Введение
Постановка проблемы
Актуальность исследования.
Современные дети в условиях информационного бума многое знают, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям. Школьники 21-го века своим уровнем развития требуют изменений в учебном процессе. Многие учителя сталкиваются с тем, что технологии традиционного обучения не достаточно для современного интересного урока. Кроме того, постепенно изменяется сама парадигма образования. Если раньше она была «знаниевая», то теперь приобретает формы «деятельностной». В Госстандарте второго поколения цель образования видится как развитие личности на основе усвоения универсальных способов деятельности [1]. Такие способы деятельности, применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Это является основой построения непрерывной сферы образования в системно-деятельностном подходе, о котором говорил ещё Я.А.Коменский «…обучение только тогда будет успешным, если… всё последующее будет опираться на предыдущие; всё связываемое между собой будет связываемо постоянно» [2]. То есть смысл понятия непрерывности – в отсутствии разрывов в процессе образования, такая его организация, когда результат деятельности на каждом этапе обеспечивает начало следующего. Таким образом, научить ребёнка различным видам деятельности – вот главное направление работы учителей-предметников массовой школы.
Поэтому в настоящее время возникло противоречие между необходимостью изменения всей системы обучения и воспитания и сохранившейся практикой традиционной работы с учащимися; между большим количеством теоретических и методических разработок по данной проблеме для начальной школы, и недостаточной их реализацией в практической деятельности массовой основной и старшей школы.
Это послужило основанием для выбора темы методического исследования: «Использование технологии деятельностного метода в обучении химии как одного из способов нравственного воспитания учащихся и создания комфортной образовательной среды». Это позволило сформулировать проблему: каковы психолого-педагогические условия реализации технологии деятельностного метода в обучении химии.
Цель методической работы: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность реализации деятельностного подхода обучении химии как одного из способов нравственного воспитания учащихся и создания комфортной образовательной среды».
Задачи методического исследования:
- обобщить научно-теоретический опыт и практику реализации технологии деятельностного метода в преподавании отдельных дисциплин
- исследовать сущность и механизмы, движущие силы нравственного воспитания в процессе обучения биологии и химии
- изучить потенциал естественнонаучных дисциплин в воспитании нравственных качеств учащихся
- найти нравственную составляющую в содержании, формах и методах обучения естественнонаучным дисциплинам
- обобщить опыт учителей естественнонаучных дисциплин в развитии нравственных качеств средствами предмета и методами, а также формами обучения
- выявить способы применения технологии деятельностного метода в процессе конструирования и проведения уроков химии;
- экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий по реализации деятельностного подхода в обучении химии как средства нравственного воспитания и создания комфортной образовательной среды
- сделать вывод о возможности применения деятельностного подхода в процессе реализации стандартов второго поколения (ФГОС) по химии
- предложить модель развития нравственных качеств учащихся при обучении биологии и химии в технологии деятельностного метода
- обобщить результаты педагогического эксперимента и сделать выводы об эффективности предложенной методики
Срок реализации методического исследования: 2017-2022 гг.
Место реализации исследования: ЧОУ СОШ «Елена-Сервис» Московского района г. Казани
Предполагаемые продукты:
- Разработка конспектов уроков (технологических карт) по химии с использованием технологии деятельностного метода
- Банк заданий для подготовки и проведения уроков химии в технологии деятельностного метода
- Разработка внеклассных мероприятий в технологии деятельностного метода по химии и биологии с нравственным содержанием
Ожидаемые результаты (гипотеза):
- формирование системы работы с использованием технологии деятельностного метода в обучении химии
- повышение качества знаний учащихся по химии и их мотивации к обучению
- повышения уровня нравственной воспитанности учащихся
- развитие творческих, коммуникативных, исследовательских способностей учащихся в условиях комфортной образовательной среды.
Этапы реализации методического исследования
Первый этап:
Постановочный, выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования. (2017-2018 гг.)
