Урок № 6 в разделе 5 «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
Цели урока: способствовать освоению способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретной задачи.
Интеграция с предметами информатика, астрономия, геометрия.
Задачи урока:
Обучающие:
- способствовать освоению способов визуализации числовых данных;
- отработать задания модуля «Реальная математика» ОГЭ на примере падения астероида.
- способствовать закреплению знаний общих принципов работы табличного процессора Microsoft Excel;
- способствовать формированию правильного оформления результатов в диаграммах;
- формирование представления о вычисления в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры.
Развивающие:
- развитие навыков индивидуальной и практической работы в парах;
- развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.
Воспитательные:
- воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать;
- развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: доска магнитная, интерактивная доска, проектор, 5 ноутбуков, гарнитура и телефон для связи с войсками воздушно космической обороны, карточки с заданиями, задания в электронных таблицах, видеофрагменты, фрагменты презентации, бейджики, плакаты.
План урока:
- Организационный момент. Создания проблемной ситуации.
- Постановка цели урока.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Организация начала урока. Приветствие учащихся. Постановка проблемной ситуации.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые сотрудники федерального космического агентства Роскосмос. Сегодня дорогие ребята вы побудите учеными космонавтами сотрудниками Роскосмоса.
Новость с пометкой молния! Сегодня в 10 часов утра наши спутники переслали данные о том, что на землю надвигается неопознанный объект, как выяснилось это астероид!
Видеопередача 1: Полет астероида
Засекли его еще 18 дней назад и отправили к нему зонды для изучения. Как выяснилось сегодня угрозы не избежать. Наша задача предотвратить надвигающуюся катастрофу.
Как это сделать?
Ученики: Уничтожить термоядерной ракетой!
Учитель: Верно. Но чтобы запустить ракету необходимо узнать координаты астероида. Будем идти к этой цели путем изучения темы сегодняшнего урока: "Табличное и графическое представление данных". Откройте тетради подпишите число и тему урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Возьмите карточку № 1 с заданиями. На прошлом уроке мы познакомились с группировкой данных. Вспомним прошлый материал.
Карточка № 1.
На рисунке красной, синей и зеленой кривыми показаны сценарии роста столкновений с метеорами с 1960 года по 2110 год. Определите по диаграмме какое количество столкновений ждет нас в 2050 году по сценарию 1 и какое в 2070 году.
- Кратность варианты измерения –
- Определите чему равен sin60o и cos60o.
- Рассмотреть Таблицу 1. Информацию о некоторых астероидах. По столбцу «Спектр. класс» Выписать ряд данных измерений, затем запишите упорядоченный по алфавиту и сгруппированный ряд. Определите кратности вариант измерения.
Ответ для 5):
- Ряд данных измерения: CUSUSSCSSUSSBS
- Упорядоченный и сгруппированный ряд: BCCSSSSSSSSUUU
- Варианты: 1283
Таблица 1. Информация о некоторых астероидах.
N | Астероид |
Диаметр |
Масса |
Период |
Орбиталь. |
Спектр. |
Большая |
Эксцентриситет |
1 |
Церера/ |
960 х 932 |
87000 |
9,1 |
4,6 |
С |
2,766 |
0,078 |
2 |
Паллада/ |
570 х 525х 482 |
318000 |
7,8 |
4,6 |
U |
2,776 |
0,231 |
3 |
Юнона/ |
240 |
20000 |
7,2 |
4,4 |
S |
2,669 |
0,258 |
4 |
Веста/ |
530 |
300000 |
5,3 |
3,6 |
U |
2,361 |
0,090 |
8 |
Флора/ |
141 |
|
13,6 |
3,3 |
S |
2,201 |
0,141 |
243 |
Ида/ Ida |
58 х 23 |
100 |
4,6 |
4,8 |
S |
2,861 |
0,045 |
253 |
Матильда/ |
66 х 48 х 46 |
103 |
417,7 |
4,3 |
C |
2,646 |
0,266 |
433 |
Эрос/Eros |
33 х 13 х 13 |
7 |
5,3 |
1,7 |
S |
1,458 |
0,223 |
951 |
Гаспра/ |
19 х 12 х 11 |
10 |
7,0 |
3,3 |
S |
2,209 |
0,174 |
1566 |
Икарус/ |
1,4 |
0,001 |
2,3 |
1,1 |
U |
1,078 |
0,827 |
1620 |
Географ/ |
2,0 |
0,004 |
5,2 |
1,4 |
S |
1,246 |
0,335 |
1862 |
Аполлон/ |
1,6 |
0,002 |
3,1 |
1,8 |
S |
1,471 |
0,560 |
2060 |
Хирон/ |
180 |
4000 |
5,9 |
50,7 |
B |
13,633 |
0,380 |
4179 |
Тоутатис/ |
4,6 х 2,4х 1,9 |
0,05 |
130 |
1,1 |
S |
2,512 |
0,634 |
4769 |
Касталия/ |
1,8 х 0,8 |
0,0005 |
|
0,4 |
|
1,063 |
0,483 |
Учащиеся отвечают самостоятельно. Затем озвучивают ответы по желанию.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Обратите внимание, что не хватает нашему ряду?
Ученики: Структуры!
Учитель: Давайте ряд данных измерения и кратности соответствующих вариант внесем в таблицу на доске, а вы в тетрадях. Получим таблицу распределения данных.
Таблица распределения заготовлена на учебной доске с пустыми клетками. Учитель заполняет таблицу с комментированием.
|
Варианта |
Сумма |
|||
B |
C |
S |
U |
||
Кратность |
1 |
2 |
8 |
3 |
14 |
Учитель: Если сложить все кратности, то получится количество всех данных измерения – объем измерения. Объем данного измерения 14.
