Цель урока: Закрепление навыков исполнения технического легато.
Задачи урока:
Обучающие:
- закрепить навыки механических движений пальцев левой руки во время исполнения технического легато;
- добиваться качественного воспроизведения звуков;
- выдерживать длительности звучания нот;
- соблюдать динамические оттенки звучания: f (форте) – громко; mf (меццо форте) – не очень громко; mp (меццо пиано) – не очень тихо; p (пиано) – тихо; crescendo, diminuendo;
- обобщить и систематизировать приобретенные знания.
Развивающие:
- развивать ощущения «удобства» при исполнении технического легато;
- развивать музыкальный слух;
- развивать координацию рук и подвижность пальцев;
- развивать ассоциативность музыкального мышления (музыкальное воображение);
- развивать умение организовывать свою работу и свое время.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, внимание, собранность и слуховой контроль;
- воспитывать культуру воспроизведения звуков;
- расширять кругозор в музыкальном плане;
- познавать разнообразие музыкального языка и его выразительность.
Итог занятия: умение использовать техническое легато в разнохарактерных пьесах.
Тип урока: Закрепление практических навыков игры технического легато.
Вид урока: Урок с углубленной проработкой учебного материала.
Методы, используемые на уроке: словесный, метод упражнений и повторений, метод показа, объяснительно-иллюстративный, метод формирования умений и навыков, метод активного восприятия, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.
Оборудование: кабинет, стол, стулья, подставка, описание урока, нотная литература, текст, иллюстрации, пюпитр, музыкальный инструмент гитара, компьютер, видеокамера, журнал, образовательная программа.
Структура урока:
Вводная, организационная часть (4 минуты)
Приветствие, создание в ходе общения необходимой атмосферы, мотивирующей ученика на обучение и творчество. Сообщение обучающемуся цели урока. Настройка инструмента, подготовка соответствующего нотного материала для работы.
- Здравствуй, Антон! Как успехи? (Здравствуйте, Сергей Юрьевич! Все хорошо! Вчера мы от школы ездили в Выборг на Олимпиаду по математике.)
- Значит ты и в математике силен? Молодец! Так держать! Ну, и какие результаты? (Мы заняли второе место)
- Ну, что же. Второе место не плохо! Поздравляю! (Спасибо!)
- Расчехляй гитару, доставай ноты, присаживайся. Давай настроим гитару. Начнем урок.
Преподаватель: Красивому и выразительному исполнению того или иного произведения предшествует большая и кропотливая работа, как в техническом, так и в художественном плане. Работая над технической составляющей не будем забывать и о художественной стороне дела.
Тема сегодняшнего урока посвящена техническому легато. Проигрывая произведения, мы будем останавливаться на тех местах, где встречается техническое легато и прорабатывать их. Целью же нашего урока мы ставим закрепление навыков исполнения технического легато.
Основная часть урока (36 минут). Работа над музыкальными произведениями.
Преподаватель: Перед тем, как начать работу непосредственно над музыкальными произведениями нам нужно прежде размять пальчики, как говорится «разогреться». Для этого давай соберемся и сосредоточим наше внимание на двух упражнениях Э.Пухоля – техническое легато на двух нотах.
Первое упражнение (3 минуты) на восходящее техническое легато. Наша задача - ударять пальчиком левой руки по струне как молоточком.
Соблюдаем схему:
1. Извлекаем пальцем i правой руки ноту ми на первой струне – слушаем звучание.
2. Делаем замах пальчиком левой руки и с силой ударяем по первой струне на первом ладу. Возникающий от удара звук фа слушаем.
3. Отдых. Струну не прижимаем - слушаем тишину.
Схему повторяем с соблюдением динамических оттенков в каждом такте: первые две ноты f (форте) – громко; вторые две ноты mf (меццо форте) – не очень громко; третьи две ноты mp (меццо пиано) – не очень тихо; четвертые две ноты p (пиано) – тихо; и наоборот, (т.е. diminuendoилиcrescendo).
Исполняем:
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над упражнением:
- Первый звук послушай. Не спеши воспроизводить вторую ноту не послушав первую. Слушай;
- «Молоточку» - хороший замах. Тогда второй звук зазвучит;
- Настроение монотонное. Побудь в монотонном настроении: нота – удар – слушаем, нота – удар – слушаем, и т.д.
- В 3, 5, 6, 8, 9, 10 тактах после воспроизведения второй ноты пальчик левой руки не убираем с первой ноты, а продолжаем ее удерживать;
- Вторую ноту послушали – отдых;
- Прижимай струны на ладах подушечками пальцев левой руки ближе к ногтю и ближе к порожку, чтобы избежать «треска»;
- Соблюдай динамические оттенкиdiminuendo, crescendo.
