Лексическая тема «Животные зимнего леса»
Цель: формирование навыка образования притяжательных прилагательных и развитие когнитивных процессов.
Задачи:
- Расширять и активизировать словарь семантического поля лексической темы.
- Образовывать притяжательные прилагательные от названия животных;
- Использовать притяжательные прилагательные во фразовой речи;
- Учить образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- Развитие психических познавательных процессов (внимание, память, мышление);
- Развитие подвижности лицевой мускулатуры и формирование невербальных навыков выражения чувств.
Оборудование: стол, стульчики, мультимедийный проектор, бумажный пирог.
Ход занятия
Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, поздоровайтесь. А теперь послушайте историю, которую я хочу вам рассказать.
(Слайд 1 – Название занятия)
Дети садятся на стульчики.
Психолог:
Как-то раз на телеге с мукою,
Проезжала Зима над рекою.
Веселится Зима – спозаранок
Напеку я блинов, да баранок,
Да залягу под ясень, да буду
Есть одна их по целому пуду!...
Вдруг задели за ветер колеса,
И свалилась телега с откоса,
Полетела с телеги мука
И на землю упали снега.
(Ю. Марцинкявичус)- Нет,- подумала Зима. –
Была я, видно, неправа:
Надо, чтоб на пироги,
Лесные жители пришли.
(Слайд 2 – Зима на тройке)
Ребята, Зима прислала нам письмо. (Распечатываем конверт). Просит Зима ей помочь испечь пироги для лесных жителей, которых она пригласила в гости. Но жители разбежались и надо их помочь собрать.
Давайте же отправимся с вами в зимний лес помогать Зиме.
Логопед: Предлагаю поехать в лес на лошадке.
(Слайд 3 – Лошадка)
Дети встают около своих стульчиков.
Речевая игра «Едем на лошадке» | |
Едем, едем на лошадке |
Дети цокают языком |
По дороге зимней, гладкой. |
Произносят: «Ш! Ш!...» |
Санки скрипят, |
|
Бубенчики звенят, |
«Динь-Динь! В высоком регистре. |
Дятел стучит, |
«Тук-Тук» - в среднем, |
Вьюга свистит, |
звук С на продолжительном выдохе, то вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны, |
Белка на елке |
|
Орешки грызет, |
«Цок! Цок! коротко и остро, |
Рыжая лисичка |
|
Зайца стережет. |
«Ф..Ф…» сердито и энергично, |
Холод, холод, |
«В..» на продолжительном выдохе, |
Стужа, стужа. |
«Бр-р..» |
Снег пушистый |
«О…», несколько раз поднимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь в нижний. |
Кружит, кружит… |
|
Ехали мы ехали, |
Цокают языком. |
Наконец доехали: |
|
С горки – ух! |
Произносят «У-ух!», делая глиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего; |
В ямку – бух! |
«Бух!» - в нижнем регистре |
Приехали. |
|
Оглядитесь, мы приехали в зимний лес.
(Слайд 4 – Зимний лес)
Ребята, смотрите, в лесу никого нет. Дикие животные очень пугливые и, видимо, они спрятались. Посмотрите внимательно, где кто спрятался, и узнаем, кого пригласила Зима на пироги.
Дети садятся на стульчики.
(Слайды 5-16 – Жилища животных)
Дидактическая игра «Жилища животных»
На экране детям предлагается изображение жилища животного. Дети угадывают, чье это жилище, как называется, и образуют притяжательные местоимения.
Что мы видим? Чье это жилище?
Ответы детей:
- Это нора. ЛисЬЯ нора.
- Это хатка. БобровАЯ хатка.
- Это логово. ВолЧЬЕ логово.
- Это дупло. БелиЧЬЕ дупло.
- Это нора. Ежиная нора.
- Это берлога. МедвеЖЬЯ берлога.
Ребята, а медведь и ежик что делают зимой? А почему?
Ответы детей.
Давайте теперь вспомним шуточную попевку про то, почему медведь спит зимой.
Попевка «Раз морозною зимой…»
Дети поют попевку и сопровождают слова движениями, в соответствии с текстом и смыслом. Дети встают в круг.
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шёл медведь к себе домой
В тёплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост
Подняла лисица крик -
Зашумел тёмный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: "Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!"
С той поры медведь решил,
Что зимой надо спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он зимою безмятежно
Спит теперь под крышей снежной,
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.
Давайте покажем руками, где живут животные зимнего леса.