- самообразование, работа с научной литературой по методической теме в библиотеках: национальной библиотеке РТ, научно – технической библиотеке имени Лобачевского в КФУ, изучение журналов «Биология в школе», «Химия в школе», а также научных статей по дисциплинам, вузовской литературы
- обобщение педагогического опыта учителей-предметников
Второй этап:
Исследовательский - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов. (2019-2021гг)
- модель развития нравственных качеств учащихся в технологии системно – деятельностного метода в процессе обучения биологии и химии
- модель создания комфортной образовательной среды в процессе обучения биологии и химии в технологии системно-деятельностного метода
- педагогический эксперимент по проверке модели (констатирующий и формирующий)
Третий этап: обработка и систематизация материала. (2022 г.)
- обобщить результаты формирующего эксперимента, сделать выводы об эффективности предложенной методики
- распространение педагогического опыта: участие в семинарах и конференциях, публикации, выступление на педагогическом совете, районных МО
Методы исследования:
- Ознакомление с научной и методической литературой по проблеме проекта
- Анализ результатов участия обучающихся в учебной деятельности
- Анализ уровня нравственной воспитанности учащихся
Конечный результат:
- повышение уровня мотивации самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний;
- успешная сдача ГИА и ЕГЭ.
- нравственная воспитанность учащихся в условиях комфортной образовательной среды
- воспитание личности, способной иметь своё мнение по различным вопросам и способной занять достойное место в обществе
Объект исследования: технология деятельностного метода в обучении химии
Предмет исследования: способы использования технологии деятельностного метода в обучении химии как одного из способов нравственного воспитания учащихся и создания комфортной образовательной среды»
Источники исследования:
- труды отечественных психологов, педагогов второй половины XX века, занимавшихся изучением технологии деятельностного метода и проблемного подхода в обучении
- исследование работ педагогов о роли естественнонаучных дисциплин в нравственном воспитании учащихся
- нормативные и программно-методические документы, регулирующие деятельность общеобразовательных школ РФ в исследуемый период;
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты методической работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Теоретические и практические материалы
1.1. Что такое деятельность, каковы её особенности и этапы?
А в какую деятельность в ступают ученики в школе? В познавательную, учебную деятельность. А что такое деятельность вообще, и учебная в частности? Из схемы 1 видно, что деятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, основой которых являются мотивы. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека. В ней можно выделить следующие этапы:
- возникновение потребностей и мотивов (вовлечение в деятельность)
- процесс целеполагания
- процесс проектирования действий (коммуникативное взаимодействие)
- процесс осуществления действий
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с исходными целями (рефлексия)
Исходя из сказанного, учебная деятельность – это процесс формирования у школьников знаний, умений и навыков, процесс его личностного развития, происходящий только в результате его собственной деятельности [3,4].
Схема 1 «Структура деятельности человека»
Становится понятным, что традиционные технологии обучения не могут в полной мере осуществить деятельносьтный поход в обучении. Движущей силой такого обучения должно стать противоречие между возникшими у учащихся потребностями в усвоении недостающих знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей (затруднение). Поэтому, в дополнение традиционной технологии обучения, приходит технология деятельностного метода[5]. Главным отличием этой технологии является (как следует из её названия) деятельность самого ребёнка в процессе, его обучения (самообучения). Теперь уже учитель не главный источник знания, а ученик воспринимающий и усваивающий готовые истины, но помощник в учебной деятельности каждого ребёнка. Меняется и виды деятельности ребёнка на уроке с «слушаю – понимаю – запоминаю – применяю» на «сам преодолеваю возникшее затруднение - сам нахожу способ решения проблемы». При таком подходе к обучению, повышается мотивация, так как ребёнок сам ищет способы открытия нового. А поскольку весь процесс обучения происходит осознанно, то и повышается качество усвоения самостоятельно добытого знания.
1.2. Типология уроков в технологии деятельностного метода
В данных условиях, меняется и структура главной формы обучения – урока, и типологии уроков. Эти отличия можно представить в виде таблицы 1 «Типологии уроков в ТТО и ТДМ». (Типология уроков в традиционной технологии, предложенная М.И. Махмутовым)[6] .
