Использование технологии деятельностного метода в обучении химии как одного из способов нравственного воспитания учащихся и создания комфортной образовательной среды

Разделы: Химия


Введение

Постановка проблемы

Актуальность исследования.

Современные дети в условиях информационного бума многое знают, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям. Школьники 21-го века своим уровнем развития требуют изменений в учебном процессе. Многие учителя сталкиваются с тем, что технологии традиционного обучения не достаточно для современного интересного урока. Кроме того, постепенно изменяется сама парадигма образования. Если раньше она была «знаниевая», то теперь приобретает формы «деятельностной». В Госстандарте второго поколения цель образования видится как развитие личности на основе усвоения универсальных способов деятельности [1]. Такие способы деятельности, применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Это является основой построения непрерывной сферы образования в системно-деятельностном подходе, о котором говорил ещё Я.А.Коменский «…обучение только тогда будет успешным, если… всё последующее будет опираться на предыдущие; всё связываемое между собой будет связываемо постоянно» [2]. То есть смысл понятия непрерывности – в  отсутствии разрывов в процессе образования, такая его организация, когда результат деятельности на каждом этапе обеспечивает начало следующего. Таким образом, научить ребёнка различным видам деятельности – вот главное направление работы учителей-предметников массовой школы. 

Поэтому в настоящее время возникло противоречие между необходимостью изменения всей системы обучения и воспитания и сохранившейся практикой традиционной работы с учащимися; между большим количеством теоретических и методических разработок по данной проблеме для начальной школы, и недостаточной их реализацией в практической деятельности массовой основной и старшей школы.
Это послужило основанием для выбора темы методического исследования: «Использование технологии деятельностного метода в обучении химии как одного из способов нравственного воспитания учащихся и создания комфортной образовательной среды». Это позволило сформулировать проблему: каковы психолого-педагогические условия реализации технологии деятельностного метода в обучении химии.

Цель методической работы: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность реализации деятельностного подхода обучении химии как одного из способов нравственного воспитания учащихся и создания комфортной образовательной среды».

Задачи методического исследования:

  • обобщить научно-теоретический опыт и практику реализации технологии деятельностного метода в преподавании отдельных дисциплин
  • исследовать сущность и механизмы, движущие силы нравственного воспитания в процессе обучения биологии и химии
  • изучить потенциал естественнонаучных дисциплин в воспитании нравственных качеств учащихся
  • найти нравственную составляющую в содержании, формах и методах обучения естественнонаучным дисциплинам
  • обобщить опыт учителей естественнонаучных дисциплин в развитии нравственных качеств средствами предмета и методами, а также формами обучения
  • выявить способы применения технологии деятельностного метода в процессе конструирования и проведения уроков химии;
  • экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий по реализации деятельностного подхода в обучении химии как средства нравственного воспитания и создания комфортной образовательной среды
  • сделать вывод о возможности применения деятельностного подхода в процессе реализации стандартов второго поколения (ФГОС) по химии
  • предложить модель развития нравственных качеств учащихся при обучении биологии и химии в технологии деятельностного метода
  • обобщить результаты педагогического эксперимента и сделать выводы об эффективности предложенной методики

Срок реализации методического исследования: 2017-2022 гг.

Место реализации исследования: ЧОУ СОШ «Елена-Сервис» Московского района г. Казани

Предполагаемые продукты:

  • Разработка конспектов уроков (технологических карт) по химии с использованием  технологии деятельностного метода
  • Банк заданий  для подготовки и проведения уроков химии в технологии деятельностного метода
  • Разработка внеклассных мероприятий в технологии деятельностного метода по химии и биологии с нравственным содержанием

Ожидаемые результаты (гипотеза):

  • формирование системы работы с использованием технологии деятельностного метода в обучении химии
  • повышение качества знаний учащихся по химии и их мотивации к обучению
  • повышения уровня нравственной воспитанности учащихся
  • развитие творческих, коммуникативных, исследовательских способностей учащихся в условиях комфортной образовательной среды.

