Работа над приемом игры "Техническое легато" в пьесах и упражнениях

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель урока: Закрепление навыков исполнения технического легато.

Задачи урока:

Обучающие:

  • закрепить навыки  механических движений пальцев левой руки во время исполнения технического легато;
  • добиваться качественного воспроизведения звуков;
  • выдерживать длительности звучания нот;
  • соблюдать динамические оттенки звучания: f (форте) – громко; mf (меццо форте) – не очень громко; mp (меццо пиано) – не очень тихо; p (пиано) – тихо; crescendo, diminuendo;
  • обобщить и систематизировать приобретенные знания.

Развивающие:

  • развивать ощущения «удобства» при исполнении технического легато;
  • развивать музыкальный слух; 
  • развивать координацию рук и подвижность пальцев;
  • развивать ассоциативность музыкального мышления (музыкальное воображение);
  • развивать умение организовывать свою работу и свое время.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, внимание, собранность и слуховой контроль;
  • воспитывать культуру воспроизведения звуков;
  • расширять кругозор в музыкальном плане;
  • познавать разнообразие музыкального языка и его выразительность.

Итог занятия: умение использовать техническое легато в разнохарактерных пьесах.

Тип урока: Закрепление практических навыков игры технического легато.

Вид урока: Урок с углубленной проработкой учебного материала.

Методы, используемые на уроке: словесный, метод упражнений и повторений, метод показа, объяснительно-иллюстративный, метод формирования умений и навыков, метод активного  восприятия, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Оборудование: кабинет, стол, стулья, подставка, описание урока, нотная литература, текст, иллюстрации, пюпитр, музыкальный инструмент гитара, компьютер, видеокамера,  журнал, образовательная программа. 

Структура урока:

Вводная, организационная часть (4 минуты)

Приветствие, создание в ходе общения необходимой атмосферы, мотивирующей ученика на обучение и творчество. Сообщение обучающемуся цели урока. Настройка инструмента, подготовка соответствующего нотного материала для работы.

- Здравствуй, Антон! Как успехи? (Здравствуйте, Сергей Юрьевич! Все хорошо! Вчера мы от школы ездили в Выборг на Олимпиаду по математике.)

- Значит ты и в математике силен? Молодец! Так держать! Ну, и какие результаты? (Мы заняли второе место)

- Ну, что же. Второе место не плохо! Поздравляю! (Спасибо!)

- Расчехляй гитару, доставай ноты, присаживайся. Давай настроим гитару. Начнем урок.

Преподаватель: Красивому и выразительному исполнению того или иного произведения предшествует большая и кропотливая работа, как в техническом, так и в художественном плане. Работая над технической составляющей не будем забывать и о художественной стороне дела.
Тема сегодняшнего урока посвящена техническому легато. Проигрывая произведения, мы будем останавливаться на тех местах, где встречается техническое легато и прорабатывать их. Целью же нашего урока мы ставим закрепление навыков исполнения технического легато.

Основная часть урока (36 минут). Работа над музыкальными произведениями.

Преподаватель: Перед тем, как начать работу непосредственно над музыкальными произведениями нам нужно прежде размять пальчики, как говорится «разогреться». Для этого давай соберемся и сосредоточим наше внимание на двух упражнениях Э.Пухоля – техническое легато на двух нотах.

Первое упражнение (3 минуты) на восходящее техническое легато. Наша задача - ударять пальчиком левой руки по струне как молоточком.

Соблюдаем схему:

1. Извлекаем пальцем i правой руки  ноту ми на первой струне – слушаем звучание.

2. Делаем замах пальчиком левой руки и с силой ударяем по первой струне на первом ладу. Возникающий от удара звук фа слушаем.

3. Отдых. Струну не прижимаем - слушаем тишину.

