Цель. Обобщить знания учащихся по темам: «Решение задач на сложение и вычитание», «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц», «Решение задач на разностное сравнение».
Задачи.
- Обучение детей анализу задачи, записи краткого условия, решению задач данных типов. Систематизация приёмов решения задач.
- Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Прививать любовь к предмету. Формировать творческую активность. Воспитывать доброжелательность, аккуратность.
Оборудование. Иллюстративный материал к этапам урока, задачи, составленные учащимися, карточки для индивидуальной работы, памятка по решению текстовых задач, учебник «Математика, 1 класс», автор Козлова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено? (зáмок)
В нём живёт волшебник. А он какой: добрый или злой? Как вы догадались? (Злой, потому что замок мрачный, серый, холодный.) Этого волшебника зовут Числоед. Он заточил в своём замке невольников. Мы должны их освободить, а Числоеда – победить! Победить его можно только умом, знаниями, смекалкой, потому что он очень хитрый.
III. Актуализация знаний.
- - Давайте узнаем, кого заточил в своём замке волшебник. Расшифруем слово. (Таблицы на доске.)
а |
3+3+1+2 |
9 |
д |
8-2-3-2 |
1 |
з |
7+2-1-1 |
7 |
VII |
IX |
I |
IX |
|
IX |
з |
а |
д |
а |
? |
а |
- Какой буквы не хватает, почему? («ч», потому что ещё не изучали)
- В замке содержится не одна, а несколько задач.
2) - Теперь можно идти в зАмок, но на воротах огромный замóк!
Мы его откроем, если вспомним части, из которых состоит задача. (Дети называют части задачи, выходят с названиями-табличками и выстраиваются по порядку).
Молодцы!
IV. Обобщение.
1) - Мы в замке, здесь темно. Но что это за находка? (Конверт, письмо от Числоеда.) Буквы пропущены. Восстановим письмо.
(«Придумайте и решите задачи») Получилось!
2) - Да, задачи мы тоже умеем составлять! Здесь их целая папка! (Пять учащихся выходят по одному к доске, читают самостоятельно составленные задачи указанных типов, дети в классе решают их, объясняют правила, все записывают решение на доску и в тетрадь.)
- Отлично, мы справились!
3) - На нашем пути дверь с магическими символами «+»,«-».
Какое отношение они имеют к нашим задачам? (Все изученные нами задачи решаются при помощи математических действий «сложение» и «вычитание» с использованием знаков «+» и «-»)
- Ребята, если сумеем распределить схемы задач на две группы: сложение и вычитание, они будут свободны! (Фронтальная работа на доске: дети выбирают схемы, аргументируют свой выбор, повторяют правила решения задач, относят задачи в нужную группу)
- Дети, задачи все на свободе! Теперь можно немного отдохнуть!
Физминутка (упражнения для осанки и глаз проводит ученик).
4) - Числоед живет в самой высокой башне. Туда ведут волшебные ступени.
Поднимемся по ним так, чтобы добраться до 9 этажа. (Сумма чисел = 9, перебираем варианты, находим правильный)
5) - Мы на 9-м этаже, но Числоеда тут нет, только записка. Что она означает?
Самостоятельное чтение задачи, запись краткого условия, решения и ответа. Коллективная поэтапная проверка, исправление ошибок.
6) - Пора познакомиться с Числоедом. Тем более, что вы с ним уже встречались, только на знали, как его зовут.
Давайте обратим внимание на его взгляд, какие у него глаза? (грустные). Почему? (Он живёт один в таком зловещем замке, наверное, у него нет друзей!)
- Действительно у него доброе, грустное лицо. Подружимся с ним, тем более, что он нам ничего плохого не сделал. В доказательство своего хорошего расположения, он предлагает вам построить для него новый, светлый, радостный замок из геометрического материала. (Работа в парах на партах, двое учащихся выполняют её на магнитной доске.)
- Какие геометрические фигуры вы использовали, какие цвета, почему? (Цвета яркие, радостные: красный, жёлтый, голубой, оранжевый и т.д.)
- Как вы думаете, понравится Числоеду ваш замок? Молодцы!
V. Итог.
- Расскажите Числоеду какие виды заданий мы сегодня выполняли?
- Какие части задачи вы знаете?
- Какие задачи решаются сложением, вычитанием?
VI. Рефлексия.
- Можно ли Числоеда назвать умным, добрым? Почему?
- Числоед дарит вам на память памятку по решению задач.
- Он сообщил мне, что хочет прийти на урок чтения, если вы ответите на его вопрос: «Как слово «зАмок» превратить в приспособление, которое служит для закрывания и открывания двери?». (Обозначить ударение над буквой «о», чтобы получилось слово «замОк».) Обозначьте ударение в словах на доске. Отлично!
- Урок окончен, Числоед и я благодарим вас за работу!