Этапы реализации методического исследования

Первый этап:

Постановочный, выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования. (2017-2018 гг.)

  • самообразование, работа с научной литературой по методической теме в библиотеках: национальной библиотеке РТ, научно – технической библиотеке имени Лобачевского в КФУ, изучение журналов «Биология в школе», «Химия в школе», а также научных статей по дисциплинам, вузовской литературы
  • обобщение педагогического опыта учителей-предметников

Второй этап:

Исследовательский - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов. (2019-2021гг)

  • модель развития нравственных качеств учащихся в технологии системно – деятельностного метода в процессе обучения биологии и химии
  • модель создания комфортной образовательной среды в процессе обучения биологии и химии в технологии системно-деятельностного метода
  • педагогический эксперимент по проверке модели (констатирующий и формирующий)

Третий этап: обработка и систематизация материала. (2022 г.)

  • обобщить результаты формирующего эксперимента, сделать выводы об эффективности предложенной методики
  • распространение педагогического опыта: участие в семинарах и конференциях, публикации, выступление на педагогическом совете, районных МО

Методы исследования:

  1. Ознакомление с научной и методической литературой по проблеме проекта
  2. Анализ результатов участия обучающихся в учебной деятельности
  3. Анализ уровня нравственной воспитанности учащихся

Конечный результат:

  • повышение уровня мотивации самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний;
  • успешная сдача ГИА и ЕГЭ.
  • нравственная воспитанность учащихся в условиях комфортной образовательной среды
  • воспитание личности, способной иметь своё мнение по различным вопросам и способной занять достойное место в обществе

Объект исследования: технология деятельностного метода в обучении химии

Предмет исследования: способы использования технологии деятельностного метода в обучении химии как одного из способов нравственного воспитания учащихся и создания комфортной образовательной среды»

Источники исследования:

  • труды отечественных психологов, педагогов второй половины XX века, занимавшихся изучением технологии деятельностного метода и проблемного подхода в обучении
  • исследование работ педагогов о роли естественнонаучных дисциплин в нравственном воспитании учащихся
  • нормативные и программно-методические документы, регулирующие деятельность общеобразовательных школ РФ в исследуемый период;

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты методической работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Презентация.

Теоретические и практические материалы

1.1. Что такое деятельность, каковы её особенности и этапы?

А в какую деятельность в ступают ученики в школе? В познавательную, учебную деятельность. А что такое деятельность вообще, и учебная в частности? Из схемы 1 видно, что деятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, основой которых являются мотивы. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека.  В ней можно выделить следующие этапы:

  • возникновение потребностей и мотивов (вовлечение в деятельность)
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий (коммуникативное взаимодействие)
  • процесс осуществления действий
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с исходными целями (рефлексия)

Исходя из сказанного, учебная деятельность – это процесс формирования у школьников знаний, умений и навыков, процесс его личностного развития, происходящий только в результате его собственной деятельности [3,4].

Схема 1 «Структура деятельности человека»

Становится понятным, что традиционные технологии обучения не могут в полной мере осуществить деятельносьтный поход в обучении. Движущей силой такого обучения должно стать противоречие между возникшими у учащихся потребностями в усвоении недостающих знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей (затруднение). Поэтому, в дополнение традиционной технологии обучения, приходит технология деятельностного метода[5]. Главным отличием этой технологии является (как следует из её названия) деятельность самого ребёнка в процессе, его обучения (самообучения). Теперь уже учитель не главный источник знания, а ученик воспринимающий  и усваивающий готовые истины, но помощник в учебной деятельности каждого ребёнка. Меняется и виды деятельности ребёнка на уроке с  «слушаю – понимаю – запоминаю – применяю» на «сам преодолеваю возникшее затруднение - сам нахожу способ решения проблемы». При таком подходе к обучению, повышается мотивация, так как ребёнок сам ищет способы открытия нового. А поскольку весь процесс обучения происходит осознанно, то и повышается качество усвоения самостоятельно добытого знания.

