1. Введение
- Психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации школьников с помощью домашних заданий.
- Особенности домашних заданий в средней школе.
- Изменение учебной мотивации школьников при выполнении домашних заданий.
2. Выводы.
3. Заключение.
4. Список литературы.
5. Презентация. Обработка результатов анкетирования.
Введение
В данной работе целью изучения является определение педагогических условий, при которых при выполнении домашних заданий будет изменяться учебная мотивация у школьников.
Объектом исследования является процесс формирования учебной мотивации у школьников.
Предмет исследования – педагогические условия выполнения домашних заданий, которые изменяют учебную мотивацию у школьников.
Необходимо предложить школьнику такие задания и упражнения, которые он будет выполнять с удовольствием. Это привьет ему чувство любви к учебе, повысит качество знаний, разовьёт самостоятельность и ответственность.
Для достижения же этой цели необходимо выполнить 4 задачи:
1. выявить мотивы, лежащие в основе учебной мотивации школьников средней школы;
2. рассмотреть психолого-педагогические условия развития мотивации в среднем школьном возрасте;
3. раскрыть особенности домашнего задания в средней школе;
4. обосновать и раскрыть педагогические условия изменения учебной мотивации школьников при выполнении домашних заданий.
Гипотеза исследования: изменения учебной мотивации школьников средней школы будут позитивные, если при выполнении домашних заданий будут соблюдаться следующие педагогические условия:
1. Соблюдение определенного порядка выполнения домашних заданий;
2. Применение различных приемов выполнения домашних заданий с учётом возрастных особенностей;
3. Использование оригинальных и интересных заданий.
Использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы по этой теме.
2. Методы беседы и наблюдения.
3. Анкета изучения отношения учащихся к учебным предметам (на основе методик Г.Н. Казанцевой и Т.Д. Дубовицкой).
Анкета изучения отношения учащихся к учебным предметам
(на основе методик Г.Н. Казанцевой и Т.Д. Дубовицкой).
Анкета ученика _________класса
1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
- До 1 часа
- До 2 часов
- До 3 часов
- До 4 часов
- Более 4 часов
2. На выполнение домашнего задания по каким предметам приходится тратить больше времени, чем на все остальные?
_________________________________________________
3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома?
- Да
- Нет
4. Кто помогает тебе при выполнении домашнего задания?
- Учитель
- Родители
- Одноклассники
- Никто
5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
- Да
- Нет
6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
- Редко проверяют, спрашивают
- Мне все равно
7. Пользуешься ли ты «Решебником» при выполнении домашнего задания?
- Да
- Нет
8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
9. Пользуешься ли ты Internet при выполнении домашнего задания?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
11. По каким причинам ты не выполняешь домашнее задание по тому или иному предмету?
- Не получается
- Нет времени
- Легче списать
- Не проверяют
- Всегда выполняю
- Другое
Все наши мотивы исходят из нашей системы потребностей и с разной степенью осознаются нами, либо не осознаются вообще. Педагоги должны учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения. [2]
У школьников с достижением успехов связаны два мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Эти два мотива формируются у старшеклассников в учебной деятельности. Исследования доказывают, что школьники с сильной мотивацией на достижение успеха учатся лучше, чем с мотивацией на избегание неудачи. Социальный смысл учебной деятельности заключен для подростков и в результате, и в самом процессе. У подростков проявляется высокий уровень умственной и творческой активности. В мотивации играют роль:
- самооценка;
- самоконтроль;
- отметка учителя;
- мнение одноклассников.
Отрицательная или положительная мотивация может проявляться в зависимости от интереса к предмету.
У подростков переплетаются социальные, познавательные и личные мотивы (авторитет у сверстников).
Психолого-педагогические условия формирования мотивации в среднем школьном возрасте являются:
1) Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной.
2) Вторым условием является соотношения сложности задачи с различиями в направленности и силе мотива достижений. Степень сложности задачи оценивается человеком на основании её соответствия имеющимся у него способностям, средствам и времени для решения.
3) На интерес к задаче и стремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственных способностей.
Правила для учителя, которые я применяю на учебных занятиях:
1. Задачи должны быть для учащихся посильными.
2. Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать возрастному уровню.
3. Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.
4. В задачах должна присутствовать степень новизны, проблемы.
5. Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах. [26].
4) Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.
Самостоятельность проявляется: при постановке учебной задачи, создании новых знаний, их отработке и на этапе самоконтроля при выполнении домашней работы. [3]
5) Оценка учителем деятельности школьника носит мотивирующий характер.
6) Среди прочих условий, одним из важных для проявления стремления к достижению является время.
7) Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения, - это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей.
Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:
- создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.
- быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.
- видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.
- сделать деятельность учащихся определенной и понятной.
- обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности. [1]
Домашние задания в средней школе имеют следующие особенности:
- различие видов домашнего задания в зависимости от его целей;
- разноуровневые домашние задания;
- внимание к творческим заданиям, чтобы ученик сам подбирал наиболее удобные способы и приёмы их выполнения;
- психологический настрой подростков на аккуратное выполнение домашней работы;
- развитие приёмов самоконтроля учащихся-подростков.[4]
В данной работе была использована анкета для изучения отношения учащихся к учебным предметам (на основании методик Г.П. Казанцевой и Т.Д. Дубовицкой) школьника в виде теста.
Для исследования изменения мотивации при выполнении домашних заданий были выбраны 50 учащихся 9-х классов одной школы.
Школьники с интересом отвечали на вопросы анкеты.
Выводы.
В данной работе выявлено, что в основе учебной деятельности школьников средней школы лежат две большие группы учебных мотивов: познавательные и социальные.
Психолого-педагогическими условиями развития мотивации являются:
- характер самой деятельности учащегося, её новизна, интерес к ней;
- умение ученика оценивать свои способности;
- роль учителя, его приёмы, методы, которые позволяют вселить в детей уверенность в своих силах; предоставление возможности для закрепления мотива достижения успеха;
- оценка учителя, объективная и справедливая, которая мотивирует учащихся к достижениям в ученой самостоятельной работе;
- время выполнения заданий;
- ролевое поведение родителей, включенность их в дела ребенка.
Педагогические условия, которые изменяют учебную мотивацию школьников при выполнении домашних заданий можно назвать следующие:
- продуктивность самой учебной деятельности;
- значимость предмета темы, задания лично для ученика;
- особенности подросткового развития школьников;
- отношения учителя и ученика друг к другу;
- взаимодействие значимых взрослых, родителей, одноклассников в достижении успеха, самореализации личности учащегося.
В работе были выделены два условия, успешному выполнению домашних работ:
1) ученики понимают смысл, значимость работы;
2) ученики ее выполняют с интересом.
Причины спада учебной мотивации подростков могут быть связаны как с организацией урочного времени, процесса задания упражнений домой, с особенностями психо-физического развития подростков, так и с влиянием личности учителя, его профессиональной подготовленности.
Для успешного выполнения домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его членов семьи, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлеченности, сотрудничества, а главное, повышению мотивации и развитию интереса к учебе. А успехи в учебе напрямую зависят от выполнения домашних заданий.
Список литературы.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., Издательский центр «Академия», 2009.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб., Издательство «Питер», 2000.
- Детская практическая психология. Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинской – М.; Гардарики, 2000.
- Дьюн Дж. Психология и педагогика мышления. – М., «Лабиринт», 1999.