Проблема правописания безударных гласных корня в начальной школе до сих пор остаётся одной из наиболее актуальных.
Об этом говорит большое количество ошибок в обучающих изложениях, сочинениях и особенно в диктантах учащихся. Причин ошибок на указанную орфограмму немало, в том числе частота употребления слов с этим написанием, на что неоднократно обращали внимание наши лингвисты и методисты.
С точки зрения орфографии слова с безударными гласными корня можно разделить на две основные группы: слова с безударными гласными проверяемые ударением и слова с непроверяемыми безударными гласными.
Первая группа слов со стороны их правописания изучается в начальных классах в связи с курсами фонетики и грамматики и на их основе. Работа над словами второй группы проводится обычно «в словарном порядке». На практике это означает, что для усвоения таких слов от учащихся требуется одно – писать их как можно больше, причём писать их механически, не руководствуясь никакими правилами. В известной мере это оправдано и психологически, поскольку усвоение правописания конкретных слов, в том числе и слов с непроверяемыми орфограммами, зависит от количества «встреч» пишущего с данными написаниями. Но одно дело, когда в процессе овладение орфографией участвует мысль (опора на правило), другое дело – когда связь с фонетикой, грамматикой, орфографией отсутствует и данное слово со стороны его правописания требуется просто заучить, запомнить механически. В этом случае и число «встреч» с такими словами должно быть значительно увеличено.
На мой взгляд, облегчает детям усвоение этих слов специальная методика. Но не менее важным этапом работы над правописанием безударных гласных корня является повторение изученного. Именно такое повторение, и может обеспечить количество «встреч» с данной орфограммой.
Повторение не есть механическое дублирование того, что делалось при первичном изучении материала. Повторение является особым этапом обучения. Значит, у него должна быть своя система работы, опирающаяся на собственные принципы, такие как необходимость повторения, новизна дидактического материала, регулярность повторения, его обобщающий и практический характер.
Цель моей статьи заключается в том, чтобы помочь учителю организовать итоговое повторение названной орфограммы, прежде всего отобрать специальный дидактический материал и наиболее эффективные методы работы над ним.
В разработке вопросов методики повторения безударных гласных корня я исходила из следующего:
1) повторение эффективно, когда оно проводится с учётом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
2) дидактический материал для повторения безударных гласных корня, отобранный из учебников по дисциплинам, изучаемым в данном классе, и других источников, должен содержать преимущественно слова новые и более сложной структуры, чем при их первоначальном изучении;
3) повторять материал следует регулярно;
4) важное место в повторении безударных гласных в 4 классе принадлежит обобщающему и итоговому урокам;
5) эффективными формами повторения является индивидуально- групповая работа с отстающими и отдельными группами наиболее слабо подготовленных учащихся.
Таким образом, система работы над безударными гласными корня при итоговом повторении включает в себя следующие основные компоненты: дидактический материал, методы повторения, формы работы, совершенствование навыков правописания безударных гласных корня.
В своей совокупности они представляют собой систему повторения одного из наиболее трудных разделов курса русской орфографии.
В связи с этим считаю полезным напомнить о значении терминов, обозначающих указанные выше компоненты.
Дидактический материал – материал, с помощью которого осуществляется обучение: рабочие, проверочные и контрольные тетради с печатной основой, тесты, карточки с текстом, тренажёры, таблицы, схемы и др. Дидактический материал – основа обучения. С него начинается, на нём строится и им завершается процесс обучения. С помощью дидактического материала проверяются знания и навыки учащихся. В данном случае это прежде всего отдельные слова, словосочетания, предложения, связные тексты.
Методы обучения – способы передачи знаний, формирование умений и навыков: совокупность приёмов обучения. В данном случае речь идёт о методах повторения, представляющих собой дальнейший этап изучения материала (повторение – тоже изучение).
Формы обучения – это одна из систем организации учебного процесса. Ведущая из них в современной начальной школе – урок.
Использование системы итогового повторения, как показал мой многолетний опыт, позволяет усовершенствовать навыки правописания безударных гласных корня, обогатить словарный запас учащихся, поднять уровень их речевого развития.
О дидактическом материале для повторения безударных гласных корня
Как известно, основа обучения русскому языку – дидактический материал. Причём он непросто должен быть сопутствующим на занятиях по русскому языку, а быть главной и неотъемлемой составной частью выработки речевых навыков. Сказанное в полной мере относится и к обучению правописанию. Следовательно, без дидактического материала невозможно формирование орфографических навыков. Между тем в практике формирования орфографических навыков роль дидактического материала некоторыми учителями недооценивается, что нередко приводит к случайному подбору слов, в частности с безударными гласными корня, и не может дать нужных результатов и при сопутствующем и при итоговом повторении этой орфограммы в последнем классе начальной школы. Нередко при её повторении в 4 классе учителя используют те же примеры, какие они давали при изучении данного правила в 3 классе. Тогда как этого материала для повторения безударных гласных корня уже недостаточно. Не способствует использование его и обогащению словарного запаса школьника, что также необходимо для совершенствования орфографических навыков.