1.2. Типология уроков в технологии деятельностного метода

В данных условиях, меняется и структура главной формы обучения – урока, и типологии уроков. Эти отличия можно представить в виде таблицы 1 «Типологии уроков в ТТО и ТДМ». (Типология уроков в традиционной технологии, предложенная М.И. Махмутовым)[6] .

Традиционные технологии обучения

Технология деятельностного метода

Урок изучения нового учебного материала

Урок совершенствования ЗУНов

Уроки обобщения и систематизации знаний

Уроки контроля и коррекции ЗУНов

Комбинированные уроки

Урок открытия новых знаний

Урок рефлексии

Урок развивающего контроля

Урок общеметодологической направленности (вне учебный)

В рамках одной статьи нет возможности поэтапно представить систему работы в деятельностной технологии, поэтому подробно остановимся лишь на уроке открытия нового знания – наиболее трудном этапе, как для педагога, так и для учащихся.

2. «Структура урока получения новых знаний в ТТО и ТДМ»

В структуру урока открытия новых знаний входит девять этапов, каждый из которых, имеет свои цели, задачи и реализует этапы индивидуальной учебной деятельности учащихся. Эти этапы и деятельность учителя  и учащихся в процессе их реализации, можно представит в сравнении с традиционным уроком в таблице 2.

Традиционные технологии обучения

Технология деятельностного метода

Этапы урока

Активность учащихся

Этапы урока

Активность учащихся

организационный момент

+

мотивирование (самоопределение к учебной деятельности )

++

мотивация к учебной деятельности

+  -

актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

++

актуализация знаний и проверка домашнего задания

+

выявление места и причины затруднения

++

объяснение нового учебного материала

-+

построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство) 

++

закрепление знаний и новых понятий, способов действий

++

реализация построенного проекта

++

применение новых знаний (формирование новых умений и навыков)

++

первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

++

подведение итогов урока

+

самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

++

домашнее задание и оценивание учащихся

+-

включение в систему знаний и повторение

++

---------------------------------

--------------

рефлексия  учебной деятельности на уроке (итог)

++

  • «+» активны;
  • «+-» малоактивны;
  • «++» высокая активность

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

  • создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)
  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»)
  • устанавливаются тематические рамки («могу»)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Соответственно, данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  • актуализацию соответствующих мыслительных операций;
  • мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу – «хочу»);
  • самостоятельное осуществление пробного учебного действия;
  • фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного действия

3. Выявление места и причины затруднения

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. С этой целью надо:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритм, понятие и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.  

На уроках открытия нового знания, как и на всех типах уроков в данной технологии реализуются различные формы организации учебной деятельности на уроке. Фронтальная (на всех этапах), групповая (актуализация знаний), но всё же основной является индивидуальная форма работы, то есть реализуется личностно-ориентированный подход в обучении. 

Наша школа, который год, является экспериментальной площадкой, реализующей в каждодневной работе идеи технологии деятельностного метода. На начальном этапе, многие учителя предметники (особенно средней и старшей школы) испытывали некоторые затруднения в конструировании уроков в данной технологии. Это было связано с несколькими причинами.

Во-первых – сама технология легла в основу дидактической системы «школа 2000…», которая детально разработана лишь для начальной ступени обучения [7].

Во-вторых, готовые разработки уроков и наглядные пособия, в основном ориентированны на учителей математики и русского языка. Тем не менее, общие подходы можно адаптировать к любому предмету, на любой ступени обучения.

Что и доказали на своём примере учителя нашей школы. Технология деятельностного метода в обучении, способствует повышению мотивации к обучению химии, и помогает решить проблемы усвоения некоторых теорий и законов, которые раньше казались достаточно трудно разрешимыми.

