Конкретные проекты:
Литературная композиция «Ко Дню Народного Единства»;
Гетман Мазепа (<Приложение 1>)
Литературная композиция «К 300-летию Полтавской битвы» (<Приложение 3>);
Проект «Масленица» (<Приложение 4>);
Проект «Новые факты об известных праздниках России и Великобритании» (<Приложение 2>).
Цели и задачи проекта:
- воспитание гражданственности и патриотизма учащихся;
- воспитание личности на примерах жизни героев прошлого, способных служить примерами для воспитания современной молодежи,
- расширение кругозора школьников,
- ознакомление учащихся с текстами, соответственно подобранными по изучаемой теме,
- развитие навыков перевода текстов с русского на английский и с английского на русский язык,
- расширение словарного запаса школьников в русском и английском языках,
- развитие навыков выразительного чтения и публичных выступлений.
Суть деятельности:
- Проведение тематических уроков, посвященных памятным историческим датам и государственным праздникам.
- Создание литературных композиций.
- Подбор матерала учащимися для литературных композиций (прозаические и поэтические тексты, фотографии, создание презентаций, выполнение иллюстраций.).
- Перевод текстов на английских язык.
Внеурочная деятельность: Дополнительная подготовка и постановка театрализованных представлений.
1.
Когда земля, по долгом неустройстве,
В порядок быть должна приведена,
Болезненно свершается целенье
Старинных ран. Чтоб здание исправить,
Насильственно коснуться мы должны
Его частей. Но, милостию Божьей,
Мы неизбежную страданья пору
Уж перешли, и мудрость государя
Сознали все.
2. В начале VII века царствовавший в Москве род прекратился. Последний из рода Рюриковичей, Государь Фёдор Иоаннович, человек слабый и бездетный, ещё при жизни своей отдал всё правление своему шурину, Борису Годунову, который по смерти царя надеялся наследовать престол.
На Фёдора опоры нет никакой! Он - словно мягкий воск
В руках того, кто им владеть умеет.
Не он царит- под шурином его
Стеня, давно защиты просит.
3. Prince Dimitri perished in Uglitch of violence. People in Uglitch killed many of those, who were suspected by them in participation in murder.
Tsar Boris ordered to organize an inquest, which showed, that prince Dimitri had killed himself with the knife because of his illness.
But everybody suspected Boris Godunov in Giving an order to kill the prince.
4. При поддержке заранее задобренных им доброжелателей Бориса выбрали на престол.
Тогда стал носиться слух, что царевич Димитрий жив, что его успели спасти от убийц, подменив другим мальчиком, которого и убили.
5.
Молва такая ходит-
Не сам царевич Дмитрий закололся,
Но был убит. Иные ж говорят,
Что не его убили, но другого.
Ошибкою. Один противоречит
Другому слух. Но, может быть,
В те дни и вправду было покушенье
На жизнь его, и спасся он?
6. Не уверенный в надёжности своего положения, царь Борис стал очень подозрительным, стал доискиваться тайных врагов, приказывал хватать людей, кидать их в тюрьмы, жестоко пытать.
7. Народ, прежде любивший Бориса, возненавидел его за жестокости. К тому же наступил ужасный голод.
Голод между тем тогда вовсю свирепствовал. Напрасно
Народу он все житницы открыл,
Истощены его запасы.
Люди начали думать, что Борисово царство не благословляется Богом. Думали:
Оттого, что он царь незаконный, через него такая кара на всю Русь насылается.
8. Тhat time one monk that ran away from the monastery he lived in by the name of Gregory Otrepiev appeared in Poland.
He offered to the king of Poland Sigizmund the 111 to bring in latin - catholic belief in Muscovy and to help to unite it with Poland. That’s why the king met Gregory Otrepiev as prince Dimitri.
9. Польские паны составили лже-Димитрию войско из кого попало, пристали туда и запорожские казаки, охотники воевать с кем угодно, и с такой шайкой самозванец вступил в московское государство.
