Приспособленность организмов к среде обитания

Разделы: Биология

Класс: 11

Ключевые слова: естественный отбор, приспособленность к среде обитания


Цель урока: сформировать знания учащихся об особенностях адаптации организмов к различным условиям существования как результат действия естественного отбора; уметь выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и относительный характер приспособлений; продолжить формировать умение анализировать и делать выводы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Углубить и расширить знания о многообразии и относительности приспособленности организмов к среде обитания - сформировать знания о механизмах возникновения приспособленности как закономерного результата эволюции;
  • Продолжить работу по формированию биологических терминов.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
  • Научить учащихся выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах);
  • Развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения.

Воспитательные:

  • Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию.
  • Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.
  • Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактические материалы: компьютерная презентация, раздаточный материал с заданиями для работы в группе, видеоматериал.

Ход урока

Наш урок мне бы хотелось начать словами Василия Александровича Сухомлинского – гениального воспитателя и учителя:

«Очень трудно заставить себя говорить, труднее заставить себя молчать, ещё труднее заставить себя думать, но самое трудное – это заставить себя чувствовать».

Вот и мы сегодня будем говорить, молчать и думать для того, чтобы попробовать понять и почувствовать всю красоту и удивительное многообразие окружающей нас природы.

Мы продолжаем рассматривать вопросы эволюций органического мира.

Прежде, чем мы перейдем к рассмотрению новой темы, давайте обратимся к «Корзинке понятий»и вспомним некоторые термины:

Эволюция

Изменчивость

Коррелятивная изменчивость

Компенсационная изменчивость

Комбинативная изменчивость

Движущие силы эволюции

 

Борьба за существование

Естественный отбор

Искусственный отбор

Коэволюция

Вид

Популяция

Полиморфизм

При выполнении следующих заданий будет осуществляться взаимоконтроль (одна группа проверяет другую, при этом оценивается как сам ответ, так и правильность контроля). Задания взяты из банка заданий ЕГЭ по соответствующей теме.

Изучение нового материала

В природе теоретически при благоприятных условиях организмы могут размножаться в геометрической прогрессии. Почему же этого не происходит? К чему это приводит в природе? Что является следствием борьбы за существование? А что является результатом естественного отбора?

Совместное обсуждение (по результатам ответов на вопросы появляется данная схема)

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций к данным условиям существования.

Вопрос: Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

Вопрос: Какие цели мы поставим для изучения этой темы?

Эпиграф:

«Чтобы выжить, надо быстро измениться».
Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

А подходит ли он к нашему уроку? Вы должны будете ответить в конце урока.

Существование миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Потрясает еще и тот факт, что каждый организм, не зависимо от сложности его уровня организации, оптимально устроен для жизни в конкретных условиях среды. Разные организмы распределены по различным местообитаниям отнюдь не беспорядочно: между ними и средой имеется соответствие. Оно проявляется в сходстве строения и образа жизни организмов, обитающих в сходных условиях, но принадлежащих к различным ветвям эволюционного древа: между ними отсутствует родственная связь, которой можно было бы объяснить возникновение общих признаков или свойств.

Вопрос: Что же такое приспособленность или адаптация?

Вопрос: Как вы считаете, какое значение имеет приспособленность для организмов?

Адаптация – это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

Далее учащимся предлагается по ходу урока заполнять таблицу «Виды адаптаций».

Виды адаптаций

Вид адаптации

Характеристика

Пример

 

 

 

Работа в группах

Задание: используя учебник и дополнительную информацию, выяснить, в чем заключаются данные адаптации, и привести примеры приспособлений у разных животных и растений.

1 группа: Морфологические адаптации (раздаточный материал с дополнительной информацией, учебник)

2 группа: Физиологические адаптации (раздаточный материал с дополнительной информацией, учебник)

Пока первая группа представляет свой ответ, вторая в это время кратко фиксирует в таблице в тетради. А затем наоборот.

Морфологические и физиологические адаптации могут проявляться у живых организмов по-разному.

Маскировка – это адаптация, при которой форма тела и окраска организма сливаются с окружающими предметами. Полезно для животных ведущих скрытый, затаивающийся образ жизни.

Вопрос: Как вы думаете, какова роль маскировки?

Например: гусеницы бабочки пяденицы по форме тела и окрасу напоминают сучки. Насекомые-палочники похожи на небольшую бурую или зелёную веточку, а пауки подражают колючкам.

Великие мастера маскировки своим успехом во многом обязаны способности замереть в момент, когда им грозит нападение или они сами готовятся схватить добычу. Среди животных особенно разнообразны те, кто, так или иначе, подражает цветкам. Например: цветочные богомолы, настолько уподобляются тем или иным частям растения, что обманутые сходством другие насекомые опускаются прямо на них и попадают в объятия хищника.

Демонстрируется видеофильм «10 животных - невидимок», по ходу которого учащиеся записывают примеры животных, способных маскироваться.

Помимо маскировки, существуют и другие адаптации в животном мире. Так, эффективность предостерегающей окраски явилась причиной очень интересного явления – подражания, или мимикрии.

Учащийся представляет мини-проект «Виды мимикрии».