3 Конспект урока химии в технологии деятельностного метода

В качестве наглядного примера мы предлагаем разработку урока химии в технологии деятельностного метода по теме: «Взаимодействие металлов и основных оксидов с кислотами». 8 класс

Цели урока:

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, применение знания в нестандартных ситуациях.
    Образовательная: научить учащихся, используя алгоритмы составлять уравнения реакций металлов и основных оксидов с кислотами. Определять состав и выводить формулы продуктов реакции, определять типы соответствующих реакций.
  • Воспитательная: развивать у обучающихся научное мировоззрение, на основе химического знания. Развивать умения строго, логично и аргументировано обосновывать ответы и делать соответствующие выводы
  • Развивающая:  развивать у учащихся способности к самостоятельному добыванию знаний, умения выводить и пользоваться соответствующими алгоритмами, общими схемами, применять полученные знания на практике в новых ситуациях и включать их в общую систему знаний

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, печатные таблицы и алгоритмы, растворы серной и азотной кислот, магний, цинк, медь, индикаторы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Цели:
Организовать учащихся к восприятию учебного материала. Нацелить учащихся на урок и открытие будущего знания, используя демонстрационный эксперимент и наводящие вопросы

Организовать демонстрацию опыта – «взаимодействие цинка с серной и соляной  кислотами». Краткий комментарий к опыту.
Прочитать стихотворение:

Суть той реакции узнать бы вы хотели?
А что за вещества участвуют, понять смогли?
Ну что ж тогда вперёд к заветной цели.
И всё-таки вопрос: а надо ли?

Ответы на вопросы:
«можем» и «хотим», «надо»

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Цели:
Организовать актуализацию знаний о кислотах и их свойствах на примере знаний о формулах кислот, оксидов, из которых их получают.
- Ребята, а что мы проходили с вами на предыдущем уроке?
- Давайте, сейчас выполним, предложенное задание:
- Из приведенного списка веществ, выберите кислоты, и соответствующие им оксиды. Поясните свой выбор. Каков состав кислот? Какие свойства (основные, или кислотные) проявляют эти оксиды? Какие вещества остались и почему?
- Какие результаты у вас получились? Давайте вывесим их на доску!
-Давайте вспомним алгоритм, согласно которому мы составляем уравнения реакций и определяем состав продуктов (только обращаю внимание на алгоритм, без его обсуждения)

ЗАПИСЫВАЕМ ФОРМУЛЫ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ

ОПРЕДЕЛЯЕМ ТИП ХИМ. РЕАКЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА И СОСТАВА ПРОДУКТОВ (обсуждаем порядок записи элементов в составе вещества)

ЗАПИСЫВАЕМ КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПРОДУКТОВ РЕАКЦИИ, СОБЮЛЮДАЯ ПОРЯДОК ЗАПИСИ ЗНАКОВ ЭЛЕМЕНТОВ

СОСТАВЛЯЕМ ФОРМУЛУ (Ы) ПРОДУКТА (ОВ) РЕАКЦИИ

(РАССТАВЛЯЕМ ИНДЕКСЫ), ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕНТНОСТИ

РАССТАВЛЯЕМ ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕНТНОСТИ НАД ЗНАКАМИ ЭЛЕМЕНТОВ

НАХОДИМ ЗНАЧЕНИЕ НАИМЕНЬШЕГО ОБЩЕГО КРАТНОГО ДЛЯ ВАЛЕНТНОСТЕЙ

ДЕЛИМ НАИМЕНЬШЕЕ ОБЩЕЕ КРАТНОЕ НА ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕНТНОСТЕЙ

РАССТАВЛЯЕМ ИНДЕКСЫ ДЛЯ ЭЛЕМЕНТОВ

РАССТАВЛЯЕМ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПЕРЕД ФОРМУЛАМИ ПРОДУКТОВ РЕАКЦИИ И ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ

Вывести общую схему реакции данного типа (формулами, или словами)

Ребята, а, теперь пользуясь знакомым нам алгоритмом, выполните следующие задания:
Составьте уравнения предложенных реакций (цинк + серная кислота, оксид магния + серная кислота). Вывешиваю задания на доску. Делю учеников на 2 группы по 7 человек и даю 2-3 минуты для рассуждения.
- Ребята, все ли вы выполнили предложенные задания?
- Кто не смог его выполнить?
- Анализирую предложенные варианты и задаю вопросы типа: почему ты так решил? Откуда ты знаешь, что именно таким должен быть ответ? Верно, ли составлено твоё уравнение, согласно алгоритму? Какие способы действия ты использовал?  Может быть, есть какие-то нарушения в оформлении и составлении реакций?
Говорю «нет правильного ответа», если всё-таки  есть какие – либо  варианты, но они не правильные. Работаю по обстановке. Если составлено, верно, то требую объяснить суть решения и сравнить его с алгоритмом.  Почему и как выполнил, на чём основывался? Если объясняет всё правильно, то даю работу по эталону.  

-Взаимодействие щёлочей и оснований с кислотами
- Решают предложенные задания в группах, а затем у доски дают пояснения.
- Вывешивают на доску результаты. Обсуждаем ошибки и правильные варианты
-Повторяют алгоритм, находят ошибки в ответах, если они есть
- Читают алгоритм и сверяют свои действия
- Рассуждают в парах и затем записывают на доске свои варианты (маркером на листочках)
- Пытаются определить место ошибки, или шаг, на котором становится невозможным выполнение задания
- Отвечают на вопросы, обосновывают свои варианты решения, сравнивают их с алгоритмом.

Выявление места и причины затруднения

Цели: Организовать диалог учащихся и анализировать результаты пробного составления уравнений реакций металлов и основных оксидов с кислотами с целью выяснения места и причины затруднения. Обозначить во внешней речи причину их ошибок.

Mg + HBr —>

MgO + HCl —>

- Где возникли у вас затруднения, или ошибки, и почему? Что обнаружило пробное действие? Что ты пока не можешь сделать, и почему? Обратите снова внимание на алгоритм составления уравнений реакций.
(обращаю внимание на алгоритм). Дополняю вопросами, а что ещё? Почему? (если необходимо)
- Не определили тип реакций и состав продуктов
доп. вопросы:
Можем ли мы составлять уравнения реакций такого типа для кислот?  Можем ли мы в таком случае определить количество и состав продуктов реакции?
- Какие вещества у нас вступали в реакцию? Нужно вспомнить, что оксиды металлов называются основными! Вспомните свои затруднения!
- Значит, чем мы сегодня будем заниматься? То есть, какая цель нашего урока?
- А какова будет тема нашего урока? Она похоже на цель, но только отражает самую сущность.

- Мы не можем определить тип данных реакций, количество и состав продуктов, поскольку мы не изучали такие реакции для кислот.
Ответ на дополнительные вопросы «нет»
- В реакцию вступили оксиды металлов и неметаллов с водой.
- Мы будем учиться составлять уравнения реакций металлов и основных оксидов с кислотами,
- Взаимодействие металлов и основных оксидов с кислотами

Построение проекта выхода из затруднения

Цели: Организовать диалог с учителя с обучающимися с целью обсуждения плана предстоящей работы по  решению возникшей проблемы. Выслушать мнения по плану, обсудить подходящие варианты работы.

