Технологическая карта урока
Урок технологии 6 класс, 2 часа. Направление: «Индустриальные технологии» Раздел: «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» |
|||||
Тема: "Сортовой прокат. Выполнение чертежа детали из сортового проката с применением ПК" Тип: комбинированный |
|||||
Цель |
Дидактическая цель:
Деятельностная цель:
Образовательная цель:
|
||||
Задачи |
Образовательные – создать условия для овладения новым опытом деятельности:
Развивающие – создать условия для развития познавательных действий:
Воспитательные:
|
||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: - иметь представление об этапах целостного технологического процесса по изготовлению изделий из сортового проката (на основе обучающих стендов); - самостоятельно выбирать сортовой прокат в качестве заготовок для изготовления различных изделий; - уметь различать понятия: «чертёж детали», «сборочный чертёж изделия», изготовленных из сортового проката; - знать особенности графического изображения деталей и изделий из сортового проката; - выполнять чертеж детали из сортового проката по заданному алгоритму; - устанавливать связь между видом графической работы с помощью чертежных инструментов и с применением ПК (в системе MS WORD); - осуществлять самоконтроль промежуточных и конечных результатов графической деятельности по операцион-ной или технологической картам. |
Метапредметные: - ориентироваться в содержании обучающего материала под руководством учителя: а) обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из сортового проката; - понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение (на основе заданных алгоритмов) с применением ПК в системе MS WORD под руководством учителя; - осваивать способы графического изображения изделий из сортового проката с применением ПК (в системе MS WORD); - взаимодействовать с товарищами в парах при выполнении чертежа детали с применением ПК, обсуждать и принимать решение, опираясь на содержание обучающих стендов. |
Личностные: - приобретать навык самостоятельного выбора сортового проката в качестве заготовок для различных изделий; - представлять целостный технологический процесс по изготовлению изделий из сортового проката; - проявлять интерес к изучению графической документации, стремление овладевать навыками выполнения графической работы с применением ПК; - осваивать роль ученика при работе в парах на основе правил поведения в учебной мастерской; - понимать значимость качественного выполнения чертежа детали из сортового проката как развитие сенсорной и двигательной сферы учащихся; - накапливать опыт совместной работы и способность к самооценке своих действий посредством выполнения чертежа детали из металла с применением ПК (в системе MS WORD). |
|||
Межпредметные связи
|
|||||
Ресурсы урока |
|||||
Для учителя:
|
Для учащихся:
|
Ход урока |
|
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности ученика |
Внутренняя мотивация, потребность включения в деятельность |
|
Приветствует учащихся и обращает их внимание на предметы, находящиеся на демонстрационном столе (Приложение 1):
Демонстрирует презентацию к уроку: «Ознакомление с видами сортового проката». Предлагает выполнить пункты 1 и 2 лабораторно-практической работы № 15. Задает вопросы: Что такое профиль проката? С какой целью при конструировании детали её форму приближают к форме какого-либо профиля сортового проката? Знакомит учащихся с обучающими стендами, наглядно отражающими целостный технологический процесс по изготовлению изделий из сортового проката (Приложение 1). Обращает внимание учащихся на раздаточный материал, находящийся на их рабочих местах:
Задает вопросы:
|
Рассматривают предметы на демонстрационном столе:
Задают вопросы учителю. Знакомятся с раздаточным материалом. Просматривают презентацию к уроку: «Ознакомление с видами сортового проката». Выполняют пункты 1 и 2 лабораторно-практической работы № 15 (учебник технологии 6 класс, с. 105). Высказывают аргументы по определению формы профиля заготовки для изготовления объекта труда (подвеса для плакатов). Рассматривают обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из сортового проката (для сопровождения самостоятельной работы в 6-ом классе). Рассуждают о предстоящей деятельности. Вспоминают материал предыдущего раздела курса (правила изображения чертежей деталей из древесины), высказывают аргументы по существу вопроса: "Отличаются ли правила изображения металлических деталей от правил изображения деталей из древесины?" Рассматривают раздаточный материал:
