В организации внутришкольной модели развития учительского потенциала для молодых учителей является наставник, в роли которого выступают замдиректора по УВР.
К сожалению, сейчас понятие наставничество заменяют тьюторством. Я с этим не совсем согласна, поэтому буду говорить о помощи начинающим педагогам с позиции наставника.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебновоспитательной среде.
Как сделать так, чтобы молодой учитель проявил свою индивидуальность, заинтересовал предметом учеников, стал для них примером?
Наставничество – это постоянный диалог, общение, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Мой опыт работы с молодыми учителями показывает, что принцип демократических взаимоотношений администратора и педагога, ориентированность на проблемные вопросы практики позволяют выявить «тонкие места» (как методическую готовность учителей, так и интеграцию различных педагогических технологий), требующие сопровождения для их скорейшего и эффективного решения.
Наставник помогает учителям разрабатывать и апробировать учебные занятия с использованием новых технологий, форм и методов обучения.
Таким образом, педагог имеет возможность:
- объективно оценить уровень своей готовности к использованию инноваций в образовательном процессе;
- выбрать наиболее подходящий для себя путь повышения квалификации на основе самообразования;
- научиться видеть те педагогические проблемы, которые решаются более эффективно с помощью использования инновационных технологий обучения;
- анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
- комбинировать элементы теории и практики, умело интегрировать педагогические технологии, формы и методы обучения с целью достижения новых образовательных результатов обучающихся.
Такие ресурсы способствует формированию учительского потенциала в направлении, определенном потребностями и задачами образовательного учреждения.
Организация методической поддержки: консультирование, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы – всё это способствует творческому развитию и самореализации. Этот этап представляет собой собственно деятельность по развитию учительского потенциала.
Умение заинтересовать и дать верную методическую рекомендацию приводит к самостоятельным действиям. Педагогам предлагается сопровождение в соответствии с их запросами, а также с учетом степени готовности к тем или иным способам использования различных технологий, форм и методов обучения в своей работе.
Администрация школы создаёт климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отвечать на вопросы. Организацию работы с подобным, поощряющим и поддерживающим климатом можно назвать «самообучающимися».
Молодой учитель чувствует себя уверенно в таком коллективе и при необходимости получает консультации по проблемным вопросам. Администрация, в свою очередь, рада помочь и направить в нужное русло творческий потенциал молодого педагога.
Василенко Ульяна Владимировна – начинающий учитель. Творческий потенциал педагога достаточно высокий, много идей, которые хочется воплотить здесь и сейчас.
Совместно с Ульяной Владимировной был разработан интегрированный урок: литература и изобразительное искусство в 5 классе по теме «Весна, весна! Как воздух чист! (изображение весны в стихотворениях русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана)».
Урок разрабатывался согласно требованиям ФГОС. Была составлена технологическая карта. Даны методические рекомендации молодому учителю, к которым Василенко У.В. прислушалась.
Предметы искусства всегда вызывают особый интерес – интерес, связанный с творчеством. Такие уроки дают возможность детям раскрыться с неожиданной для учителя-предметника стороны.
Активность обучающихся была разноплановой: выразительное чтение стихов, работа с кистью, аппликация – все это позволило достойно оценить всех участников урока.
Наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одним объектом познания – образом весны. Образ весны, раскрываясь в изобразительном искусстве, отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте. Эта работа носила исследовательский характер.
Ввод учащихся в учебную задачу планировался при помощи проблемных вопросов.
Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
Урок был построен методически верно, своих целей достиг, так как достиг целей и задач каждый из его этапов. Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты. Организационный момент способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала. Проведение урока в форме беседы помогло поддержать его сюжетную линию, позволило включить в урок сведения, способствовавшие повышению познавательной активности детей, развитию кругозора. Минутка релаксации была специально подобрана для данного урока с использованием здоровьесберегающих технологий. На уроке были использованы личностно-ориентированная технология и ИКТ.
Методы работы: словесный, иллюстративный, частично-поисковый. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока.
Считаю поставленные задачи решёнными, а цель достигнутой. На уроке царила рабочая, деловая атмосфера. В течение урока чередовались формы работы: фронтальная и индивидуальные. Прослеживался индивидуальный, дифференцированный подход в обучении.
Оценка целостности урока.
Содержание коллективно-распределительной деятельности на уроке включало элементы развивающего обучения. Творческий характер осуществления коллективно-распределенной деятельности, а также учебной деятельности обучающихся положительно повлиял на освоение понятий, на положительный эмоциональный настрой детей.
Анализ самооценки воспитательной стороны урока.
Мы старались быть искренними и интересно преподнести детям материал. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достижению его целей. В процессе организации учебной деятельности уделялось внимание формированию ценностной ориентации обучающихся, их отношению к нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроках литературы и ИЗО: люди, сам ребёнок, окружающий мир.
Урок был показан на региональном семинаре: «ФГОС как методологическая и правовая основа управления качеством образования» и получил положительную оценку гостей.