В учебниках теоремы либо обозначены номерами, либо имеют названия, отражающие их содержание (например, «Теорема о вертикальных углах»). Но есть теоремы, которым «повезло» гораздо больше - они имеют свои имена - имена математиков, их сформулировавших и доказавших.
В кроссворде в качестве вопросов записаны утверждения, являющиеся теоремами школьного курса планиметрии. Ответами к этим вопросам - имена авторов этих теорем соответственно.
В кроссворд включены, во-первых, теоремы, которые полезно знать тем школьникам, которые добросовестно учатся в школе и хотели бы научиться решать более-менее содержательные геометрические задачи. Во-вторых, теоремы для тех школьников, которые проявляют повышенный интерес к геометрии, любят решать геометрические задачи.
Кроссворд можно использовать во время занятия на повторение курса геометрии при подготовке к ОГЭ (ЕГЭ).
1 вариант: учитель формулирует часть утверждения, а учащиеся должны продолжить и назвать автора.
2 вариант: учитель формулирует утверждение, а учащиеся называют автора.
В дополнение к этому можно представить короткую историческую справку и решить задачу на применение соответствующего утверждения.
Вопросы
1. Пусть точки A1, B1, С1 принадлежат соответственно сторонам BC, AC и AB треугольника ABC. Отрезки AA1, BB1, CC1 пересекаются в одной точке тогда и только тогда, когда
- Теорема Чевы.
- Теорема Птолемея.
- Теорема Пифагора.
- Теорема Фалеса.
- Формула Брахмагупты.
- Теорема Менелая.
- Теорема Вариньона.
- Формула Герона.
- Джова́нни Че́ва (1647 - 1734) итальянский математик и инженер, доказавший теорему Чевы о геометрии треугольника. Основной заслугой является построение учения о секущих. Чева известен не только как математик, но и как талантливый автор в области экономики - именно он применил в экономике.
- Греческий геометр, астроном и физик Клавдий Птолемей (ок.90 - ок.168) провёл большую часть жизни в Александрии, где в 127-151 гг. производил астрономические наблюдения; никаких сведений о его биографии. В его основном сочинении по астрономии содержится всё самое главное из сделанного им в области математики, а именно - тригонометрии.
- Пифагор (около 580 - около 500 до н.э.) родился на острове Самос, поэтому его называют Самосским. Пифагор был учеником Фалеса Милетского, около 30 лет изучал разные науки в Египте и Вавилоне. Пифагора можно считать творцом арифметики - науки о числах и их свойствах.
- Древнегреческий математик, астроном, физик и философ Фалес Милетский (ок. 625-547гг. до н.э.). Жил и творил на несколько веков раньше, чем Евклид, Архимед, Аполлоний и другие известные древнегреческие математики. Предполагают, что он был первым древнегреческим геометром.
- Индийский математик и астроном (ок. 598-670) стал использовать алгебраические методы для астрономических вычислений, ввёл правила операций с нулём, положительными и отрицательными величинами.
- Менелай Александрийский (І-ІІ в. н.э.) - греческий математик и астроном. О жизни Менелая сведений очень мало. Предполагают, что он жил в Риме, куда переехал из Александрии.
- Французский математик и механик Пьер Вариньон (1654-1722) - член Парижской Академии наук, Лондонского королевского общества. Обучался в иезуитском колледже и университете в Кане, где стал магистром в 1682 году. Вариньон был другом Ньютона, Лейбница и Бернулли.
- Герон Александрийский, живший, вероятно, в I веке н.э. (годы его жизни точно не установлены). Герон уделял много внимания практическим приложениям геометрии. Эта формула носит название «формула Герона». На самом деле она была установлена ещё в III в. до н. э. величайшим математиком древности Архимедом.
- Прасолов В. В. Задачи по планиметрии. М.: Наука, 1991.
- Шарыгин И. Ф. Задачи по геометрии. Планиметрия. М.: Наука, 1986.
- Гордин Р.К. Это должен знать каждый матшкольник. М.: МЦНМО, 2003.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. VII-VIII классы. - М.: Просвещение, 1982.
2. Сумма произведений двух пар противоположных сторон вписанного четырехугольника равна произведению его диагоналей.
3. Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов.
4. Если на одной стороне угла отложить равные отрезки и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие второю сторону угла, то на второй стороне угла отложатся также равные отрезки.
5.
А) Если стороны вписанного четырехугольника равны a, b, c и d, то его площадь S может быть вычислена по формуле
,
где p-полупериметр четырёхугольника.
Б) Если диагонали четырёхугольника, вписанного в окружность, перпендикулярны, то прямая, проведенная через точку их пересечения перпендикулярно одной из сторон, делит пополам противоположную сторону.
6. Дан треугольник ABC. Некоторая прямая пересекает его стороны и продолжение стороны в точках С1, A1, B1 соответственно. Тогда
7. Середины сторон произвольного (любого) четырехугольника являются вершинами параллелограмма.
8. Площадь S треугольника, стороны которого равны вычисляется по формуле
,
где p-полупериметр треугольника.
Ответы
Краткая историческая справка
Литература