Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
ФГОС определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Поэтому, чтобы музыкально-ритмическая и физкультурно-оздоровительная деятельность работали на укрепление здоровья ребенка, следует в систему образовательного процесса включать нетрадиционные занятия – различные по содержанию, структуре и методике проведения. Такие занятия увлекают детей своим разнообразием и доступностью.
Целью таких занятий является - формирование интереса и ценностного отношения к образовательной деятельности.
Данная цель конкретизировалась в постановке следующих задач:
- Охрана и укрепление здоровья детей.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, желание заниматься физическими и музыкально-ритмическими упражнениями.
- Развивать физические качества детей, волевую сферу ребенка, интеллектуальные способности.
- Сформировать основные двигательные навыки детей.
- Укреплять дыхательную, сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат.
Новизна методической разработки заключается в применении нетрадиционных форм в физическом и музыкальном воспитании в игровой форме, внедрение методик занятий в воспитательный процесс детей в дошкольном учреждении, которая позволяет повысить эффективность физкультурной и музыкальной деятельности, улучшить показатели физической подготовленности и укрепить здоровье детей, а также повысить интерес образовательной деятельности, посредством степ-аэробики и «Беби-йога».
Степ-аэробика
Степ-аэробика – это танцевальные движения, выполняемые на специальной платформе, именуемой степером (высотой – 10 см, длиной – 40 см, высотой ножки – 7 см). Это нестандартное пособие, предназначено для работы с детьми 4-7 лет.
Начинается обучение с освоения самых простых видов подъемов и спусков с платформы, постепенно доводя их до автоматизма. Сначала разучиваются некоторые шаги и движения на полу. Освоенные основные упражнения можно видоизменять до бесконечности, варьируя степень сложности и эффективности, в сочетании с музыкой.
Степ-аэробика помогает формированию осанки, развить костно-мышечный аппарат, способствует устойчивому равновесию, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Степ-аэробика – это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение.
Особенность степ-аэробики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно - сосудистую систему; наклоны и приседания — на двигательный аппарат, методы релаксации и внушения — на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии — выносливость, танцевальные — пластичность и т.д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия степ-аэробикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Серия упражнений партерного характера (в положении лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения.
Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления. Каждый аэробный комплекс ведёт к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность.
Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 мин.;
- как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- как степ-развлечение.
«Беби-йога»
«Baby yoga» - переводится на русский язык как «младенческая йога» или «йога для детей».
Это китайская методика включает в себя три основных компонента:
- правильное дыхание;
- правильное движение;
- правильное мышление.
Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением. Каждое упражнение разучивается отдельно. Показ упражнений сопровождается пояснением. Изучая упражнение, желательно создать образ, доступный детскому пониманию, вызывать у ребенка желание войти в предложенный образ. Очень важно поддерживать спокойную доброжелательную обстановку. При выполнении упражнений из исходных положений сидя и лежа необходимо использовать коврики, чтобы размеры соответствовали росту ребенка. Продолжительность занятий постепенно увеличивать от 5-7 минут до 30 минут. Все упражнения проводить в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен.
Бэби-йога отличается от традиционных занятий физической культурой тем, что ориентирована не на результаты и достижения, а на поддержание организма в хорошей форме, на формирование привычки к здоровому образу жизни, где царствуют радость, движение, энергия, красота.
Нашим воспитанникам очень нравятся комплексы бэби-йога, построенные на основе китайских техник. В веселой, игровой форме, «Бэби-йога» показывает, как дети могут направить свою естественную неуёмную энергию на укрепление здоровья - статические позы животных, отображение природных явлений. Дыхательные упражнения помогают накапливать и восстанавливать жизненную энергию ребенка, а динамические позы – направлены на развитие концентрации, осознание возможностей своего тела.
Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы. Сюжетная форма проведения занятий позволяет детям с легкостью осваивать и запоминать упражнения – всё это способствует развитию памяти, наблюдательности и воображения.
Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность двигаться.
Важным и существенным в работе по системе китайских методик является поэтапный подход.
- На первом этапе: (старший дошкольный возраст; 1 полугодие) – дети выполняют упражнения Бэби-йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.
- На втором этапе: (старший дошкольный возраст; 2 полугодие) – к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.
- На третьем этапе: (подготовительная группа) – к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеваниях выполняют ту или иную позу.
Список литературы
- Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» / [Текст] К.Ю. Белая, В.А. Зимонина. - М.: Просвещение, 2007 – 94 с.
- Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. /[Текст] В.А. Зимонина. - М.; ВЛАДОС, 2003-304 с.
- Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. /[Текст] М.Н. Кузнецов. - М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
- Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду: журнал «Инструктор по физкультуре» /[Текст] – Ю.М. Машукова. - «ТЦ «СФЕРА»: 2009 – 128 с.
- Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. /[Текст] О.Н. Моргунова. - Воронеж, 2005 – 127 с.
- Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ /[Текст] – Н.А. Мелехина, Л.А. Колмыкова. – СПб, ИЗД. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: 2012 – 111 с.
- Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. / [Текст] Овчинникова Т.С. - СПб, 2002 – 176 с.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. / [Текст] Л.И. Пензулаева. - М.: 2004 - 159 с.