Схему повторяем с соблюдением динамических оттенков в каждом такте: первые две ноты f (форте) – громко; вторые две ноты mf (меццо форте) – не очень громко; третьи две ноты mp (меццо пиано) – не очень тихо; четвертые две ноты p (пиано) – тихо; и наоборот, (т.е. diminuendoилиcrescendo).

Исполняем:

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над упражнением:

  • Первый звук послушай. Не спеши воспроизводить вторую ноту не послушав первую. Слушай;
  • «Молоточку» - хороший замах. Тогда второй звук зазвучит;
  • Настроение монотонное. Побудь в монотонном настроении: нота – удар – слушаем, нота – удар – слушаем, и т.д.
  • В 3, 5, 6, 8, 9, 10 тактах после воспроизведения второй ноты пальчик левой руки не убираем с первой ноты, а продолжаем ее удерживать;
  • Вторую ноту послушали – отдых;
  • Прижимай струны на ладах подушечками пальцев левой руки ближе к ногтю и ближе к порожку, чтобы избежать «треска»;
  • Соблюдай динамические оттенкиdiminuendo, crescendo.
  • Большой палец правой руки не убирай с пятой струны. Нам очень важна устойчивость правой руки.

Второе упражнение (3 минуты) на нисходящее техническое легато. Наша задача сдергивать пальчик левой руки со струны.

Соблюдаем схему:

1. Прижимаем пальцами левой руки одновременно две ноты ля бемоль и соль.

2. Извлекаем пальцем i правой руки  ноту ля бемоль на первой струне – слушаем звучание.

3. Срываем мизинцем левой руки ля бемоль на ноту соль, удерживаемую 3-им пальцем левой руки. Возникающий от срыва звук соль слушаем.

4. Отдых. Струну не прижимаем - слушаем тишину.

Схему повторяем с соблюдением динамических оттенков в каждом такте: первые две ноты f (форте) – громко; вторые две ноты mf (меццо форте) – не очень громко; третьи две ноты mp (меццо пиано) – не очень тихо; четвертые две ноты p (пиано) – тихо; и наоборот, (т.е. diminuendoилиcrescendo).

Исполняем:

Внимание ученика должно быть направлено на необходимость по­стоянного слухового контроля.

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над упражнением:

  • Воспроизводим первый звук только после одновременного прижатия двух нот. Т.е. подготовка (две ноты прижали) – воспроизведение, затем «срыв»;
  • Пальчики левой руки ставь округло, подушечки ближе к ногтю и к порожку;
  • Не забывай, настроение монотонное, неспешное;
  • Старайся сдергивать нотку упруго, но не грубо;
  • Большой палец левой руки не высовывай над грифом гитары, опусти его до середины тыльной стороны грифа, чтобы кисть левой руки расправилась.
  • Не прислоняй запястье правой руки к деке гитары.
  • Большой палец правой руки не убирай с пятой струны. Он помогает сохранять устойчивость кисти;
  • Перед извлечением первого звука пальчик правой руки должен некоторое время постоять на струне, чтобы ты успел подготовиться и настроиться на воспроизведение звука, внутренне услышать его монотонную окраску, и потом только его воспроизвести.
  • Соблюдай динамические оттенкиdiminuendo, crescendo.
  • Старайся чувствовать кончиками пальцев сопротивление струны. Слушай колебания струны, ее обертоны.
  • Не забывай чередовать пальцы правой руки.
  • Не спеши. 

- Для чего нужно прижимать струны на ладах подушечками пальцев левой руки ближе к порожку? (Чтобы избежать «треска»).

- Для чего нужно прижимать струны на ладах подушечками пальцев левой руки ближе к ногтю? (Чтобы кисть левой руки приняла правильное положение, и улучшилось качество звучания нот).

- Что нужно делать во время пауз? (Отдыхать и слушать тишину).