Конечно, в школе нет возможности изучить все имеющиеся в русском литературном языке слова с трудными написаниями. Значит, для работы на уроке и дома нужно отобрать наиболее употребительные из них. Таким образом, важнейшее требование к дидактическому материалу для повторения и безударных гласных корня – принцип употребительности слов с данной орфограммой в современном литературном языке. Мне хотелось бы предложить один из возможных вариантов такого материала, дать примерные списки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными корня для повторения в 4 классе.
Источником отбора дидактического материала для повторения безударных гласных корня должна стать лексика, необходимая для того, чтобы каждый окончивший начальную школу стал орфографически достаточно грамотным человеком, то есть владел навыками написания наиболее употребительных в русском языке слов. Какие это слова?
Во – первых, это должны быть слова, уже изучавшиеся, но недостаточно прочно усвоенные в предшествующих классах, например, такие, как двенадцать, дежурный, комната, лопата, посуда и др. Они могут включаться в упражнения при сопутствующем и итоговом повторении для их основательного закрепления.
Во – вторых, в дидактический материал для повторения правописания безударных гласных корня обязательно следует включить слова, представляющие учебную терминологию по предметам, изучаемые в начальной школе, знание которой необходимо учащимся и для усвоения учебного материала, и в повседневном общении. Прежде всего это термины из учебников для 4 класса начальной школы, в достаточной степени трудные с точки зрения их написания и в то же время доступные для усвоения. Преобладающей орфограммой в них должна быть безударная гласная корня.
Примерами этой группы могут служить слова, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Слова с безударными гласными корня, проверяемые с помощью подбора родственных слов. |
Слова с непроверяемыми безударными гласными корня (в том числе с чередующимися). |
Водоём, второстепенный, движение, делимое, делитель, десяток, жилище, ископаемые, каменистый, конец, ледник, направление, населённый, начертить, окончание, основной, охранять, очистительный, писатель, питание, плодородие, поговорка, происхождение, прямоугольник, растворитель, словарь, содержание, схематичный, удобрение, уменьшаемое, умножение, холмистый, циферблат, число, шестнадцать, электричество, являться и другие. |
Автор, альбом, библиотека, величина, винительный (падеж), витамин, внимание, выражение, вычитаемое, гигиена, глагол, дециметр, дистанция, единица, здоровье, иллюстрация, именительный (падеж), картина, конструктор, кристалл, масштаб, миллиметр, миллион, минерал, никель, образец, одиннадцать, организм, ориентирование, пейзаж, планшет, погода, поэзия, произведение, путешествие, равнина, растение, режим, Россия, сантиметр, секунда, сказуемое, склонение, стихотворение, страница, существительное, таблица, творительный (падеж), территория, упражнение, фигура, флюгер, характер, цистерна, центнер, шоссе, экскурсия, язык и другие. |
Кроме того, вторую группу слов, используемых в качестве дидактического материала для повторения безударных гласных корня, можно отобрать из текстов литературных произведений, изучаемых в начальных классах, заданий и упражнений, включённых в учебники и пособия для 4 класса по ФГОС.
Третью группу слов в работе по повторению безударных гласных корня можно составит, взяв слова из текстов изложений, диктантов и других материалов, предлагаемых учащимся (из ученических работ), причём эти слова следует отбирать с учётом наибольшего количества встречающихся в них ошибок.
Кроме того, источником отбора слов для повторения безударных гласных корня могут служить контрольно-измерительные материалы для 4 класса по русскому языку в соответствии с ФГОС.
Как уже сказано, дидактический материал – один из основных компонентов системы повторения безударных гласных корня, поэтому ему должно уделено при разработке занятий особое внимание. Решить эту задачу и поможет использование дополнительной лексики, взятой из указанных выше источников. О том, как эти слова могут быть использованы, будет сказано в следующей главе.
Методы и формы повторения безударных гласных корня
Классификация включает три основных группы методов обучения русскому языку:
- практические;
- теоретические;
- теоретикопрактические.
Классификация этих методов подробно изложена в книге профессора Л.П.Федоренко «Принципы обучения русскому языку». М., 1973 год. Нет необходимости доказывать, что предложенная Л.П. Федоренко классификация методов обучения в полной мере распространяется и на повторение безударных гласных корня, в том числе и в начальной школе. Кратко остановимся на упомянутых методах.
