Деятельность по активации потребности педагогов в творческом саморазвитии и самореализации – пути наставничества

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: анализ художественных приемов и средств


В организации внутришкольной модели развития учительского потенциала для молодых учителей является наставник, в роли которого выступают замдиректора по УВР.

К сожалению, сейчас понятие наставничество заменяют тьюторством. Я с этим не совсем согласна, поэтому буду говорить о помощи начинающим педагогам с позиции наставника.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно­воспитательной среде.

Как сделать так, чтобы молодой учитель проявил свою индивидуальность, заинтересовал предметом учеников, стал для них примером?

Наставничество – это постоянный диалог, общение, следовательно, наставник,  прежде всего,  должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Мой опыт работы с молодыми учителями показывает, что принцип демократических взаимоотношений администратора  и педагога, ориентированность на проблемные вопросы практики позволяют выявить «тонкие места» (как методическую готовность учителей, так и интеграцию различных педагогических технологий), требующие сопровождения для их скорейшего и эффективного решения.

Наставник помогает учителям разрабатывать и апробировать учебные занятия с использованием новых технологий, форм и методов обучения.
Таким образом, педагог имеет возможность:

  • объективно оценить уровень своей готовности к использованию инноваций в образовательном процессе;
  • выбрать наиболее подходящий для себя путь повышения квалификации на основе самообразования;
  • научиться видеть те педагогические проблемы, которые решаются более эффективно с помощью использования инновационных технологий обучения;
  • анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
  • комбинировать элементы теории и практики, умело интегрировать педагогические технологии, формы и методы обучения с целью достижения новых образовательных результатов  обучающихся.

Такие ресурсы способствует формированию учительского потенциала в направлении, определенном потребностями и задачами образовательного учреждения.

Организация методической поддержки: консультирование,  помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы – всё это способствует творческому развитию и самореализации. Этот этап представляет собой собственно деятельность по развитию учительского потенциала.

Умение заинтересовать и дать верную методическую рекомендацию приводит к самостоятельным действиям. Педагогам предлагается сопровождение в соответствии с их запросами, а также с учетом степени готовности к тем или иным способам использования различных технологий, форм и методов обучения в своей работе.

Администрация школы создаёт климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отвечать на вопросы. Организацию работы  с подобным, поощряющим и поддерживающим климатом можно назвать «самообучающимися».

Молодой учитель чувствует себя уверенно в таком коллективе и при необходимости получает консультации по проблемным вопросам. Администрация, в свою очередь, рада помочь и направить в нужное русло творческий потенциал молодого педагога.

Василенко Ульяна Владимировна – начинающий учитель. Творческий потенциал педагога достаточно высокий, много идей, которые хочется воплотить здесь и сейчас.

Совместно с Ульяной Владимировной был разработан интегрированный урок:  литература и изобразительное искусство в 5 классе по теме «Весна, весна! Как воздух чист! (изображение весны в стихотворениях русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана)».

Урок разрабатывался согласно требованиям ФГОС. Была составлена технологическая карта. Даны методические рекомендации молодому учителю, к которым Василенко У.В. прислушалась.

Предметы искусства всегда вызывают особый интерес – интерес, связанный с творчеством. Такие уроки дают возможность детям раскрыться с неожиданной для учителя-предметника стороны.

Активность обучающихся была разноплановой: выразительное чтение  стихов, работа с кистью, аппликация – все это позволило достойно оценить всех участников урока. 

Наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одним объектом познания – образом весны.  Образ весны, раскрываясь в изобразительном искусстве, отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте. Эта работа носила исследовательский характер.

Ввод учащихся в учебную задачу планировался при помощи проблемных вопросов.

 Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

Урок был построен методически верно, своих целей достиг, так как достиг целей и задач каждый из его этапов. Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты. Организационный момент способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала. Проведение урока в форме беседы помогло поддержать его сюжетную линию, позволило включить в урок сведения, способствовавшие повышению познавательной активности детей, развитию кругозора. Минутка релаксации была специально подобрана для данного урока с использованием здоровьесберегающих технологий. На уроке были использованы личностно-ориентированная технология и ИКТ.

Методы работы: словесный, иллюстративный, частично-поисковый. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока.

Считаю поставленные задачи решёнными, а цель достигнутой. На уроке царила рабочая, деловая атмосфера. В течение урока чередовались формы работы: фронтальная и индивидуальные. Прослеживался индивидуальный, дифференцированный подход в обучении.

Оценка целостности урока.

Содержание коллективно-распределительной деятельности на уроке включало элементы развивающего обучения. Творческий характер осуществления коллективно-распределенной деятельности, а также учебной деятельности обучающихся положительно повлиял на освоение понятий, на положительный эмоциональный настрой детей.

Анализ самооценки воспитательной стороны урока.

Мы старались быть искренними и интересно преподнести детям материал. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достижению его целей. В процессе организации учебной деятельности уделялось внимание формированию ценностной ориентации обучающихся, их отношению к нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроках литературы и ИЗО: люди, сам ребёнок, окружающий мир.

Урок был показан на региональном семинаре: «ФГОС как методологическая и правовая основа управления качеством образования» и получил положительную оценку гостей.