Ежедневно мы касаемся нескольких разнообразных дверных ручек и чаще всего совершенно не обращаем на них внимания. Но есть среди них особые.
Например, ручка на двери в детский сад, вытертая до блеска тысячами детских прикосновений...
Когда-то и мы привычно дергали ее. И не замечали. Но почему-то она оказывается совсем иной, когда берешься за нее рукой взрослого человека.
Особенно если ты пришел в детский сад устраиваться на работу. Волнение, сомнения, тревога.
И даже дверная ручка кажется наполненной особым смыслом, словно спрашивает: «А ты уверен? А ты справишься?».
Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт.
Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают коллеги, воспитанники, родители.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.
Воспитатель, испытывающий дискомфорт, неуверенность в своих силах не способен ни на творчество, ни, тем более, на внедрение инноваций. Чтобы этого не произошло, мы целенаправленно помогаем начинающим воспитателям, создаем необходимые условия для более легкой адаптации и непрерывного развития и проектирования профессиональной деятельности.
Решать эту задачу помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
За последние годы в связи с открытием дополнительных групп наше образовательное учреждение пополнилось молодыми специалистами.
Решить комплекс существующих проблем вхождения молодого специалиста в педагогическую профессию нам помогает работа клуба «Первые шаги».
Основная цель деятельности клуба – это создание единого педагогического сообщества, в котором через различные формы профессионального общения начинающий воспитатель может получить ответы на возникающие многочисленные вопросы и профессиональную и психологическую поддержку опытных наставников.
Деятельность клуба имеет свои отличительные особенности:
- мы создаем условия для успешной адаптации молодого специалиста;
- применяем активные формы взаимодействия;
- предоставляем возможности для творческой реализации начинающего воспитателя;
- создаем ситуацию успеха, атмосферу сотрудничества и поддержки в коллективе.
Работу Клуба координирует Совет, состоящий из опытных педагогов-наставников. Совет клуба совместно со старшим воспитателем разрабатывает план работы клуба на текущий год, содержащий много интересных и значимых мероприятий.
При составлении плана мы учитываем основные затруднения, выявленные у начинающих воспитателей. Молодые педагоги вносят предложения в план работы клуба по содержанию, срокам и расписанию проводимых мероприятий.
Педагоги-наставники нашего клуба умело сочетают в себе следующие роли:
1. «Проводник». Наставник помогает молодому воспитателю осознать свое место в системе образовательной организации, осуществляет пошаговое руководство его педагогической деятельностью.
2. «Защитник интересов». Помогает в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого педагога атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы.
3. «Кумир». Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения подает пример для подражания, стимулирует профессиональное самосовершенствование начинающего воспитателя. Пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки.
4. «Консультант». Эта роль реализует функцию поддержки. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит.
Организуя работу клуба мы используем разнообразные формы: от обучающих семинаров до творческих мастер-классов, конкурсов.
Примером проведенных мероприятий могут послужить следующие: практический семинар «Секреты родительского собрания», обучающий семинар «Методы и приемы развития речи старших дошкольников», мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования", «Фестиваль открытых занятий молодых педагогов», а также различные мастер-классы, проводимые наставниками по самым разнообразным темам и направлениям.
Встречи клубовцев – это не только семинары и круглые столы. В жизни начинающих воспитателей есть много интересного, захватывающего и неординарного. Празднование по случаю посвящения в воспитатели – это приятное запоминающиеся событие, в подготовке, которого принимает участие весь педагогический коллектив. Сценарий посвящения в воспитатели включает в себя разнообразные шутки, розыгрыши, конкурсы и викторины.
Торжественная часть сопровождается передачей символического ключа знаний и огромной записной книжки от старшего поколения вновь прибывшим.
Каждое занятие клуба начинается с психологического тренинга, направленного на улучшение психоэмоционального самочувствия и сплочения коллектива клубовцев: таких как - «Я успешный педагог», «Зеркало», «Снежный ком» и другие.
Обязательной составляющей занятия является практикум «Есть идея!», на котором педагоги работают в паре со своими наставниками.
Практические задания разнообразны: составить технологическую карту образовательной деятельности по той или иной области развития детей, смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с календарно-тематическим планированием, разработать сценарий спортивного развлечения, продумать проект ЛЭП-бука по различной тематике, разработать предложения по использованию квест-технологии в старшем дошкольном возрасте.
Другой вариант проведения практикума -это когда молодые педагоги объединяются в одну группу для выполнения практического задания, например, решение педагогических ситуаций, проведение анализа просмотренной образовательной деятельности с использованием опорной карты.
Такая организация практикума помогает охватить широкий спектр прикладных умений, развить творческое мышление молодых педагогов, педагогическую интуицию, самостоятельность, активность, ответственность.
Традицией стало проведение рубрики «Это интересно!», на которой молодой педагог представляет новинки методической и периодической печати. Тем самым развивая умение ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить, публично транслировать полученную информацию.
Еще одна традиция – это выпуск электронной педагогической листовки по результатам участия молодых педагогов в различных методических профессиональных мероприятиях с фотографиями с мест событий.
По горячим следам проводим итоговые пресс-конференции, позволяющие педагогам еще раз пережить приятные моменты, осуществить рефлексию, анализ, посмотреть на себя со стороны, презентовать свои достижения.
Предоставление «открытой трибуны» молодому специалисту придает чувство уверенности, признания, желание занимать активную жизненную позицию.
Чтобы лучше узнать коллег молодым воспитателям была предложена рубрика нашего клуба «По секрету всему свету», в которой педагоги с большим удовольствием делятся своими интересами и увлечениями.
Участие в мероприятиях клуба позволяет молодым педагогам почувствовать себя увереннее в организации образовательной деятельности, в профессиональном общении с коллегами, презентовать полученные знания, свои идеи. Приятно видеть энтузиазм молодых воспитателей, их искреннее желание развиваться в профессии.
Молодые педагоги нашего клуба "Первые шаги" являются обладателями гранта Лауреата областного конкурса «Новая Волна 2015-2016», лауреатами III степени заочного конкурса «Взгляд» в рамках III Межрегиональной научно-практической конференции «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление».
Принимают активное участие во Всероссийском фестивале педагогического творчества - Дипломы в рамках номинации «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование».
В региональном депозитарии Единого информационного образовательного портала Кузбасса, опубликован электронный практикум для дошкольников «Красная шапочка», разработанный молодым педагогом.
Является участниками Всероссийского конкурса: «Педагогическая радуга-2016».
Мы видим, что работа клуба «Первые шаги» полезна нашим молодым педагогам, и клуб продолжает свою творческую деятельность.
Нам, конечно, не удастся указать на все подводные камни, которые могут встретиться начинающим педагогам, рискнувшим пуститься в плавание в безбрежное море образования.
Но, если брошенные нами спасательные круги поддержат на плаву молодых коллег, мы будем считать свою задачу выполненной.