Многие русские поверили, что к ним действительно вернулся Димитрий, тем более, что мать настоящего Димитрия, вдовая царица Мария Нагая, во иночестве Марфа, признала его своим сыном перед всем народом из мести к Годунову за смерть своего сына:
«Мой сын тобой убит, - говорила она Борису. – Судьба другого сына послала мне -
Его я принимаю! Димитрием его зову! Приди,
Приди ко мне, воскресший мой Димитрий!
Приди убийцу свергнуть твоего!»
10. Boris Godunov suddenly died on the 13th of April 1605. False Dimitri became the tsar. He married Marina Mnishek. More than 2000 Polish came to participate in the celebration of that marriage to Moscow.
They became impudent, offended the Russians, did not respect Russian belief and customs.
11. Служилые и торговые люди, возмущённые всем этим, напали на дворец 17 мая 1606 года. Самозванца убили, а царём выбрали Василия Ивановича Шуйского.
12. Тем временем московское государство пришло в ужасный беспорядок. Начались смуты, бунты. Появился новый вор, назвавший себя Димитрием. Полтора года он с толпой поляков, казаков и разных русских бродяг стоял в Тушино, держал столицу в осаде, но не мог взять её.
13. The boyars in Muscovy desired to dethrone Vasili Shuiski and to put the Polish prince Vladislav, the son of the king Sigizmund, on the Russian throne
On the 7th of January 1610 false Dimitri ran away from Tushino to Kaluga.
14. Вскоре москвичи низложили царя Василия с престола. К королю Сигизмунду, стоявшему под Смоленском, были отправлены послы с требованием к нему, чтобы Владислав крестился в греческую веру. Поляки же на это не соглашались.
15. It was known quite well that Sigizmund the 111 was a real catholic himself. He tried to put the Pope above all of orthodoxy people who lived in Polish – Lithunian state. He would have done the same in Muscovy if he had captured it.
16. Тогдашний патриарх Гермоген стал возбуждать народ на защиту веры. Первое ополчение собралось под предводительством Прокопия Ляпунова. По его голосу поднялись Рязань, Нижний Новгород, Кострома, Галич, Вологда, Ярославль, Владимир и другие города.
17. В январе 1611 года Ляпунов разослал свои грамоты, и в марте уже со всех сторон шла народная сила на Москву выгонять поляков.
18. The Polish, trying to save themselves of death, began to beat the Russians and to expel them from Kitai–gorod; nearly 8000 people perished then. Then the Polish burnt all Moscow except the Kremlin and Kitai-gorod.
19. Русские обложили Москву и держали поляков в осаде четыре месяца, но взять их не смогли, так как у самих русских в войске пошли нестроения. Казаки, стоявшие в стане в войске Ляпунова, поверили подложному письму, написанному якобы им и содержавшему обещание расправиться с казаками сразу после взятия Москвы. В гневе они изрубили его саблями. После этого большая часть русского войска разбежалась.
20. By that time the Polish have been standing for 2 years under the walls of Smolensk fortress. On the 2nd of June they took the town by storm. The Russians began to burn the town themselves in order not to give the Polish anything and they burnt themselves too.
After taking Smolensk the king with his landowners went to Warsaw, having taken the Russian prisoner - tsar Vasili Shuiski with them.
21. В это время выступил на дело спасения Руси Дионисий, архимандрит Троице-Сергиева монастыря. У себя в монастыре он принимал мученных поляками и немцами крестьян. Дионосий устраивал для них больницы, где некоторые выздоравливали; другие же удостаивались христианского погребения.
22. The monks were looking for dead bodies in the suburbs, as people became numb when the Polish burnt their villages. There was no state power, that is why it was a great lack of discipline among the Russians.
Seeing all that, Dionisi wrote the document, the copyists prepared many copies of it and sent it to different towns with people, who had come to the monastery.
23. Вот что было сказано в этой грамоте: «Сами видите близкую кончину всех христиан. Где только завладели литовские люди, разорение учинилось московскому государству. Где народ общий христианский? Не все ли без милости пострадали и разведены в плен? Не пощадили ни престаревших возрастом, ни ссущих млеко незлобивых младенцев.
Чтобы и вас не постигла такая лютая смерть, Бога ради, положите подвиг своего страдания, чтоб вам и всему общему народу, всем православным христианам, быть в соединении».
