияние различных факторов среды на прорастание семян», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растения», и других.
- При изучении многих тем курса биологии и географии в 5-11 классах рассматриваются экологические вопросы: воздействие человека на природный комплекс, охрана океана, поверхностных вод, атмосферы; изучаются экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, проблемы металлургии, и других отраслей хозяйства и другие.
- На уроках химии, посвященных производству кислот, синтезу белка, производству и использованию металлов изучаются вопросы влияния этих веществ на окружающую среду.
Обучающиеся школы участвуют в проведении экологических мероприятий разного уровня:
1. Ежегодное внутришкольное мероприятие посвящения в ученики химико – биологического класса «Химбиола», посвященная году экологии 2017 прошла по теме «Экологическая тропа на озере Ключевое». (Приложение № 6).
2. Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «ВместеЯрче», в котором приняло участие более 200 учеников школы 7 и 9 классов совместно со студентами СмолГУ факультета ЕГФ, прошедший в октябре 2017 года.
3. Всероссийская акция Экоурок «Сделаем вместе» был проведен 15 учащимися школы – эколидерами 9-10 классов среди учеников 6-9 классов.
4. Всероссийский конкурс экоплакатов прошел среди учеников 5-9 классов в апреле – мае 2017 года, в нем приняло участие более 100 учеников школы.
5. Ежегодное активное участие школьников в олимпиаде по биологии и экологии школьного, муниципального и областного уровня:
Таблица № 1. Призеры и победите олимпиады школьников по экологии
год | ФИО ученика |
класс |
Экология |
Биология |
||
Муниципальный этап |
Региональный этап |
Муниципальный этап |
Региональный этап |
|||
2013-2014 |
Рогулева Алена Анатольевна |
10 Г |
победитель |
победитель |
|
|
Киричек Евгений Андреевич |
10 Г |
|
|
победитель |
призер |
|
|
Калмыков Роман Сергеевич |
10 Г |
|
|
призер |
|
2014-2015 |
Киричек Евгений Андреевич |
11 Г |
призер |
победитель |
призер |
|
Худовекова Александра |
8 |
|
|
победитель |
|
|
2015-2016 |
Белокопытова |
7 А |
|
|
победитель |
|
Худовекова Александра |
9 |
|
|
призер |
победитель |
|
Кушнир Вера Алексеевна |
9 |
|
|
призер |
|
|
2016-2017 |
Сауткина Татьяна Алексеевна |
10 Г |
призер |
победитель |
призер |
призер |
Худовекова Александра |
10 Б |
|
|
|
победитель |
|
Гарнова Юлия Владимировна |
10 Г |
призер |
|
призер |
|
|
Ржевцева Елена Дмитриевна |
10 Г |
|
|
призер |
|
|
Павлова Юлия Борисовна |
10 Г |
|
|
призер |
участник |
|
Елистратов Никита Дмитриевич |
10 Г |
|
|
призер |
|
|
2017-2018 |
Новосельцева Нина Алексеевна |
7 В |
|
|
призер |
|
Кумукова Владислава Анатольевна |
9 Г |
призер |
|
|
|
|
Елистратов Никита Дмитриевич |
11 Г |
участник |
|
призер |
|
|
Сергей Екатерина Эдуардовна |
11 Г |
|
|
призер |
|
|
Сумина Мария Михайловна |
11 Г |
|
|
призер |
|
|
Сауткина Татьяна Алексеевна |
11 Г |
участник |
|
участник |
|
6. Проведение выездных полевых практик для учащихся химико-биологических классов позволяют на практике познакомиться с проблемами окружающей среды и выявить пути решения данных проблем.
Актуальность. На основе проведённого анализа работы по экологическому образованию и просвещению обучающихся, можно сделать вывод о ситуативном участии в некоторых мероприятиях экологического содержания. Актуальность проекта заключается в системном изменении образовательного процесса в области формирования экологической культуры и компетенции школьников как метапредметного результата.
