Тип урока: Освоение новых знаний.
Цель: Создать педагогические условия для выведения правила умножения и деления на 10 через проблемную ситуацию.
Задачи:
Образовательные
- вывести приём умножения на 10
- вывести приём деления на 10
- включить новые знания в систему знаний
Развивающие
- способствовать развитию математической речи
- развивать вычислительные навыки
- развивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Воспитательные
- совершенствовать коммуникативные навыки
- воспитывать умение вести учебный диалог при работе в малых группах
- воспитывать гордость за свою страну
Оборудование:
- Компьютер, презентация
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Конверты с заданиями для работы в парах (задания 1 и 2)
- Сигнальные карточки
- Учебник математики
- Плакат с изображением космического корабля
Ход урока
1. Организационное начало. Эмоциональный настрой.
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости и я попрошу вас поприветствовать всех наших гостей.
- Ребята, какое сегодня число? (12 апреля)
- Что можете сказать об этом числе? (двузначное, соседи – 11 и 13, можно разложить на сумму разрядных слагаемых – 10 и 2)
- Откройте тетради. Чтобы написать это число, какие цифры надо уметь красиво писать? (1 и 2) Слайд
- Какие двузначные числа можно записать с помощью этих цифр? (11, 12, 21, 22)
- Вспомните, как красиво написать эти цифры. Запишите: 12 апреля. Классная работа.
- Какую дату отмечает вся страна? (День космонавтики)
- Почему именно 12 апреля – День космонавтики? ... Слайд
- Что вы знаете о полёте Ю.А.Гагрина?
- Как вы думаете, какие качества помогли этому человеку совершить подвиг? Слайд
- Прочитаем обращение Ю.А.Гагарина к школьникам…Слайд (Читают ученики) Будем стараться?
2. Актуализация знаний
- Ребята, мы с вами сегодня отправимся в воображаемое космическое путешествие по планетам. И для этого нам нужно вспомнить, чему мы уже научились. А сейчас приготовьтесь записывать в тетрадке только ответы. (Устный счет)
- число 11 уменьшить на 9 (2)
- найти сумму 14 и 6 (20)
- найти разность 73 и 70 (3)
- уменьшаемое 38, вычитаемое 8. Найти разность. (30)
- найти произведение 4 и 1 (4)
- первое слагаемое 25, второе 15. Найти сумму. (40)
- делимое 10, делитель 2. Найти частное. (5)
- число 42 увеличить на 8 (50)
- от разности чисел 20 и 10 отнять 4 (6)
- сколько сантиметров в 6 дециметрах? (60)
- Проверим. Сверим с доской ваши ответы. Слайд, приготовили наши сигнальные карточки и покажем, у кого все получилось правильно, поднимем карточку с «плюсом», у кого есть ошибки - нужно еще тренироваться.…
- Скажите, есть ли закономерность в этих числах? Какая? Озвучьте.
- Самостоятельно продолжите ряд двумя числами. Проверим. Слайд
- Кто выполнил все правильно - Молодцы. Поставим себе на полях «Плюсик», у кого есть ошибки - «минус».
Физминутка для глаз. (9-я минута от урока)
3. Определение темы. Постановка и фиксация проблемы.
Слайд
Ребята, теперь посмотрим на доскуипрочитаем про себя примеры. Что значит 3 умножить на 3? 6:1?
- Подумайте, как будете решать примеры. Знакомы ли вам такие примеры?
- 3х3=
- 5х2=
- 9х10=
- 50:10=
- 4х1=
- 3х0=
- 6:1=
- 2х2=
- Какие примеры легче решить? Почему?
- Какие сложнее? Почему, озвучьте проблемы... (Потому, что здесь числа умножаются и делятся на 10. Мы еще такие не решали.) Слайд
- Догадайтесь, как называется тема урока… (Умножение и деление на 10) Слайд
4. Поиск решения. Первичное закрепление во внешней речи.
