Проект. Использование метапредметного подхода в экологическм образовании школьников

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


Краткое описание проекта. Обоснование

В современном обществе остро стоит глобальная проблема загрязнения окружающей среды. Школа как один из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание экологическому образованию и воспитанию будущего поколения.

Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. [1].

Каропа Г.Н. определял экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде. [2].

Ягодин Г.А. считает, что экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс, направленный не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.
Экологическое образование – это система знаний об окружающем мире как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности на природную среду, а также знания и навыки природоохранительной деятельности. (С.М. Вишняков 1999).

Методологическую основу исследования в данном проекте составили труды Каропа Г.Н., Н.Ф.Виноградовой, З.А.Клепининой, А.А.Плешакова, И.В.Цветковой, С.М.Юшковой, И.Н. Пономаревой, Л.А. Тарасова и других.

На основании содержания рассматриваемого понятия  автором проекта сформулировано следующее определение.

Экологическое образование - это процесс формирования функциональных метапредметных знаний и умений обучающихся в области экологии и природоохранной деятельности, направленных на формирование опыта  оценки  воздействия человека на среду, последствий ее изменения и активного участия в решении экологических проблем.

Анализ образовательной ситуации в МБОУ «Средней школы № 33» г. Смоленска

  • Первые представления об охране природы ученики получают  на уроках чтения и  окружающего мира в начальной школе. Эти вопросы рассматриваются при знакомстве учащихся с произведениями В. Воронковой, М. Пришвина и других, при проведении практических уроков и акций добра: «Уход за комнатными растениями», «Покорми птиц зимой», «Сбор семян для зимней подкормки птиц», «Домик для птиц» и другие.
  • На уроках биологии в 5-6 классах продолжается формирование знаний учащихся о живой природе при постановке опытов  «Проращивание семян», «Влияние различных факторов среды на прорастание семян», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растения»,  и других.
  • При изучении многих тем курса биологии и географии в 5-11 классах    рассматриваются экологические вопросы: воздействие человека на природный комплекс, охрана океана, поверхностных вод, атмосферы; изучаются экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, проблемы металлургии, и других отраслей хозяйства и другие.
  • На уроках химии, посвященных производству кислот, синтезу белка, производству и использованию металлов  изучаются вопросы влияния этих веществ на окружающую среду.

Обучающиеся школы участвуют в проведении экологических мероприятий разного уровня:

1. Ежегодное внутришкольное мероприятие посвящения в ученики химико – биологического класса «Химбиола», посвященная году экологии 2017 прошла по теме «Экологическая тропа на озере Ключевое». (Приложение № 6).

2. Всероссийский урок  «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «ВместеЯрче», в котором приняло участие более 200 учеников школы 7 и 9 классов совместно со студентами СмолГУ факультета ЕГФ, прошедший в октябре 2017 года.

3. Всероссийская акция Экоурок «Сделаем вместе» был проведен 15 учащимися школы – эколидерами 9-10 классов среди учеников 6-9 классов.

4. Всероссийский конкурс экоплакатов прошел среди учеников 5-9 классов в апреле – мае 2017 года, в нем приняло участие более 100 учеников школы.

5. Ежегодное активное участие школьников в олимпиаде по биологии и экологии школьного, муниципального и областного уровня:

Таблица № 1. Призеры и победите олимпиады школьников по экологии

год

ФИО ученика

класс

Экология

Биология

Муниципальный этап

Региональный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

2013-2014

Рогулева Алена Анатольевна

10 Г

победитель

победитель

 

 

Киричек Евгений Андреевич

10 Г

 

 

победитель

призер

 

Калмыков Роман Сергеевич

10  Г

 

 

призер

 

2014-2015

Киричек Евгений Андреевич

11 Г

призер

победитель

призер

 

Худовекова Александра
Станиславовна

8

 

 

победитель

 

2015-2016

Белокопытова
Елизавета Алексеевна

7 А

 

 

победитель

 

Худовекова Александра
Станиславовна

 

 

призер

победитель

Кушнир Вера Алексеевна

9

 

 

призер

 