- Ребята, давайте ещё раз вспомним, чем мы сегодня должны заниматься на уроке?
- Что нам поможет решить нашу проблему и правильно составить уравнения реакций? Обратите снова внимание на наш алгоритм! Может он служить планом решения нашей проблемы? Если да, то поясните почему? Если нет, предложите свой вариант!
- Что нам необходимо будет сделать в первую очередь? 
- А что затем? Какие нам знания при этом нужны?
- А после этого? Что мы делаем тогда, когда определили состав продукта и записали порядок элементов?
- Что у нас получается после всех этих действий? (разве уравнение?)
- Чего нам не хватает в схеме реакции?
- Ну вот, у нас составлено уравнение, получены формулы продуктов реакции.
Что мы должны ещё сделать? А что мы делали при повторении?
- Все ли согласны с планом нашей сегодняшней работы? Посмотрите на него ещё раз, всё ли мы учли? Ну, тогда вперёд! В путь, приступаем к работе!
- План работы всегда висит на доске, перед глазами учащихся.

  • Определить тип реакции взаимодействия металлов и основных оксидов с кислотами
  • Определить количество и состав продуктов реакции взаимодействия металлов и  основных оксидов с кислотами, используя порядок записи элементов в составе вещества
  • Составляем формулы продуктов реакций!
  • Расставить коэффициенты в уравнении реакции.

Вывести схему данного типа реакций формулами, или словами

- Научиться составлять уравнения реакций металлов и основных оксидов с кислотами.
- Поможет знание типов реакций, порядок записи и правила составления формул
- Да, может служить планом решения проблемы!
- Определить тип реакции взаимодействия металлов и основных оксидов с кислотами!
- Определить количество и состав продуктов реакции взаимодействия этих веществ! Нам необходимо знать порядок записи элементов в составе вещества!
- Составляем формулы продуктов реакций по валентности!
- Нет, только схема реакции.
- Коэффициентов. Значит мы расставляем коэффициенты в уравнении реакции.
- Вывести общую схему данного типа  реакций формулами, или словами!

Реализация построенного проекта

Цели: Организовать работу учащихся фронтально, или в группах. Обсудить предложенные варианты, выслушать мнения каждого обучающегося. Исправить неверные варианты, с обоснованием причин, и прийти к общему решению проблемы. Вывести общие схемы для каждого типа уравнений реакций.

Итак, перед нами первый этап решения задачи

Какие вообще вы знаете типы реакций?

- Каким образом можно определить неизвестный, новый для вас тип реакции? Что необходимо предпринять? И где мы можем получить ответ?
А что мы вообще знаем о кислотах? Дайте им определение!
- Я вывесил на доске общие схемы типов реакции. Исходя из определения кислот и просмотренного вначале урока опыта, соотнесите общие схемы реакций с предложенными конкретными уравнениями. Можно спросить: какие вещества, по их мнению, вступили в первую реакцию? Какого цвета был газ, выделившийся в результате неё? Что это может быть за газ? Всё это увязать с определением кислот и схемами реакций на доске.
К какой схеме реакций может подходить первое уравнение? Почему вы так решили? Что происходит при этой реакции, какие продукты и сколько их образуется. Как можно назвать такой тип реакции?
Можно дополнительно спросить: Изменяется ли кислотный остаток в данной реакции, и почему? Как правильно составить формулу соли?