Упражнения для кистей и пальцев рук | |
Есть у лисы своя нора, |
ПУ «Нора» |
Из веток хатка у бобра. |
ПУ «Хатка бобра» |
У белки в дереве дупло, |
ПУ «Деревья», «Дупло» |
А птице в гнёздышке тепло. |
ПУ «Гнездо» |
Медведь в своей берлоге спит. |
ПУ «Берлога» |
Волчище в логове сидит. |
ПУ «Логово волка» |
И лишь у зайца дома нет… |
ПУ «Заяц», «Нет» |
Хотите знать в чем тут секрет? |
|
(Слайд 17 – Заяц)
Психолог:
Как вы думаете, ребята, почему заяц не построил себе жилье?
Быть может зайцу просто лень
В лесу трудиться каждый день?
Или надеется косой
Пожить в одной норе с лисой?
Ответы детей.
Эмоционально-мимическое упражнение | |
Все лето он забот не знал, |
ЭМУ «Радость» |
На солнце загорал, |
ЭМУ «Спокойствие» |
От хитрых лис и злых волков |
ЭМУ «Хитрость», «Злость» |
Он прятался в тени кустов. |
ЭМУ «Страх» |
Но вскоре стало холодней. |
|
Осыпалась листва с ветвей. |
ЭМУ «Досада» |
И как-то раз осенним днем |
|
Решил зайчишка строить дом! |
ЭМУ «Решительность» |
Логопед: Давайте узнаем, почему у зайчика нет домика.
Артикуляционные упражнения | |
Зайчишка листиков сухих |
АУ «Широкий язычок» |
Набрал и дом сложил из них. |
|
Забрался внутрь. В тепле уснул… |
АУ «Сон» |
Вдруг ветер листики раздул! |
Дыхательное упражнение |
Тогда при помощи совка |
АУ «Чашечка» |
Он сделал домик из песка. |
|
Но дождь по крыше застучал - |
АУ «Накажем язычок» |
Песочный домик разломал. |
АУ «Надо же» |
Зайчишка снежный дом слепил. |
|
Он весь продрог, замерз, простыл… |
АУ «Дрожание», «Чихание» |
Вдруг лось по полю проскакал |
АУ «Лошадка» |
И снежный домик растоптал! |
|
Усталый заяц стал реветь, |
|
Рычать и фыркать, как медведь! |
АУ «Рычание», «Фырканье» |
Построил дом он ледяной, |
|
Но этот дом исчез весной! |
АУ «Надо же!» |
Психолог: Так почему, ребята, у зайца нет домика?
Ответы детей.
А в дикой природе заяц строит себе гнездо из веточек и листьев.
(Слайд 18 – Лежка зайца в лесу)
Логопед: А Зима сидит, горюет, гости скоро придут, а пироги не готовы. Давайте ей поможем.
(Слайд 19 – Русская печка)
Пальчиковая игра «Пироги пшеничные» | |
Мы печем пшеничные |
Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая). |
Пироги отличные. |
Поднимают вверх плечи, |
Кто придет к нам пробовать |
Развести руки в стороны. |
Пироги пшеничные? |
|
Мама, папа, брат, сестра |
Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца. |
Пес лохматый со двора |
|
И другие, все кто может, |
«Зовут» руками. |
Пусть приходят с ними тоже. |
Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись. |
Тесто замесили мы |
Разминают пальцами бедра. |
Сахар не забыли мы |
Быстро перебирают пальчиками (сыплют сахар) |
Пироги пшеничные |
Прижимают друг к другу ладони, показывая пирожок. |
В печку посадили мы. |
Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их боковой частью друг к другу. |
Печка весело горит |
Весело шевелят пальцами, |
А Зима и говорит: |
Поднимая и опуская руки («огонь»). |
- Крошки, что останутся |
Ставят руки «полочкой» перед грудью. |
Воробью достанутся. |
« Крошат крошки». Стучат пальцами по коленям («воробьи клюют»). |
Психолог и логопед: Пришли звери все на чаепитие со своими детенышами. Кто кого привел?
Игра «Собери пирог»
Из бумаги в технике оригами сделаны дольки пирога, на одной стороне которых изображены животные зимнего леса, а на другой стороне их детеныши. Дети называют животное и их детеныша и из этих долек собирают пирог.
- Лиса – лисята
- Волк – волчата
- Белка – бельчата
- Заяц – зайчата
- Бобр – бобрята
- Лось - лосята
- Медведь – медвежата
- Еж - ежата
Взяли все животные по кусочку пирога, а два кусочка осталось. Кто не пришел? Почему?
Ответы детей: Медведь и ежик спят зимой.
Психолог: А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад. Лошадка заждалась, бьет копытом, готова ехать.
(Слайд 20 – Лошадка)
Быстро мчимся на лошадке,
В детский сад дорожкой гладкой.
Дети цокают языками, и идут по кругу, имитируя поездку на лошади. Музыка «Лошадки».
- Где мы сегодня были? Что мы там делали?
- Что вам сегодня больше понравилось на занятии?
Ответы детей.
Психолог и логопед: Мы рады были видеть вас сегодня. До свидания!