Цель урока: расширить представления учащихся о нравственных понятиях добра, воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты, а также развивать умение интерпретировать литературное произведение.
Задачи:
- Расширить и углубить представления детей о добре и зле.
- Помочь осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.
- Формировать умение сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой.
ХОД УРОКА
Чем человек умнее и добрее, тем
Больше он замечает добра в людях.
Л.Н. Толстой
1. Оргмомент
У вас на листках смайлики отметьте с каким настроением вы пришли на урок.
2. Определение темы урока
Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.
(У доски 1 ребенок, все остальные делают на раздаточных листах)
Вопросы:
По горизонтали.
- Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).
- Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).
- Где пряталась сила Черномора? (Борода).
- Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).
- Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).
- Получилось слово Добро, именно о нем у нас пойдет речь на уроке.
Какая цель мы поставим перед собой на урок? А задачи?
3. Фронтальный опрос
Ребята, на уроках литературы вы говорили о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни: им, как никому другому, дан особый дар - умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то. что остается незамеченным другими.
Работа с эпитетом.
- Ребята, вспомните, как родители знакомили вас с окружающим миром ? Как вы думаете, с какой целью? (Привить любовь к животным, чувство доброты, заботы)
- А что такое добро? (теплота, внимание, забота)
Добро - все положительное, хорошее, полезное.
Какого человека называют добрым? (Того, кто приходит на помощь в трудную минуту, кто помогает тем, кто попал в беду, не ожидает взамен благодарности)
Словарная работа (работа в парах)
Советуясь в паре, запишите слова, которые ассоциируются со словом "добро". (Солнце, свет, мир, мама, любовь, нежность, счастье, жалость)
Написать 10-15 слов.(2 человека могут зачитывают свои записи)
Формулирование определения "Добро"
(учащимся предлагается самостоятельно написать термин, индивидуальная работа)
А теперь попробуйте самостоятельно написать определение, что значит добро для вас. Что означает это понятие? (2-3 ученика зачитывают)
Работа с произведением
- А теперь мы предлагаем вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова.
А помощниками на этом пути нам будут герои сказки А. Платонова «Неизвестный цветок» и рассказы А.И.Куприна «Чудесный доктор», В.Г.Распутина «Уроки французского».
Вы уже прочли эти произведения. Теперь мы поделимся на группы и поработаем каждый со своим произведением. (1 ряд «Неизвестный цветок», 2 ряд «Чудесный доктор», «Уроки французского»)
У вас в рабочих листах указаны вопросы на которые вы должны дать ответы.
Работа в рабочих листах, русский язык.
В следующем задании вы должны вставить пропущенные слова в тексте. (взаимопроверка с соседом по парте).
Фронтальный опрос.
Давайте вспомним правило морали, как оно звучит? А теперь попробуйте придумать правило к слову доброжелательность.
Произвести морфемный разбор слова "доброжелательный". (2 ученика у доски, взаимопроверка).
Мы сегодня с вами очень много говорили о добре, попробуйте самостоятельно написать несколько взаимосвязанных предложений, ваше мини-сочинение. (2-3 ученика зачитывают)
4. Закрепление материала
Игра "Крестики нолики".
- Х - да,
- О - нет
(К доске вызываются 3 ученика, остальные выполняют задание на заранее розданных рабочих листах)
Х 1. К собеседнику нужно относиться с уважением. (Да)
0 2. Конфликт - это сотрудничество. (Нет)
Х 3. Мораль - это правила доброго поведения. (Да)
0 4. Сказку-быль "Неизвестный цветок" написал Тургенев. (Нет)
0 5. Эта сказка "Неизвестный цветок" об открытии способа разводить цветы. (Нет)
0 6. Главным героем в произведении "Уроки французского" является директор школы. (Нет)
Х 7. Одним из самых распространенных на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература, отражен исторический опыт русского народа, достижения всего человечества, является русский язык. (Да)
0 8. Зло всегда во всех сказках и произведениях безнаказанно и побеждает добро. (Нет)
Х 9. Главный герой сказки-быль "Неизвестный цветок" девочка Даша. (Да)
Домашнее задание.
Оценивание учеников.
5. Рефлексия
Выскажите свое мнение об уроке. (3 ученика зачитывают написанное) и обозначьте смайликом свое настроение от урока.