- А что мы делаем дальше, согласно нашему алгоритму? Записывают на доске, с пояснениями. 
- Что мы делаем потом?
- Что мы ещё с вами не сделали?
(комментируя, расставляем коэффициенты)
- Что мы должны сделать дальше, согласно плану?
- Как будет выглядеть эта общая схема реакции?
- Правильно! Но можем ли мы сделать такое обобщение, просмотрев только один опыт, и составив только одно уравнение реакции?
- Да, такое обобщение мы можем сделать, лишь просмотрев ещё несколько примеров, а вдруг из правил есть исключения?
- Итак, какие вещества были участниками реакций в первом опыте, или с какими мы составляли уравнения? А какие были продукты? 
- Возьмём порошок магния и добавим к нему азотной кислоты. Что наблюдаете? Газ, какого цвета выделяется при этом? Можно сказать, что это водород?
- Какой мы можем сделать вывод? В реакциях металлов с кислотами выделяется водород, и образуется соль. А все ли кислоты выделяют водород? А какая никогда?
Но в этой злополучной реакции есть и ещё одно исключение! Оказалось, чтобы правильно определить какие металлы вступают в реакцию с кислотами, пользуются рядом напряжений металлов. (Обращаю внимание на него). Как, по-вашему, металлы в нём распределены беспорядочно, или в определённом порядке? Спрашиваю, какие члены этого ряда нам уже знакомы.
- Как пользоваться этим рядом, вам предстоит определить самим, посмотрев опыт.
- В раствор серной кислоты опускаем медную проволоку. Что наблюдаете? О чём это говорит? Сравните с предыдущими опытами!
- А где располагается медь по отношению к цинку и водороду в ряду напряжений металлов?
- Цинк, реагирует с кислотами, а медь нет! Значит, зависит это от места положения металла в этом ряду? А причём тут водород? Какой напрашивается вывод?
(можно подсказать, что и серебро, и золото, и ртуть не вступают в такие реакции). Теперь можно сделать общий вывод, по реакции металлов с кислотами? Какой?
- Теперь давайте вернёмся ко второму уравнению, следовательно, какого типа будет эта реакция? Подходит ли она по реакции обмена, и почему? Какие продукты будут образовываться?
- А что теперь, когда составили уравнение?
- Здесь таких «подводных камней» нет, поэтому сейчас потренируемся в составлении уравнений реакций нового типа, изученных нами сегодня

-  Реакции  соединения и обмена
соединений!
- Пытаются сказать, что в книге, спросить у учителя, или догадаться самим.
- Мы знаем определение кислот как класса
- Дают определение.
- Эти вещества: какой-то металл и кислота, можно догадаться по металлическому блеску и изменению цвета индикатора!
- Газ был бесцветный
- Путаются в догадках, но пытаются размышлять.
- Наверное, под первую! (А+ВС=АС+В)
-Исходя из определения кислот! Здесь происходит замещение водорода на металл, образуется соль и выделяется водород! Поэтому это, наверное, реакции замещения!
-Отвечают на дополнительные вопросы.
- Записываем состав продуктов, соблюдая порядок записи элементов.
-Составляем формулы веществ по валентности.
- Не расставили коэффициенты

- Вывести общую схему данного типа реакции с помощью формул, или словами!
- Металл + кислота = соль +водород
- Конечно, нет!
- Приготовились к просмотру опытов
- Металл + кислота = соль +водород
- Выделяется газ бурого цвета, и это точно не водород!
-В реакциях металлов с растворами многих кислот, за исключением азотной кислоты!
- Конечно упорядоченно!
- Это цинк, магний и сам водород!
- Не наблюдается признаков реакции. Это говорит о том, что медь не реагирует с раствором кислоты!
- Правее цинка и водорода!
- Металлы, находящиеся в ряду напряжений правее водорода, с растворами кислот не реагируют!
- Металлы, находящиеся в ряду напряжений левее водорода реагируют с растворами кислот и образуют соль и водород, за исключением азотной!
- Подходит! То же 2 сложных вещества и должна образоваться соль, ведь в оксиде есть металл, а второй продукт вода.
- Пишем общую схему.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цели: Проговорить в громкой речи решение предложенное на 5-ом этапе. Зафиксировать новое знание в виде общих схем для уравнений реакций. Проговорить отдельно тип реакции металлов и основных оксидов с кислотами, а также состав продуктов реакций. Сделать выводы.

- Работаем фронтально. Пример 3-ёх уравнений реакций с оценкой возможности их протекания, составлением формул продуктов, определением типа реакции, обоснованием предложенной формы записи. Используем общие схемы уравнений реакций данного типа.  

- Составляют уравнения и проговаривают по алгоритму в громкой речи!

