Разработали:
Руководитель:
Семёнова Светлана Ивановна
Преподаватели:
Даньков Владимир Аркадьевич
Кобзева Елена Васильевна
Информационная карта программы
1 | Полное название программы |
Программа летней школы «Казачий дозор» |
2 |
ФИО автора(ов) программы |
Семенова Светлана Ивановна |
3 |
Цель программы |
Привитие духовно-нравственных качеств личности, воспитание активной жизненной позиции гражданина |
4 |
Задачи программы |
Повысить интерес кадет к изучению предметов: история казачества, литература Донского края, физическая подготовка, технология. |
5 |
Краткое содержание программы |
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей. |
6 |
Возраст и количество участников программы |
11-14 лет, 100-120 кадет |
7 |
Сроки реализации |
4 учебных занятия (4 академических часа) |
8 |
Материально-техническое обеспечение |
- коромысло, 2 ведра |
9 |
Место реализации программы с указанием предполагаемой базы |
Территория корпуса |
10 |
Предполагаемые результаты реализации программы |
Данная программа позволит кадетам: |
Пояснительная записка
Программа курса летней школы «Казачий дозор» разработана для обеспечения учебно-познавательной деятельности кадет. Занятия в летней школе по программе «Казачий дозор» проходят в ключе военного и регионального компонента. Кадеты знакомятся с укладом жизни казачества, предметами их быта, организацией досуга, фольклором, особенностями походной жизни, приобретая полезные практические навыки.
Содержание программы
№ пп | Мероприятие |
Время |
Место |
1 |
Интеллектуально-познавательная игра «Казачий курень»: |
30 мин. |
курень |
2 |
Казачьи шермиции: |
40 мин. |
Плац, стадион, территория корпуса |
3 |
Игра-практикум «Построй шалаш дозорного» |
2 ч. 30мин. |
территория корпуса |
4 |
Релаксация. Конкурс казачьей воинской песни |
10 мин. |
территория корпуса |
5 |
Подведение итогов, награждение. |
10 мин. |
территория корпуса |
Итоги программы (возможный продукт)
Шалаш дозорного, фотоотчет.
Литература
- Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005г.
- Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005г.
- Астапенко М.П. Хрестоматия по истории Донского казачества: учебное пособие-Ростов-на-Дону: Росиздат, 1994 г.
- Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»:М, «Эксмо», 2013 г.
- Звонарев В.П. Край родной. Учебное пособие: Ростов-на-Дону, 1965 г.
- Савельев Е.П. История казачества. Новочеркасск, 1916 г. (переиздано в 2006 г.)
- Сборник стихов Донских поэтов. Ростов-на-Дону, 1989 г.
Сценарий интеллектуальной игры «казачий курень» по истории и литературе донского края
Цели: Расширение знаний по истории Дона, осмысление единства истории Дона и Русского государства, развитие логического мышления.
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники игры потомки великого народа, большой этнической группы – донских казаков. Сегодня в казачьем курене собрались для состязания сильнейшие игроки АДЕККК.
Здорово дневали, станичники!
Как следовало отвечать на такое пожелание? (Слава богу)
Представляю вам наше жюри: Семёнова С.И., Кобзева Е.В., Даньков В.А.
Соревноваться мы будем по 5-ти направлениям:
- знание устоев казачьей семьи
- география и биология Дона
- литература и искусство Дона
- история Дона, Новочеркасска
Также оценивается представление команд. Команды готовятся представить себя (название команды, девиз)
Для Вас, уважаемые игроки, мы приготовили первый вопрос. Внимание, песня…(звучит песня)
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Как называется песня и кто ее автор? (цена ответа – 2 балла)
Ответ: «Смерть Ермака», К.Ф. Рылеев, русский поэт-декабрист (это одна из его «Дум»).
I конкурс. Представление команд.
Команды должны кратко презентовать себя, подобрав соответствующее название.
II конкурс. Собери пазлы.
Раздаются конверты с разрезанными на фрагменты фотографиями памятников Новочеркасска. Участники на скорость собирают картинку и рассказывают о памятнике.
III конкурс. Семья.
- Кто такой деверь? (муж сестры).
- Кто такая золовка? (сестра мужа).
- Кто такой шурин? (брат жены).
- Что означало у казаков, когда на одном пальце левой руки женщина-казачка носила два кольца? (вдова, второе кольцо умершего мужа).