- Большой палец правой руки не убирай с пятой струны. Нам очень важна устойчивость правой руки.
Второе упражнение (3 минуты) на нисходящее техническое легато. Наша задача сдергивать пальчик левой руки со струны.
Соблюдаем схему:
1. Прижимаем пальцами левой руки одновременно две ноты ля бемоль и соль.
2. Извлекаем пальцем i правой руки ноту ля бемоль на первой струне – слушаем звучание.
3. Срываем мизинцем левой руки ля бемоль на ноту соль, удерживаемую 3-им пальцем левой руки. Возникающий от срыва звук соль слушаем.
4. Отдых. Струну не прижимаем - слушаем тишину.
Схему повторяем с соблюдением динамических оттенков в каждом такте: первые две ноты f (форте) – громко; вторые две ноты mf (меццо форте) – не очень громко; третьи две ноты mp (меццо пиано) – не очень тихо; четвертые две ноты p (пиано) – тихо; и наоборот, (т.е. diminuendoилиcrescendo).
Исполняем:
Внимание ученика должно быть направлено на необходимость постоянного слухового контроля.
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над упражнением:
- Воспроизводим первый звук только после одновременного прижатия двух нот. Т.е. подготовка (две ноты прижали) – воспроизведение, затем «срыв»;
- Пальчики левой руки ставь округло, подушечки ближе к ногтю и к порожку;
- Не забывай, настроение монотонное, неспешное;
- Старайся сдергивать нотку упруго, но не грубо;
- Большой палец левой руки не высовывай над грифом гитары, опусти его до середины тыльной стороны грифа, чтобы кисть левой руки расправилась.
- Не прислоняй запястье правой руки к деке гитары.
- Большой палец правой руки не убирай с пятой струны. Он помогает сохранять устойчивость кисти;
- Перед извлечением первого звука пальчик правой руки должен некоторое время постоять на струне, чтобы ты успел подготовиться и настроиться на воспроизведение звука, внутренне услышать его монотонную окраску, и потом только его воспроизвести.
- Соблюдай динамические оттенкиdiminuendo, crescendo.
- Старайся чувствовать кончиками пальцев сопротивление струны. Слушай колебания струны, ее обертоны.
- Не забывай чередовать пальцы правой руки.
- Не спеши.
- Для чего нужно прижимать струны на ладах подушечками пальцев левой руки ближе к порожку? (Чтобы избежать «треска»).
- Для чего нужно прижимать струны на ладах подушечками пальцев левой руки ближе к ногтю? (Чтобы кисть левой руки приняла правильное положение, и улучшилось качество звучания нот).
- Что нужно делать во время пауз? (Отдыхать и слушать тишину).
Allegretto – М. Каркасси. (8 минут). (Нотное приложение №1)
Преподаватель:
Матэо Каркасси, выдающийся испанский гитарист-композитор, современник Бетховена и Паганини, оставил после себя богатое музыкальное наследие. Написанные им произведения исполняются всеми гитаристами мира без исключения, и являются незаменимым пособием для начинающих гитаристов.
В основе технического решения произведения Allegretto лежит техническое легато. В разговорной речи очень часто вместо слова «техническое» употребляется слово «гитарное». И это справедливо, потому как оно присуще только инструменту гитара.
Итак, гитарное легато проходит красной нитью через всю пьесу и является основополагающим. Это нам как нельзя кстати, так как мы хотим освоить гитарное легато и качественно его исполнять. Этот прием игры много обогатит нашу игру на инструменте и внесет новые краски. Так же мы разберем пьесу на мотивы, фразы, предложения. Разбор форм музыкального произведения поможет нам осмысленно играть пьесу.
В данной пьесе восходящее легато соперничает с нисходящим легато.
- Скажи, пожалуйста, как мы должны начинать исполнение восходящего легато? (При восходящем легато извлекаем звук после прижатия первой ноты, затем ударяем пальцем левой руки.)
- А, как мы должны начинать исполнение нисходящего легато? (При нисходящем легато сначала одновременно прижимаем две ноты пальцами левой руки, и только потом воспроизводим ноту, затем срываем пальцем левой руки.)
- Что такое мотив? (Самая маленькая музыкальная форма. Всего несколько нот.)
- Что такое фраза? (Фраза состоит из двух-трех мотивов.)
- Что такое предложение? (Предложение состоит из двух фраз.)
- Последняя нота каждого мотива играется штрихом nonlegato – это значит? (Последнюю ноту надо снять.)
