Звучит фонограмма «Океан – море синее» Н.А.Римского-Корсакова.
На экране – проекция слайда«И.Билибин. Эскиз декорации к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Ведущая:
Как много добрых, мудрых сказок
Тропой извилистой ведут
Туда, где в дивном государстве
У лукоморья чуда ждут.И где Баян иль добрый старец
Свой сказ неспешный поведут,
И гуслей звон умчит в мечтаньях
В страну, где мир и счастье ждут.
Н.Денисова
Проводится слайд-викторина «Любимые сказки детства».
Демонстрируются слайды: «Стрельчиха и Андрей-стрелок», «Морозко», «Ковер-самолет», «Русалочка», «Торговые гости у Салтана», «Дадон убивает Звездочета».
Дети должны назвать сказки, иллюстрации к которым они увидели.
Ведущая: Да, ребята. Вы верно назвали все сказки, иллюстрации к которым увидели.
Это и русские народные сказки, и арабская сказка, и сказка Г.Х.Андерсена, и сказки А.С.Пушкина. Все они такие разные, но есть одно то, что все их объединяет. Это иллюстрации, выполненные замечательным русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным.
Демонстрируется слайд «Б.Кустодиев. Портрет художника И.Я.Билибина».
Ведущая: Почему художник обратился к сказке?
Сказку создал народ. В ней отразилась его жизнь.
Сказка-складка. От начала и до конца. И чего в ней только нет: и Баба Яга, и Кощей Бессмертный, и Жар-птица, и Золотая рыбка, и Царевна-лягушка, и другая небывальщина; каждый персонаж наделен только одной характерной чертой, и поэтому легко узнается и легко переходит из одной сказки в другую. Но и эта черта может изменяться на прямо противоположную. Баба Яга зла, но бывает и на удивление доброй. Серый волк страшен, но, случается, он бывает великодушен и даже услужлив, а хитрая лиса часто становится жертвой чужой хитрости. Все может измениться в зависимости от обстоятельств. Неизменно только одно – твердое знание, что есть добро и что – зло. И вера в то, что добро всегда побеждает. Тут уж никакие обстоятельства не властны. Иначе – сказки нет.
Мир сказки – это мир, каким он должен быть по народным представлениям, - справедливый и прекрасный.
И этот мир отобразил в своих работах И.Я.Билибин. А начиналось все далеким летом 1899 года.
Демонстрируется слайд «Тверская улица» (слайд-комплект «Москва – столица России»).
Ведущая: Центральная улица нашей столицы – улица Тверская. По ней начинался путь на Тверь, один из древнейших русских северных городов. Это сейчас до него можно доехать за два часа поездом. А в былые времена путь этот длился неделями.
Демонстрируется слайд «Московская застава»(слайд-комплект «Путешествие в Пушкинскую Москву»).
Ведущая: За Тверской заставой кончалась шумная Москва. Дорога вела путников в леса и луга, медленно поднимала на холмы и опускала в низины к тихим речкам и певучим ручьям. Для некоторых путников дорога не кончалась и Тверью. Она шла дальше в Весьегонский уезд Тверской губернии, в затерявшуюся в лесах деревеньку Егны. Это была уже настоящая глухомань. Не Россия даже, а седая Русь.
В последнее лето прошлого столетия в деревню Егны приехал ученик знаменитого художника Ильи Репина – Иван Билибин.
Демонстрируется слайд «Б.Кустодиев. Портрет художника И.Я.Билибина» (фрагмент).
Ведущая: Был он красив, весел, бодр. Ему казалось, что вот-вот должно случиться что-то очень важное, что наполнит содержанием всю его жизнь. Он вставал вместе с солнцем, перекидывал через плечо аккуратный ящичек с красками, брал краюху хлеба и уходил на весь день в леса и поля писать этюды. Он, исконный горожанин, впитывал впервые открывшуюся ему «смиренную красоту» русской природы.
Косогоры, овраги, поля и опять леса да леса. Вон тот пень и не пень вовсе, а сказочное существо, и коряга не коряга, и дерево, разбитое молнией, не дерево. А далекое облачко в небе – это уж точно Финист Ясен-Сокол летит. Куда летит, куда поспешает? Да и где жить-то сказочным существам, как не здесь, в затерянном Весьегонье, где сказки складывались и сказывались из столетия в столетие.
И то, что он смутно ожидал, на что надеялся, - свершилось. Он приобщился к Родине, он нашел себя. Именно здесь, в это лето родился художник Билибин, который вскоре станет известен всей России, и родилась полная чудес, любимая и детьми и взрослыми, знаменитая «билибинская» детская книга.
Демонстрируется слайд «И.Билибин. Обложка к русской народной сказке «Царевна-лягушка»(слайд-комплект «Книжная иллюстрация как вид искусства»).
Ведущая: Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками, отпечатанная на плотной, слегка подцвеченной бумаге. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги – обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.
Показать детям любую книгу с выставки.
Ведущая: Чтобы стать настоящим художником, надо понять душу своего народа. Так считали все великие мастера России. Живописцы искали ее в устном поэтическом творчестве, в сказаниях и песнях, в представлениях о добре и зле, искони присущих русскому крестьянству. А один из родоначальников этого направления, Виктор Васнецов нашел ее в былинах и сказках. Двадцать лет с перерывами писал он картину «Богатыри» - трех былинных витязей, и вот, наконец, зимой 1898 года привез с другими картинами на выставку в Петербург.
Демонстрируется слайд «Богатыри» (слайд-комплект «Сказка в произведениях В.Васнецова»).
Ведущая: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки, - вспоминал потом И.Билибин. – Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа».
В картинах Васнецова Билибину открылся новый, доселе почти неведомый мир русской народной сказки. И мир этот настолько покорил его своей поэтичностью, что отныне художник навсегда становится его певцом.