Allegretto – М. Каркасси. (8 минут). (Нотное приложение №1)

Преподаватель:

Матэо Каркасси, выдающийся испанский гитарист-композитор, современник Бетховена и Паганини, оставил после себя богатое музыкальное наследие. Написанные им произведения исполняются всеми гитаристами мира без исключения, и являются незаменимым пособием для начинающих гитаристов. 

В основе технического решения произведения Allegretto лежит техническое легато. В разговорной речи очень часто вместо слова «техническое» употребляется слово «гитарное». И это справедливо, потому как оно присуще только инструменту гитара.

Итак, гитарное легато проходит красной нитью через всю пьесу и является основополагающим. Это нам как нельзя кстати, так как мы хотим освоить гитарное легато и качественно его исполнять. Этот прием игры много обогатит нашу игру на инструменте и внесет новые краски. Так же мы разберем пьесу на мотивы, фразы, предложения. Разбор форм музыкального произведения поможет нам осмысленно играть пьесу. 
В данной пьесе восходящее легато соперничает с нисходящим легато.

- Скажи, пожалуйста, как мы должны начинать исполнение восходящего легато? (При восходящем легато извлекаем звук после прижатия первой ноты, затем ударяем пальцем левой руки.)

- А, как мы должны начинать исполнение нисходящего легато? (При нисходящем легато сначала одновременно прижимаем две ноты пальцами левой руки, и только потом воспроизводим ноту, затем срываем пальцем левой руки.)

- Что такое мотив? (Самая маленькая музыкальная форма. Всего несколько нот.)

- Что такое фраза? (Фраза состоит из двух-трех мотивов.)

- Что такое предложение? (Предложение состоит из двух фраз.)

- Последняя нота каждого мотива играется штрихом nonlegato – это значит? (Последнюю ноту надо снять.)

Для чего? (Что бы мотив имел законченный вид.)

- Правильно! Так же будем поступать и с фразами, и с предложениями.   

Итак, приступим к практике.

Исполнение:    

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над пьесой:

  • Замах молоточка активней;
  • Нисходящее легато - пальцами левой руки прижимаем одновременно ноты ля, соль диез и фа диез, затем звукоизвлечение. Не забывай.
  • Играй ноты пьесы способом звукоизвлечения «с опорой».
  • Перед извлечением звука пальчик правой руки должен некоторое время постоять на струне. Прочувствуй.
  • Не забывай чередовать пальцы правой руки;
  • После каждой последней ноты сыгранной приемом игры техническое легато палец левой руки отталкивается от лада, кисть левой руки отдыхает. В этот момент отдыха пальцы левой руки уже над ладом, который нужно прижать. И т.д;
  • Соблюдай динамические оттенки.
  • Мотивы оканчиваются затиханием и снятием ноты. Последняя нота nonlegato - отдых;
  • Большой палец левой руки не высовывай над грифом гитары, опусти его до середины тыльной стороны грифа, чтобы кисть левой руки расправилась;
  • Запястье левой руки не прижимай к корпусу гитары;
  • Старайся играть ритмично, соблюдай длительности;
  • Суетиться не надо.

В.Осинский – обработка русской народной песни «Как ходил, гулял Ванюша». (8 минут). (Нотное приложение №2)

Преподаватель: Произведение написано в вариационной форме. Вариация № 2 целиком построена на использовании приема игры техническое легато, поэтому мы уделим этой вариации особое внимание.

- Антон, скажи, пожалуйста, с каким техническим легато мы имеем дело в этой вариации? (В этой вариации мы имеем дело с нисходящим техническим легато).

- Совершенно верно. И какие наши действия? (Мы должны «срывать» ноту, а не ударять «молоточком»).

- Правильно. Ну, как говорится, «к делу»!

Исполнение вариации №2.

Преподаватель: Молодец. Играешь наизусть, уверенно. Скажи, пожалуйста, когда человек хочет поделиться с близкими ему людьми радостью, как он это делает? И что мы можем сказать о нем, наблюдая за ним со стороны?  ( Ну, он, наверное, с восторгом декламирует руками, и эмоционально говорит).