Для чего? (Что бы мотив имел законченный вид.)
- Правильно! Так же будем поступать и с фразами, и с предложениями.
Итак, приступим к практике.
Исполнение:
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над пьесой:
- Замах молоточка активней;
- Нисходящее легато - пальцами левой руки прижимаем одновременно ноты ля, соль диез и фа диез, затем звукоизвлечение. Не забывай.
- Играй ноты пьесы способом звукоизвлечения «с опорой».
- Перед извлечением звука пальчик правой руки должен некоторое время постоять на струне. Прочувствуй.
- Не забывай чередовать пальцы правой руки;
- После каждой последней ноты сыгранной приемом игры техническое легато палец левой руки отталкивается от лада, кисть левой руки отдыхает. В этот момент отдыха пальцы левой руки уже над ладом, который нужно прижать. И т.д;
- Соблюдай динамические оттенки.
- Мотивы оканчиваются затиханием и снятием ноты. Последняя нота nonlegato - отдых;
- Большой палец левой руки не высовывай над грифом гитары, опусти его до середины тыльной стороны грифа, чтобы кисть левой руки расправилась;
- Запястье левой руки не прижимай к корпусу гитары;
- Старайся играть ритмично, соблюдай длительности;
- Суетиться не надо.
В.Осинский – обработка русской народной песни «Как ходил, гулял Ванюша». (8 минут). (Нотное приложение №2)
Преподаватель: Произведение написано в вариационной форме. Вариация № 2 целиком построена на использовании приема игры техническое легато, поэтому мы уделим этой вариации особое внимание.
- Антон, скажи, пожалуйста, с каким техническим легато мы имеем дело в этой вариации? (В этой вариации мы имеем дело с нисходящим техническим легато).
- Совершенно верно. И какие наши действия? (Мы должны «срывать» ноту, а не ударять «молоточком»).
- Правильно. Ну, как говорится, «к делу»!
Исполнение вариации №2.
Преподаватель: Молодец. Играешь наизусть, уверенно. Скажи, пожалуйста, когда человек хочет поделиться с близкими ему людьми радостью, как он это делает? И что мы можем сказать о нем, наблюдая за ним со стороны? ( Ну, он, наверное, с восторгом декламирует руками, и эмоционально говорит).
- Да. Это так. Тот, кто хочет поделиться радостью, тот и руками декламирует, и глаза у него сверкают, и слова акцентирует. А наш с тобой Ванюша, что он? Формально передвигает ноги. А как он должен ходит, гулять? (Его походка должна быть бравая, удалая).
- Да. А для этого нам нужно расставить правильно акценты над нотами, к которым мы должны стремиться и которые мы должны подчеркивать. Давай разберемся по порядку. Послушай, я тебе сыграю с акцентами и без акцентов. Почувствуй разницу (преподаватель проигрывает два варианта). Что хочешь сказать? (С акцентами звучит веселее).
- На какие ноты мелодии приходятся акценты? (Сначала на до, потом на ля). Правильно. Схема акцентирования мелодии получается такая: си – ми – ДО – ля – соль# - си – ЛЯ – до и т.д. Сыграй.
Исполнение.
- Вот, уже лучше. Молодец. Ну, а теперь сыграй все произведение. Во 2-й же вариации постарайся исполнять техническое легато (срыв на открытую первую струну) мягче, сохранив при этом схему акцентирования мелодии. Открытая первая струна не должна выстреливать, а должна звучать тише нот мелодии. Представь себе Емелю из сказки «По щучьему веленью» (показ иллюстраций, краткое обсуждение героя сказки Емели). Наш Ванюша тот же Емеля. Покажи это образно в музыке.
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над произведением:
- Не забывай, сначала мы стремимся к до, затем к ля и т.д.;
- Сдергивай ноту ми упруго, но не грубо;
- Акцентируй ноты мелодии, к которым мы стремиться, изображая удалого молодца звуками;
- Левая рука должна после каждого срыва отдохнуть. И в этот малюсенький промежуток времени отдыха успевай произвести смену позиций и подготовиться к прижатию следующей ноты;
- Подражай образу Ванюши (Емели), который «как ходил, гулял»;
- Между вариациями пауза-образ – «Ванюша (Емеля) отвлекся – ворона пролетела – Ванюша посмотрел, затылок почесал – и дальше пошел гулять». Покажи это в музыке.