2016-2017

Сауткина Татьяна Алексеевна

10 Г

призер

победитель

призер

призер

Худовекова Александра
Станиславовна

10 Б

 

 

 

победитель

Гарнова Юлия Владимировна

10 Г

призер

 

призер

 

Ржевцева Елена Дмитриевна

10 Г

 

 

призер

 

Павлова Юлия Борисовна

10 Г

 

 

призер

участник

Елистратов Никита Дмитриевич

10 Г

 

 

призер

 

2017-2018

Новосельцева Нина Алексеевна

7 В

 

 

призер

 

Кумукова Владислава Анатольевна

9 Г

призер

 

 

 

Елистратов Никита Дмитриевич

11 Г

участник

 

призер

 

Сергей Екатерина Эдуардовна

11 Г

 

 

призер

 

Сумина Мария Михайловна

11 Г

 

 

призер

 

Сауткина Татьяна Алексеевна

11 Г

участник

 

участник

 

6. Проведение выездных полевых практик для учащихся химико-биологических классов позволяют на практике познакомиться с проблемами окружающей среды и выявить пути решения данных проблем.

Актуальность. На основе проведённого анализа работы по экологическому образованию и просвещению обучающихся, можно сделать  вывод о ситуативном участии в некоторых мероприятиях экологического содержания. Актуальность проекта заключается в системном изменении образовательного процесса в области формирования экологической культуры и компетенции школьников как метапредметного результата.

Обширная информация о состоянии окружающего мира, которая предоставляется обучающимся, отодвинула на задний план формирование у них позиции субъекта собственно познавательной деятельности. Система школьного экологического образования должна сделать процесс обучения осознанным, знание действенным, что позволит применять экологические методы изучения и исследования на практике, овладеть навыками проектной деятельности как метапредметной в области экологии.

Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии нам всех уровнях  школьного образования. Для сохранения жизни на планете необходима личная заинтересованность каждого человека в решении проблем окружающей среды. В настоящее время предпринимаются попытки экологизации образования, однако наличие экологического кризиса  указывает на то, что данная проблема решена не до конца. В связи с этим возрастает актуальность  проекта «Использование метапредметного подхода в экологическом  образовании школьников».

Научно-методическая особенность проекта состоит в выборе наиболее эффективных способов, методов и форм организации метапредметного обучения школьников 5-11 классов в области экологического образования. Главной целью которого является формирование экологической культуры, под которой понимаем «такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле». [Приложение 1].

Противоречие, проблемы

В процессе экологического образования обостряются противоречия:

  • между идеальным образом экологически воспитанного человека и практической невозможностью отыскать ее образец в реальном окружении;
  • между предлагаемым личности научно обоснованным вариантом поведения – и сформированными у нее стереотипами бытового поведения;
  • между предъявляемыми личности эталонами экологической культуры и реальным эколого-культурным опытом человека.

Цель отбора содержания экологического об­разования – это не только - дать представления учащимся об экологических проблемах и социокультурном опыте их решения, не только развить универсальные учебные действия по выявлению, прогнозированию и решению экологических проблем, но и сформировать готовность осознавать возникающие на уровне экологического сознания противоречия и накапливать личный опыт их решения. При этом интегрируются системно-деятельностный и метапредметный подходы в области экологического образования. 

Таблица 2. Особенности использования системно-деятельностного и метапредметного подходов в области экологического образования.

Системно-деятельностный подход

Метапредметный подход

  • деятельностная основа образования
  • системное освоение экологических знаний через предметное образование
  • участие школьников в экологических конкурсах, олимпиадах и конференциях
  • освоение универсальных способов деятельности
  • набор экологических практик метапредметного характера
  • участие школьников в природоохранной деятельности, акциях, социальных практиках, экологических исследованиях

В массовой образовательной практике проявляются следующие проблемы:

  1. наличие социального заказа современного общества, требования ФГОС, в которых заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности и  недостаточной разработанностью педагогических технологий и методов  развития экологических  способностей, мышления и культуры поведения школьника;
  2. предъявление новых требований к результатам  метапредметного образования по биологии и экологии  и существующими традиционными предметными методиками;
  3. существующая необходимость формирования экологической культуры и  развитие экологических компетенций обучающихся и несоответствие учебно-методического сопровождения.