Покровительственная окраска - такой вид окраски, при которой животные становятся незаметными на фоне окружающей среды. В природе распространены 3 вида покровительственной окраски:

А) Окраска, скрадывающая противотень – основана на оптическом эффекте – спина темная, а брюшная часть светлая у рыб, земноводных, рептилий, оленей, зайцев. Велика роль окраски в сезонно меняющихся условиях (белая окраска животных зимой в средних и высоких широтах делает их незаметными на снегу, как это бывает у песца, зайца, горностая, белой куропатки).

Б) Криптическая окраска – это окраска, характерная для организмов, обитающих в определенной природной зоне и делающая их незаметными на фоне среды. Например: в пустыне – это желтая окраска, в лесу – зеленая.

В) Расчленяющая окраска – окраска многих животных представляет собой сочетание контрастных по цвету пятен и полос, которые не соответствуют форме животного, но по тону и рисунку сливаются с окружающим фоном. Например: полосатые и пятнистые фигуры зебры, жирафа, леопарда и тигра плохо видны на расстоянии 50–70 метров на фоне растительности африканских саванн, особенно в сумерки.

Предостерегающая окраска – очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм, часто наблюдается в сочетание красного, белого, желтого, черного цветов (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи).

Подобно стоп-сигналам, эти рисунки и сочетания цветов должны легко распознаваться животными. Они означают «Опасно!» Например: среди земноводных есть настоящие щёголи – они эффектно окрашены, нередко медлительны, ведут дневной образ жизни и даже не пытаются прятаться от хищников. Таковы древолазы, обитатели Центральной и Южной Америки. Их кожные железы вырабатывают мощные парализующие яды, так что хищник, попробовавший закусить такой лягушкой и оставшийся в живых, ассоциирует пережитые неприятные минуты с её яркой расцветкой и в дальнейшем старательно избегает ей подобных.

Учащиеся представляют мини-проект «Поведенческие адаптации животных».

Мы рассматривали различные адаптации в животном мире, но и у растений существует множество приспособлений. Которые у них сформировались в процессе эволюции.

Учащийся представляет мини-проект «Приспособления у растений».

Задание: Посмотрите на предложенные изображения, как вы думаете, всегда ли приспособления абсолютны и помогают выжить живому организму в различных условиях?

Примеры:

  • заяц-беляк, незаметный на снегу в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса; выпал снег, а заяц ещё не сменил окраску меха;
  • зеленая окраска кузнечика спасает его от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены.

Возвращение к эпиграфу и заданию в начале урока:подходит ли эпиграф к теме нашего урока? Согласны ли вы с этим высказыванием?

Вопрос: Какие бы выводы по уроку вы могли предложить?

Выводы: Сегодня на уроке мы познакомились с адаптацией различных живых организмов к среде обитания. Выяснили, что у всех особей в ходе эволюции формируется генетически закреплённые свойства, обеспечивающие наилучшую приспособленность организмов к среде обитания. Но, как и всё в этом мире, любая приспособленность относительна.

Еще Ч.Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они не были, носят относительный характер, т.е. полезны лишь в типичной среде обитания. Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования, а не ко всем возможным условиям среды. В нетипичных условиях они могут оказаться бесполезными или вредными.

Закрепление знаний

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский В. А.)

Мы прислушаемся к Сухомлинскому и проведем обобщение в форме «Своей игры».

Найди соответствие:

10 баллов: Соотнеси термин и его определение:

Сходство в окраске или форме тела незащищенных организмов с защищенными

Мимикрия

Такой вид окраски, при которой животные становятся незаметными на фоне окружающей среды

Покровительственная

Яркая окраска, характерна для ядовитых и жалящих форм

Предостерегающая

20 баллов: Найди соответствие между примером и типом адаптации:

Образование отдельных пар в брачный период

Поведенческие

Широкие копыта у северного оленя

Морфологические

Способность кашалота подолгу находиться под водой

Физиологические

Птичьи базары

Поведенческие

30 баллов: Соотнесите приведённые примеры приспособлений с их характером:

А) Окраска шерсти белого медведя
Б) Окраска шмеля
В) Форма тела у палочника
Г) Окраска божьей коровки
Д) Внешний вид мухи-журчалки
Е) Форма тела цветочного богомола

Покровительственная окраска
Маскировка
Мимикрия
Предупреждающая окраска
Приспособительное поведение

Это интересно (на слайдах предложены картинки с определенной адаптацией у животных):

10 баллов: В чем относительность приспособлений?

Ответ: Ёж защищается от лисы иголками и сворачивается в клубок, но если рядом ручей, лиса скатывает его в воду, где мышцы ежа разжимаются и он становится лёгкой добычей. Ядовитых змей, опасных для многих животных, поедают мангусты.

20 баллов: Как называется такая адаптация?

Жук-бомбардир вырабатывает химические вещества, которые при опасности поступают в воронкообразный отдел задней части его тела. Там начинается бурная реакция, и образовавшаяся неприятная жидкость, взрываясь, выбрасывается прямо на нападающего.

Ответ: поведенческая адаптация (отпугивание).

30 баллов: Как называется такая адаптация?

В некоторых случаях рыбы могут маскироваться под других животных, причем делают это коллективно. Например, маленькие морские сомики, обнаружив, что к ним приближается хищная рыба, сразу же группируются в своеобразное подобие клубка. Их головы оказываются в центре этого «архитектурного сооружения», а заостренные хвосты торчат наружу. Издали «клубок» напоминает колючего морского ежа, которого хищники предпочитают обходить стороной.

Ответ: коллективная мимикрия.

Домашнее задание: выучите классификацию адаптаций и их характеристику.