Учитель: Если разделить кратность варианты на объем измерения, то получим частоту измерения.
Учитель: Сумма всех частот всегда равна 1. Если добавить в таблицу строку частот вариант, то получится таблица распределения частот.
|
Варианта |
Сумма |
|||
B |
C |
S |
U |
||
Кратность |
1 |
2 |
8 |
3 |
14 |
Частота |
1/14 |
2/14=1/7 |
8/14=4/7 |
3/14 |
1 |
Частота |
0,07 |
0,14 |
0,57 |
0,21 |
1 |
Частота % |
7 |
14 |
57 |
21 |
100 |
Учитель: Таблицы образуют «мостик», по которому от распределения данных можно перейти к функциям и графикам.
Учитель: Если мы отложим по оси абсцисс значения из первой строки таблицы, а по оси ординат – значения второй строки. Построим соответствующие точки в координатной плоскости. Получим графическое изображение имеющейся информации – график распределения выборки. Для наглядности соединим отрезками точки получим ломаную линию. Ее называют многоугольник распределения или полигон распределения данных.
Просмотр Презентация 1. Изучение нового материала.
Учитель: Точно также составленные таблицы распределения частот и таблицы распределения частот в процентах позволяют построить многоугольник частот и многоугольник частот в процентах:
Учитель: При графическом представлении больших объемов информации многоугольник распределения заменяется гистограммами или столбчатыми диаграммами.
|
Название астероида |
|||||||||||
Юнона |
Веста |
Флора |
Ида |
Эрос |
Гаспара |
Икарус |
Географ |
Аполлон |
Хирон |
Тоутатис |
Касталия |
|
Диаметр, км |
240 |
530 |
141 |
1334 |
5577 |
2508 |
1,4 |
2 |
1,6 |
180 |
20,976 |
1,44 |
Учитель: Какие еще виды диаграмм вы еще знаете?
Учащиеся: Круговые!
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: Перед работой вспомнить, чем помогает электронная таблица?
Функции электронных таблиц:
- Вычисления;
- Размещение данных;
- Создание различных диаграмм.
Учитель: Зонды, запущенные на астероид, обнаружили, сто температура поверхности не стабильна! Откройте свои таблицы № 1. Заполните таблицу и сделайте многоугольник распределения температур.
Задание 1. Открыть файл Excel «Таблица № 1 Температура». Заполнить таблицу по следующему ряду измерения температуры на астероиде в течение 18 дней. Высчитать среднюю температуру на астероиде. Построить многоугольник распределения температур.
Задание 2. Открыть файл Excel «Таблица № 2 Масса». Определить массу астероида. Сравните массу астероида с массой Земли.
Задание 3. Открыть файл Excel «Таблица № 3 Расстояние». Рассчитать на каком расстоянии от Земли находился астероид через каждые 36 часов с момента его обнаружения. Заполнить таблицу измерений. Построить многоугольник распределения расстояний от астероида до Земли.
5. Физическая пауза.
Игра с мячом.
1. Берем теннисный мяч и бросаем над собой немного, глазами сопровождаем мяч.
2. Передаем мяч соседу с лева, сопровождаем мяч глазами.
3. Бросаем мяч над собой немного, глазами сопровождаем мяч.
4. Передаем мяч соседу справа, сопровождаем мяч глазами. Так повторяем 2 раза.
6. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
Учитель: Войска воздушно-космической обороны ждут от нас координаты астероида для того, чтобы поразить его ракетой. Давайте их рассчитаем. Но без траектории движения этого не получится.
Задание 4. Построить траекторию движения астероида.
Работа в Advanced Grapher. Все помнят как работать в Advanced Grapher. Работаем с цифровой клавиатурой.
Сигнал
Учитель: Зонды определили, что астероид движется по траектории, которую описывает функция:
Построить график функции, при условии что O – это Земля.
Картинка построенной траектории движения выводится на интерактивную доску, и учитель разъясняет решение применяя маркер на доске.
Учитель: Пусть O (начало координат) – это Земля. Точка A – точка расположения на координатной плоскости астероида, когда он будет находиться на расстоянии S=1274580 км.
Учитель: Известно, что касательная к графику функции, параллельная AO, составляет с осью абсцисс угол 60 градусов. Следовательно АО тоже составляет с осью абсцисс угол 60 градусов. Что вы заметали?
Учащиеся думают.
Учитель: Рассмотрим прямоугольный треугольник, образованный АО, перпендикуляром, опущенным из точки А, и осью абсцисс. Введем точку В. Задача найти абсциссу и ординату точки А, это и будут координаты выстрела.
Спросить выводы формул учащегося на доске. Расчеты производим с помощью калькулятора на компьютере.
Учитель: Мы определили координаты астероида. Антон пожалуйста отправьте их ВКО.
Антон: Обнаружены координаты астероида 637290 и 1103786.
Сигнал
Видеопередача 2. Запуск ракеты, взрыв астероида, передача космонавта с космической станции, которая наблюдала за астероидами, о том что Земле больше ничего не угрожает.
7. Итоги урока.
Что нового вы сегодня узнали?
Какие виды визуализации различных данных мы отрабатывали?
Построить схему:
В каких программах?
8. Задание на дом.
- § 19, стр. 188–191. КИМ на карточке модуль «Реальная математика».
9. Рефлексия.
- Что вам понравилось на уроке?
- С чем бы вы хотели работать почаще?