История московского метрополитена

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Данная презентация предназначена для дошкольников 6-7 лет и может быть использована в рамках познавательного развития при изучении достопримечательностей  города Москвы.

Презентация дает детям представление о строительстве и развитии Московского метрополитена, способствует воспитанию патриотических чувств, речевому развитию и обогащению словаря.

После просмотра презентации воспитатель может порекомендовать детям совместно с родителями посетить любую станцию Метрополитена по плану-заданию:

  1. Как называется станция Московского метрополитена?
  2. Имеет ли станция эмблему?
  3. Опиши интерьер станции: в каком цвете, и из каких материалов станция построена; как станция освещена; имеет ли колонны, памятники или иные фигуры?
  4. Сколько путей имеет станция?
  5. Имеется ли переход на другую станцию метро?
  6. Попробуй изобразить станцию в рисунке.

   Основная мысль кадра заложена в презентации в тексте над иллюстрациями. Дополнительную информацию  Вы можете прочитать ниже.

Вот он – город под Москвой,
Озаренный светом.
Здесь не холодно зимой
И не жарко летом.

Каждый миг гудит рожок,
Слышен гул далекий.
И весенний ветерок
Обвевает щеки

Слайд 1

Сегодня я расскажу вам, ребята, о метрополитене. Метрополитен – вид городского транспорта в виде рельсовой электрической железной дороги. Сокращенное название «метро»

Слайд 2

Решение о строительстве  Московского метрополитена  возникло в связи с большим количеством  жителей города  и с тем, что единственный вид транспорта – трамвай не справлялся с большими перевозками людей.

Первоначально планировалось, что метро будет проходить неглубоко под землей, но молодой инженер В.Л. Маковский  выбрал глубину для прорубки туннелей 30 м. Его идея была принята.

Слайд 3

Первая линия метрополитена открылась в 1935 году. Было всего 13 станций.
Московский архитектор Иван Таранов нарисовал знаменитую красную букву "М", которую поставили на всех наружных вестибюлях метро.

Слайды 4, 5,6

Незадолго до начала Великой Отечественной войны было принято решение о приспособление Метрополитена в городе под бомбоубежище. И уже в первую воздушную тревогу в ночь на 22 июня 1941 года в метрополитене оказалось около 500 тыс. человек, многие из которых не вмещались на станциях и вынуждены были прятаться в тоннелях метро.

Слайды  7,8

Дальнейшее строительство  метро было начато еще в годы войны. В 1943 году был введен в эксплуатацию участок пути от "Площади Свердлова" (сейчас "Театральная") до "Завода имени Сталина" (с 1953 года "Автозаводская"). Причем на этом отрезке тоннель был проложен под Москвой-рекой. Были открыты в ноябре 1943 года станции "Павелецкая" и "Новокузнецкая", в январе - "Измайловский парк". На семи станциях, сооруженных в годы войны установлены памятные надписи "Сооружено в дни Отечественной войны".

Слайд 9

Через некоторое время после окончания войны с новыми силами продолжилось строительство подземного метро (прокладывался участок первой очереди кольцевой линии от станции "Парк Культуры" до станции "Курская").
В 60-е годы Москва стремительно расширялась, такими же быстрыми темпами развивался и Московский метрополитен.
В эти года все вестибюли метро на вход были оборудованы автоматическими пропускными контроллерами, рядом с которыми дежурил один контроллер. До этого контролеры проверяли билеты вручную.
В 60-е годы на линиях появились поезда с новыми вагонами.

Слайды 10, 11

 

 

Слайды 12, 13, 14

В 70-х годах Москва продолжает  расширяться за счет большого количества жителей. Строились большие многоэтажные дома.  Необходимо было расширить линии метро, чтобы жители из отдаленных районов города добрались до центра.

Слайд 15

С 70-х годов в Московском метрополитене начали эксплуатироваться поезда, которые могли обслуживаться одним машинистом без помощника.

Слайд 16

К открытию XXII Олимпийских игр в Москве все силы были брошены на проведение соревнований, строительство спортивных объектов и  гостиничных комплексов. Метрополитен продолжает строиться, однако,  не быстрыми темпами.

