Мы живем в стремительно меняющемся мире, в век компьютеров, информации, мобильной связи, спутникового телевидения, Интернета. Информационные технологии предоставляют нам новые возможности. На сегодняшний день современных детей ждет интересное будущее. Чтобы они были преуспевающими, умели ориентироваться в стремительно возрастающем потоке информации, нужно научить их быстро и легко воспринимать информацию, обрабатывать ее, анализировать, постигать новое, находить неординарные креативные решения в различных жизненных ситуациях.
Проблема развития интеллекта, а так же творческого потенциала личности современного ребенка одна из важнейших образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные способности в познавательной, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сферах. Предпосылки способностей обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения и развития.
Содержание и методы обучения ребенка дошкольного возраста направлены на развитие памяти, внимания, творческого воображения, на формирование умения анализировать, сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, приобретать чувства удовлетворения от найденного пути решения. Когда ребенок сам взаимодействует с объектами, он лучше постигает окружающую действительность, вследствие этого приоритет в работе с детьми дошкольного возраста следует отдавать практическим методам обучения: наблюдениям, экспериментам, проектам, опытам.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
- Интеграцию учебного содержания;
- Развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
- Формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
- Формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Самое важнейшее то, что участие в проектной деятельности позволяет приобрести уникальный социальный опыт (как воспитанникам, так и педагогам), который невозможно присвоить при любых других формах обучения.
Применение в педагогической деятельности инновационных технологий раскрывает новые возможности обучения и воспитания детей дошкольного возраста, и одной из наиболее результативных на сегодняшний день стал метод проектов. Одной из самых оптимальных технологий, способствующий компетентно-ориентированный подход в дошкольном образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов лежит идея, суть которой заключается в понятии слова «проект», - его прагматической направленности на получение результата, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Участие в проектировании ставит детей дошкольного возраста и педагогов в позицию, при которой он сам разрабатывает как для себя, так и для других новые условия и способы реализации личностно-ориентированного подхода. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных образовательных учреждений.
Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Применение в практике метода проекта в дошкольном образовании как одного из основных методов интегрированного обучения детей дошкольного возраста, позволяет существенно повысить самостоятельную поисковую активность детей, для развития творческого мышления, умения детей самостоятельно, разнообразными способами и методами находить информацию об интересующем предмете (исследуемом объекте) или явлении и применять эти знания для создания новых объектов действительности.
Метод проектов используемый в дошкольной среде интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, поскольку он предоставляет возможность сублимировать материал по определённой тематике, способствовать повышению уровня собственной педагогической компетентности по выявленной проблематике, выведение на новый уровень взаимоотношений с родителями (законными представителями), испытывать себя частью партнерских взаимоотношений с детьми в решении исследовательско-поисковых задач, сделать образовательный процесс познания увлекательным и поучительным.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какие предметы использовать, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации.
Типы проектов:
- Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
- Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы).
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
- Творческие (оформление результата виде детского праздника, детского дизайна).
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, тогда именно через игровые технологии при правильном руководстве становиться способом обучения, деятельностью для реализации творческого потенциала, первым шагом социализации ребенка в социуме.
По продолжительности они бывают краткосрочными (1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).
Метод проектов можно использовать в педагогической работе с детьми дошкольного возраста, начиная с младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Но только со старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет, ребенок начинает активно включаться в аналитическую деятельность организации и реализации проекта. Активность ребенка дошкольного возраста позволяет определить задачи образовательного процесса, что дает возможность формирования предпосылок учебно-исследовательских умений и навыков в соответствии с основными возрастными особенностями в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Для реализации проекта педагог совместно с ребенком определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала для совместного информационного анализа.
При организации планирования проектной деятельности педагогу следует обратить особое внимание на этапы в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста. Организация этого процесса представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность аналитических, поисковых, проблемных, исследовательских, творческих методов.
Реализация любого проекта предполагает работу с детьми дошкольного возраста, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.