24. «Служилые люди, без всякого мешканья поспешите в Москву на сход. И если мы все вместе прибегнем ко всещедрому Богу и совокупно обещаем сотворить подвиг и пострадать до смерти за православную христианскую веру, то милостивый Владыко человеколюбец отвратит праведный гнев свой и избавит лютой смерти и вечного порабощения безбожного латинского».
25. «Смилуйтесь и сотворите дело сие, ратными людьми помогите, чтобы ныне под Москвою не учинилось бы какой-нибудь порухи боярам и воеводам и всяким воинским людям.». Такая грамота прислана была в Нижний Новгород в октябре1611 года. Слушать ее собрались попы, дьяконы, дворяне, дети боярские и старосты посадские, а в числе старост был Кузьма Захарьевич Минин-Сухорук. Ремеслом он был торговец скотом, а прежде служил в ратной службе.
26. Минин сказал тогда миру: «Вот прислана грамота из Троице-Сергиева монастыря, прикажите прочитать ее в церкви народу. А там что Бог даст. Мне было видение: явился святой Сергий и сказал мне: «Разбуди спящих!»».
27. На следующий день так и поступили. Когда народу прочитали грамоту, люди возопили со слезами: «Горе нам! Погибла Москва – царствующий град, погибнет все наше московское государство!».
Тут староста Кузьма Минин стал говорить громко: «Православные люди! Коли нам похотеть подать помощь московскому государству, то не пожалеем не токмо животов наших, дворы свои продадим, жен, детей в кабалу отдадим; будем бить челом, чтобы шли заступиться за истинную веру и был бы у нас начальный человек».
28. «Дело великое мы совершим, слава нам будет от всей Земли Русской, что от такого малого города произойдет такое великое дело. Я знаю, только мы на это дело подвигнемся, - многие города к нам пристанут и мы вместе с ними дружно отобьемся от иноземцев».
29. Citizens of Nizni Novgorod liked the speech and they unanimously voted Kuzma Minin to be the chief. Then they began to think about whom to choose to be at the head of the army.
30. Вспомнили князя Димитрия Михайловича Пожарского. Он, в отличие от других бояр, в прежние времена не стоял на виду, но и не делал никакой неправды, не бывал он в воровских шайках, не просил милости у польского короля.
31. He was fighting in the home-guard of Prokopi Liapunov, was wounded and by that time he had hardly recovered of wounds. The ambassadors from Nizni Novgorod came to him, asking him to become the leader of the home-guard.
32. Князь Пожарский сказал: «Я рад за православную веру пострадать до смерти, а вы изберите из посадских людей такого человека, чтобы ведал казной на жалованье ратным людям.
У вас в городе есть такой человек, Кузьма Захарьевич Минин- Сухорук, человек он бывалый, его на такое дело станет».
33. Поначалу Кузьма Захарьевич Минин не хотел заведовать казной, но потом согласился. Он устроил оценщиков, велел оценивать у всех нижегородцев дворы, скот, имущество и от всего брал пятую часть, а у кого не было денег, у того продавал имущество. Решили так: никого пусть не останется, кто бы не дал своей доли для общего дела.
34. Таким же образом деньги решено было собирать и в других городах. Грамоты об этом от нижегородцев зачитывали повсеместно в соборных церквах.Там и постановляли миром взять столько-то денег со всех по развёрстке, составить ополчение.
35. It was settled where and when the levies start, who would stay and who would guard the town, who would prepare the gun-powder and fire-arms.
Women were baking dry bread and cooking dry milk to give everything to men to have on the march.
36. Скоро стали приходить в Нижний ратные люди из соседних городов. Собрав достаточное войско, Пожарский двинулся к Москве через Ярославль, Ростов и Переяславль. У Троице- Сергиева монастыря отслужили молебен, дабы Господь даровал православному воинству победу над иноверцами. 23 августа ополчение подошло к Москве.
37. The head of the Polish hetman Hodkevich with his forces set firm in the Kremlin and in Kitai- Gorod, having a good deal of ammunition and food stocks.
38. Литовское войско, находившееся в городе, ополченцы разбили в свирепых боях у Крымского двора, на Пятницкой улице; преследовали убегавших поляков до самых Воробьёвых гор.