Фандангильо – Б.Калатаунд. (8 минут). (Нотное приложение №3)
Историческая справка: Fandangos имеет арабское происхождение и уходит своими корнями во времена, когда вся южная Испания была занята маврами. Эта песенно-танцевальная форма фламенко распространилась по всей Испании и за столетия приобрела различные разновидности, в зависимости от места и рода деятельности исполнителей. На севере Fandangos дало основание для развития такой формы как Jota, а на юге Rondena, Malaguena, Taranta, Mineraи Cartagenera. Fandangos и Fandanguillos исполняются во всех областях Андалусии. В начале двадцатого века Fandangos был настолько популярен, что на какое-то время почти затмил все остальные формы фламенко.
Исполнение:
Преподаватель: В целом звучит хорошо. Слушаешь басы. Стараешься соблюдать динамические оттенки. Видно, что дома занимаешься, наблюдается прогресс. Молодец.
- Скажи, пожалуйста, на твой взгляд, есть ли такие закоулки в Фандангильо, в которых ты ощущаешь некое неудобство? (Да, есть. Это техническое легато на трех нотах, форшлаги и арпеджированные аккорды).
- Хорошо. Давай теперь по порядку разберемся со всем этим.
Первое. Техническое легато.
Да, в пьесе Фандангильо мы сталкиваемся с гитарным легато на 3-х нотах. Исполнение данного легато усложняется тем, что оно состоит из восходящего и нисходящего легато, и тем, что требует четких последовательных действий.
- Каких действий? (Один и тот же пальчик сначала ударяет «молоточком», а затем «срывает» ноту, по которой сначала ударил, и все это без помощи пальцев правой руки.)
Давай потренируемся на упражнении Э. Пухоля. Работа над упражнением поможет тебе преодолеть технические сложности, с которыми ты сталкиваешься в пьесе Фандангильо.
Упражнение – Э. Пухоль (3 минуты) – техническое легато на трех нотах.
Исполнение:
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над упражнением:
- Замах и удар более активно;
- Сдергивай ноту упруго, но не грубо;
- Сыграл три ноты – отдых, пальчик правой руки стоит на струне и готов к звукоизвлечению.
Второе. Наряду с легато на 3-х нотах в пьесе Фандангильо, как ты сказал, нам встречается мелизм форшлаг.
- В чем схожесть исполнения технического легато и форшлага, и в чем их различие? (Принцип исполнения технического легато и форшлага одинаков. Пальчик левой руки «срывает» ноту. Форшлаг – это, то же самое, что и техническое легато, только исполняется он очень быстро.)
- Правильно. Для полной ясности поведаю тебе следующее. Форшлагом называется украшение мелодии, состоящее из одной из вспомогательных нот, находящейся перед нотой мелодии. Форшлагизображается маленькой ноткой, почти всегда восьмою или шестнадцатою, перечеркнутою поперек:
В гитарной литературе форшлаг имеет обычный смысл. Дионисио Агуадо добавляет, что «он (форшлаг) исполняется так же, как две залигованные ноты, но очень быстро» (Школа Агуадо, урок 27, § 132).
Форшлаги бывают одинарными, двойными, глиссандовыми, восходящими и нисходящими. В нашем случае мы имеем дело с одинарным нисходящим форшлагом. Одинарный форшлаг обычно находится на расстоянии тона или полутона от основного звука. Нисходящий форшлаг исполняется, как нисходящее легато, причем настолько быстро, что создается впечатление одновременного звучания дополнительного и основного звуков. Исполнение форшлагов легато требует быстрого и сильного движения последней фаланги пальца.
Переходим к практике. Теперь поиграем упражнение Э. Пухоля. Работа над упражнением поможет тебе преодолеть технические сложности, с которыми ты сталкиваешься в пьесе Фандангильо.
Упражнение - Э. Пухоль (3 минуты) - одинарный нисходящий форшлаг: все ноты с форшлагами исполняются на 3-й струне, при аккомпанирующей 4-й открытой струне.
Исполнение:
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над упражнением:
- Прижимай ноты на ладах пальцами левой руки ближе к ногтю и ближе к порожку, что бы избежать «треска»;
- Играй в медленном темпе, но ровно;
- Энергично и быстро срывай палец со вспомогательной ноты на основной звук;
- Добивайся одинаковой силы звучания основного и вспомогательного звуков.
Хорошо. Эти упражнения в обязательном порядке практикуй дома.
У каждого человека индивидуальное физиологическое строение рук. Соответственно, каждый «индивид» должен найти для себя, присущее только ему одному оптимально удобное положение рук, что бы во время игры на инструменте ощущать удобство и слышать качественное звучание. И ты, Антон, не исключение. Поэтому, во время домашних занятий поищи оптимально удобное для тебя положение кисти левой руки. Поищи ощущения - как на твой взгляд нужно держать кисть, чтоб тебе было удобно ударять «молоточком» и «срывать» ноту? Поэкспериментируй. На следующем уроке поделись со мной результатами твоих поисков. Вот такое тебе будет на дом задание.
