«Если мы будем учить сегодня так, как мы
учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в “новое” время со старыми стандартами “войти” нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.
Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.
В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных способов деятельности (УУД) и поэтому уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может активно развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Что означает - важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку:
- четкое формулирование цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- создание условий успешного учения учащихся.
Одним из наиболее важных и значимых моментов для создания учителем условий эффективного обучения иностранному языку является выбор УМК. С учетом новых стандартов в нашей школе ЧОУ СОШ «Елена – Сервис» г. Казань на начальном этапе обучения мы используем УМК “Английский язык” авторы И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. Данный курс ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. В рамках реализации ФГОС второго поколения мы рассмотрим урок изучения нового материала по теме “Мой питомец”. Современный урок английского языка в рамках ФГОС второго поколения – это урок, где учитель обучает учеников способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, и формирование УУД. Для достижения этих целей урок должен строиться в соответствии с правилами и требованиями моделирования современного урока, которые мы рассмотрим на примере нашего урока.
ФГОС НОО требует формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка.
При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок. На своем уроке я использовала прием “мозговой штурм” используя следующие вопросы:
- Кто это?
- Как его зовут?
- Можете ли Вы описать его по-английски?
- Что же мы будем делать на урок? Конечно, учиться описыватьпитомца.
- Как вы думаете, чтобы научиться описывать питомца, что мы сегодня должны сделать на уроке?
- Узнать и выучить, как называются части тела на английском и научиться говорить “у него есть” и “у него нет”.
При такой форме формулирования темы и целей урока у учащихся формируются все четыре вида УУД:
- познавательные: обучающиеся принимают участие в беседе, учатся формулировать и ставить познавательные задачи;
- регулятивные: обучающиеся учатся планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;
- личностные: обучающиеся мотивированы на учебную деятельность (социальная, учебно-познавательная);
- коммуникативные: обучающиеся взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.
При планировании практической деятельности обучающихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. На данном уроке при первичном усвоении новых знаний, проверки понимания и закрепления лексики, отработки ее в речи и развитии навыков письма, обучающиеся выполняют разнообразные по сложности и форме задания:
- написать слово и его транскрипцию;
- повторить слова за учителем, группой, по одному;
- сказатьпо-английски, что они видят на картинке;
- спросить друг друга слова, используя вопросы“What’s this? “или“What are these?”;
- подписать часть тела у монстра и указать количество;
- описать монстра, используя has got/hasn’t got и записать предложения;
- в группе устно подготовить описание монстра и рассказать о нем классу (группы формируются по уровню знаний, задания распределяются дифференцированно).
Для того чтобы каждый обучающийся был включен в деятельность на уроках я очень часто использую листки с заданиями. Для данного урока я использовала картинку питомца - собаки, где нужно было подписать части тела и записать предложения с опорой слова.
Также на этом этапе необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. На данном уроке я использую фронтальную, парную, групповую и индивидуальную формы работы. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов, например, как итоговую работу после изучения темы «My pet»
Также невозможно сегодня построить современный урок без использования технических средствобучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. На сегодняшний день есть большое количество различных педагогических технологий. Основными являются:
- Технология продуктивного чтения.
- Технология смыслового чтения и работы с текстом.
- Технология проблемного обучения.
- Технология оценивания учебных достижений.
- Технология решения проектных задач.
- Технология проектной и исследовательской деятельности.
- ИКТ-технологии.
На уроке в третьем классе была использована как основная технология – ИКТ-технология. Я постоянно пользуюсь данной технологией, практически ни один мой урок не проходит без нее. Наиболее часто используемые мною средства ИКТ - это тематические песни, мультфильмы, кино, видеофрагменты, аудиоприложения к учебнику, дополнительные аудиозадания, мультимедийные презентации, демонстрируемые с помощью компьютера или проекта.
Рассмотрим на примере урока «My pet» какие УУД мы формируем у обучающихся на следующих этапах урока.
При первичном усвоении новых знаний и проверки понимания мы формируем следующие УУД:
- познавательные: обучающиеся осуществляют актуализацию новых ЛЕ, основываясь на учебной ситуации и личном опыте.
- регулятивные: обучающиеся принимают и сохраняют учебную цель и задачи.
- коммуникативные: обучающиеся слушают учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений.
При первичной проверке понимания и закрепления мы формируем следующие УУД:
- познавательные: обучающиеся анализируют и выделяют существенные признаки.
- коммуникативные: обучающиеся проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач.
- регулятивные: обучающиеся выполняют учебные действия.
- личностные: обучающиеся формируют навыки сотрудничества в разных ситуациях.
При использовании фонетической зарядки мы формируем следующие УУД:
- познавательные: обучающиеся извлекают необходимую информацию из прослушанного.
- регулятивные: обучающиеся выполняют учебные действия в материализованной форме.
- коммуникативные: обучающиеся слушают, отвечают и реагируют на реплику адекватно речевой ситуации.
При отработке в речи лексических единиц и развитие навыков письма мы формируем следующие УДД:
- познавательные: обучающиеся осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме, используют знаково-символические средства, в том числе модели как образец для письма.
- коммуникативные: обучающие проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач, используют речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания.
- регулятивные: обучающиеся адекватно воспринимают предложения учителя по исправлению допущенных ошибок.
- личностные: обучающиеся формируют навыки сотрудничества в разных ситуациях.
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Для формирования рефлексии вконце урока предлагаю обучающимся отметить смайлики. Если у обучающихся получается описывать питомца, они выделяют веселого смайлика. Если получается, но с ошибками – смайлика с ровным ртом. Если обучающийся не смог выполнить задание, тогда грустного смайлика. При обучении оцениванию я задаю обучающимся вопросы, например:
- Какую оценку они заработали на уроке, Почему?
- Со всеми ли ответами он справился? Почему?
- В каких заданиях столкнулся с трудностями? Почему?
- Активно ли принимал участие на уроке?
По новым стандартам при ознакомлении обучающихся с домашним заданием мы должны предложить им задания с учетом индивидуальных возможностей. То есть дифференцированный подход прослеживается не только в течение урока, но и при выполнении домашнего задания. Поэтому я обычно задаю задания базового уровня и задания повышенной сложности (мы их называем GoldTasks – золотые задания).
Подводя итоги можно сказать, что современный урок английского языка в рамках новых стандартов это:
- урок, где обучающиеся сами формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания. Учитель только подводит их к осознанию темы.
- урок, где учитель планирует практическую деятельность обучающихся с учетом их дифференциации, а также предлагает обучающимся различные формы организации работы, особенно индивидуальную, парную и групповую формы работ.
- урок, где учитель выбирает наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности на всех этапах урока.
- урок, где учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).
- урок, где учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.