- Участие, родителей в совместной с ребёнком деятельности доставляет детям удовлетворение и особое ощущение значимости в глазах взрослого, которое благоприятствует их достижениям и успехам;
- Расширяет, зону ближайшего развития через получения социального опыта ребёнка и дает положительные модели для подражания значимого взрослого;
Дети, приобретая аналитический опыт в информационном поле, начинают относится к родителям (значимым взрослым), как к источнику знаний и опыта.
Активное участие родителей в создании и реализации проектов побуждает живой интерес к самопознанию и познанию собственного ребенка, что повышает их культурную компетентность в области воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. В ходе совместной работы над проектом совершенствуется образовательный и воспитательный процессы.
Родители были вовлечены в проект «Лучше папы в мире нет». Мамы принесли фотографии, где папы со своими любимыми детьми проводят свободное время (педагог совместно с детьми оформили презентацию). Также одна мама принесла стихотворение «Лучше папы в мире нет». В заключительной части проекта составили презентацию, которую продемонстрировали на педагогическом совете в рамках «Формирование познавательного интереса воспитанников через проектную деятельность».
Следовательно, задача педагога, родителя состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в большом потоке информации, самостоятельно ее добывать, усваивать в виде знания, рационально подходит к процессу познания, т.е. научить учиться.
Из множества предложенных типов проектов в современных условиях образовательного процесса, хотелось бы остановить свой выбор на авторском проекте реализация которого предполагает ознакомление с проектной деятельностью, решающей проблему в социальной сфере (социум), то есть в обществе знакомом ребенку, так как он является наиболее значимым и достижимым в реализации последовательных шагов по эффективному решению проблемы в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов в условиях дошкольного образовательного учреждения, а так же он предполагает максимально свободный и традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, книги, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
В это время воспитатели провели групповые родительские собрания, на которых рассказали родителям о той работе, которую организуем и проводим мы, а так же пригласили их к совместному активному сотрудничеству. Мы предлагали родителям проводить беседы с детьми для выявления области интересов детей, для дальнейшей реализации проекта.
Родителям было предложено заполнить таблицу в которой представлены основные этапы создания авторского проекта которые подразумевают достижение последовательных шагов.
Таблица 1
Проект | Последовательность шагов по эффективному решению проблемы в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов |
Идея |
Основа проекта (социальная значимость проекта) |
Объект |
Поле поиска (целое, избранное для изучения) |
Предмет |
То, что подлежит изучению (частное, определяющее тему) |
Проблема |
Противоречия и разница (социальный заказ, требующий безотлагательного решения) |
Актуальность |
Важность и необходимость проекта (степень важности исследования проекта на данный момент) |
Гипотеза |
Предположение (предполагаемое решение, проверяемое и решаемое практикой) |
Новизна |
Новое решение известного (новое для общества знание, продукт…) |
Тема |
Название проекта (в соответствии стратегии государства, в интересах личности) |
Цель |
Образ бедующего (результат на который направлена работа) |
Задачи |
Последовательные шаги (исследовательские действия необходимые для решения: поставленной в работе цели, решения проблемы, проверки предположения) |
Механизмы |
Способы (наблюдения, беседы, сравнения, опрос, рукотворчество при помощи которых осуществляются шаги) |
Ресурсы |
Средства (людские, финансовые, материальные, технические, информационные при помощи которых осуществляются шаги) |
Результат |
Подтверждение (практическое подтверждение будущего или социально-практического применения) |
Перспектива |
Применение (дальнейшее практическое применение донной работы) |
После проведенного анализа мы пришли к выводу, что так как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, игровая, то процесс формирования будем проводить через игру. Ребенку в игровой форме разъясняются этапы (последовательные шаги) от идеи к воплощению проекта (продукт).
