Занятие «Лидер в группе»

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • развитие лидерских качеств;
  • осознание своих возможностей и внутренних ресурсов;
  • диагностика лидерского потенциала.

Задачи:

  • развитьнавыки конструктивного взаимодействия учащихся друг с другом;
  • способствовать возникновению сплоченности в группе учащихся;
  • проанализировать явление лидерства.

 

Ресурсы: листы формата А4, ватман, клей, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, маркеры, шариковые ручки, скотч, различные вырезки из журналов, цветная бумага.

Ход занятия

I часть. Разминка

1. Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…».

Цель: сплочение коллектива с помощью получения различной информации друг о друге, снятие эмоционального напряжения.

Ведущий называет различные качества, которые могут быть у лидера. Те, кто считает, что у него есть названное качество пересаживаются, то есть меняются местами.

II часть. Основное содержание занятия

2. Упражнение «Необитаемый остров».

Цель: развитие способностей представлять себе различные ситуации, анализировать поведение других людей, делать осознанный выбор, почему выбирается именно этот человек, а не другой.

Дети закрывают глаза и представляют себя в роли путешественников.

«Представьте себе, что наша группа оказалась на большом  корабле, совершающем рейс через тропические широты. Путешествие было очень интересным, но вдруг наш корабль попал в ужасный шторм и начал тонуть. К счастью спасатели прибыли вовремя и раздали всем шлюпки.  В каждую шлюпку помещается только по три человека. Кого бы каждый из вас взял в свою шлюпку».

Далее проводится обсуждение.

«Далее вы все оказались на необитаемом острове. Чтобы работа группы по совместной выживаемости была более продуктивной, вам необходимо выбрать лидера».

При обсуждении желательно выбрать одного или двух лидеров, имеющих наибольшее количество выборов.

3. Дискуссия на тему «Лидер в группе».

Цель: анализ ситуации группы, где присутствуют лидеры и отвергаемые, причины возникновения данных явлений, способы взаимодействия с лидерами и отвергаемыми людьми.

- Всегда ли в группе должен присутствовать лидер?
- Зачем группе нужен лидер?
- Должен ли в группе быть только один лидер?
- Если в группе два или три лидера, возможна ли борьба за лидерство?
- Должен ли лидер помогать тем, кого группа отвергает?
- Должен ли лидер в группе быть постоянным?
- Лидерство – это положительное или отрицательное явление?
- Нужно ли общаться с теми, кого группа не принимает?
- Нужно ли в группе иметь свое мнение или нужно подчиняться мнению большинства?
- Как нужно взаимодействовать с лидерами и отвергаемыми?

4. Упражнение «Качества лидера».

Цель: развитие сплоченности коллектива и навыков убеждающего воздействия; развитие умений учащихся организовывать свою деятельность, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Дети в парах записывают все качества, которыми должен обладать лидер в данной группе.

Далее, объединившись в две команды, дети определяют 10 самых важных качеств лидера.

Группа объединяется и составляется общий список  десяти  лидерских качеств.

5. Диагностика лидерского потенциала.

Цель: диагностика лидерского потенциала.

Каждый ребенок записывает 10 самых важных качеств лидера, которые определила группа в прошлом упражнении и оценивает себя на присутствие каждого качества у себя по 5-балльной шкале. Листочки подписываются и передаются по кругу. Каждому предлагается оценить хозяина листочка на присутствие каждого качества по 5-балльной шкале. По кругу листочки постепенно возвращаются к их владельцу.

Вопросы для обсуждения.

  1. Соответствует ли оценка, данная другими участниками, тому, как вы сами себя оцениваете?
  2. Что вы сейчас чувствуете?

6. Коллаж на тему «Лидер в группе».

Цель: развитие креативности, творческих способностей; способствовать возникновению партнерских отношений в группе и сплоченности учащихся.

Каждый из вас имеет представление о том, каким должен быть лидер. Сейчас, используя карандаши, фломастеры, маркеры, цветную бумагу, клей, различные вырезки из журналов, вам нужно будет на листе ватмана сделать коллаж на тему «Лидер в группе».

III часть. Завершение

7. Упражнение «Я желаю тебе…».

Цель: создание позитивного настроя учеников в группе.

Инструкция: «пожелайте соседу справа того, что бы вы пожелали самому себе».

8. Рефлексия.

  • Что понравилось на занятии?
  • Что не понравилось?
  • Предложения. (Что убрать, что добавить)?