Методическая разработка занятия в летней школе "Казачий дозор"

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: Программа летней школы, история казачества


Разработали:
Руководитель:
Семёнова Светлана Ивановна
Преподаватели:
Даньков Владимир Аркадьевич
Кобзева Елена Васильевна

Информационная карта программы

1

Полное название программы

Программа летней школы «Казачий дозор»

2

ФИО автора(ов) программы

Семенова Светлана Ивановна
Кобзева Елена Васильевна
Даньков Владимир Аркадьевич

3

Цель программы

Привитие духовно-нравственных качеств личности, воспитание активной жизненной позиции гражданина

4

Задачи программы

Повысить интерес кадет к изучению предметов: история казачества, литература Донского края, физическая подготовка, технология.
Способствовать развитию творческих способностей кадет

5

Краткое содержание программы

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей.

6

Возраст и количество участников программы

11-14 лет, 100-120 кадет

7

Сроки реализации

4 учебных занятия (4 академических часа)

8

Материально-техническое обеспечение

- коромысло, 2 ведра
- мешки
- канат
- кегли
- пазлы
- скакалки
- 4 лопаты
- молотки
- моток веревки
- подручный материал (жерди, ветки, пластик, полиэтилен)
- отличительные ленточки 3-х цветов
- фотоаппарат
- медицинская аптечка

9

Место реализации программы с указанием предполагаемой базы

Территория корпуса

10

Предполагаемые результаты реализации программы

Данная программа позволит кадетам:
- отдохнуть, укрепить здоровье;
- обеспечит условия для творческого развития личности;
- поможет развить познания кадет о законах здорового образа жизни;
- развить потребность в спортивных состязаниях, спортивных играх, творческих делах;
-выработать лидерские и организаторские качества, творческие способности, самостоятельность  участников;
-укрепить физическое и психическое здоровье кадет путем раскрытия способностей к взаимодействию, соучастию и сопереживанию;
- воспитать у младшего поколения потребность в социально-значимой деятельности.

Пояснительная записка

Программа курса летней школы «Казачий дозор» разработана для обеспечения учебно-познавательной деятельности кадет. Занятия в летней школе по программе «Казачий дозор» проходят в ключе военного и регионального компонента. Кадеты знакомятся с укладом жизни казачества, предметами их быта, организацией досуга, фольклором, особенностями походной жизни, приобретая полезные практические навыки.

Содержание программы

№ пп

Мероприятие

Время

Место

1

Интеллектуально-познавательная игра «Казачий курень»:
- формирование команд, получение знаков отличия;
- собери пазл «Памятники казачьей столицы»;
- конкурс «Пословицы и поговорки о казачьей доле и воинской службе»
- конкурс диалектов.

30 мин.

курень

2

Казачьи шермиции:
- «Не расплескай, казак, воды….» (соревнование с коромыслом);
- Ловкий казачок (прыжки в мешках);
- «Скакал казак через долину» (соревнование на ходулях)

40 мин.

Плац, стадион, территория корпуса

3

Игра-практикум «Построй шалаш дозорного»

2 ч. 30мин.

территория корпуса

4

Релаксация. Конкурс казачьей воинской песни

10 мин.

территория корпуса

5

Подведение итогов, награждение.

10 мин.

территория корпуса

 

Итоги программы (возможный продукт)

Шалаш дозорного, фотоотчет.

Литература

  1. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005г.
  2. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005г.
  3. Астапенко М.П. Хрестоматия по истории Донского казачества: учебное пособие-Ростов-на-Дону: Росиздат, 1994 г.
  4. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»:М, «Эксмо», 2013 г.
  5. Звонарев В.П. Край родной. Учебное пособие: Ростов-на-Дону, 1965 г.
  6. Савельев Е.П. История казачества. Новочеркасск, 1916 г. (переиздано в 2006 г.)
  7. Сборник стихов Донских поэтов. Ростов-на-Дону, 1989 г.

Сценарий интеллектуальной игры «казачий курень» по истории и литературе донского края

Цели: Расширение знаний по истории Дона, осмысление единства истории Дона и Русского государства, развитие логического мышления.

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники игры потомки великого народа, большой этнической группы – донских казаков. Сегодня в казачьем курене собрались для состязания сильнейшие игроки АДЕККК.

Здорово дневали, станичники!

Как следовало отвечать на такое пожелание? (Слава богу)

Представляю вам наше жюри: Семёнова С.И., Кобзева Е.В., Даньков В.А.

Соревноваться мы будем по 5-ти направлениям:

  • знание устоев казачьей семьи
  • география и биология Дона
  • литература и искусство Дона
  • история Дона, Новочеркасска

Также оценивается представление команд. Команды готовятся представить себя  (название команды, девиз)

Для Вас, уважаемые игроки, мы приготовили первый вопрос. Внимание, песня…

(звучит песня)

ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Как называется песня и кто ее автор? (цена ответа – 2 балла)

Ответ: «Смерть Ермака», К.Ф. Рылеев, русский поэт-декабрист (это одна из его «Дум»).