Инопланетяне с планеты Меркурий выдали нам космические звездочки с заданием и предлагают нам самим вывести правило умножения и деления на 10
- Сначала научимся умножать на 10. Хотите попробовать сами вывести правило?
- Поработаем в парах. Задание №1!
Сейчас я вам раздам карточки с заданием. Вы выполните задание самостоятельно, и мы попытаемся вывести сами правило.
Работа в парах (карточки выполнены в виде звездочек)
Задание 1.
Замените умножение сложением и решите:
4 · 10 = __________________________________________________=____
Подчеркните первый множитель и произведение. Как изменилось число?
Опишите свои рассуждения:
- у нас был пример_______
- заменив умножение сложением, мы получили_______
- мы заметили, что____________________________________________________
- вывод: чтобы число умножить на 10, надо_______________________________(варианты: 6 · 10, 7 · 10)
Проверим. У кого другой пример?
Ребята! У нас есть электронное письмо от самого умного инопланетянина. И он предлагает нам посмотреть на доску, и предположить, как же он из 2 получил 20?
Слайд – Давайте понаблюдаем. Как из 2 получили 20?
- Запишите пример. Проверьте.
- Составьте другой пример на умножение с этими числами и решите.
- 2х10=20
- 10х2=20
Проверьте.
- Как называются компоненты действия умножения? Как они связаны между собой?
- Какое действие обратно умножению?
- Составьте и запишите 2 примера на деление с этими числами. Проверьте.
- 20:2=10
- 20:10=2
- Как называются компоненты действия деления?
- Подчеркните пример, в котором делили на 10.
- 20:10=2 (Проверка с доской. Слайд )
Что интересного заметили, обсудите в парах. …
Озвучьте вывод. …
Если все выполнено правильно, поставьте себе еще «плюсик» на полях, если есть ошибки - будем еще тренироваться.
ВЫВОД - ХОРОМ
Слайд. Читаем вывод.
Чтобы умножить число на 10, надо приписать справа один ноль.
ЧТОБЫ разделить число на 10, надо отбросить справа ноль.
РЕБЯТА, МЫ ПРОДОЛЖАЕМ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ВЕНЕРА. И здесь инопланетянин Альф предлагает нам выбрать любую пару чисел и составить все возможные примеры на умножение и деление.
Слайд - Самостоятельно выберите любую пару чисел и составьте все возможные примеры на умножение и деление. …
Проверим.
- 3х10=30
- 30:10=3
- 9х10=90
- 90:10=9
- Кто выбрал пару 6, 60? Проверка. (Аналогично 7,70)
- 6х10=60
- 60:10=6
- 7х10=70
- 70:10=7
Слайд - Ну вот мы уже и на Венере, и самый умный инопланетянин тоже выбрал такие пары чисел и вот что у него получилось:
- 9 · 10 = 90
- 10 · 9 = 90
- 10 + 9 = 19
- 10 – 9 = 1
Проанализируйте…(У него есть ошибки, он составил примеры на вычитание) 10-9=1 (Слайд)
- Ну что, догадались мы, как умножать и делить на 10? Повторим:
Чтобы число умножить на 10, надо к нему приписать справа один ноль.
Чтобы число разделить на 10, надо отбросить справа один ноль.
5. Включение в систему знаний.
Ребята, для того, что бы продолжить наше путешествие дальше, нам предлагают посмотреть на запись на доске.
УСНО:
Слайд - Прочитайте уравнения про себя. Выберите те уравнения, которые относятся к теме урока.
- Х+35=76
- 98-Y=67
- Yх10=50
- Х:10=7
- 8хХ=16
- 90:10=9
- А почему не взяли последнюю запись, там же деление на 10?
- Вернёмся к примерам, которые ранее считались трудными. Слайд. (9х10) и (50:10)
- Сейчас трудно их решить? Решите их самостоятельно. Сверьте ответы друг с другом и доской. Пара, у которой все правильно - «сделали домик», показали нам. Что вы справились. Я хочу посмотреть, сколько у нас домиков получилось сегодня. У кого все получилось, поставьте себе на полях «плюсики».
