Социально-педагогический проект "Тайна волшебной книги"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (44 МБ)


Чтение - это дыхание ума.
Альберт Лиханов,
российский писатель

1. Краткая аннотация проекта

Педагогический проект посвящён развитию читательской компетенции у обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности.

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса о развитии и раскрытии интеллектуального потенциала обучающихся.

В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата - презентация в форме мастер-класса информационного проекта. В заключении содержатся результаты образовательной и внеурочной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в конкурсах, праздниках, интеллектуальных соревнованиях.

Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.

2. Обоснование необходимости проекта. Постановка проблемы

Проблема действительности: «Дети не читают!». Такое утверждение сегодня можно услышать со стороны учителей, родителей, библиотекарей. Где мы потеряли юного книголюба? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа.

Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4-6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге. Это подтверждает и опрос среди школьников 2 класса проведенный в сентябре 2016 года. В анкетировании участвовало 30 обучающихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: гулять - 22%учащихся, смотреть ТВ - 30%, играть в компьютер - 40%, читать книги - 8%.

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение - это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако в этом перечне особую роль, являясь фактически ключом к «веку информации», во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения.

Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда - низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в младшем, среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. А несформированность читательской компетентности влечет за собой проблемы не только на уроках чтения, но и на других предметах, включающих работу с текстом.

На наш взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети. Таким образом, данная проблема является актуальной в современной школе, и решать её необходимо уже на начальном этапе обучения, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

В современном ФГОС НОО одним из требований, которые должны отражать метапредметные результаты освоения образовательной программы является: «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах».

Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

В одиночку проблему улучшения навыков чтения у детей не решить. Необходимо объединить усилия школы, семьи и других дополнительных учреждений образования города для её решения. Поэтому и был разработан социально-педагогический проект развития читательской компетентности «Тайна волшебной книги» .

3. Цели и задачи проекта

Цель: повышение интереса к чтению и книге, содействие развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди обучающихся и родителей, формирование метапредметных УУД у младших школьников.

Задачи проекта:

  • изучить литературу по проблеме формирования читательской компетентности младших школьников;
  • разработать модель формирования читательской компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
  • разработать комплекс методических материалов, с опорой на современные программно-методические, материально-технические, информационные ресурсы и апробировать его в образовательном процессе;
  • определить критерии и показатели уровня сформированности читательской компетентности обучающихся;
  • развить интерес у детей к чтению книг, стимулировать их творчество;
  • организовать сотрудничество с городской, межпоселенческой и школьной библиотеками;
  • привлечь к данному проекту родителей обучающихся и другие учреждения дополнительного образования города.

4. Стратегия достижения поставленной цели

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей ФГОС НОО занимает читательская компетентность, которая определяется:

  • владением техникой чтения;
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Концепция формирования читательской компетентности обучающихся построена на основе:

  • деятельностного подхода к обучению (Л.С.Выготский);
  • идеи учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
  • теории ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников (Б.Г.Ананьев);
  • общедидактического положения формирования умений и навыков учащихся начальной школы (Л.С.Выготский);
  • методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, В.Н.Зайцев);
  • технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И.Оморокова).

В результате анализа методической литературы мы выделили этапы формирования читательских интересов:

  • 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче.
  • 8-9 лет, когда обучающиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно.
  • 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Определили структуру читательской компетентности, которая состоит из следующих компонентов:

  • познавательный - знания (степень их обобщения и полноты);
  • операционально-технологический - умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий);
  • ценностно-смысловой - ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

Для определения содержания читательской компетентности мы выделили следующие аспекты:

  • вычитывание информации из текста;
  • интерпретация прочитанного;
  • размышления и оценка прочитанного.

Определив структуру читательской компетентности, ее аспекты и компоненты, мы пришли к выводу, что у выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Данные умения мы объединили в две группы:

I группа (формируются в подготовительном и начальном этапах) - умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: найти в тексте информацию, представленную в явном виде; основываясь на тексте, сделать простые выводы.

II группа (формируются в основном и заключительном этапах) - умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста: устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников

Идея проекта заключается в том, что полученные и частично отработанные на практике в школе знания и умения продолжают закрепляться в семье в сотрудничестве с родителями, с социумом. В процессе совместной деятельности через интерактивные формы работы у ребёнка будет расширяться информационное поле в области разностороннего качественного чтения, активизируется самостоятельная работа с книгой, будут формироваться социальные навыки поведения и целостное восприятие окружающего мира. Для достижения поставленной выше цели и решения задач, каждое занятие в рамках проекта осуществляется поэтапно:

  1. подготовительный (1 класс)
  2. начальный (2 класс)
  3. основной (3 класс)
  4. заключительный (4 класс).

Подготовительный этап «Учимся любить книгу» На этом этапе важно, чтобы дети систематически узнавали новые детские книги и произведения. Именно знание рождает интерес - это первый закон обучения. Учитель, совместно с работниками библиотеки берёт на себя все организационные трудности этого периода: подбор книг, которые заинтересуют детей, чтение этих книг детям и практический показ работы с книгой. Одновременно начинается работа с родительской общественностью по вопросам развития читательской компетентности семьи.

Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8-30 страниц с усложненным оформлением;

  • дифференциация тематики чтения по жанрам;
  • произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;
  • произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения

Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил.

1) оценивание результатов читательской деятельности в безотметочном варианте.

2) подбор книг по теме.

Начальный этап «Учимся читать книгу»

В этот период у ребёнка может возникнуть боязнь чтения, как процесса и даже нежелание читать. Работа ведётся под наблюдением учителя, родителей, чтобы закрепить у детей последовательность читательских действий, умение самостоятельно общаться с книгой (до чтения, в процессе чтения и после её прочтения). Здесь большая задача ставится не только перед учителем, как он научит и заинтересует, но и перед работниками библиотеки, как они сумеют найти такой способ «проверки» прочитанного, чтобы он был интересен детям. На начальном этапе обучения читательской самостоятельности, дети приобретают следующие знания: обложка, иллюстрация, предисловие, послесловие, а также знакомятся с писателем, его биографией и произведениями. На этом этапе используется технология действий с детскими книгами. Данный этап направлен на узнавание книги «в лицо», её запоминание, правильное рассматривание, «чтение» картинок, оформительских деталей, иллюстраций; вычитывание информации с обложки, титульных листов; анализ оглавления и прочее. Формируются семейные библиотеки, организуется работа в виртуальном читальном зале.

Второй год работы с детьми должен быть посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности. Особое внимание уделяется развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения - увязать все слова воедино. Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников могут быть зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко.

Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики. Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок, занятие (чтение, музыка, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так - 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5х4х5=100 минут.

Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удаётся развить читательскую активность и самостоятельность обучающихся.

Основной этап «Книга - общий друг»

На этом этапе новых упражнений с книгами не вводится, но рассматриваются книги усложнённого оформления, объёмные сборники, справочники, избранное, собрание сочинений писателей - все известные типы детских изданий. Особенность этого этапа в том, что он является самым продуктивным по видам деятельности. Называется он так потому, что дети дома читают книги и в классе под руководством учителя или в библиотеке обсуждают прочитанное. Благодаря этому, дети повышают свой уровень понимания, учатся новым приёмам работы с книгой и текстом. Закрепление читательских умений и навыков происходит при изготовлении самоделок во внеурочной работе, в библиотеке, при домашнем чтении. Дети еженедельно работают с книгой в группе продлённого дня и дома, у них вырабатывается привычка регулярного чтения. Проводятся литературные вечера семейного чтения, праздники, игры.

Круг чтения: русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16-18 до 150 страниц, всех объемом от 16-18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц - только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной занятием целью;

  • воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;
  • освоение закономерных связей: автор - книги, тема - авторы, тема - книги, жанр - книги, жанр - авторы.

Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.

Заключительный этап

Обучающиеся тренируются в постановке целей чтения, в самостоятельном выборе книг для чтения. Самостоятельно подготавливаются к чтению, умело прочитывают и обдумывают книгу, выполняют творческие работы. Учащиеся осмысливают процессы своего воображения, мышления, чувствования, т.е. переживают, понимают, осознают свои читательские способности в восприятии художественной и научно-познавательной информации. На данном этапе общение ребёнка с книгой становится сознательной, личностно-значимой деятельностью.

Круг чтения: русская, современная, зарубежная детская книга - художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;

  • детская периодическая печать;
  • вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы.

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;

  • воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;
  • обращение к справочной литературе и материалам из периодики;
  • освоение закономерных связей: автор - темы, вопрос - тип книги.

Заключительный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Внимание учащихся будет направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.

Работа по проекту осуществляется путём применения различных педагогических технологий, развивающих читательскую компетентность у детей во внеурочной деятельности:

  • Технология продуктивного чтения.
  • Технология критического мышления.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология решения творческих задач.
  • Проектная технология.
  • Игровая технология.
  • Информационно-коммуникационная технология.
  • Здоровьесберегающая технология.
  • Технология обучения в сотрудничестве.
  • Технология портфолио.

Методы и формы реализации проекта:

  • анкетирование родителей и учащихся;
  • отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;
  • информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок, творческих альбомов, рекомендательных списков; ведение дневников читателя;
  • беседы, беседы-"приманки", дискуссии, диспуты по прочитанным произведениям, коллективное чтение, часы "тихого и громкого чтения";
  • библиотечные уроки в школьной библиотеке и в виртуальном читальном зале школы;
  • литературные занятия в городской центральной и межпоселенческой библиотеке;
  • литературные викторины, праздники, игры-квесты и гостиные, вернисажи, состязание чтецов, реклама книги, конкурсы рассказов и сочинений;
  • постановка спектаклей, сценок, миниатюр;
  • выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями;
  • организация семейных праздников и творческих работ для всей семьи;
  • решение проектных задач, проекты;
  • создание мультфильмов на основе прочитанных или написанных детьми произведений;
  • печатание в газете МБОУ СОШ № 52 г. Новосибирска;
  • ведение портфеля достижений школьника.

См. продолжение статьи