28 августа Ходкевич отошёл от Москвы к Смоленску.
Освободившись от литовского войска, русские обступили Китай-город и Кремль. Выкопали глубокий ров, заплели плетень вдоль стены и между стенами его насыпали земли. В трёх местах построили высокие деревянные помосты. На них поставили орудия, из которых палили в город.
39. 15 сентября Пожарский послал полякам, находившимся в осаде, письмо: «Ваш гетман ушел в Смоленск и к вам не воротится, а вы пропадёте с голоду. Не губите напрасно душ ваших. Сдайтесь! Кто из вас захочет служить у нас, мы тому жалованье положим по его достоинству, а кто захочет в свою землю идти, тех отпустим, да ещё подмогу дадим».
40. The Polish answered Pozarski in swear-words: “You, Muscovites, are the meanest people in the world. You are like marmots: you can only hide yourselves in holes; but we are so brave, that you will never conquer us! You may attack the walls, if you like. Our polish king will come here soon and he will punish everybody and especially you, the rebel Pozarski!”
41. Прошёл сентябрь. У поляков, находившихся в осаде, наступил нестерпимый голод. Переев всех лошадей, они принялись за собак, мышей, крыс; грызли разваренную кожу с сапог; принялись за человечину. 22 сетября русские пошли на приступ Китай-города и Кремля с Казанской иконой Божией Матери, которая находилась в русском стане.
Тогда же русские дали обещание построить церковь на Красной площади в честь Казанской иконы Божьей Матери.
25 сентября духовенство и народ вошли в Кремль, в Успенский собор, и там служили благодарственный молебен об избавлении царствующего града от иноземцев.
42. The polish prisoners who were hardly alive of hunger were divided between the forces of Pozarsky and the host of Cossacks. All their things were taken into the public purse then it was given to the Cossacks as a salary.
43. Many official documents were sent to Russian towns with the appeal to send the best boyars to be chosen as a new Russian tsar. But most of the people could suppose beforehand that he would be chosen from the family of the Romanovs as that family had caught the fancy of the Russians.
44. 21 февраля, в Неделю православия, на Красную площадь был созван народ для выбора царя. Архиепископ Феодорит и бояре не успели сказать ни слова к народу, так как все в один голос закричали: «Михаил Федорович Романов будет царь – государь Московскому государству и всей Русской державе!»
Вскоре после этого отрядили посольство в Ипатьевский монастырь возле Костромы. Там жил Михаил Романов с матерью-инокиней Марфой.
45. A courier was sent to the Polish king Sigizmund the 111 with the offer to exchange the prisoners and to conclude a peace treaty between Muscovy and Poland.
46. Война Московии с Литвою окончена, а королю ни пяди
Не уступили русской мы земли.
47. Инокиня Марфа и её сын ни в какую не соглашались принимать чести, которую предлагали им приехавшие послы. Их просили долго. Наконец послы сказали:
«Если ты, государь Михайло Фёдорович, не презришь наше слёзное челобитье, а ты, великая старица Марфа Ивановна, не изволишь благословить сына своего на царство, то все люди будут в печали, а московское государство придёт в конечное запустение от неприятелей, и святые Божии церкви будут поруганы. Православной вере и православным христианам станет разорение, и всё это взыщет Бог на тебе, государь Михаил Фёдорович, и на тебе, великой старице Марфе Ивановне».
48. Они согласились, страшась наказания Божия за неисполнение всенародной просьбы.
Через несколько дней новоизбранный царь выехал из Костромы. До Москвы он добирался долго. Везде в земле русской он видел крайнюю нищету и разорение. 2-го мая он приехал в Москву, которая чуть начинала отстраиваться после разорения. 10-го июня Михаил Фёдорович Романов венчался на царство.
Литературные источники.
- Николай Иванович Костомаров. «Повесть об освобождении Москвы от поляков», Москва, «Книга», 1989;
- Алексей Константинович Толстой. «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», Москва, «Правда», 1987;
- Александр Сергеевич Пушкин. «Борис Годунов», Ленинград, «Художественная литература», 1936.