Обширная информация о состоянии окружающего мира, которая предоставляется обучающимся, отодвинула на задний план формирование у них позиции субъекта собственно познавательной деятельности. Система школьного экологического образования должна сделать процесс обучения осознанным, знание действенным, что позволит применять экологические методы изучения и исследования на практике, овладеть навыками проектной деятельности как метапредметной в области экологии.
Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии нам всех уровнях школьного образования. Для сохранения жизни на планете необходима личная заинтересованность каждого человека в решении проблем окружающей среды. В настоящее время предпринимаются попытки экологизации образования, однако наличие экологического кризиса указывает на то, что данная проблема решена не до конца. В связи с этим возрастает актуальность проекта «Использование метапредметного подхода в экологическом образовании школьников».
Научно-методическая особенность проекта состоит в выборе наиболее эффективных способов, методов и форм организации метапредметного обучения школьников 5-11 классов в области экологического образования. Главной целью которого является формирование экологической культуры, под которой понимаем «такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле». [Приложение 1].
Противоречие, проблемы
В процессе экологического образования обостряются противоречия:
- между идеальным образом экологически воспитанного человека и практической невозможностью отыскать ее образец в реальном окружении;
- между предлагаемым личности научно обоснованным вариантом поведения – и сформированными у нее стереотипами бытового поведения;
- между предъявляемыми личности эталонами экологической культуры и реальным эколого-культурным опытом человека.
Цель отбора содержания экологического образования – это не только - дать представления учащимся об экологических проблемах и социокультурном опыте их решения, не только развить универсальные учебные действия по выявлению, прогнозированию и решению экологических проблем, но и сформировать готовность осознавать возникающие на уровне экологического сознания противоречия и накапливать личный опыт их решения. При этом интегрируются системно-деятельностный и метапредметный подходы в области экологического образования.
Таблица 2. Особенности использования системно-деятельностного и метапредметного подходов в области экологического образования.
Системно-деятельностный подход | Метапредметный подход |
|
|
В массовой образовательной практике проявляются следующие проблемы:
- наличие социального заказа современного общества, требования ФГОС, в которых заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических технологий и методов развития экологических способностей, мышления и культуры поведения школьника;
- предъявление новых требований к результатам метапредметного образования по биологии и экологии и существующими традиционными предметными методиками;
- существующая необходимость формирования экологической культуры и развитие экологических компетенций обучающихся и несоответствие учебно-методического сопровождения.
Необходимость «снятия» противоречий и решение проблем предметного преподавания обуславливает разработка данного проекта: «Использование метапредметного подхода в экологическом образовании школьников».
Основная идея и новизна проекта
Основная идея: осуществляется системное экологическое образование в условиях использования метапредметного подхода, создаются условия для формирования экологической культуры и развития компетентности школьников на основе получения метапредметных образовательных результатов.
Цель проекта: использование системно-деятельностного подхода при подборе форм и методов осуществления экологического образования и воспитания школьников на разных уровнях обучения, способствующих формированию метапредметных универсальных учебных действий ученика, как человека нового типа, обладающего экологической культурой и компетентного в вопросах экологического содержания, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
- Изучение литературных и других информационных источников по рассматриваемой проблеме.
- Проведение анализа учебных программ на предмет изучения вопросов экологического содержания.
- Составление тематического планирования изучения тем экологического содержания 5-11 классов. [Приложение 2]
- Проектирование программы элективного предмета «Экология» 10-11 класс.
- Составление поурочного плана по экологическим темам и презентаций к ним, а также проведение учебных занятий. [Приложение 3]
- Разработка и использование дидактического инструментария к урокам экологического содержания. [Приложение 4]
- Планирование и проведение экологических мероприятий для учащихся 5-11 классов. [Приложение 5]
- Организация работы проектных групп НОШ по выполнению экологических учебно – исследовательских проектов.
- Диагностика сформированности экологической культуры и компетенции школьников, включенных в процесс экологического образования. [Приложение 6]
- Оценка разработанной системы школьного экологического образования в 5-11 классах.
- Внесение корректив в проект «Использование метапредметного подхода в экологическом образовании школьников».
- Обобщение опыта и внедрение проекта «Использование метапредметного подхода в экологическом образовании школьников». [Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9]
Объект исследования: система экологического образования школьников 5-11 классов на основе метапредметного подхода.