- Да. Это так. Тот, кто хочет поделиться радостью, тот и руками декламирует, и глаза у него сверкают, и слова акцентирует. А наш с тобой Ванюша, что он? Формально передвигает ноги. А как он должен ходит, гулять? (Его походка должна быть бравая, удалая).

- Да. А для этого нам нужно расставить правильно акценты над нотами, к которым мы должны стремиться и которые мы должны подчеркивать. Давай разберемся по порядку. Послушай, я тебе сыграю с акцентами и без акцентов. Почувствуй разницу (преподаватель проигрывает два варианта). Что хочешь сказать? (С акцентами звучит веселее).

- На какие ноты мелодии приходятся акценты? (Сначала на до, потом на ля). Правильно. Схема акцентирования мелодии получается такая: си – ми – ДО – ля – соль# - си – ЛЯ – до и т.д. Сыграй.

Исполнение.

- Вот, уже лучше. Молодец. Ну, а теперь сыграй все произведение. Во 2-й же вариации постарайся исполнять техническое легато (срыв на открытую первую струну) мягче, сохранив при этом схему акцентирования мелодии. Открытая первая струна не должна выстреливать, а должна звучать тише нот мелодии. Представь себе Емелю из сказки «По щучьему веленью» (показ иллюстраций, краткое обсуждение героя сказки Емели). Наш Ванюша тот же Емеля. Покажи это образно в музыке. 

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над произведением:

  • Не забывай, сначала мы стремимся к до, затем к ля и т.д.;
  • Сдергивай ноту ми упруго, но не грубо;
  • Акцентируй ноты мелодии, к которым мы стремиться, изображая удалого молодца звуками;
  • Левая рука должна после каждого срыва отдохнуть. И в этот малюсенький промежуток времени отдыха успевай произвести смену позиций и подготовиться к прижатию следующей ноты;
  • Подражай образу Ванюши (Емели), который «как ходил, гулял»;
  • Между вариациями пауза-образ – «Ванюша (Емеля) отвлекся – ворона пролетела – Ванюша посмотрел, затылок почесал – и дальше пошел гулять». Покажи это в музыке.

 
Фандангильо – Б.Калатаунд. (8  минут). (Нотное приложение №3)

Историческая справка: Fandangos имеет арабское происхождение и уходит своими корнями во времена, когда вся южная Испания была занята маврами. Эта песенно-танцевальная форма фламенко распространилась по всей Испании и за столетия приобрела различные разновидности, в зависимости от места и рода деятельности исполнителей. На севере Fandangos дало основание для развития такой формы как Jota, а на юге Rondena, Malaguena, Taranta, Mineraи Cartagenera. Fandangos и Fandanguillos исполняются во всех областях Андалусии. В начале двадцатого века Fandangos был настолько популярен, что на какое-то время почти затмил все остальные формы фламенко.

Исполнение:

Преподаватель: В целом звучит хорошо. Слушаешь басы. Стараешься соблюдать динамические оттенки. Видно, что дома занимаешься, наблюдается прогресс. Молодец.

- Скажи, пожалуйста, на твой взгляд, есть ли такие закоулки в Фандангильо, в которых ты ощущаешь некое неудобство? (Да, есть. Это техническое легато на трех нотах, форшлаги и арпеджированные аккорды).  

- Хорошо. Давай теперь по порядку разберемся со всем этим.

Первое. Техническое легато.

Да, в пьесе Фандангильо мы сталкиваемся с гитарным легато на 3-х нотах. Исполнение данного легато усложняется тем, что оно состоит из восходящего и нисходящего легато, и тем, что требует четких последовательных действий.

- Каких действий? (Один и тот же пальчик сначала ударяет «молоточком», а затем «срывает» ноту, по которой сначала ударил, и все это без помощи пальцев правой руки.)