- Объясните смысл серьги в ухе казака. (В бою блестела, и казака свои же прикрывали, так как значило, что он единственный сын в семье, или последний в роду. 2 серьги – единственный ребенок у родителей).
- На казачьей свадьбе жениху тестем вручалась нагайка. Что это такое и каков смысл этого подарка? (Нагайку носили только женатые казаки. Символ власти в доме, над женой. Висела у порога, на гвозде. Мог ударить жену и непослушных детей).
- Почему рождение сына в казачьей семье было более радостным событием, чем рождение дочери? (На мальчика выделялся надел земли. Следовательно, чем больше сыновей, тем больше земли в семье).
- В казачьем доме, который, как вы знаете, назывался «куренем», каждая комната носила особое название. Самая большая – где принимали гостей – зал или зала, а какую комнату называли «комнаткой» и какой ее обязательный атрибут? (Это первая комната, типа прихожей, где стояла печка).
- Назовите перечень вещей, которые входили в приданое невесты и складывались в сундук чуть ли не с самого рождения девочки. (Постельное белье – кружевное, с вышивкой, полотенца, кофточки, юбки, шубы, платки, одежда, обувь).
- Во время сватовства, если желали отказать пришедшим в дом невесты сватам, вручали им один овощ. Какой? («Гарбуз» - тыкву) Какой предмет прятала под пышную юбку сваха, идущая сватать невесту, в знак удачи? И где она брала его? (Веник – прихватывала в сенях).
IV конкурс. По географии и биологии Дона.
- Где находится географический центр Ростовской области? (южнее поселка Тацинский).
- Каково основное энергетическое богатство нашей области? (Каменный уголь).
- Какое растение называют на Дону «шелковой травой»? (Ковыль).
- Какая рыба самая крупная на Дону? (Белуга).
- Какая рыба самая мелкая на Дону? (Бычок, бубырь; себель-верхоплавка).
- Один город Ростовской области расположен на трех реках. Какой? (Белая Калитва).
- Какова протяженность границ нашей области? (2280 км).
V конкурс. По истории Дона, Новочеркасска.
- Назовите самый древний из существующих ныне городов Ростовской области. (Город Азов, 1067 г.).
- Как называлась первая столица донских казаков, и как она называется теперь? (Черкасский городок; станица Старочеркасская).
- В каком городе Ростовской области царь Петр I предполагал основать столицу государства Российского? (В городе Таганроге).
- Когда и кем был основан город Новочеркасск? (Атаманом Платовым в 1805 году)
- Кто был главным архитектором, градостроителем новой столицы Области Войска Донского? (Де Волан, француз, градостроитель Одессы).
- Какое высшее учебное заведение на Дону самое древнее? Когда оно открылось? (В 1907 г., в Новочеркасске, Донской политехнический институт).
- В связи с каким событием Отечественной истории в нашем городе была возведена триумфальная арка? (В честь победы русской армии в войне с фрванцузами и возвращения на Дон казаков героев).
VI конкурс. По истории литературы и искусства Дона.
- Где находится знаменитое пушкинское «лукоморье»? (Лукоморье – старинное название Таганрогского залива).
- Назовите старейший на Дону театр. (Новочеркасский, 1825 г.).
- Запишите на листочках не менее 5-ти фамилий великих русских и советских писателей, живших и работавших на Дону. (А.П.Чехов, К.Тренев, А.Фадеев, А.С. Серафимович, Н.Погодин, М.А.Шолохов, В.Закруткин, П.Лебеденко, А.Калинин).
- Назовите фамилию известного скульптора, памятники которого украшают улицы Ростова-на-Дону. (С.Е. Вучетич).
- Название стихотворения Владимира Маяковского, посвященного г. Новочеркасску. («Голубой лампас»).
- Назовите фамилию известного русского советского художника, автора картины «Трубачи первой конной», жившего и творившего в Новочеркасске. (М.Б.Греков).
- О каком учебном заведении г. Новочеркасска, существовавшем в городе в послевоенные годы, написал Б. Изюмский свой знаменитый роман «Алые погоны»? (Суворовское училище).
Подведение итогов.
Памятник Ермаку Тимофеевичу
Кафедральный Войсковой Вознесенский собор
Триумфальная арка при въезде в г. Новочеркасск