I. Практические методы.
1). Подбор к данным словам синонимов и антонимов.
Например, учащимся предлагается подобрать синонимы к прилагательным большой, жёлтый, интересный. Дети подбирают синонимы, используя словарь синонимов в учебнике русского языка 4 класс (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М., «Просвещение» 2013 г.). Подчёркивают в них (а также и в данных учителем словах) безударные гласные корня и объясняют, где это возможно, их написание:
- большой (больше) – крупный, громадный (огромный), гигантский;
- жёлтый – золотистый (золото, позолота), лимонный, янтарный;
- интересный – занимательный, увлекательный (увлечься), захватывающий.
Аналогичные задания могут быть предложены и при изучении других частей речи в 4 классе. Образец работы учитель даёт в классе, а дома учащиеся продолжают начатую работу.
2). Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот метод состоит в том , что учащиеся выписывают из данного текста слова по алфавиту и по группам в соответствии с их орфографическими особенностями: в одну группу по алфавиту слова с безударной гласной корня а, в другую - по алфавиту с безударной гласной корня е, в третью – с безударной гласной корня и т.д., причём в каждой группе слова записываются в два столбика: в один – с проверяемыми безударными гласными корня, а в другой – с непроверяемыми безударными гласными корня.
3). Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Например, учащимся предлагается записать имена существительные лень, мастер, скрип, числа и от данных слов с помощью приставок и суффиксов образовать новые слова.
Учащиеся записывают: лень – ленивый, мастер – мастерит, скрип – скрипеть, числа – вычислить.
4). Взаимозамена описательных оборотов и слов – синонимов.
Этот метод у учащихся 4 класса всегда вызывает интерес. В чём суть данного метода. Например, учащиеся должны заменить одним словом – синонимом, записать в столбик в тетрадь с описательным оборотом и выделить безударные гласные корня.
Например: здание большой станции на путях сообщения (вокзал); зёрна, предназначенные для посева (семена); военное приветствие выстрелами, опущением знамён и другими условными знаками (салют). Возможна обратная замена.
5) Письменный пересказ текста с использованием слов с безударной гласной корня.
Основная цель – применения данного метода – развитие речи учащихся и совершенствование их орфографических навыков. Заключается он в том, что дети по опорным словам с безударной гласной корня, записанным на доске, кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста. Например, учащимся можно предложить письменно передать описание леса и отношение человека к нему, используя статьи из учебника окружающего мира для 4 класса автора А.А. Плешакова, «Просвещение». 2012 г.
II. Теоретические методы.
К методам теоретического повторения можно отнести ответы на вопросы (устные и письменные) , письменные работы типа обучающего сочинения, использование элементов программированного обучения и др. Письменные ответы на вопросы при повторении безударных гласных корня заслуживают особого внимания, так как они в большей мере, чем устные ответы, способствуют развитию мыслительной деятельности и речи учащихся: в этих условиях у учащихся на предложенный вопрос есть возможность ответить не да или нет, а сформулировать развёрнутый связный ответ, ответ – рассуждение.
Суть письменной работы типа обучающего сочинения заключается в следующем: за несколько дней до проведения такой работы учащиеся получают задания подготовиться к ней по узловым вопросам, предложенным учителем. На уроке материал по безударным гласным обобщается, коллективно составляется план сочинения, затем учащиеся дают краткие письменные ответы по каждому пункту плана, сопровождая свои ответы примерами. Получается связный текст по названной теме.
Использование элементов программированного обучения особенно может быть полезным при самостоятельной работе учащихся над данной орфограммой, в процессе работы с отстающими учащимися. Суть программированного обучения вкратце можно изложить так. Предлагаемый учащимся материал разбивается на отдельные шаги: для каждого шага даются указания к работе, а также рекомендации на случай, если задание вызывает затруднение или выполнен неверно; в ходе самостоятельной работы над материалом учащиеся могут себя проверить этой системой (предусматривается так называемая обратная связь).
Применение алгоритмов. Алгоритм – это разработка и применение предписаний, указывающий характер и последовательность операций, которые помогут решить соответствующие орфографические задачи. Правильно написать проверяемую безударную гласную корня в слове может помочь такая последовательность выполнение операций:
1). Выясни смысл слова.
2). Поставь ударение в слове.
3). Определи безударные гласные.
4). Подбери родственные слова, поставь в них ударение.
5). Выбери проверочное.
7). Объясни написание данного слова.
Работая с алгоритмом при повторении безударных гласных корня, дети учатся работать над данной орфограммой последовательно, анализируя материал логично и чётко. Это облегчает им усвоение и безударных гласных корня, и других орфограмм.
