Интегрированный урок (русский язык + литература + обществознание) по теме "Учимся делать добро"

Разделы: Мастер-класс


Цель урока: расширить представления учащихся о нравственных понятиях  добра, воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты, а также  развивать умение интерпретировать литературное произведение.

Задачи:

  • Расширить и углубить представления детей о добре и зле.
  • Помочь осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.
  • Формировать умение сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой.

ХОД УРОКА

Чем человек умнее и добрее, тем
Больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой

1. Оргмомент

У вас на листках смайлики  отметьте с каким  настроением вы пришли на урок. 

2. Определение темы урока

Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.

(У доски 1 ребенок, все остальные делают на раздаточных листах)

Вопросы:

По горизонтали.

  1. Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).
  2. Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).
  3. Где пряталась сила Черномора? (Борода).
  4. Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).
  5. Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).

- Получилось слово Добро, именно о нем у нас пойдет речь на уроке.

Какая  цель  мы поставим перед собой на  урок?  А задачи?

3. Фронтальный опрос

Ребята, на уроках литературы вы говорили о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни: им, как никому другому, дан особый дар - умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то. что остается незамеченным другими.

Работа с эпитетом.

- Ребята, вспомните, как родители знакомили вас с окружающим миром ?  Как вы думаете, с какой целью? (Привить любовь к животным, чувство доброты, заботы)

- А что такое добро? (теплота, внимание, забота)

Добро - все положительное, хорошее, полезное.

Какого человека называют добрым? (Того, кто приходит на помощь в трудную минуту, кто помогает тем, кто попал в беду, не ожидает взамен благодарности)

Словарная работа (работа в парах)

Советуясь в паре, запишите слова, которые ассоциируются со словом "добро". (Солнце, свет, мир, мама, любовь, нежность, счастье, жалость)
Написать 10-15 слов.(2 человека могут зачитывают свои записи)

Формулирование определения "Добро" 

(учащимся предлагается самостоятельно написать  термин, индивидуальная работа)

А теперь попробуйте самостоятельно написать определение, что значит добро для вас.  Что означает это понятие?   (2-3 ученика зачитывают)

Работа с произведением

- А теперь мы предлагаем вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова.
А помощниками на этом пути нам будут герои сказки А. Платонова  «Неизвестный цветок» и рассказы  А.И.Куприна «Чудесный  доктор»,  В.Г.Распутина «Уроки французского».

Вы уже прочли эти произведения. Теперь мы поделимся на группы и поработаем каждый со своим произведением. (1 ряд  «Неизвестный цветок», 2 ряд «Чудесный доктор»,  «Уроки французского»)

У вас в рабочих листах указаны вопросы на которые вы должны дать ответы.

Работа в рабочих листах, русский язык.

В следующем задании вы должны вставить пропущенные слова в тексте. (взаимопроверка с соседом по парте).

Фронтальный опрос.

Давайте вспомним правило морали,  как оно звучит? А теперь попробуйте придумать правило к слову доброжелательность.

Произвести морфемный разбор слова "доброжелательный". (2 ученика  у доски, взаимопроверка).

Мы сегодня с вами очень много говорили  о добре, попробуйте самостоятельно написать несколько взаимосвязанных предложений, ваше мини-сочинение. (2-3 ученика зачитывают)

4. Закрепление материала

Игра "Крестики нолики".

  • Х - да, 
  • О - нет

(К доске вызываются 3 ученика, остальные выполняют задание на заранее розданных рабочих листах)

Х 1. К собеседнику нужно относиться с уважением. (Да)

0 2. Конфликт - это сотрудничество. (Нет)

Х 3. Мораль - это правила доброго поведения. (Да)

0 4. Сказку-быль "Неизвестный цветок" написал Тургенев. (Нет)

0 5. Эта сказка "Неизвестный цветок" об открытии способа разводить цветы. (Нет)

0 6. Главным героем в произведении "Уроки французского" является директор школы. (Нет)

Х 7. Одним из самых распространенных на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература, отражен исторический опыт русского народа, достижения всего человечества, является русский язык. (Да)

0 8. Зло всегда во всех сказках и произведениях  безнаказанно и побеждает добро. (Нет)

Х 9. Главный герой сказки-быль "Неизвестный цветок" девочка Даша. (Да)

Домашнее задание.

Оценивание учеников.

5. Рефлексия

Выскажите свое мнение об уроке. (3 ученика зачитывают написанное) и обозначьте смайликом свое настроение от урока.