Традиционные технологии обучения |
Технология деятельностного метода |
Урок изучения нового учебного материала Урок совершенствования ЗУНов Уроки обобщения и систематизации знаний Уроки контроля и коррекции ЗУНов Комбинированные уроки |
Урок открытия новых знаний Урок рефлексии Урок развивающего контроля Урок общеметодологической направленности (вне учебный) |
В рамках одной статьи нет возможности поэтапно представить систему работы в деятельностной технологии, поэтому подробно остановимся лишь на уроке открытия нового знания – наиболее трудном этапе, как для педагога, так и для учащихся.
2. «Структура урока получения новых знаний в ТТО и ТДМ»
В структуру урока открытия новых знаний входит девять этапов, каждый из которых, имеет свои цели, задачи и реализует этапы индивидуальной учебной деятельности учащихся. Эти этапы и деятельность учителя и учащихся в процессе их реализации, можно представит в сравнении с традиционным уроком в таблице 2.
Традиционные технологии обучения |
Технология деятельностного метода |
||
Этапы урока |
Активность учащихся |
Этапы урока |
Активность учащихся |
организационный момент |
+ |
мотивирование (самоопределение к учебной деятельности ) |
++ |
мотивация к учебной деятельности |
+ - |
актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
++ |
актуализация знаний и проверка домашнего задания |
+ |
выявление места и причины затруднения |
++ |
объяснение нового учебного материала |
-+ |
построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство) |
++ |
закрепление знаний и новых понятий, способов действий |
++ |
реализация построенного проекта |
++ |
применение новых знаний (формирование новых умений и навыков) |
++ |
первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
++ |
подведение итогов урока |
+ |
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
++ |
домашнее задание и оценивание учащихся |
+- |
включение в систему знаний и повторение |
++ |
--------------------------------- |
-------------- |
рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
++ |
- «+» активны;
- «+-» малоактивны;
- «++» высокая активность
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
- создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»)
- устанавливаются тематические рамки («могу»)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Соответственно, данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- актуализацию соответствующих мыслительных операций;
- мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу – «хочу»);
- самостоятельное осуществление пробного учебного действия;
- фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного действия
3. Выявление места и причины затруднения
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. С этой целью надо:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритм, понятие и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
На уроках открытия нового знания, как и на всех типах уроков в данной технологии реализуются различные формы организации учебной деятельности на уроке. Фронтальная (на всех этапах), групповая (актуализация знаний), но всё же основной является индивидуальная форма работы, то есть реализуется личностно-ориентированный подход в обучении.
Наша школа, который год, является экспериментальной площадкой, реализующей в каждодневной работе идеи технологии деятельностного метода. На начальном этапе, многие учителя предметники (особенно средней и старшей школы) испытывали некоторые затруднения в конструировании уроков в данной технологии. Это было связано с несколькими причинами.
Во-первых – сама технология легла в основу дидактической системы «школа 2000…», которая детально разработана лишь для начальной ступени обучения [7].
Во-вторых, готовые разработки уроков и наглядные пособия, в основном ориентированны на учителей математики и русского языка. Тем не менее, общие подходы можно адаптировать к любому предмету, на любой ступени обучения.
Что и доказали на своём примере учителя нашей школы. Технология деятельностного метода в обучении, способствует повышению мотивации к обучению химии, и помогает решить проблемы усвоения некоторых теорий и законов, которые раньше казались достаточно трудно разрешимыми.
3 Конспект урока химии в технологии деятельностного метода
В качестве наглядного примера мы предлагаем разработку урока химии в технологии деятельностного метода по теме: «Взаимодействие металлов и основных оксидов с кислотами». 8 класс
Цели урока:
- Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, применение знания в нестандартных ситуациях.