Необходимость «снятия» противоречий и решение проблем предметного преподавания обуславливает разработка данного проекта: «Использование метапредметного подхода в экологическом образовании школьников».

Основная идея и новизна проекта

Основная идея: осуществляется системное экологическое образование в условиях использования метапредметного подхода, создаются условия для формирования экологической культуры и развития компетентности школьников на основе получения метапредметных образовательных результатов.

Цель проекта: использование  системно-деятельностного подхода при подборе форм и методов осуществления экологического образования и воспитания школьников на разных уровнях обучения, способствующих  формированию метапредметных универсальных учебных действий ученика, как человека нового типа, обладающего  экологической культурой и компетентного в вопросах экологического содержания, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

  • Изучение литературных и других информационных источников по рассматриваемой проблеме.
  • Проведение анализа учебных программ на предмет изучения вопросов экологического содержания.
  • Составление тематического планирования изучения тем экологического содержания 5-11 классов. [Приложение 2]
  • Проектирование программы элективного предмета «Экология» 10-11 класс.
  • Составление поурочного плана по экологическим темам и презентаций к ним, а также проведение учебных занятий. [Приложение 3]
  • Разработка и использование дидактического инструментария к урокам экологического содержания. [Приложение 4]
  • Планирование и проведение экологических мероприятий для учащихся 5-11 классов. [Приложение 5]
  • Организация работы проектных групп НОШ по выполнению экологических учебно – исследовательских проектов.
  • Диагностика сформированности экологической культуры и компетенции школьников, включенных в процесс экологического образования. [Приложение 6]
  • Оценка разработанной системы школьного экологического образования в 5-11 классах.
  • Внесение корректив в проект «Использование метапредметного подхода в экологическом образовании школьников».
  • Обобщение опыта и внедрение проекта «Использование метапредметного подхода в экологическом образовании школьников». [Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9]

Объект исследования: система экологического образования школьников 5-11 классов на основе метапредметного подхода.

Предмет исследования:  условия и факторы, способствующие  формированию и дальнейшему развитию у обучающихся метапредметных универсальных учебных действий в области экологических знаний и природоохранной деятельности.

Гипотеза исследования:   если использовать разные формы и методы   организации  экологического образования на основе системно-деятельностного подхода  в обучении, то можно создать условия для формирования метапредметных УУД как качественно нового образовательного результата.

Содержание проекта

Содержание социально-контекстной практики

С целью реализации программы экологического образования и воспитания  всех участников образовательного процесса, создания условий для обучения, воспитания, развития;  успешной социализации всех категорий школьников, а также активного вовлечения родителей  в управление образованием, укрепления связи «ученик – учитель – родитель». Автором проекта для реализации основной идеи проекта были разработаны 6 типов социально-контекстных практик [Приложение 8].

Экологическое образование, направленное на формирование  принципов метапредметных УУД, опирается на принципы междисциплинарности при этом  усиливаются  межпредметные связи, регулирующие метапредметный подход в образовании.

Другим важным результатом экологического образования и воспитания школьников становится формирование их экологической культуры. С позиции автора данного проекта под экологической культурой понимается осознанное отношение к природе, строящееся на понимании связей живых организмов со средой, которая зависит от деятельности человека, осознания им принципов природопользованияи обладания метапредметными, функциональными УУД, направленными на решение социально – экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Экологическая культура - наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. (Сергей Владимирович Алексеев.)

По мнению Суравегиной Ирины Трофимовны, экологическое образование опирается на  принципы. Одним из важнейших считается принцип междисциплинарности. Этот принцип реализуется через введение в процесс обучения системы межпредметных связей.

