Сценарий урока "Моделирование как метод познания". 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: сформировать представление о понятии научной стороне понятия «модель»; сформировать представление о разнообразии моделей, видах моделей.

Приложение.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

- Приветствую Вас, господа лицеисты.
Включаем проектор, на доске титульный слайд «Моделирование как метод познания».
- Какие методы вы применяете в быту?
- Подумайте, что такое «метод» в научном смысле?

Приводят примеры из жизни, учебы.
Пытаются сформулировать своё представление научной стороны термина. Вспоминают методы, которые они применяют на семинарских занятиях, при работе над различными проектами.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- В прошлом году мы с вами изучали тему «Моделирование» и само понятие «Модель». Вспомните, пожалуйста.
- Всё верно, вы абсолютно правы.

Обучающиеся обычно читают определения по записям прошлых лет.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися….

 

На экране слайд с группой учёных.

- На учёном совете зашёл спор что же такое яблоко. Каждый учёный готов высказать свою точку зрения.

На слайде подписаны специальности некоторых из учёных, например, химик и биолог, лингвист и историк. Презентация создана разветвленной и лицеисты сами выбирают порядок работы.

  Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

- Кого из ученых мы выслушаем первым?

- Хорошо, спасибо за интересную точку зрения. Кому дадим следующему слово?
По очереди смотрим слайды с различными представлениями яблока. После каждого «доклада» возвращаемся «на совет».
- Мы выслушали несколько мнений, и в каждом такой знакомый нам объект как яблоко выглядит абсолютно по-разному. Как вы думаете, почему так произошло?
- А как вы думаете только яблоко можно описать разными способами?
- Молодцы, давайте запишем в тетрадях вывод.
Включаем слайд с итогом
- А вот вам задачка на дом: приведите обратный пример, когда разные реальные объекты представляются одной моделью.

Обучающиеся выбирают специализацию учёного и знакомятся с его «докладом»

 

 

Высказывают свою точку зрения. Бывает случаются небольшие дебаты. С помощью учителя приходят к единому мнению.
Нет, любой окружающий нас объект можно представить по-разному.
Записывают «Один объект можно представить разными моделями».
Записывают домашнее задание.

- Самое интересное, что моделировать можно не только материальные объекты, но и процессы.
Показываем видео, демонстрирующие моделирование процесса.
- А как вы думаете, можно ли моделировать явления природы?
- Почему вы считаете, что нельзя?
- А почему вы считаете, что можно?
- Надеюсь вам удалось убедить ваших коллег, что моделировать природные явления возможно
- И вот вам ещё одна задачка на дом: приведите примеры, доказывающие пользу такого моделирования.

 

 

 

Обучающиеся дают как положительный, так и отрицательный ответ.
Давшие отрицательный ответ аргументируют свою точку зрения.
Аргументируют другие обучающиеся.

Записывают домашнее задание.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- Разбейтесь пожалуйста на группы по 4 человека. Каждая группа выбирает себе явление, процесс или материальный объект и разрабатывает 4 различные модели для него.
- Начнем презентацию ваших результатов. После выступления группы, коллеги из других групп приведут примеры применения таких моделей и догадаются какая сфера жизнедеятельности или научного знания подсказала токую модель.

Разбиваются на группы по своему желанию. Работают в группах.

 

Каждая группа бегло представляет свои модели. Остальные с мест дополняют и отвечают на поставленные учителем вопросы.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Близится звонок. Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали.

 

- Дома необходимо решить две поставленные ранее задачи. Так же сформулируйте и запишите в тетрадь какие моменты остались непонятными, вызывают сомнения.
- Спасибо за продуктивное занятие, до свидания.

Повторили понятие «Модель», узнали, что один объект можно представить по-разному, моделировать можно не только материальные предметы.

 

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)