III. Теоретико-практические методы.
К этим методам повторения безударной гласной корня относятся следующие: орфографический разбор, комментированное письмо, использование элементов этимологического анализа слова.
Порядок орфографического разбора может быть таким:
1). Указать и подчеркнуть орфограмму.
2). Назвать её тип.
3). Сформулировать кратко правило.
4). Объяснить написание.
Орфографический разбор помогает выработке практических навыков письма, способствует развитию мышления учащихся и сознательному усвоению данной орфограммы.
Комментированное письмо отличается от орфографического разбора тем, что орфограмма при комментировании объясняется в процессе письма: дети пишут слова или предложения и одновременно объясняют, почему следует так писать, а не иначе. Применять комментированное письмо следует наряду с другими видами упражнений. Полезность этого вида работы, как уже сказано, в том, что он сближает моменты проговаривания и написания слова. Но не следует забывать, что комментирование – это не констатация написания, а именно его обоснование.
В русском языке встречается достаточно большое количество слов, значение, состав и орфография которых могут быть выяснены только с помощью этимологического анализа. Для этимологического анализа следует отбирать наиболее употребляемые и трудные со стороны правописания слова. Чтобы работа над ними была результативной, учитель предлагает детям вести специальные словарики. Приведу пример: деревня – образовано от дерево (место, очищенное от леса). Значит: деревня – дерево. Работа со словами с безударной гласной корня, требующими этимологических разъяснений, конечно, трудна для учащихся начальной школы, но интересна и доступна.
Заключение
Правописание безударных гласных корня – один из основных разделов программы по русскому языку для начальной школы. Эта орфограмма является при изучении русского языка и наиболее трудной. Безударные гласные корня могут быть усвоены только при условии регулярного письменного повторения учащимися данной орфограммы.
Для совершенствования знаний и навыков учащихся в изучении безударных гласных корня повторение их правописания должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1). Повторение безударных гласных корня должно стать обязательной частью всей работы по русскому языку в 4 классе.
2). При повторении данной орфограммы в работу должны быть включены, с одной стороны, уже пройденные слова с безударными гласными, а с другой – наиболее часто употребляемые слова с этой орфограммой. Обязательная в этом случае и новизна в подходе учащихся к работе над материалом (такой «подход» организует, разумеется, учитель).
3). В повторении безударных гласных корня должна преобладать практическая направленность всей работы над указанной орфограммой.
Наиболее эффективными методами повторения безударных гласных корня на завершающем этапе их изучения являются:
- ответы на вопросы учителя (устные и письменные);
- орфографический разбор (сначала устный, затем письменный);
- комментированное письмо;
- подбор и запись однокоренных слов – других частей речи;
- замена описательных оборотов отдельными словами и обратная замена;
- составление словосочетаний и предложений с данными словами;
- группировка и запись слов по орфографическим признакам;
- устный и письменный пересказ текста с использованием слов с трудными орфограммами;
- подбор и запись синонимов и антонимов с данной орфограммой;
- выборочный диктант;
- письменные работы типа сочинения;
- применение алгоритмов;
- использование элементов программированного обучения;
- использование элементов этимологического анализа слов.
Опора на сформулированные выше положения и применение названных методов дают возможность существенно упрочить усвоение наиболее употребительных в современном русском языке слов с проверяемыми, а также трудно-проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными корня большинством учащихся. При этом использование учащимися таких слов в творческих и других работах способствует решению ещё одной важной задачи курса начального обучения русскому языку – значительному обогащению словаря четвероклассников, развитию их устной и письменной речи,- а это одна из главных целей начального обучения в современной школе.
Литература.
1). Канакина В.П., Русакова Г.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы над трудными словами//Начальная школа, 1985 г. №4.
2). Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., 1991г.
3). Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык в двух частях учебник 4 класс. Москва «Просвещение» 2013 г.
4).Канакина В.П. Рабочая тетрадь по русскому языку в двух частях 4 класс. Москва «Просвещение» 2015г.
5). Мишина Т.И. О дидактическом материале для повторения проверяемых безударных гласных корня в 4 классе//Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994г.
6). Никифорова В.В. КИМ Русский язык 4 класс. Москва «ВАКО» 2015г.
7). Орфографический словарь. Составитель Степанова М.И. Санкт-Петербург «Виктория плюс», 2005г.
8). Плешаков А.А. Окружающий мир в двух частях учебник 4класс. Москва «Просвещение» 2012г.
9). Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. Москва, 1992г.
10). Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. К УМК В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»). Москва «ВАКО» 2015г.
11). Текучев А.В. Грамматический разбор в школе. Москва, 1963г.
12). Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. Москва. 1961г.