Изменение мотивации учащихся при выполнении домашних заданий

Разделы: Математика


1. Введение

  • Психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации школьников с помощью домашних заданий.
  • Особенности домашних заданий в средней школе.
  • Изменение учебной мотивации школьников при выполнении домашних заданий.

2. Выводы.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Презентация. Обработка результатов анкетирования.

Введение

В данной работе целью изучения является определение педагогических условий, при которых при выполнении домашних заданий будет изменяться учебная мотивация у школьников.

Объектом исследования является процесс формирования учебной мотивации у школьников.

Предмет исследования – педагогические условия выполнения домашних заданий, которые изменяют учебную мотивацию у школьников.
Необходимо предложить школьнику такие задания и упражнения, которые он будет выполнять с удовольствием. Это привьет ему чувство любви к учебе, повысит качество знаний, разовьёт самостоятельность и ответственность.

Для достижения же этой цели необходимо выполнить 4 задачи:

1. выявить мотивы, лежащие в основе учебной мотивации школьников средней школы;

2. рассмотреть психолого-педагогические условия развития мотивации в среднем школьном возрасте;

3. раскрыть особенности домашнего задания в средней школе;

4. обосновать и раскрыть педагогические условия изменения учебной мотивации школьников при выполнении домашних заданий.

Гипотеза исследования: изменения учебной мотивации школьников средней школы будут позитивные, если при выполнении домашних заданий будут соблюдаться следующие педагогические условия:

1. Соблюдение определенного порядка выполнения домашних заданий;

2. Применение различных приемов выполнения домашних заданий с учётом возрастных особенностей;

3. Использование оригинальных и интересных заданий.

Использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы по этой теме.

2. Методы беседы и наблюдения.

3. Анкета изучения отношения учащихся к учебным предметам (на основе методик Г.Н. Казанцевой и Т.Д. Дубовицкой).

Анкета изучения отношения учащихся к учебным предметам
(на основе методик Г.Н. Казанцевой и Т.Д. Дубовицкой).

Анкета ученика _________класса 

1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

  • До 1 часа
  • До 2 часов
  • До 3 часов
  • До 4 часов
  • Более 4 часов

2. На выполнение домашнего задания по каким предметам приходится тратить больше времени, чем на все остальные?

_________________________________________________

3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома?

  • Да
  • Нет

4. Кто помогает тебе при выполнении домашнего задания?

  • Учитель
  • Родители
  • Одноклассники
  • Никто

5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?

  • Да
  • Нет

6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?

  • Всегда
  • Иногда
  • Никогда
  • Редко проверяют, спрашивают
  • Мне все равно

7. Пользуешься ли ты «Решебником» при выполнении домашнего задания?

  • Да
  • Нет

8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?

  • Всегда
  • Иногда
  • Никогда 

9. Пользуешься ли ты Internet при выполнении домашнего задания?

  • Всегда
  • Иногда
  • Никогда

10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?

  • Всегда
  • Иногда
  • Никогда

11. По каким причинам ты не выполняешь домашнее задание по тому или иному предмету?

  • Не получается
  • Нет времени 
  • Легче списать
  • Не проверяют
  • Всегда выполняю
  • Другое

Все наши мотивы исходят из нашей системы потребностей и с разной степенью осознаются нами, либо не осознаются вообще. Педагоги должны учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения. [2]

У школьников с достижением успехов связаны два мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Эти два мотива формируются у старшеклассников в учебной деятельности. Исследования  доказывают, что школьники с сильной мотивацией на достижение успеха учатся лучше, чем с мотивацией на избегание неудачи. Социальный смысл учебной деятельности заключен для подростков и в результате, и в самом процессе. У подростков проявляется высокий уровень умственной и творческой активности. В мотивации играют роль:

  • самооценка;
  • самоконтроль;
  • отметка учителя;
  • мнение одноклассников.

Отрицательная или положительная мотивация может проявляться в зависимости от интереса к предмету.