Возможные риски и пути их преодоления

Риски

Их преодоление

Перегрузка учащихся

Привлечение учащихся, родителей, учителей предметников

Недостаточная материальная техническая база

Использовать имеющиеся средства, помощь родителей, спонсоров. Использование социальных партнеров: материально – технической базы СмолГУ факультет ЕГФ

Отсутствие специалистов

Привлечение специалистов - взаимодействие с внешней инфраструктурой:
1. Медицинскими центрами;
2. Комплексными центрами социального обслуживания населения, центрами «Семья».
3. Экскурсоводы и работники национального парка «Смоленское поозерье».
4. Преподаватели факультета ЕГФ СмолГУ.
5. Смоленский зоопарк.

Психологическая неготовность субъектов образования к работе в новых условиях.

Психологическое сопровождение, индивидуальный подход, консультации.

План реализации проекта

Этап проекта

Какие задачи реализуются

Подготовительный этап
2017 год
  • Ориентация в проблеме,
  • выбор приоритетных направлений,
  • мотивация учащихся и педагогов - предметников,
  • начальная диагностика учащихся,
  • разработка программы и создание условий, необходимых для обеспечения внедрения  программы «экологического образования и воспитания школьников ».

Основной этап
экспериментально-поисковый и деятельностный
2018-2019 (I полугодие)

  • Формирование содержания деятельности школы в рамках проекта экологического образования и воспитания школьников,
  • реализация основ программы,
  • диагностика и мониторинг образовательного и воспитательного  процессов,
  • корректировка программы.

Заключительный этап
2019 год (II полугодие)

  • подведение итогов,
  • обобщение опыта работы,
  • технология реализации (разнообразие методов, форм и способов работы и др.),
  • внедрение в образовательный процесс.

Анализ ресурсов, необходимых для обеспечения проекта

Ресурс

Содержание

Кадровый

Посещение учителями семинаров, практикумом, мастер-классов; самообразование.

Учебный

Система творческих занятий:

  • программа элективного курсов по экологии для 10 класса;
  • разработка системы практических экологических занятий в природе;
  • разработка лабораторных и практических занятий по экологии человека, растений и животных.

Социальное партнерство

  • Смоленский зоопарк
  • СмолГУ факультет ЕГФ
  • Национальный парк «Смоленское поозерье»

Интеллектуальный

  • Система цифровых образовательных ресурсов по экологии и биологии
  • Создание материально-технической базы – система практических и лабораторных работ 5-11 классы
  • Информационные ресурсы – лекционные, практические тематические занятия 5-11 классы

Информационный

  • Научная и методическая литература по предмету
  • Учебные программы и программы элективных курсов
  • Информационные ресурсы сети «Интернет»

Материально-техническая база

  • Накопление теоретического материала
  • Накопление практического материала

Технологический

  • Личностно-ориентированного образования
  • Развивающего образования
  • Проектно-исследовательская
  • Проблемного обучения
  • Критического мышления
  • Информационно-коммуникационные
  • Разноуровневого обучения

Предполагаемый результат и критерии его оценки

Ожидаемый результат

Способы его достижения

1. Повышение приоритета экологического образования и воспитания положительно  влияющих на поведение участников образовательного процесса в их повседневной  жизни.

Использование образовательных средств кабинета биологии, выход в природу – экскурсии, посещение зоопарка, выездные практики, посещение зоопарка, занятие в школе «Одаренные дети « на базе СмолГУ

2. Повышение уровня экологического образования и воспитания учащихся и других участников образовательного процесса.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся 5–11 классов, занятия на базе СмолГУ в школе «Одаренные дети»

3. Приобретение умений и навыков, позволяющих быть экологически культурной личностью, то есть понимающей  взаимосвязь явлений природы, отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и обладающей чувством ответственности перед современниками и потомками за свое экологическое поведение.

Участие в предметных олимпиадах по экологии и биологии школьного, муниципального и регионального уровня.

4. Осознание учащимися того, что преодоление экологического кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды

Внеклассная работа: участие химико-биологических классов в Химбиоле, работа на базе выездных практик на территории поселка Пржевальское в национальном парке «Смоленское поозерье».

Критерии оценивания новых образовательных результатов

Критерии оценивания уровней экологической культуры учащихся.