I конкурс. Представление команд.

Команды должны кратко презентовать себя, подобрав соответствующее название.

II конкурс. Собери пазлы.

Раздаются конверты с разрезанными на фрагменты фотографиями памятников Новочеркасска. Участники на скорость собирают  картинку и рассказывают о памятнике.

III конкурс. Семья.

  1. Кто такой деверь? (муж сестры).
  2. Кто такая золовка? (сестра мужа).
  3. Кто такой шурин? (брат жены).
  4. Что означало у казаков, когда на одном пальце левой руки женщина-казачка носила два кольца? (вдова, второе кольцо умершего мужа).
  5. Объясните смысл серьги в ухе казака. (В бою блестела, и казака свои же прикрывали, так как значило, что он единственный сын в семье, или последний в роду. 2 серьги – единственный ребенок у родителей).
  6. На казачьей свадьбе жениху тестем вручалась нагайка. Что это такое и каков смысл этого подарка? (Нагайку носили только женатые казаки. Символ власти в доме, над женой. Висела у порога, на гвозде. Мог ударить жену и непослушных детей).
  7. Почему рождение сына в казачьей семье было более радостным событием, чем рождение дочери? (На мальчика выделялся надел земли. Следовательно, чем больше сыновей, тем больше земли в семье).
  8. В казачьем доме, который, как вы знаете, назывался «куренем», каждая комната носила особое название. Самая большая – где принимали гостей – зал или зала, а какую комнату называли «комнаткой» и какой ее обязательный атрибут? (Это первая комната, типа прихожей, где стояла печка).
  9. Назовите перечень вещей, которые входили в приданое невесты и складывались в сундук чуть ли не с самого рождения девочки. (Постельное белье – кружевное, с вышивкой, полотенца, кофточки, юбки, шубы, платки, одежда, обувь).
  10. Во время сватовства, если желали отказать пришедшим в дом невесты сватам, вручали им один овощ. Какой? («Гарбуз» - тыкву) Какой предмет прятала под пышную юбку сваха, идущая сватать невесту, в знак удачи? И где она брала его? (Веник – прихватывала в сенях).

IV конкурс. По географии и биологии Дона.

  1. Где находится географический центр Ростовской области? (южнее поселка Тацинский).
  2. Каково основное энергетическое богатство нашей области? (Каменный уголь).
  3. Какое растение называют на Дону «шелковой травой»? (Ковыль).
  4. Какая рыба самая крупная на Дону? (Белуга).
  5. Какая рыба самая мелкая на Дону? (Бычок, бубырь; себель-верхоплавка).
  6. Один город Ростовской области расположен на трех реках. Какой? (Белая Калитва).
  7. Какова протяженность границ нашей области? (2280 км).

V конкурс. По истории Дона, Новочеркасска.

  1. Назовите самый древний из существующих ныне городов Ростовской области. (Город Азов, 1067 г.).
  2. Как называлась первая столица донских казаков, и как она называется теперь? (Черкасский городок; станица Старочеркасская).
  3. В каком городе Ростовской области царь Петр I предполагал основать столицу государства Российского? (В городе Таганроге).
  4. Когда и кем был основан город Новочеркасск? (Атаманом Платовым в 1805 году)
  5. Кто был главным архитектором, градостроителем новой столицы Области Войска Донского? (Де Волан, француз, градостроитель Одессы).
  6. Какое высшее учебное заведение на Дону самое древнее? Когда оно открылось? (В 1907 г., в Новочеркасске, Донской политехнический институт).
  7. В связи с каким событием Отечественной истории в нашем городе была возведена триумфальная арка? (В честь победы русской армии в войне с фрванцузами и возвращения на Дон казаков героев).

VI конкурс. По истории литературы и искусства Дона.

  1. Где находится знаменитое пушкинское «лукоморье»? (Лукоморье – старинное название Таганрогского залива).
  2. Назовите старейший на Дону театр. (Новочеркасский, 1825 г.).
  3. Запишите на листочках не менее 5-ти фамилий великих русских и советских писателей, живших и работавших на Дону. (А.П.Чехов, К.Тренев, А.Фадеев, А.С. Серафимович, Н.Погодин, М.А.Шолохов, В.Закруткин, П.Лебеденко, А.Калинин).
  4. Назовите фамилию известного скульптора, памятники которого украшают улицы Ростова-на-Дону. (С.Е. Вучетич).
  5. Название стихотворения Владимира Маяковского, посвященного г. Новочеркасску. («Голубой лампас»).
  6. Назовите фамилию известного русского советского художника, автора картины «Трубачи первой конной», жившего и творившего в Новочеркасске. (М.Б.Греков).
  7. О каком учебном заведении г. Новочеркасска, существовавшем в городе в послевоенные годы, написал Б. Изюмский свой знаменитый роман «Алые погоны»? (Суворовское училище).

Подведение итогов.

Памятник Ермаку Тимофеевичу

Кафедральный Войсковой Вознесенский собор

Триумфальная арка при въезде в г. Новочеркасск