Ребята, нас отпускают дальше, на планету Марс, и здесь у нас еще одно задание.
Но перед тем, как мы будем выполнять его, давайте проведем разминку.
(Физминутка-разминка - 21 минута)
А теперь, давайте поработаем еще в парах, ведь мы должны быть сплоченными особенно, когда мы далеко от нашей планеты. Поработаем ещё в парах.
Приступили. (Карточка оформлена в виде звездочки)
КАРТОЧКА 2
Задание 2.
Решите примеры:
3 · 10 = | 56 · 10 = |
7 · 10 = |
40 : 10 = |
10 · 5 = |
60 : 10 = |
43 : 10 = |
10 · 3 = |
- Все ли примеры смогли решить?
- Какие смогли? Проверка.
- Какие не смогли? Почему?
Что вызвало затруднение, приписать 0, или прочитать число? (Ответы детей)
Есть чему учиться дальше?
У кого все получилось - поставьте «плюс» на полях.
М ы хорошо поработали, инопланетянин Альф очень рад нашим успехам. Но нам пора возвращаться на Землю, ведь дома нас ждут мамы, папы и наши родные, и мы расскажем им, что нового узнали в этом космическом путешествии. Но для возвращения на Землю на необходимо решить еще задачу.
Раздаются карточки красного, зеленого и желтого цвета. На них написана задача.
Карточки разного уровня, ребята должны их выбрать сами.
Зеленая карточка (Легкая задача)
- Задача. Толя разложил 60 мелков в 10 коробочек поровну. Сколько мелков в каждой коробочке?
Задача на желтой карточке: (Задача посложнее)
- Задача. Цена булочки - 5 рублей. Сколько стоят 10 таких булочек?
Задача на красной карточке: (Самая сложная)
- Задача. В кружке по рисованию 90 цветных карандашей. На занятие в кружок пришло 10 учеников, и разделили карандаши поровну. Сколько карандашей досталось каждому ученику?
Ребята, поднимите руки, кто выбрал самую легкую задачу (зеленую) а кто желтую? Кто – красную? Я после урока соберу тетради и проверю, кто и как справился с заданием.
- Давайте повторим еще раз наши новые правила:
Чтобы число умножить на 10, надо к нему приписать справа один ноль.
Чтобы число разделить на 10, надо отбросить справа один ноль.
Ребята, а теперь нам уже пора возвращаться и сейчас, чтобы наш полет прошел быстро, мы закроем глазки, сядем ровненько и посчитаем двойками до 20.
Ну, вот мы уже и приземлились, и теперь скажите мне, что мы делали сегодня на уроке? (Отправились в путешествие) Как вы думаете, справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока?
- Давайте повторим еще раз наши новые правила:
Чтобы число умножить на 10, надо к нему приписать справа один ноль.
Чтобы число разделить на 10, надо отбросить справа один ноль.
6. Рефлексия.
Слайд
Как вы думаете, справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока?
Посмотрите на доску и ответьте на вопросы:
- На уроке мне было………
- На уроке я узнал……
- На уроке мне было трудно………
Теперь давайте вы оцените, как поработали на уроке?
На доске у нас солнышко, к нему крепим лучики (Красные, желтые и коричневые).
- Кто считает, что поработал очень хорошо сегодня, и у него все получалось - прикрепляет красный лучик.
- У кого возникали некоторые трудности - прикрепляет желтый лучик.
- Ну а у кого были трудности и не все получалось - коричневый лучик.
Слайд - Вы - молодцы. Может и ваше будущее будет связано с изучением космоса, как у этих космонавтов России, которыми мы гордимся.
- Мне интересно было с вами на уроке. Вы хорошо поработали сегодня. Я бы взяла вас в полёт на космическом корабле. Вот на таком… (плакат)
- Спасибо за урок, ребята!