Давай потренируемся на упражнении Э. Пухоля. Работа над упражнением поможет тебе преодолеть технические сложности, с которыми ты сталкиваешься в пьесе Фандангильо.

Упражнение – Э. Пухоль (3 минуты) – техническое легато на трех нотах.

Исполнение:

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над упражнением:

  • Замах и удар более активно;
  • Сдергивай ноту упруго, но не грубо;
  • Сыграл три ноты – отдых, пальчик правой руки стоит на струне и готов к звукоизвлечению.

Второе. Наряду с легато на 3-х нотах в пьесе Фандангильо, как ты сказал, нам встречается мелизм форшлаг.

- В чем схожесть исполнения технического легато и форшлага, и в чем их различие? (Принцип исполнения технического легато и форшлага одинаков. Пальчик левой руки «срывает» ноту. Форшлаг – это, то же самое, что и техническое легато, только исполняется он очень быстро.)

- Правильно. Для полной ясности поведаю тебе следующее. Форшлагом называется украшение мелодии, состоящее из одной из вспомогательных нот, находящейся перед нотой мелодии. Форшлагизображается маленькой ноткой, почти всегда восьмою или шестнадцатою, перечеркнутою поперек:

В гитарной литературе фор­шлаг имеет обычный смысл. Дионисио Агуадо добавляет, что «он (форшлаг) исполняется так же, как две залигованные но­ты, но очень быстро» (Школа Агуадо, урок 27, § 132).

Форшлаги бывают   одинарными,   двойными, глиссандовыми, восходящими и нисходящими. В нашем случае мы имеем дело с одинарным нисходящим форшлагом. Одинарный форшлаг обычно находится на расстоянии тона или полутона от основного звука. Нисходящий форшлаг исполняется, как нис­ходящее легато, причем настолько быстро, что создается впечатление одновременного звучания дополнительного и основного звуков. Исполнение форшлагов легато требует быстрого и сильного движения последней фаланги пальца.

Переходим к практике. Теперь поиграем упражнение Э. Пухоля. Работа над упражнением поможет тебе преодолеть технические сложности, с которыми ты сталкиваешься в пьесе Фандангильо.

Упражнение - Э. Пухоль (3 минуты) - одинарный нисходящий форшлаг: все ноты с форшлагами исполняются на 3-й струне, при аккомпанирующей 4-й открытой струне.

Исполнение:

Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над упражнением:

  • Прижимай ноты на ладах пальцами левой руки ближе к ногтю и ближе к порожку, что бы избежать «треска»;
  • Играй в медленном темпе, но ровно;
  • Энергично и быстро срывай палец со вспомогательной ноты на основной звук;
  • Добивайся одинаковой силы звучания основного и вспомогательного звуков.

Хорошо. Эти упражнения в обязательном порядке практикуй дома.

У каждого человека индивидуальное физиологическое строение рук. Соответственно, каждый «индивид» должен найти для себя, присущее только ему одному оптимально удобное положение рук, что бы во время игры на инструменте ощущать удобство и слышать качественное звучание.  И ты, Антон, не исключение. Поэтому, во время домашних занятий поищи оптимально удобное для тебя положение кисти левой руки. Поищи ощущения - как на твой взгляд нужно держать кисть, чтоб тебе было удобно ударять «молоточком» и «срывать» ноту?  Поэкспериментируй. На следующем уроке поделись со мной результатами твоих поисков. Вот такое тебе будет на дом задание.

Ну, а теперь давай вернемся к Фандангильо и снова его проиграем.

Исполнение.

- Что ты теперь скажешь? (Я чувствую, что легато и форшлаги стали звучать более уверенно и качественно.) 

Подведение итогов (5 минут). Анализ проделанной работы в форме беседы.

- Какая была тема сегодняшнего урока? (Работа над приемом игры «техническое легато».)

- Какие ты знаешь технические легато? (Восходящее и нисходящее.)

