Чтение - это дыхание ума.
Альберт Лиханов,
российский писатель
1. Краткая аннотация проекта
Педагогический проект посвящён развитию читательской компетенции у обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности.
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса о развитии и раскрытии интеллектуального потенциала обучающихся.
В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата - презентация в форме мастер-класса информационного проекта. В заключении содержатся результаты образовательной и внеурочной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в конкурсах, праздниках, интеллектуальных соревнованиях.
Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.
2. Обоснование необходимости проекта. Постановка проблемы
Проблема действительности: «Дети не читают!». Такое утверждение сегодня можно услышать со стороны учителей, родителей, библиотекарей. Где мы потеряли юного книголюба? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа.
Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4-6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге. Это подтверждает и опрос среди школьников 2 класса проведенный в сентябре 2016 года. В анкетировании участвовало 30 обучающихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: гулять - 22%учащихся, смотреть ТВ - 30%, играть в компьютер - 40%, читать книги - 8%.
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение - это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако в этом перечне особую роль, являясь фактически ключом к «веку информации», во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения.
Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда - низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в младшем, среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. А несформированность читательской компетентности влечет за собой проблемы не только на уроках чтения, но и на других предметах, включающих работу с текстом.
На наш взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети. Таким образом, данная проблема является актуальной в современной школе, и решать её необходимо уже на начальном этапе обучения, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
В современном ФГОС НОО одним из требований, которые должны отражать метапредметные результаты освоения образовательной программы является: «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах».
Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
В одиночку проблему улучшения навыков чтения у детей не решить. Необходимо объединить усилия школы, семьи и других дополнительных учреждений образования города для её решения. Поэтому и был разработан социально-педагогический проект развития читательской компетентности «Тайна волшебной книги» .
3. Цели и задачи проекта
Цель: повышение интереса к чтению и книге, содействие развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди обучающихся и родителей, формирование метапредметных УУД у младших школьников.
Задачи проекта:
- изучить литературу по проблеме формирования читательской компетентности младших школьников;
- разработать модель формирования читательской компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
- разработать комплекс методических материалов, с опорой на современные программно-методические, материально-технические, информационные ресурсы и апробировать его в образовательном процессе;
- определить критерии и показатели уровня сформированности читательской компетентности обучающихся;
- развить интерес у детей к чтению книг, стимулировать их творчество;
- организовать сотрудничество с городской, межпоселенческой и школьной библиотеками;
- привлечь к данному проекту родителей обучающихся и другие учреждения дополнительного образования города.
4. Стратегия достижения поставленной цели
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей ФГОС НОО занимает читательская компетентность, которая определяется:
- владением техникой чтения;
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Концепция формирования читательской компетентности обучающихся построена на основе:
- деятельностного подхода к обучению (Л.С.Выготский);
- идеи учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
- теории ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников (Б.Г.Ананьев);
- общедидактического положения формирования умений и навыков учащихся начальной школы (Л.С.Выготский);
- методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, В.Н.Зайцев);
- технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И.Оморокова).
В результате анализа методической литературы мы выделили этапы формирования читательских интересов:
- 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче.
- 8-9 лет, когда обучающиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно.
- 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Определили структуру читательской компетентности, которая состоит из следующих компонентов:
- познавательный - знания (степень их обобщения и полноты);
- операционально-технологический - умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий);
- ценностно-смысловой - ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).
Для определения содержания читательской компетентности мы выделили следующие аспекты:
- вычитывание информации из текста;
- интерпретация прочитанного;
- размышления и оценка прочитанного.
Определив структуру читательской компетентности, ее аспекты и компоненты, мы пришли к выводу, что у выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Данные умения мы объединили в две группы:
I группа (формируются в подготовительном и начальном этапах) - умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: найти в тексте информацию, представленную в явном виде; основываясь на тексте, сделать простые выводы.
II группа (формируются в основном и заключительном этапах) - умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста: устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников
Идея проекта заключается в том, что полученные и частично отработанные на практике в школе знания и умения продолжают закрепляться в семье в сотрудничестве с родителями, с социумом. В процессе совместной деятельности через интерактивные формы работы у ребёнка будет расширяться информационное поле в области разностороннего качественного чтения, активизируется самостоятельная работа с книгой, будут формироваться социальные навыки поведения и целостное восприятие окружающего мира. Для достижения поставленной выше цели и решения задач, каждое занятие в рамках проекта осуществляется поэтапно:
- подготовительный (1 класс)
- начальный (2 класс)
- основной (3 класс)
- заключительный (4 класс).
Подготовительный этап «Учимся любить книгу» На этом этапе важно, чтобы дети систематически узнавали новые детские книги и произведения. Именно знание рождает интерес - это первый закон обучения. Учитель, совместно с работниками библиотеки берёт на себя все организационные трудности этого периода: подбор книг, которые заинтересуют детей, чтение этих книг детям и практический показ работы с книгой. Одновременно начинается работа с родительской общественностью по вопросам развития читательской компетентности семьи.
Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8-30 страниц с усложненным оформлением;
- дифференциация тематики чтения по жанрам;
- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;
- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения
Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил.
1) оценивание результатов читательской деятельности в безотметочном варианте.
2) подбор книг по теме.
Начальный этап «Учимся читать книгу»
В этот период у ребёнка может возникнуть боязнь чтения, как процесса и даже нежелание читать. Работа ведётся под наблюдением учителя, родителей, чтобы закрепить у детей последовательность читательских действий, умение самостоятельно общаться с книгой (до чтения, в процессе чтения и после её прочтения). Здесь большая задача ставится не только перед учителем, как он научит и заинтересует, но и перед работниками библиотеки, как они сумеют найти такой способ «проверки» прочитанного, чтобы он был интересен детям. На начальном этапе обучения читательской самостоятельности, дети приобретают следующие знания: обложка, иллюстрация, предисловие, послесловие, а также знакомятся с писателем, его биографией и произведениями. На этом этапе используется технология действий с детскими книгами. Данный этап направлен на узнавание книги «в лицо», её запоминание, правильное рассматривание, «чтение» картинок, оформительских деталей, иллюстраций; вычитывание информации с обложки, титульных листов; анализ оглавления и прочее. Формируются семейные библиотеки, организуется работа в виртуальном читальном зале.
Второй год работы с детьми должен быть посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности. Особое внимание уделяется развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения - увязать все слова воедино. Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников могут быть зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко.
Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики. Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок, занятие (чтение, музыка, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так - 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5х4х5=100 минут.
Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удаётся развить читательскую активность и самостоятельность обучающихся.
Основной этап «Книга - общий друг»
На этом этапе новых упражнений с книгами не вводится, но рассматриваются книги усложнённого оформления, объёмные сборники, справочники, избранное, собрание сочинений писателей - все известные типы детских изданий. Особенность этого этапа в том, что он является самым продуктивным по видам деятельности. Называется он так потому, что дети дома читают книги и в классе под руководством учителя или в библиотеке обсуждают прочитанное. Благодаря этому, дети повышают свой уровень понимания, учатся новым приёмам работы с книгой и текстом. Закрепление читательских умений и навыков происходит при изготовлении самоделок во внеурочной работе, в библиотеке, при домашнем чтении. Дети еженедельно работают с книгой в группе продлённого дня и дома, у них вырабатывается привычка регулярного чтения. Проводятся литературные вечера семейного чтения, праздники, игры.
Круг чтения: русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16-18 до 150 страниц, всех объемом от 16-18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц - только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной занятием целью;
- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;
- освоение закономерных связей: автор - книги, тема - авторы, тема - книги, жанр - книги, жанр - авторы.
Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.
Заключительный этап
Обучающиеся тренируются в постановке целей чтения, в самостоятельном выборе книг для чтения. Самостоятельно подготавливаются к чтению, умело прочитывают и обдумывают книгу, выполняют творческие работы. Учащиеся осмысливают процессы своего воображения, мышления, чувствования, т.е. переживают, понимают, осознают свои читательские способности в восприятии художественной и научно-познавательной информации. На данном этапе общение ребёнка с книгой становится сознательной, личностно-значимой деятельностью.
Круг чтения: русская, современная, зарубежная детская книга - художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;
- детская периодическая печать;
- вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;
- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;
- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;
- освоение закономерных связей: автор - темы, вопрос - тип книги.
Заключительный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Внимание учащихся будет направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.
Работа по проекту осуществляется путём применения различных педагогических технологий, развивающих читательскую компетентность у детей во внеурочной деятельности:
- Технология продуктивного чтения.
- Технология критического мышления.
- Технология проблемного обучения.
- Технология решения творческих задач.
- Проектная технология.
- Игровая технология.
- Информационно-коммуникационная технология.
- Здоровьесберегающая технология.
- Технология обучения в сотрудничестве.
- Технология портфолио.
Методы и формы реализации проекта:
- анкетирование родителей и учащихся;
- отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;
- информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок, творческих альбомов, рекомендательных списков; ведение дневников читателя;
- беседы, беседы-"приманки", дискуссии, диспуты по прочитанным произведениям, коллективное чтение, часы "тихого и громкого чтения";
- библиотечные уроки в школьной библиотеке и в виртуальном читальном зале школы;
- литературные занятия в городской центральной и межпоселенческой библиотеке;
- литературные викторины, праздники, игры-квесты и гостиные, вернисажи, состязание чтецов, реклама книги, конкурсы рассказов и сочинений;
- постановка спектаклей, сценок, миниатюр;
- выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями;
- организация семейных праздников и творческих работ для всей семьи;
- решение проектных задач, проекты;
- создание мультфильмов на основе прочитанных или написанных детьми произведений;
- печатание в газете МБОУ СОШ № 52 г. Новосибирска;
- ведение портфеля достижений школьника.