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели: Организовать самостоятельную работу с целью проверки усвоения нового знания. Помочь учащимся у которых возникли затруднения. Предложить вторую самостоятельную работу и провести её анализ. Проговорить ошибки в громкой речи и их исправление.

- Давайте, сейчас выполним самостоятельную работу и проверим, хорошо ли мы усвоили знания, полученные сегодня. Я уверен, что вы все до одного справитесь с этим заданием, а если у кого-то не получится, не расстраивайтесь, мы всегда поможем! Итак, в путь!
- Все ли выполнили задания правильно? У кого возникли проблемы? На каком этапе решения они возникли?
- Если появились трудности, помигаю разрешить и даю вторую самостоятельную работу с проверкой по эталону

- Выполняют самостоятельную работу, сверяют её с эталоном
- Отвечают на вопросы

Включение в систему знаний и повторение

Цели: Организовать применение учащимися полученных знаний в новой ситуации, в виде решения цепочек превращения веществ с участием металлов и основных оксидов в реакциях с кислотами, в связи с другими классами неорганических соединений.

Составление уравнений реакций согласно предложенной схеме превращения веществ. Тут происходит и повторение пройденного материала, и закрепление сегодняшнего и работа на перспективу, когда будем изучать тему: «Генетическая связь неорганических веществ»

- Решают задания и комментируют их в громкой речи!

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: Организовать учащимися оценку своих достижений на уроке. Выяснить причины затруднений. Уяснить выполнение целей поставленных в начале урока.

- Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке, и чему научились? 
- Какие цели мы ставили, и достигли ли их?  Всё ли получалось, или возникли какие-то трудности?
Хвалю всех и говорю, что они обязательно справятся с этими трудностями на следующем уроке!
- Как вы оцените свою работу на уроке?

- Домашнее задание (решить цепочки превращения, представленные на этапе 8)и прощание с классом.

- Ответы учащихся на вопрос, пояснение знаний и алгоритмов, полученных ими.
- Оценка результатов своей деятельности и психического состояния.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Заключение

В заключении, необходимо отметить, что подготовка к урокам в технологии деятельностного метода такая же, как и в традиционной системе, и занимает значительное время, лишь на начальном этапе освоения методики. Однако результаты работы трудно переоценить. Поэтому, для педагога, стремящегося работать творчески, заинтересованного в результатах своего труда, нет причин отказываться в освоении инновационных идей в области образования и воспитания. Тем более что в затруднении содержится возможность!

На основании сказанного можно сделать следующие выводы

  • Система работы в технологии деятельностного метода позволяет повысить уровень мотивации учащихся к учебному предмету, и разнообразить форму их работы на уроке.
  • Результатом постоянной работы в технологии деятельностного метода является повышение качества обучения в предметных областях
  • Технология деятельностного метода и конструирование на её основе уроков позволяет организовать учащихся к естественной, самостоятельной  учебной  деятельности по открытию новых способов действий, повышает уровень нравственной воспитанности учащихся
  • Организация работы в системе технологии деятельностного метода  способствует развитию личности ученика в условиях непрерывного образования и комфортной образовательной среды
  • Технология деятельностного метода в обучении химии является одним из обязательных условий реализации стандартов второго поколения (ФГОС)

Список литературы

  1. Концепция государственных образовательных стандартов общего образования (стандарты второго поколения). Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М. «Просвещение» 2008. с. 24
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения Т.1 Великая дидактика. М.педагогика, 1982, с.225
  3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов. Под ред. П.И. Пидкасистого. Педагогическое общество России м. 1998
  4. Анисимов. В.В., Гороховская О.Г., Никандров Н.Д.. Общие основы педагогики. М. просвещение 2006 с.107
  5. Деятельностный метод обучения образовательная система «школа 2000…» Л.Г. Петерсон АПК и ППРО м. 2007
  6. Современный урок М.1981 с.77
  7. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А, Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М. УМЦ «Школа 2000…»   2006 с.46