- В чем их различие? (В восходящем легато ударяем ноту, а в нисходящем срываем ноту.)

- Какую схему мы должны соблюдать, исполняя восходящее техническое легато? (При восходящем легато извлекаем звук после прижатия первой ноты, затем ударяем пальцем левой руки.)

- Какую схему мы должны соблюдать, исполняя нисходящее техническое легато?  (При нисходящем легато сначала одновременно прижимаем две ноты пальцами левой руки, и только потом воспроизводим ноту, затем срываем пальцем левой руки.)

- Что мы должны сделать после воспроизведения второй ноты технического легато? (Послушать звучание ноты, ее окраску.) Да. Слушать результат звукоизвлечения – совпадает ли он с ожидаемым.

- А потом? (Отдых. Ноту снять.) Хорошо.

- Какие формы музыкальных произведений ты знаешь? (Мотив, фраза, предложение.)

- Какой мелизм ты знаешь? (Мелизм форшлаг.)

- Как он исполняется? (Так же, как и техническое легато.)

- В чем схожесть исполнения технического легато и форшлага, и в чем их различие? (Форшлаг и техническое легато – одно и то же, т.к. принцип исполнения технического легато и форшлага одинаков. Различие же их в том, что форшлаг исполняется очень быстро, а техническое легато медленно.)

- Для чего мы акцентируем ноты мелодии? (Для того, чтобы мелодия звучала выразительно.)

- Какими динамическими оттенками ты умеешь пользоваться? (f, mf, mp, p, crescendo, diminuendo).

- Что значит crescendo? (Постепенное усиление звука).

- Что значит diminuendo? (Постепенное ослабление звука).

- Для чего нужны динамические оттенки? (Для того, чтобы музыка не звучала скучно и однообразно).

- Чем нам помог герой сказки «По щучьему веленью» Емеля? (Играть образно, подражать Ванюше, который ходил, гулял).

-  Что нужно делать перед извлечением звука? (Нужно на него настроиться, подготовиться к нему, а потом только играть). Совершенно верно. Настроиться на характер ноты (услышать ее), внутренне подготовиться на ее извлечение, кончиками пальцев почувствовать струну и произвести звукоизвлечение. Правильно.

- Для того чтобы звук был качественным, что нужно делать? (Нужно прижимать ближе к ногтю и к порожку).

- Что у тебя получилось и над чем еще нужно потрудиться? (Получилось соблюдать динамические оттенки, и красиво играть музыку. Нужно потрудиться над тем, чтобы соблюдать аппликатуру, не закрепощать руки, прижимать качественно ноты, «сдергивать» и ударять «молоточком», соблюдать акценты и дружить с Емелей).

- Хорошо! На сегодня урок закончен. Молодец. Вижу, что тебе нравится играть на гитаре. Однажды, твой папа мне сказал, что ты с увлечением занимаешься дома, и, что играть на гитаре тебе очень нравится. (Да, мне нравится играть на гитаре!) Это похвально, и мне, как твоему преподавателю, приятно. Продолжай и далее в таком же духе. Все, над чем мы сегодня трудились, прорабатывай дома. Старайся играть каждый день. (Хорошо!) Ну, всего тебе доброго. До свидания, Антон! (До свидания, Сергей Юрьевич!)

Литература.

  1. Д.Агуадо – Школа игры на шестиструнной гитаре;
  2. Б.Калатаунд – Union Musical Ediciones, 1994;
  3. М.Каркасси – Школа игры на шестиструнной гитаре;
  4. Ю.Кузин — Азбука начинающего гитариста;
  5. Х.Мартин – Гитарный метод игры фламенко;
  6. Э.Пухоль – Школа игры на шестиструнной гитаре.
  7. Л.Мазель – Строение музыкальных произведений;
  8. Л.С.Выготский – «Воображение и творчество в детском возрасте»;
  9. Русская народная сказка «По щучьему веленью» (текст, иллюстрации).