Ну, а теперь давай вернемся к Фандангильо и снова его проиграем.
Исполнение.
- Что ты теперь скажешь? (Я чувствую, что легато и форшлаги стали звучать более уверенно и качественно.)
Подведение итогов (5 минут). Анализ проделанной работы в форме беседы.
- Какая была тема сегодняшнего урока? (Работа над приемом игры «техническое легато».)
- Какие ты знаешь технические легато? (Восходящее и нисходящее.)
- В чем их различие? (В восходящем легато ударяем ноту, а в нисходящем срываем ноту.)
- Какую схему мы должны соблюдать, исполняя восходящее техническое легато? (При восходящем легато извлекаем звук после прижатия первой ноты, затем ударяем пальцем левой руки.)
- Какую схему мы должны соблюдать, исполняя нисходящее техническое легато? (При нисходящем легато сначала одновременно прижимаем две ноты пальцами левой руки, и только потом воспроизводим ноту, затем срываем пальцем левой руки.)
- Что мы должны сделать после воспроизведения второй ноты технического легато? (Послушать звучание ноты, ее окраску.) Да. Слушать результат звукоизвлечения – совпадает ли он с ожидаемым.
- А потом? (Отдых. Ноту снять.) Хорошо.
- Какие формы музыкальных произведений ты знаешь? (Мотив, фраза, предложение.)
- Какой мелизм ты знаешь? (Мелизм форшлаг.)
- Как он исполняется? (Так же, как и техническое легато.)
- В чем схожесть исполнения технического легато и форшлага, и в чем их различие? (Форшлаг и техническое легато – одно и то же, т.к. принцип исполнения технического легато и форшлага одинаков. Различие же их в том, что форшлаг исполняется очень быстро, а техническое легато медленно.)
- Для чего мы акцентируем ноты мелодии? (Для того, чтобы мелодия звучала выразительно.)
- Какими динамическими оттенками ты умеешь пользоваться? (f, mf, mp, p, crescendo, diminuendo).
- Что значит crescendo? (Постепенное усиление звука).
- Что значит diminuendo? (Постепенное ослабление звука).
- Для чего нужны динамические оттенки? (Для того, чтобы музыка не звучала скучно и однообразно).
- Чем нам помог герой сказки «По щучьему веленью» Емеля? (Играть образно, подражать Ванюше, который ходил, гулял).
- Что нужно делать перед извлечением звука? (Нужно на него настроиться, подготовиться к нему, а потом только играть). Совершенно верно. Настроиться на характер ноты (услышать ее), внутренне подготовиться на ее извлечение, кончиками пальцев почувствовать струну и произвести звукоизвлечение. Правильно.
- Для того чтобы звук был качественным, что нужно делать? (Нужно прижимать ближе к ногтю и к порожку).
- Что у тебя получилось и над чем еще нужно потрудиться? (Получилось соблюдать динамические оттенки, и красиво играть музыку. Нужно потрудиться над тем, чтобы соблюдать аппликатуру, не закрепощать руки, прижимать качественно ноты, «сдергивать» и ударять «молоточком», соблюдать акценты и дружить с Емелей).
- Хорошо! На сегодня урок закончен. Молодец. Вижу, что тебе нравится играть на гитаре. Однажды, твой папа мне сказал, что ты с увлечением занимаешься дома, и, что играть на гитаре тебе очень нравится. (Да, мне нравится играть на гитаре!) Это похвально, и мне, как твоему преподавателю, приятно. Продолжай и далее в таком же духе. Все, над чем мы сегодня трудились, прорабатывай дома. Старайся играть каждый день. (Хорошо!) Ну, всего тебе доброго. До свидания, Антон! (До свидания, Сергей Юрьевич!)
Литература.
- Д.Агуадо – Школа игры на шестиструнной гитаре;
- Б.Калатаунд – Union Musical Ediciones, 1994;
- М.Каркасси – Школа игры на шестиструнной гитаре;
- Ю.Кузин — Азбука начинающего гитариста;
- Х.Мартин – Гитарный метод игры фламенко;
- Э.Пухоль – Школа игры на шестиструнной гитаре.
- Л.Мазель – Строение музыкальных произведений;
- Л.С.Выготский – «Воображение и творчество в детском возрасте»;
- Русская народная сказка «По щучьему веленью» (текст, иллюстрации).