Обучение грамоте в учебно-методическом комплекте "Перспектива"

Разделы: Начальная школа


Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только усвоить программный материал, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником». Учебно-методический комплект «Перспектива» выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 года. Комплект создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, поэтому соответствует требованиям ФГОС, а учебники УМК «Перспектива» практически воплощают идеи новых государственных общеобразовательных стандартов. Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный  подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников;

- обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

Цель обучения по комплекту «Перспектива»:

– формирование личности ребенка

– развитие универсальных учебных действий

– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

Первым учебником для первоклассников становится, конечно же, «Азбука». В УМК «Перспектива» - это «Азбука» авторов Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой. В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с ее предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, дается возможность обучать не только техническим навыкам чтения и письма, а обучать настоящей письменной речи.
Что может быть важнее хорошо развитой письменной речи ученика? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития личности ребенка. Работая по учебникам УМК «Перспектива» появляется возможность у каждого учителя добиться высоких результатов. Учебники прививают интерес к родному языку, раскрывают его секреты, воспитывают внимание и уважение к слову. Работа на уроках строится творчески – школьники обучаются на коммуникативно-познавательной основе.

Практически каждый урок заставляет ребят вступать в сотрудничество со сверстниками, обыгрывать разные ситуации. «Давайте познакомимся!» - это первая тема учебника, в которой дети рассказывают о себе, о своих друзьях, семье, любимых книгах, первом школьном дне и т.д. Ученики, учась общаться, постигают правила речи, знакомятся ближе, что позволяет им легче справиться с периодом школьной адаптации.  На уроках в этой теме дети разыгрывают различные ситуации, составляют рассказы по иллюстрациям, отгадывают загадки слов по акрофоническим схемам и ребусам.

Тема «Страна АБВГДЕйка» - букварный период в обучении грамоте. Он посвящен изучению букв русского алфавита, освоению письма и чтения с использованием звуко-буквенных схем. Схемы для звукового анализа упрощены. Они построены на артикуляции – (твердый согласный звук – кружок с прямой горизонтальной линией «твердо сомкнутые губы»; мягкий согласный звук – кружок с волнистой линией «мягко сомкнутые губы»; гласный звук – кружок без помет «открытый ротик»). Эти значки помогают учащимся быстрее освоить схемы и пользоваться ими при анализе слов. На каждой странице ознакомления или закрепления новой буквы представлен богатый материал: стихи, скороговорки, пословицы, загадки, ребусы, небольшие тексты, которые позволяют учащимся не только механически учиться читать, но и думать, рассуждать.

Материал учебника построен таким образом, что у каждого ученика появляется интерес к знакомству с языком. Читаем вместе, работаем в парах, говорим, слушаем, сравниваем – вот те задания, которые широко представлены на страницах «Азбуки». Основное внимание при обучению чтению обращено на овладение детьми механизмом чтения слогов и слов различной слоговой структуры, на поэтапность в формировании навыка чтения.

Послебукварный период служит для закрепления полученных знаний о языке и речи, упражнений в чтении и письме.

В этот период ставится задача сформировать не только слоговое чтение, но и чтение целыми словами, которое являетсяч важнейшим структурным компонентом навыка чтения как умственно-речевого действия.

Тема послебукварного периода – «Про все на свете» включает в себя  веселые стихи С.Маршака, Б. Заходера, А. Барто, Д.Хармса, а также познавательные рассказы В. Бианки, Н. Сладкова, К. Ушинского и других.

Содержание «Азбуки» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой нацелено на параллельное развитие письменной и устной речи детей, она знакомит с увлекательным, развивающим, специально подобранным литературно-художественным материалом – мудрыми текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словами, вопросами и практическими заданиями. Ее удачно отличает введение в теорию литературы через  сравнение жанров, авторов, текстов, сравнение текстов по стилевым особенностям, а также хорошее полиграфическое исполнение, широкое использование ярких иллюстраций.

В учебнике «Азбука» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Литература.

  1. Комплект «Перспектива». (Программы для начальной школы): М. «Просвещение», 2007 г.
  2. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» (пособие для учителя 1 класса) http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
  3. Комплект «Перспектива» — шаг в будущее!
  4. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=11225