Предмет исследования: условия и факторы, способствующие формированию и дальнейшему развитию у обучающихся метапредметных универсальных учебных действий в области экологических знаний и природоохранной деятельности.
Гипотеза исследования: если использовать разные формы и методы организации экологического образования на основе системно-деятельностного подхода в обучении, то можно создать условия для формирования метапредметных УУД как качественно нового образовательного результата.
Содержание проекта
Содержание социально-контекстной практики
С целью реализации программы экологического образования и воспитания всех участников образовательного процесса, создания условий для обучения, воспитания, развития; успешной социализации всех категорий школьников, а также активного вовлечения родителей в управление образованием, укрепления связи «ученик – учитель – родитель». Автором проекта для реализации основной идеи проекта были разработаны 6 типов социально-контекстных практик [Приложение 8].
Экологическое образование, направленное на формирование принципов метапредметных УУД, опирается на принципы междисциплинарности при этом усиливаются межпредметные связи, регулирующие метапредметный подход в образовании.
Другим важным результатом экологического образования и воспитания школьников становится формирование их экологической культуры. С позиции автора данного проекта под экологической культурой понимается осознанное отношение к природе, строящееся на понимании связей живых организмов со средой, которая зависит от деятельности человека, осознания им принципов природопользованияи обладания метапредметными, функциональными УУД, направленными на решение социально – экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
Экологическая культура - наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. (Сергей Владимирович Алексеев.)
По мнению Суравегиной Ирины Трофимовны, экологическое образование опирается на принципы. Одним из важнейших считается принцип междисциплинарности. Этот принцип реализуется через введение в процесс обучения системы межпредметных связей.
Возможные риски и пути их преодоления
Риски | Их преодоление |
Перегрузка учащихся |
Привлечение учащихся, родителей, учителей предметников |
Недостаточная материальная техническая база |
Использовать имеющиеся средства, помощь родителей, спонсоров. Использование социальных партнеров: материально – технической базы СмолГУ факультет ЕГФ |
Отсутствие специалистов |
Привлечение специалистов - взаимодействие с внешней инфраструктурой: |
Психологическая неготовность субъектов образования к работе в новых условиях. |
Психологическое сопровождение, индивидуальный подход, консультации. |
План реализации проекта
Этап проекта | Какие задачи реализуются |
Подготовительный этап 2017 год |
|
Основной этап |
|
Заключительный этап |
|
Анализ ресурсов, необходимых для обеспечения проекта
Ресурс | Содержание |
Кадровый |
Посещение учителями семинаров, практикумом, мастер-классов; самообразование. |
Учебный |
Система творческих занятий:
|
Социальное партнерство |
|
Интеллектуальный |
|
Информационный |
|
Материально-техническая база |
|
Технологический |
|
Предполагаемый результат и критерии его оценки
Ожидаемый результат |
Способы его достижения |
1. Повышение приоритета экологического образования и воспитания положительно влияющих на поведение участников образовательного процесса в их повседневной жизни. |
Использование образовательных средств кабинета биологии, выход в природу – экскурсии, посещение зоопарка, выездные практики, посещение зоопарка, занятие в школе «Одаренные дети « на базе СмолГУ |
2. Повышение уровня экологического образования и воспитания учащихся и других участников образовательного процесса. |
Проектно-исследовательская деятельность учащихся 5–11 классов, занятия на базе СмолГУ в школе «Одаренные дети» |
3. Приобретение умений и навыков, позволяющих быть экологически культурной личностью, то есть понимающей взаимосвязь явлений природы, отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и обладающей чувством ответственности перед современниками и потомками за свое экологическое поведение. |
Участие в предметных олимпиадах по экологии и биологии школьного, муниципального и регионального уровня. |
4. Осознание учащимися того, что преодоление экологического кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды |
Внеклассная работа: участие химико-биологических классов в Химбиоле, работа на базе выездных практик на территории поселка Пржевальское в национальном парке «Смоленское поозерье». |
Критерии оценивания новых образовательных результатов
Критерии оценивания уровней экологической культуры учащихся.