Слайды 17,18

В 80-е г появились новые поезда с промежуточные вагонами  без кабины машиниста, а интерьер вагонов был изменен: сидения стали жесткими, изменились лампы освещения.

Слайд 19

В 90-е г некоторые названия станций были переименованы, в след  переименованных над ними улиц. Вот некоторые из них:

  • "Кировская" — "Чистые Пруды"
  • "Дзержинская"— "Лубянка"
  • "Площадь Ногина"— "Китай-город" (обе станции)
  • "Проспект Маркса"— "Охотный Ряд"
  • "Площадь Свердлова"— "Театральная"
  • "Горьковская"— "Тверская"
  • "Ленино"— "Царицыно"

Слайд 20

Чтобы пройти в метро сначала установили  5-копеечные турникеты, которые  были переделаны под прием 15-копеечных монет, а затем под металлические жетоны. Позже металлические жетоны было решено заменить на  пластмассовые.

Слайд 21

В 2000-х годах строились новые жилые районы, жители которых если еще не имели в своем районе станций метро. Жители вынуждены добираться  до  ближайших станций в соседних районах города. Это приводило к большим перегрузкам станций метро. Все это требовало постройки новых станций метро в отдаленных районах города, а также строительства дополнительных линий к отдаленным  районам столицы.

Слайды 22,23

Для ускорения строительства линий метро в отдаленных крупных  районах, таких, как Бутово, где городской транспорт уже никак не справлялся с большим потоком пассажиров, было принято решение о строительстве линий легкого метро, которые будут проходить на поверхности земли над дорогами и улицами.

Слайд 24

На вход и выход в вестибюлях метро появляются турникеты нового образца с закрытыми стеклянными перегородками, которые открываются на время прохода через турникет.

Слайд 25

С 2003 года на некоторых линиях метро начинает эксплуатироваться поезд нового поколения “Русич ”. Эти новые поезда отличались от привычных голубых вагонов серебристым цветом,  просторным салоном, открывающимися наружу дверями и гармошкой-переходом между двумя вагонами.

Слайд 26

В начале 2010 г.  были открыты новые станции метро (например, «Достоевская», «Марьина роща», «Шипиловская» и «Зябликово»), имеющие современный интерьер. 
В настоящее время на метро добраться до нужного места гораздо быстрее, чем на наземном виде транспорта.
Московский метрополитен имеет в наличии 203 станции и  13 линий, общая протяженность которых составляет порядка 338,9 км

Слайды  27,28

Для проезда в метро необходимо приобрести в специальных автоматах или у кассира проездной билет.

Слайд 29

В современном метрополитене работают:  дежурный по станции, контролер, машинист электропоезда, оператор эскалатора и обходчик пути (предложить детям объяснение функционала).

Слайды  30, 31,32

 К 2020 году планируется построить около 150 км линий метро, открытие не меньше 70 новых станций.

Слайд 33

Педагог: «Ребята, вы познакомились с историей московского метрополитена.
Давайте вспомним:

  • Что такое метрополитен?
  • В каком году открылась первая линия метрополитена?
  • Сколько станций было на первой линии метрополитена?
  • В годы Великой Отечественной войны метро было приспособлено?
  • По каким причинам происходило дальнейшее строительство Московского метрополитена?
  • Сколько всего станций в современном метро?
  • Чтобы спуститься в метро необходимо иметь?
  • Какие раньше были способы оплаты за проезд?
  • Какие профессии работников метрополитена вы запомнили?»

Слайды 35-43

Правильный ответ:  № 1
Правильный ответ: № 2
Правильный ответ: № 3
Правильный ответ: № 1
Правильные ответы: № 1,2
Правильный ответ: № 2
Правильный ответ: № 1
Правильные ответы: № 1,2

Ответы детей:  дежурный по станции, контролер, машинист электропоезда, оператор эскалатора и обходчик пути

Педагог:«Ребята, Вы отлично справились с вопросами.
Предлагаю Вам с родителями посетить ближайшую станцию Метрополитена по плану-заданию»

Молодцы!