В Егнах Билибин ни на секунду не расставался с томиком русских народных сказок, собранных А.Н.Афанасьевым. Сказочные образы, один чуднее другого, обступали его, и, казалось, весь труд заключался только в том, чтобы перенести их на бумагу.
Демонстрируется слайд «Иван-царевич и Жар-птица».
Ведущая: В то памятное лето Билибин рисовал свою первую книжку – «Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». Это очень древняя сказка. Она повествует о любви Ивана-царевича и Елены Прекрасной, о борьбе их за счастье, о коварных братьях Ивана, о Сером волке, разорвавшем его коня, а потом искупившем вину перед Иваном.
Эта первая иллюстрированная Иваном Билибиным книжка стала настоящей удачей художника. Она привлекала нарядной обложкой, сиянием чистых красок, драгоценным серебром. Книга запомнилась, и это главное.
Ведущая показывает детям книжку «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке».
Ведущая: Особенно удалась Ивану Билибину «Василиса Прекрасная».
Ведущая показывает детям книжку «Василиса Прекрасная».
Ведущая: Художник не пересказывает сказку средствами рисунка. В больших страничных иллюстрациях он воссоздает образы главных ее героев, охваченных различными чувствами – страхом, надеждой, злобой.
Показать любую иллюстрацию в книге.
Ведущая: Образ Василисы – терпеливой и кроткой крестьянской девушки – покоряет обаянием. Глядя на рисунки Билибина, понимаешь, что называют ее прекрасной за сочетание душевных качеств, а не только за красоту.
Демонстрируется слайд «Баба Яга».
Ведущая: Баба Яга – прямая противоположность Василисе. Это вполне реальная старуха, но место ей только в лесу. Среди сухостоя, замшелых пней, коряг, мухоморов и разной нежити.
Но самым впечатляющим в этой книге является образ леса. Непроходимый, дремучий лес-чащоба, где живет нечистая сила. Лес – это действующее лицо, и, быть может, даже самое главное. Он – олицетворение той темной силы, которая невесть откуда угрожает человеку. Ведь именно так воспринимали его люди в те далекие времена, когда складывались первые сказки.
Давайте послушаем эту сказку!
Дети пересказывают русскую народную сказку «Василиса Прекрасная».
Ведущая: Продолжим наше путешествие по сказкам, иллюстрированным И.Я.Билибиным.
Демонстрируется иллюстрация из книги «Перышко Финиста – Ясна-Сокола».
Ведущая: Вот в простом платочке, с мешком за плечами, с посохом в руках, в старой кацавейке – красна девица. Стоит она очарованная, а перед ней сине море расстилается, вдали город виднеется, как жар горят золотые маковки на высоких теремах белокаменных. Там ждет ее любезный – Финист-Ясный Сокол.
Демонстрируется иллюстрация из книги «Царевна-лягушка».
Ведущая: А вот на высоком троне сидит толстый, смешной и глуповатый царь, кругом, под стать ему, такие же глупые и смешные бояре. Раскрыв рот от изумления, смотрят они, как танцует прекрасная Царевна-лягушка, а из рукавов у нее вылетают белые лебеди.
Демонстрируется слайд «Марья Моревна».
Ведущая: Перед вами иллюстрация к русской народной сказке «Марья Моревна». Эта сказка была в числе первых, иллюстрации к которым рисовал Иван Билибин. Вы знаете эту сказку, дети?
Давайте посмотрим и послушаем ее.
Демонстрируется диафильм «Марья Моревна».
Ведущая: Когда Иван Билибин приступил к созданию иллюстраций к народным сказкам, он, как это ни странно, почти ничего не знал о русской народной культуре. И поэтому художник начинает всерьез изучать русскую национальную культуру.
Путешествуя по России, Билибин непрерывно рисует: деревянные церкви, часовенки, скиты; большие, как терема, срубленные из толстенных бревен избы рыбаков-поморов; гладь рек, в которых застывают они сказочными дворцами. Не полагаясь только на свои рисунки, он усиленно собирает предметы народного обихода и утвари – вышивки, набойки, кружева, посуду, прялки, ларцы. Собранная им и привезенная в Петербург коллекция станет впоследствии основой экспозиции Музея этнографии народов СССР.
Кроме народных сказок, И.Билибин иллюстрировал и произведения русских писателей.
Среди них сказки А.С.Пушкина. Художник воссоздал волшебный, добрый, с обязательным счастливым концом мир народной сказки.
Стоит на дворе светлая северная ночь, молодится месяц на заревом небе, уютно светятся маленькие окошки избы, и, грузно проваливаясь в снегу, спешит к крыльцу «царь, стороны той государь…»
Демонстрируются 5-7 слайдов из комплекта «Сказки А.С.Пушкина в иллюстрациях И.Билибина». Показ сопровождается чтением детьми соответствующих стихов из сказок А.С.Пушкина.
Ведущая: Иллюстрации Билибина трудно спутать с работами другого мастера. Раскрывая книгу с рисунками этого художника, оказываешься плененным волшебным миром сказки с его фантастическими видениями, с образами, согретыми воспоминаниями детства. Старинная вязь инициалов, изящная заставка, где расцветают скромные, глубоко поэтические мотивы родной природы, национальный характер орнамента – все рассказывает о седой старине, о старой Руси, о тех давних временах, откуда тянется к нам золотая нить древних преданий.
Встреча завершается просмотром отрывка из видеофильма «Сказка про сказку» (о И.Я.Билибине).
Литература.
- О.Семенов. «Иван Билибин». Москва. «Детская литература». 1996.
- Н.Ф.Шанина. «Сказка в творчестве русских художников». Москва. «Искусство». 1969.