У подростков переплетаются социальные, познавательные и личные мотивы (авторитет у сверстников).

Психолого-педагогические условия формирования мотивации в среднем школьном возрасте являются:

1) Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной.

2) Вторым условием является соотношения сложности задачи с различиями в направленности и силе мотива достижений. Степень сложности задачи оценивается человеком на основании её соответствия имеющимся у него способностям, средствам и времени для решения.

3) На интерес к задаче и стремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственных способностей.

Правила для учителя, которые я применяю на учебных занятиях:

1. Задачи должны быть для учащихся посильными.

2. Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать возрастному уровню.

3. Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4. В задачах должна присутствовать степень новизны, проблемы.

5. Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах. [26].

4) Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельность проявляется: при постановке учебной задачи, создании новых знаний, их отработке и на этапе самоконтроля при выполнении домашней работы. [3]

5) Оценка учителем деятельности школьника носит мотивирующий характер.

6) Среди прочих условий, одним из важных для проявления стремления к достижению является время.

7) Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения, - это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей.

Для формирования уверенности и возникновения у школьников мотивации достижения учителю особенно важно:

- создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.

- быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.

- видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.

- сделать деятельность учащихся определенной и понятной.

- обеспечивать у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности. [1]

Домашние задания в средней школе имеют следующие особенности:

- различие видов домашнего задания в зависимости от его целей;

- разноуровневые домашние задания;

- внимание к творческим заданиям, чтобы ученик сам подбирал наиболее удобные способы и приёмы их выполнения;

- психологический настрой подростков на аккуратное выполнение домашней работы;

- развитие приёмов самоконтроля учащихся-подростков.[4]

В данной работе была использована анкета для изучения отношения учащихся к учебным предметам (на основании методик Г.П. Казанцевой и Т.Д. Дубовицкой) школьника в виде теста.

Для исследования изменения мотивации при выполнении домашних заданий были выбраны 50 учащихся 9-х классов одной школы.

Школьники с интересом отвечали на вопросы анкеты.

Выводы.

В данной работе выявлено, что в основе учебной деятельности школьников средней школы лежат две большие группы учебных мотивов: познавательные и социальные.

Психолого-педагогическими условиями развития мотивации являются:

- характер самой деятельности учащегося, её новизна, интерес к ней;

- умение ученика оценивать свои способности;

- роль учителя, его приёмы, методы, которые позволяют вселить в детей уверенность в своих силах; предоставление возможности для закрепления мотива достижения успеха;

- оценка учителя, объективная и справедливая, которая мотивирует учащихся к достижениям в ученой самостоятельной работе;

- время выполнения заданий;

- ролевое поведение родителей, включенность их в дела ребенка.

Педагогические условия, которые изменяют учебную мотивацию школьников при выполнении домашних заданий можно назвать следующие:

- продуктивность самой учебной деятельности;

- значимость предмета темы, задания лично для ученика;

- особенности подросткового развития школьников;

- отношения учителя и ученика друг к другу;

- взаимодействие значимых взрослых, родителей, одноклассников в достижении успеха, самореализации личности учащегося.

В работе были выделены два условия, успешному выполнению домашних работ:

1) ученики понимают смысл, значимость работы;

2) ученики ее выполняют с интересом.

Причины спада учебной мотивации подростков могут быть связаны как с организацией урочного времени, процесса задания упражнений домой, с особенностями психо-физического развития подростков, так и с влиянием личности учителя, его профессиональной подготовленности.

Для успешного выполнения домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его членов семьи, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлеченности, сотрудничества, а главное, повышению мотивации и развитию интереса к учебе. А успехи в учебе напрямую зависят от выполнения домашних заданий.

Список литературы.

  1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб., Издательство «Питер», 2000.
  3. Детская практическая психология. Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинской – М.; Гардарики, 2000.
  4. Дьюн Дж. Психология и педагогика мышления. – М., «Лабиринт», 1999.