Технология обучения немецкому языку в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Как сделать каждый урок интересным и увлекательным? Среди разнообразных приемов наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации.

Детям младшего школьного возраста свойственна любознательность, активность, потребность в новых впечатлениях. Поэтому деятельность малышей должна быть разнообразной, эмоционально окрашенной.

Специалисты из разных стран выдвигают единые требования к обучению иностранному языку: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно  превращаться в имитативный процесс, дети должны владеть языком как средством общения.

Общение на нужном языке - всегда условность, всегда «как будто», поэтому игра - основная форма обучения иностранному языку.

Можно сформулировать следующие требования к игре как к приему обучения:

1. Обязательное осознание детьми игрового результата.

2. Осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата.

3. Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.

Требования к игре как способу достижения задач обучения.

1. Необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируется в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе  игры.

2. Если в игре ребенок повторяет песни и стихи, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретет. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить фразу, тогда ребенок приобретает новые навыки.

3. Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия.

Для родителей даются следующие советы и пожелания:

1. Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Ваш ребенок добьется больших успехов в обучении тогда, когда вы сможете разделить с ним радость познания.

2. Бабушка и мама – это всегда самые внимательные собеседники, всегда самые заинтересованные слушатели. Чаще просите ребенка научить вас новому немецкому слову или выражению, стиху или песне. Просите, но никогда не настаивайте.

3. Ваш ребенок гораздо умнее, чем вам кажется. Не бойтесь ставить перед ним трудные проблемы.

4. Доверяйте ребенку самому принимать решения. Включите негромко кассету с записью немецких стихов, песен, диалогов. Занимаясь домашними делами, невзначай скажите: «Что-то я не поняла, о чем песенка?»

5. Желание изучать иностранный язык не пропадет к концу года , если ребенок будет трудиться весело и радостно.

6. Не стоит критиковать ребенка за ошибки. Лучше придумайте вместе какой-нибудь жест или условный знак, который будет означать «Будь внимателен!»

7. Обсуждайте с ребенком домашние задания. Посоветуйте ему начинать домашнее задание с прослушивания кассеты или выполнения устного задания, затем можно переходить к чтению и письму. И только после этого можно заниматься рисованием или раскрашиванием картинок.

На своих уроках я применяю следующие игры:

Дидактические игры.

1. «Укрась елочку».

Цель игры: отработать умение называть цвета.

Нужно вырезать из картона елку. На ветки наклеиваются кружочки из бархатной бумаги, к ним будут крепиться шары. Отдельно готовятся кружочки разного цвета – шары. Детям предлагается украсить елку шарами.

2. Игра «Цветик-семицветик».

Учащиеся поочередно вешают на доску лепестки  разного цвета, называя цвет.

3. Игра «Кто это?»

Цель: отработка вопросительного предложения: «Это….?» Ответ на вопрос.

Ход игры: по считалке выбирается ученик. Он поворачивается спиной к классу, а  ученики по знаку учителя здороваются с ним. Ученик должен узнать, кто задает вопрос, он спрашивает: «Ist das Wowa ?»

Лексические игры.

При обучении лексики целесообразно использовать игры на карточках, загадки, кроссворды.

Часто использую игру «Снежный ком». Учащиеся получают карточки с изучающимися словами и  выражениями. Первый ученик называет слово, придумывает предложение с этим словом. Второй ученик  придумывает второе предложение, логически связанное с первым. Таким образом, составляется логический рассказ.

Заучивание рифмовок, стихотворений, песен облегчает усвоение лексики, расширяет словарный запас учащихся.

Занятия с младшими школьниками проходят успешнее, когда учитель использует на уроках забавные игрушки. На наших уроках частые гости пальчиковые куклы Макс и Рекс. Над доской висят гномы - дни недели.

Выработке навыков устной речи помогают различные раздаточные материалы, наборы одежды из бумаги, фрукты, различная еда, которую мы укладываем в корзину.

На начальном этапе обучения часто использую игры для работы с алфавитом.

Игра «Знаете ли вы алфавит?»

1. Расположите слова, написанные на доске в алфавитном порядке: Bodo. Ina. Anton. Otto. Rudi. Ute.

2. Ответьте, какие буквы в алфавите идут за следующими буквами: H. O. T. W. M.

3.  Прочтите немецкий алфавит от буквы….. до буквы…….

4. На доске - большой телефон. На диске вместо цифр – буквы. Задача - набрать за определенное время как можно больше как можно больше и произнести их.

5. Найдите в таблице и назовите : гласные, согласные, буквосочетания, «немые буквы».