Пытаются виртуально представить характер предстоящей работы (алгоритм действий для выполнения самостоятельной работы). Рассматривают обучающий стенд (Приложение 2) для выполнения чертежа подвеса с применением ПК (алгоритм действий для выполнения самостоятельной работы). Пытаются сформулировать свою точку зрения о предстоящей работе, аргументируют ответы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
|
Подводит учащихся к постановке цели урока и предлагает примерную модель действий с применением ПК, наметив траекторию деятельности (работа в бригадах, индивидуально). После уточнения основной задачи сегодняшнего урока размещает на классной доске чертёж подвеса – продукт урока. Обращает внимание на последовательность действий при выполнении самостоятельной работы: изучить технологическую карту: «Построение чертежа подвеса для плакатов» (Приложение 3); изучить операционную карту: «Последовательность построения чертежа подвеса для плакатов» (Приложение 4); сопоставить содержание технологической и маршрутной карт, наметить ориентиры для самоконтроля деятельности. Напоминает об использовании обучающего стенда для наглядного представления этапов выполнения чертежа подвеса с применением ПК в системе MS Word (Приложение 2). |
Занимают рабочие места у компьютеров. Пытаются сформулировать основную задачу урока. Указывают учителю на чертеж – продукт урока, который изображён на обучающем стенде, шаг №6 (чертёж подвеса для плакатов), Приложение 2. Анализируют раздаточный материал на рабочих местах: изучают технологическую карту: «Построение чертежа подвеса для плакатов» (Приложение 3); изучают операционную карту: «Последовательность построения чертежа подвеса для плакатов» (Приложение 4); обращают внимание на схожие элементы содержания технологической и маршрутной карт. Высказывают предложения о том, что последняя позиция каждой карты это и есть продукт урока. Размышляют о том, как этот учебный материал необходимо использовать для самостоятельной работы. Сопоставляют этот материал с последовательностью выполнения чертежа подвеса М2:1 по обучающему стенду ((Приложение 2). |
Открытие нового и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (выполнение чертежа подвеса) |
|
В режиме работы по бригадам (по парам), предлагает учащимся ознакомиться непосредственно в системе MS Word с приемами построения чертежа подвеса для плакатов (Практическая работа №16 пункт 1, учебник технологии 6класс, с.109). Предлагает учащимся отобразить на экране монитора масштабную сетку с шагом 0,5 см для удобства построения чертежа детали. Рекомендует учащимся осуществить пробное действие по выполнению чертежа в соответствии с технологической картой «Построение чертежа подвеса для плакатов» (Приложение 3). Совместно с учащимися реализует первую позицию технологической карты, опираясь на предыдущий опыт графической работы в 5-м классе (выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК в системе MS Word). В той же последовательности рекомендует учащимся осуществить пробное действие по построению прямых линий чертежа в соответствии с позициями 2 и 3 технологической карты (Приложение 3), опираясь на предыдущий опыт работы в 5-м классе. Обращает внимание учащихся, что таким способом реализуются первая и вторая позиции обучающего стенда по выполнению чертежа подвеса для плакатов с применением ПК (Приложение 2). |
Наблюдают за показом учителя, знакомятся с практической работой №16 пункт 1, рассматривают обучающий стенд ((Приложение 2) "Последовательность построения чертежа подвеса для плакатов (М2:1)" с применением ПК, задают вопросы. Под руководством учителя подготавливают ПК для работы в системе MS Word. Отображают масштабную сетку с шагом 0,5 см. По линиям сетки пытаются построить прямоугольник 40 х 53мм. Выделяют сплошной основной линией основание прямоугольника 40 мм. Сравнивают результат самостоятельной графической работы с эталоном на обучающем стенде (Приложение 2). По рекомендации учителя отрабатывают алгоритм действий по технологической карте в соответствии с позициями 2 и 3 (Приложение 3). Пытаются построить с помощью сплошных основных линий равнобедренную трапецию (таким способом выполняют пробу сил по реализации второй и третьей позиций технологической карты, опираясь на предыдущий опыт графической работы в 5-м классе). Убеждаются в удобстве выполнения графической работы на основе масштабной сетки с шагом 0,5 см. Соизмеряют свою готовность к реализации последующих этапов работы. Задают вопросы. |