В процессе реализации проекта мы использовали разнообразные формы работы: экскурсии в библиотеку, выставки рисунков в нашем дошкольном образовательном учреждении, принимали участие в выставке детских работ «Сказки Пушкина», проводили встречу с поэтом авторских стихотворений Пивоваровым С.П., сотрудничали с музыкальной школой искусств №3; участвовали в конкурсе «Звёздная капель», устраивали выставки фотографий с участием родителей «Природа моего края», посещали вместе с родителями места отдыха нашего города, совершили экскурсии, организовали и провели субботник на территории детского сада; участвовали совместно с родителями в акции «Спаси дерево», «Зимняя кладовая».
Во время бесед с родителями мы интересовались, что ребёнок говорил, делал, какие выводы делал, какие трудности возникли и на каких этапах, как родители справлялись с возникшими трудностями, что было неожиданно, что удивило и порадовало. Отклики родителей и наблюдения за воспитанниками позволили нам сделать выводы, что применяя естественные ситуации, родители значительно обогатили и закрепили знания и умения детей при реализации проектов.
Из множества представленных проектов нашего дошкольного учреждения, наиболее интересный на наш взгляд проект «Книжка - малышка для младшего братишки» воспитанницы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет №2 «Совушка» МБДОУ № 83 «Утиное гнездышко» Ким Софьи.
Проект | Последовательность шагов по эффективному решению проблемы в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов |
Идея |
Вовлечение младшего брата в круг своих интересов, подготовка к обучению в школе: письмо, счет, чтение |
Объект |
Книга (как средство) |
Предмет |
Обработка текста, адаптация к меньшему содержанию (пересказ) |
Проблема |
Перевод устной речи (чтение текста родителями ребенку) в письменную с сохранением смысловой нагрузки с уменьшением текстовой части. |
Актуальность |
Ребенок знающий азбуку научается чтению (применение полученных знаний на практике) |
Гипотеза |
Если сократить объем письменного текста, то у ребенка будет желание (сформируется мотив) применить свои знания на практике (самостоятельно читать). |
Новизна |
Не меняя идеи авторского текста, составить текст книжки – малышки в сокращенном варианте |
Тема |
Книжка – малышка для младшего братишки |
Цель |
Способствовать формированию интереса к самостоятельному чтению |
Задачи |
|
Механизмы |
- брат быстро теряет интерес при больших объемах прослушивания текста сказки; |
Ресурсы |
Средства: |
Результат |
Ребенок читает книжки – малышки |
Перспектива |
Заучивание самостоятельно прочтенного текста наизусть |
В ходе реализации этого проекта мы подобрали детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры, провели беседы «Детская сказка». Для родителей подготовили буклеты и таблицы с подробными этапами (шагами), в которых детально описали структуру проекта и пути его реализации для создания его в домашних условиях. Воспитатели осуществляли консультирующую и направляющую функцию. Итогом проекта стала книжка-малышка, в перспективе её будем печатать в типографии.
Итак, привлечение родителей к работе с детьми создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет индивидуальный подход к каждой семье.
Проведённая мною работа по теме «Организация педагогического процесса посредством актуализации проектного метода» имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления ребенком дошкольного возраста сумм знаний на интенсивное овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творчески активную личность, способную самостоятельно решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. Этот метод актуален еще и тем, что очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что мой опыт работы является актуальным и значимым, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим особое внимание познавательному и творческому развитию детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
Очередной проект завершён. Мы получили огромный эмоциональный заряд, благодарные слова детей и родителей, мы готовы к реализации новых идей.
Список литературы.
- Джонс Дж.К. Методы проектирования. — М.: Мир, 1986. — 326 с.
- Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с.: ил.
- Журнал «Старший воспитатель» № 9/2009г. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ».
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 6/2003г.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М.: АРКТИ, 2006. - 96 с
- Матяш Н. В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Нрафф, 2002. - 112 с
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.:АРКТИ, 2008. - 80 с
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. - 96 с.
Статьи в Интернет.
- «Организация метода проектов в начальной школе» http://knowledge.allbest.ru;
- «Педагогический опыт по теме «Проектный метод, как развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста»» https://dohcolonoc.ru.