Цель: совершенствование навыков употребления существительных разного рода.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление знаний о существительных, практическое употребление существительных женского, мужского, среднего рода;
- Ознакомление с алгоритмом определения рода имен существительных;
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза;
- Совершенствование навыка словообразования;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти);
- Развитие связной речи;
- Развитие общей и мелкой моторики;
Воспитательные:
- Воспитание у обучающихся положительного отношения к логопедическим занятиям, навыков сотрудничества и самоконтроля.
Оборудование: коробка с предметами, индивидуальные листы с заданиями, конверты с заданием, доска.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте. Первые сядут те дети, у которых на парте лежат предметы, про которые можно сказать "моё", затем "мой", "моя".
II. Основная часть
1. Повторение изученного материала.
- Запишите слова.
Слова: кошка, дом, солнце, карандаш, ошибка, дерево.
- Определите часть речи.
- Дайте определение существительного.
Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? Одушевленными и неодушевленными.
- Приведите примеры. (Человек – кто? здание – что?)
- А что еще вы знаете об именах существительных?
Бывают в единственном и множественном числе.
- Приведите примеры. (Кот – ед.ч., коты – мн.ч)
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.
- Приведите примеры. (Новокузнецк, Дарья – имена собственные).
2. Формулирование темы занятия.
- Вы уже много знаете про имя существительное. Но это еще не всё. Сегодня вы узнаете о роде имени существительного.
- Разделите слова, которые находятся в конвертах на три группы.
Дидактическая игра «Раздели».
Задание выполняем в паре.
Слова: дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.
- Почему вы слова дом, стол, хлеб – отнесли к первой группе. (Отвечает на вопрос он мой?)
- Что можете сказать про слова второй и третьей группы.
К словам второй группы можно подставить слова «она моя».
К словам третье группы можно подставить слова «оно моё».
- Если к именам существительным можно поставить слова «он мой» - то они мужского рода. Если поставить «она моя» - женского рода, «оно моё» - среднего рода.
- Может ли имя существительное меняться по родам, давайте попробуем.
- Не может. Имя существительное не может меняться по родам, оно имеет род.
3. Определите род имен существительных.
Коробка с предметами: снежинка, стекло, яблоко, карандаш, ручка, мяч, матрёшка, кольцо, зеркало, книга.
4. Определите род имени существительного.
Индивидуальные листы с заданием.
5. Пальчиковая гимнастика.
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполнять в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
6. Составление синквейна. Работа в тетрадях.
Дождь – сущ., что? Неодушевленное, нарицательное, ед.ч., м.р.
Запись в тетрадь.
1. Дождь
2. Мокрый, холодный, летний.
3. Льёт, капает, стучит.
4. Капля.
5. Я люблю гулять под дождём.
7. Физминутка.
- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Давайте вспомним имена существительные из заданий. Называем по одному слову по очереди, первый тот, кто стоит справа от меня. А дальше тот, кто справа от него.
- А теперь мы поиграем с ними. Каждый из вас называет слово, которое вспомнил, и передает его хлопком соседу слева. А ваш сосед должен повторить это слово и изменить его так, чтобы оно обозначало много предметов. И уже своему соседу назвать следующее. И так по кругу.
8. Работа с деформированными предложениями.
- Составьте из данных слов предложения, запишите в тетрадь.
дерева, снежный, с, ком, упал
Снежный ком упал с дерева.
пролетала, цветами, над, бабочка, пёстрыми
Бабочка пролетала над пёстрыми цветами.
парил, в, высоко, коршун, воздухе
Высоко в воздухе парил коршун.
закружились, крупные, воздухе, снежинки, в
В воздухе закружились крупные снежинки.
осторожный, и, тигр, зверь, хитрый
Тигр осторожный и хитрый зверь.
заяц, на, пушистый, прыгнул, поляну
Пушистый заяц прыгнул на поляну.
дупле, зимой, в, большого, он дерева, спит
Зимой он спит в дупле большого дерева.
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Рефлекия.
- Что вы нового узнали сегодня на занятии?
- Как определить род имени существительного?
- Давайте оценим свою работу на занятии с помощью «Лесенки успеха».