Самостоятельная работа, выявление места и причины затруднения (самопроверка по эталону) |
|
По мере завершения пробной работы, обращает внимание учащихся на приемы построения окружностей: Ø24 мм, Ø8 мм, Ø4 мм, Ø7 мм. Указывает учащимся на право выбора обучающего материала для сопровождения самостоятельной работы: Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4. Демонстрирует приемы графического отображения неполной окружности Ø24 мм с помощью системы MS Word. Таким способом реализуется четвертая позиция технологической карты по выполнению чертежа подвеса для плакатов с применением ПК. Далее (по мере завершения пробной самостоятельной работы по построению неполной окружности Ø24 мм) демонстрирует приемы вычерчивания сплошной основной линией контуров отверстий: Ø8 мм, Ø4 мм, Ø7 мм в системе MS Word. Контролирует действия учащихся при выполнении графической работы по технологической карте в позициях № 4 – 8. По необходимости оказывает помощь. Совместно с учащимися демонстрирует приемы проставления действительных размеров детали с помощью системы MS Word. |
По мере завершения графической работы в позициях № 1, 2, 3 технологической карты (Приложение 3), знакомятся с приемами построения окружностей: Ø24 мм, Ø8 мм, Ø4 мм, Ø7 мм. Работают в парах (по бригадам) с опорой на обучающий материал: Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4. Совместно с учителем на каждом рабочем месте выполняют графическую работу по отображению неполной окружности Ø24 мм с помощью системы MS Word. Взаимодействуют друг с другом. Задают вопросы. По мере завершения построения неполной окружности Ø24 мм, пытаются освоить приемы вычерчивания сплошной основной линией контуров отверстий: Ø8 мм, Ø4 мм, Ø7 мм, опираясь на обучающий материал: Приложение 3, Приложение 4. Сравнивают результат самостоятельной работы с эталоном. При необходимости задают вопросы и делают исправления. Соизмеряют свою готовность к реализации завершающего этапа. Совместно с учителем осваивают приемы проставления действительных размеров детали с помощью ПК. |
Рефлексия. Итог урока |
|
Проверяет в режиме наблюдения, как учащиеся освоили материал по изучению графического изображения изделий из сортового проката (на примере построения чертежа подвеса для плакатов). Проверяет на рабочих местах правильность выполнения линий чертежа подвеса для плакатов в соответствии с позициями № 1 – 9 технологической карты (Приложение 3). Предлагает учащимся воспринять следующие критерии оценки качества работы на данном уроке: правильность ответов на вопросы при изучении теоретического материала; правильность построения чертежа подвеса для плакатов в системе MS Word. Совместно с учениками делает выводы по изученному материалу. Каждой бригаде (и индивидуально) выставляет комплексную оценку: по результатам ответов на вопросы при изучении теоретического материала; по результатам построения чертежа подвеса для плакатов в системе MS Word. |
Сопоставляют правильность построения чертежа подвеса для плакатов в системе MS Word с эталоном на классной доске. По мере необходимости корректируют выполненные чертежи в системе MS Word. Повторно сравнивают результат с эталоном. Рефлексия урока: Мне удалось справиться с комплексным заданием «качественно» или «я предполагал, что получится лучше»… Мне лучше удалось справиться с изучением теоретического материала или с заданием практического характера работы (построение чертежа подвеса для плакатов в системе MS Word). Я узнал – что такое графическое изображение детали из сортового проката. Я научился – выполнять чертеж подвеса для плакатов по заданному алгоритму. Я реализовал – первую попытку: построение чертежа детали с наличием окружностей в системеMS Word. Я попробую самостоятельно – выполнять чертеж подвеса для плакатов в М2:1 (дома, с применением ПК). |
Домашнее задание:
|