  • Обучающиеся, находящиеся на высоком уровне характеризуются прочными знаниями по вопросам экологии, которые используются в практической экологической деятельности, проявляется развитый эстетический вкус. Школьник соблюдает нормы и правила экологической этики, оказывает помощь природе и людям, способен к самоограничению, непримирим к действиям, несущим вред природе.
  • Средний уровень определяется осознанием важности экологии для здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития человека и природы. Ученик обеспечивает осмысленное и активное участие в экологической деятельности. У школьника имеются отдельные знания по вопросам общей экологии.
  • Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний по вопросам экологии, интереса к природным явлениям и живым организмам, не учитываются факторы взаимосвязей и взаимозависимостей. Отношение к окружающему миру - нейтральное или безразличное. У детей отсутствует положительный опыт эколого-созидательной деятельности, не сформированы потребности к общению с природой.

Критерии оценивания сформированности метапредметных УУД школьников

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий (далее - УУД).

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный и неперсонифицированные.

Метапредметные результаты

Уровни

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок; намечать способы устранения  трудностей и ошибок

Приобретения  навыка саморегуляции, умение анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности, оценивать их влияние на человека, природу.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности

Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности

Умение анализировать собственную работу, экологический проект, строить план экологического проекта, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить и исправлять ошибки, устанавливать их причины

Приобретения  навыка саморегуляции, умение владеть анализом собственного экологического проекта, оценивать уровень выполненной работы

Познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи, различать методы познания окружающего мира по целям: наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование.

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников; умение презентовать подготовленный экологический проект.

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, анализировать результаты опытов и самостоятельных исследований; фиксировать разными способами и воспроизводить по памяти информацию, делать выводы, отображать процессы, схемы решения учебно-познавательных и практических задач.

Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении  учебных экологических проблем, описывать природный объект, передавая его биологические характеристики

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении экологической проблемы, отстаивать свою точку зрения на решение экологических проблем; умение классифицировать, выделять существенные признаки биологических объектов, приводить доказательства верности своих суждений, используя знания в области экологии и биологии.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми с целью решения биологической или экологической задачи; владение монологической и диалогической формами речи с целью выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Коммуникативные УУД, отражающие умение работать с текстом

Умение находить в тексте биологического и экологического содержания  необходимую  учебную задачу, сравнивать, находить сходства и различия в биологических и экологических понятиях

Находить ошибки в тексте экологического и биологического содержания, изменять и дополнять текст, используя знания и опыт, полученные на уроках биологии; составлять план для текста биологического и экологического содержания, выделять главную мысль и отвечать на вопросы

Умение презентовать выполненный экологический или биологический проект, доказывать или опровергать выдвигаемую гипотезу проекта, удерживать логику повествования и приводить убедительные доказательства, делать выводы на основе полученных результатов.

Приложение.

Используемая литература

1. Снакин, В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. - М.: Academia, 2000. С. 281.

2. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников. – Мн.: НМО, 2005. С.12.

3. Цветкова И.В.. Экологический светофор для младших школьников: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. ‒ М.: Владос, 2007. С. 56.

4. Научный журнал.  Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Естественные науки.  Е. Н. Дзятковская ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

5. http://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126. Светлана Валерьевна Чеботникова, 16.05.2011 -6 «Экологическое воспитание школьников».

6. Захлебный А.Н. Зверев И.Д.Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников.  М.: Педагогика, 2001. С. 57.

7. Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. С.136.

8. «Экологическое образование в России. Прошлое. Настоящее.  Будущее?» Федорова Т.Н. Журнал «ВНИИ Агроэкоинформ» 2011 год.

9. Пономарева И.Н. Основные направления экологического образования в школах России // Экологическое образование. Матер. Международного семинара. Санкт-Петербург, 1997. С. 5.

10. Галичева Г.В. Непрерывное экологическое образование в условиях школы // Экология и диалектика». Вологда, 2006. С. 218-231.

11. Зарайская Г.А. Модернизация образовательного процесса в модели общего образования «Экология и диалектика» // Модель школы «Экология и диалектика», Вологда, 2006. С. 7-17.