Образовательная: научить учащихся, используя алгоритмы составлять уравнения реакций металлов и основных оксидов с кислотами. Определять состав и выводить формулы продуктов реакции, определять типы соответствующих реакций. - Воспитательная: развивать у обучающихся научное мировоззрение, на основе химического знания. Развивать умения строго, логично и аргументировано обосновывать ответы и делать соответствующие выводы
- Развивающая: развивать у учащихся способности к самостоятельному добыванию знаний, умения выводить и пользоваться соответствующими алгоритмами, общими схемами, применять полученные знания на практике в новых ситуациях и включать их в общую систему знаний
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, печатные таблицы и алгоритмы, растворы серной и азотной кислот, магний, цинк, медь, индикаторы.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) |
Цели: Суть той реакции узнать бы вы хотели? |
Ответы на вопросы: |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
Цели: ЗАПИСЫВАЕМ ФОРМУЛЫ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ ОПРЕДЕЛЯЕМ ТИП ХИМ. РЕАКЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА И СОСТАВА ПРОДУКТОВ (обсуждаем порядок записи элементов в составе вещества) ЗАПИСЫВАЕМ КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПРОДУКТОВ РЕАКЦИИ, СОБЮЛЮДАЯ ПОРЯДОК ЗАПИСИ ЗНАКОВ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТАВЛЯЕМ ФОРМУЛУ (Ы) ПРОДУКТА (ОВ) РЕАКЦИИ (РАССТАВЛЯЕМ ИНДЕКСЫ), ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕНТНОСТИ РАССТАВЛЯЕМ ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕНТНОСТИ НАД ЗНАКАМИ ЭЛЕМЕНТОВ НАХОДИМ ЗНАЧЕНИЕ НАИМЕНЬШЕГО ОБЩЕГО КРАТНОГО ДЛЯ ВАЛЕНТНОСТЕЙ ДЕЛИМ НАИМЕНЬШЕЕ ОБЩЕЕ КРАТНОЕ НА ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕНТНОСТЕЙ РАССТАВЛЯЕМ ИНДЕКСЫ ДЛЯ ЭЛЕМЕНТОВ РАССТАВЛЯЕМ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПЕРЕД ФОРМУЛАМИ ПРОДУКТОВ РЕАКЦИИ И ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ Вывести общую схему реакции данного типа (формулами, или словами) Ребята, а, теперь пользуясь знакомым нам алгоритмом, выполните следующие задания: |
-Взаимодействие щёлочей и оснований с кислотами |
Выявление места и причины затруднения |
Цели: Организовать диалог учащихся и анализировать результаты пробного составления уравнений реакций металлов и основных оксидов с кислотами с целью выяснения места и причины затруднения. Обозначить во внешней речи причину их ошибок. Mg + HBr —> MgO + HCl —> - Где возникли у вас затруднения, или ошибки, и почему? Что обнаружило пробное действие? Что ты пока не можешь сделать, и почему? Обратите снова внимание на алгоритм составления уравнений реакций. |
- Мы не можем определить тип данных реакций, количество и состав продуктов, поскольку мы не изучали такие реакции для кислот. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Цели: Организовать диалог с учителя с обучающимися с целью обсуждения плана предстоящей работы по решению возникшей проблемы. Выслушать мнения по плану, обсудить подходящие варианты работы. - Ребята, давайте ещё раз вспомним, чем мы сегодня должны заниматься на уроке?
