Технологическая карта урока. Деепричастие. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: деепричастие


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

2 четверть

Тема урока

Деепричастие как часть речи

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные: знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету);
уметь
находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях, определять синтаксическую роль деепричастия, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, определять вид деепричастий.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/ оборудование/ электронные образовательные ресурсы)
При планировании урока учтены следующие факторы: возраст детей, умение работать с опорным конспектом, в группе.
На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный.
Использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Целеполагание, проблемный вопрос помогли при усвоении нового материала. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации учебной деятельности учащихся.
При закреплении нового материала были использованы

  • карточки с дифференцированным заданием,
  • опорный конспект (ОК создаётся самими учащимися под руководством учителя на этапе изучения нового материала, на тренировочных уроках активно используется, учащиеся чувствуют себя создателями такой работы, ценят тетрадь для опорных конспектов как хороший справочный материал; используется мультимедийный проектор.
  • работа с текстом.
  • работа с учебником.

Для пробуждения мотивации использовались различные приёмы и методы: практический, словесно-наглядный, демонстрационный.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке: слушание, чтение, диалог, творческое письмо.
Промежуточный контроль был дан в форме творческих заданий. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы.
За урок учащиеся получили положительные оценки. Применение на уроке раздаточного материала (карточек с разноуровневыми заданиями) позволило сэкономить время на списывание предложений.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися, которые свободно выражали своё мнение, критически и оценивающе относились к своей работе.
В конце урока был подведён итог работы над темой, проведена рефлексия.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач урока.
Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, учебник, тетрадь, карточки для групповой и индивидуальной работы, разноуровневые карточки для домашнего задания.

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Индивидуальная, групповая

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Дают характеристику предложениям:

  • Обдумывают ответы на вопросы
  • участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Этап 1.3. Целеполагание

Формирование цели при помощи опорных глаголов. Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься: Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Познакомиться с деепричастием как частью речи, его грамматическим значением и морфологическими признаками. НАУЧИТЬСЯ распознавать деепричастие среди других частей речи

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

- Посмотрите на экран.
- Ребята, перед вами предложения. Сравните их
1)Жёлтые листья кружат(?)ся и ложат(?)ся на землю.
2) Жёлтые листья,кружась,ложились на землю.
- Назовите основы предложений.
- Какое предложение вызывает затруднение?
Посмотрите на экран.
Ребята, перед вами предложения. Сравните их
1) Жёлтые листья кружат(?)ся и ложат(?)ся на землю.
2) Жёлтые листья, кружась, ложились на землю.
- Назовите основы предложений.
- Какое предложение вызывает затруднение?
Давайте попробуем от одного из выделенных слов поставить вопросы к другому. В каком предложении это можно сделать?
- Имеют эти слова равноправное значение?
- Какое из данных слов указывает на основное действие? А какое на добавочное, дополнительное при главном?
- Знакома ли вам эта часть речи? (Нет)
- А если мы посмотрим на вопросы, которые задали, что можем сказать? Какие части речи они напоминают?(Наречие, глагол)
- Какая часть речи совмещает в себе признаки 2-х частей речи? (Причастие)
- А сейчас мы прибавим к этому слову часть ДЕЕ- и получим? (Деепричастие)
Так какая тема нашего урока? Запишите ее в тетради.
(Предлагает определить цели урока по опорным словам) Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
Какие цели урока мы можем перед собой поставить? Чему должны научиться?
ПОЗНАКОМИТЬСЯ с
НАУЧИТЬСЯ
(Работа с определением деепричастие)
Прозвучало новое слово ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Что же оно обозначает? Давайте обратимся к словарной статье.
Читают со слайда презентации:
Толковый словарь Николая Максимовича Шанского нам объясняет: дее - это часть слова деять, то есть делать.
Также мы можем ее обнаружить в словах деятель,
Дееспособный - способный к деятельности, к действиям.,
Термин деепричастие, возникший еще в 17 веке, можно объяснить как причастность к действию.
- Как вы понимаете эти слова? (действие совершается, но оно не основное)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы
Читают текст, определяют морфологические признаки деепричастия. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу
Проверка.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Перед вами текст. Выразительно прочитайте.

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
(А.С.Пушкин)

- К какому стилю можно отнести данный отрывок? (к художественному)
- Все ли слова понятны? А что такое дровни? почуя? плетется рысью?
Запишите четверостишие. (ученик работает у доски)
- Найдите деепричастия., задайте к ним вопрос от глагола, подчеркните их как члены
предложения.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

- Проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте убрать из предложения деепричастие и словосочетание с деепричастием. Прочитайте, что получилось? Что-то изменилось?
- Какой можно сделать вывод? Для чего служат деепричастия в художественном тексте? (В художественном тексте деепричастия помогают сделать картину
образной, они «дорисовывают» основное действие, обозначенное глаголом.)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Ребятам предлагается составить опорный конспект( кластер) по изучаемой теме и «озвучить» его по плану: 1. Полнота знаний. 2. Речевое оформление ответа. 3. Качество приводимых примеров.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Давайте попробуем, используя полученные знания, найти деепричастия. Докажите, что вы нашли их правильно.

Узнай меня!

  • Смеясь
  • Смех
  • Смеяться
  • Красиво
  • Красивый
  • Блестя
  • Блестящий
  • Блёстки
  • Зелёный
  • Зеленеть
  • Зеленея
  • Воздух
  • Воздушный
  • Полёт
  • Пролетать
  • Пролетая

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания.

Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону.
Задача художественного стиля - создание образа или природы, или человека. Народ накапливал художественный опыт постепенно и создавал новые жанры. Пословицы - это краткие, меткие, образные изречения, используемые в устной речи. Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа. Предлагаю вам вспомнить пословицы и собрать их. Найдите в них деепричастия, подчеркните как член предложения.
Собери пословицы, укажи деепричастия
Не зная броду,..
Трус хвастает уходя,…
Не замочив руки,..
Зная сердце змеи,…
Говорить не думая-…
Самостоятельно выполняют задание, проверяют по эталону на слайде. Пользуясь опорным материалом, распознают деепричастие среди других частей речи.
-Теперь подведем итог всему, о чем говорили на уроке. Предлагаю вам выполнить небольшой тест по теме и проверить, как вы усвоили данный материал.
Тест.
1. Что обозначает деепричастие?
А) Основное действие
Б) Признак предмета по его действию
В) Признак действия
Г) Добавочное действие
2. Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?
А) Глагола и прилагательного
Б) Глагола и наречия
В) Глагола и существительного
Г) Глагола и числительного
3. Выберите деепричастие:
А) закрыт
Б) закрывшийся
В) закрыв
4. Выберите деепричастие:
А) Дополнена;
Б) Исчезая;
В) Весела;
Г) Рассмеявшаяся;
5) Каким членом предложения является деепричастие?
А) определением
Б) дополнением
В) обстоятельством
Г) сказуемым

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам. Личностные:приобретают мотивацию к процессу обучения.
Познавательные:устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные:выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Итог урока. Осуществляет контроль и коррекцию. Давайте вернемся к цели урока. Достигли мы ее? (Да. Подводим итог)
Закончите фразу:

  • Я понял…
  • Я научился…
  • Было трудно…
  • Надо еще повторить…
  • Личные открытия…

(Ответы учащихся. Самооценка)

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию. В конце урока необходимо предложить обучающимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого - формулируется домашнее задание.

Обязательный уровень. П.28, выучить правило, упр.185 (для всего класса).
Повышенный уровень. Задания на карточках (составить синквейн по изучаемому явлению).