- Обучающиеся, находящиеся на высоком уровне характеризуются прочными знаниями по вопросам экологии, которые используются в практической экологической деятельности, проявляется развитый эстетический вкус. Школьник соблюдает нормы и правила экологической этики, оказывает помощь природе и людям, способен к самоограничению, непримирим к действиям, несущим вред природе.
- Средний уровень определяется осознанием важности экологии для здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития человека и природы. Ученик обеспечивает осмысленное и активное участие в экологической деятельности. У школьника имеются отдельные знания по вопросам общей экологии.
- Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний по вопросам экологии, интереса к природным явлениям и живым организмам, не учитываются факторы взаимосвязей и взаимозависимостей. Отношение к окружающему миру - нейтральное или безразличное. У детей отсутствует положительный опыт эколого-созидательной деятельности, не сформированы потребности к общению с природой.
Критерии оценивания сформированности метапредметных УУД школьников
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД).
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированные.
Метапредметные результаты |
Уровни |
||
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
|
Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности |
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок; намечать способы устранения трудностей и ошибок |
Приобретения навыка саморегуляции, умение анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности, оценивать их влияние на человека, природу. |
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности |
Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности |
Умение анализировать собственную работу, экологический проект, строить план экологического проекта, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить и исправлять ошибки, устанавливать их причины |
Приобретения навыка саморегуляции, умение владеть анализом собственного экологического проекта, оценивать уровень выполненной работы |
Познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира |
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи, различать методы познания окружающего мира по целям: наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование. |
Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение презентовать подготовленный экологический проект. |
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, анализировать результаты опытов и самостоятельных исследований; фиксировать разными способами и воспроизводить по памяти информацию, делать выводы, отображать процессы, схемы решения учебно-познавательных и практических задач. |
Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания |
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных экологических проблем, описывать природный объект, передавая его биологические характеристики |
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении экологической проблемы, отстаивать свою точку зрения на решение экологических проблем; умение классифицировать, выделять существенные признаки биологических объектов, приводить доказательства верности своих суждений, используя знания в области экологии и биологии. |
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми с целью решения биологической или экологической задачи; владение монологической и диалогической формами речи с целью выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. |
Коммуникативные УУД, отражающие умение работать с текстом |
Умение находить в тексте биологического и экологического содержания необходимую учебную задачу, сравнивать, находить сходства и различия в биологических и экологических понятиях |
Находить ошибки в тексте экологического и биологического содержания, изменять и дополнять текст, используя знания и опыт, полученные на уроках биологии; составлять план для текста биологического и экологического содержания, выделять главную мысль и отвечать на вопросы |
Умение презентовать выполненный экологический или биологический проект, доказывать или опровергать выдвигаемую гипотезу проекта, удерживать логику повествования и приводить убедительные доказательства, делать выводы на основе полученных результатов. |
Используемая литература
1. Снакин, В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. - М.: Academia, 2000. С. 281.
2. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников. – Мн.: НМО, 2005. С.12.
3. Цветкова И.В.. Экологический светофор для младших школьников: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. ‒ М.: Владос, 2007. С. 56.
4. Научный журнал. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Естественные науки. Е. Н. Дзятковская ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
5. http://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126. Светлана Валерьевна Чеботникова, 16.05.2011 -6 «Экологическое воспитание школьников».
6. Захлебный А.Н. Зверев И.Д.Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 2001. С. 57.
7. Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. С.136.
8. «Экологическое образование в России. Прошлое. Настоящее. Будущее?» Федорова Т.Н. Журнал «ВНИИ Агроэкоинформ» 2011 год.
9. Пономарева И.Н. Основные направления экологического образования в школах России // Экологическое образование. Матер. Международного семинара. Санкт-Петербург, 1997. С. 5.
10. Галичева Г.В. Непрерывное экологическое образование в условиях школы // Экология и диалектика». Вологда, 2006. С. 218-231.
11. Зарайская Г.А. Модернизация образовательного процесса в модели общего образования «Экология и диалектика» // Модель школы «Экология и диалектика», Вологда, 2006. С. 7-17.