Вывести схему данного типа реакций формулами, или словами |
- Научиться составлять уравнения реакций металлов и основных оксидов с кислотами. |
Реализация построенного проекта |
Цели: Организовать работу учащихся фронтально, или в группах. Обсудить предложенные варианты, выслушать мнения каждого обучающегося. Исправить неверные варианты, с обоснованием причин, и прийти к общему решению проблемы. Вывести общие схемы для каждого типа уравнений реакций. Итак, перед нами первый этап решения задачи Какие вообще вы знаете типы реакций? - Каким образом можно определить неизвестный, новый для вас тип реакции? Что необходимо предпринять? И где мы можем получить ответ? - А что мы делаем дальше, согласно нашему алгоритму? Записывают на доске, с пояснениями. |
- Реакции соединения и обмена - Вывести общую схему данного типа реакции с помощью формул, или словами! |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Цели: Проговорить в громкой речи решение предложенное на 5-ом этапе. Зафиксировать новое знание в виде общих схем для уравнений реакций. Проговорить отдельно тип реакции металлов и основных оксидов с кислотами, а также состав продуктов реакций. Сделать выводы. - Работаем фронтально. Пример 3-ёх уравнений реакций с оценкой возможности их протекания, составлением формул продуктов, определением типа реакции, обоснованием предложенной формы записи. Используем общие схемы уравнений реакций данного типа. |
- Составляют уравнения и проговаривают по алгоритму в громкой речи! |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Цели: Организовать самостоятельную работу с целью проверки усвоения нового знания. Помочь учащимся у которых возникли затруднения. Предложить вторую самостоятельную работу и провести её анализ. Проговорить ошибки в громкой речи и их исправление. - Давайте, сейчас выполним самостоятельную работу и проверим, хорошо ли мы усвоили знания, полученные сегодня. Я уверен, что вы все до одного справитесь с этим заданием, а если у кого-то не получится, не расстраивайтесь, мы всегда поможем! Итак, в путь! |
- Выполняют самостоятельную работу, сверяют её с эталоном |
Включение в систему знаний и повторение |
Цели: Организовать применение учащимися полученных знаний в новой ситуации, в виде решения цепочек превращения веществ с участием металлов и основных оксидов в реакциях с кислотами, в связи с другими классами неорганических соединений. Составление уравнений реакций согласно предложенной схеме превращения веществ. Тут происходит и повторение пройденного материала, и закрепление сегодняшнего и работа на перспективу, когда будем изучать тему: «Генетическая связь неорганических веществ»
|
- Решают задания и комментируют их в громкой речи! |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Цели: Организовать учащимися оценку своих достижений на уроке. Выяснить причины затруднений. Уяснить выполнение целей поставленных в начале урока. - Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке, и чему научились? - Домашнее задание (решить цепочки превращения, представленные на этапе 8)и прощание с классом. |
- Ответы учащихся на вопрос, пояснение знаний и алгоритмов, полученных ими. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Заключение
В заключении, необходимо отметить, что подготовка к урокам в технологии деятельностного метода такая же, как и в традиционной системе, и занимает значительное время, лишь на начальном этапе освоения методики. Однако результаты работы трудно переоценить. Поэтому, для педагога, стремящегося работать творчески, заинтересованного в результатах своего труда, нет причин отказываться в освоении инновационных идей в области образования и воспитания. Тем более что в затруднении содержится возможность!
На основании сказанного можно сделать следующие выводы
- Система работы в технологии деятельностного метода позволяет повысить уровень мотивации учащихся к учебному предмету, и разнообразить форму их работы на уроке.
- Результатом постоянной работы в технологии деятельностного метода является повышение качества обучения в предметных областях
- Технология деятельностного метода и конструирование на её основе уроков позволяет организовать учащихся к естественной, самостоятельной учебной деятельности по открытию новых способов действий, повышает уровень нравственной воспитанности учащихся
- Организация работы в системе технологии деятельностного метода способствует развитию личности ученика в условиях непрерывного образования и комфортной образовательной среды
- Технология деятельностного метода в обучении химии является одним из обязательных условий реализации стандартов второго поколения (ФГОС)
Список литературы
- Концепция государственных образовательных стандартов общего образования (стандарты второго поколения). Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М. «Просвещение» 2008. с. 24
- Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения Т.1 Великая дидактика. М.педагогика, 1982, с.225
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов. Под ред. П.И. Пидкасистого. Педагогическое общество России м. 1998
- Анисимов. В.В., Гороховская О.Г., Никандров Н.Д.. Общие основы педагогики. М. просвещение 2006 с.107
- Деятельностный метод обучения образовательная система «школа 2000…» Л.Г. Петерсон АПК и ППРО м. 2007
- Современный урок М.1981 с.77
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А, Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М. УМЦ «Школа 2000…» 2006 с.46