1. Пояснительная записка.
Малокомплектный класс специального (коррекционного) образования, куда входят учащиеся 3, 4, 5 классов. В данном классе обучается 6 детей. 1 ребенок – инвалид, 1 – опекаемый. 1 учащийся с девиантным поведением, состоит на учете в категории семей, находящихся в социально-опасном положении и на учете в ПДН.
1 учащийся обучается четвертый год, практически не умеет читать.
Занятие проводится согласно тематическому планированию курса краеведческой направленности «Мой Пермский край».
Обоснование выбора. Воспитание уважения, любви к Уинскому району, гордости за свою малую родину.
2. Планируемые результаты:
Знают:
- название государства в которой живут, как называют людей в ней;
- могут объяснить, что такое «малая родина», называют ее признаки;
- перечисляют все достопримечательности своей малой родины и могут о них кратко рассказать;
Базовые умения:
- выражают свое отношение к своей малой родине, желание больше о ней знать;
- вместе создают карту достопримечательностей, демонстрируют умение общаться друг с другом, слушать, развивают свою речь;
3. Тип занятия.
Урок изучения новых знаний.
4. Тема занятия.
«Уинское – моя малая родина».
5. Цель занятия.
Формирование познавательного интереса к достопримечательностям родного края, их истории и развитию.
6. Задачи занятия.
- Создать проблемную ситуацию и ввести ребят в тему занятия.
- Обеспечить осознание и овладение понятием «малая родина», признаками, которые характеризуют ее.
- Определить по видеосюжету достопримечательности Уинска.
- Выполнить учебный проект по составлению карты достопримечательностей.
- Подвести итоги коллективной работы, определить вклад каждого в ней.
- Написать пожелания своим землякам, близким людям, друзьям, малой родине и т.д.
7. Форма проведения.
Урок - учебный проект.
8. Оборудование.
- Компьютер; мультимедийный проектор, презентация.
- Карта-схема села.
- Фотографии достопримечательных мест: река Уя, завод, пруд, набережная, памятный знак, парк с памятником солдату, Московская горка, Медовый Спас, фото класса.
- Книги об Уинске.
- Видеосюжет об Уинске.
- Карточка со словом «Уинцы».
- Сердечки из бумаги для пожеланий.
- Сердечки на подарок детям.
Технологическая карта внеурочного занятия
Этапы внеурочного занятия |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
1. Организация класса. Мотивация |
Здравствуйте, дети и уважаемые гости! |
Учащиеся сидят за партами. |
2. Введение в занятие. Актуализация знаний |
Просмотр видеосюжета о родном крае. - О чем сюжет? - Увидели знакомые места? Какие места? - Приятно увидеть родные места? - Настя расскажет нам стихотворение Зинаиды Александровой. Слушаем внимательно. |
Просмотр видеосюжета Ответы детей |
(Слайд села) Если скажут слово “Родина”, |
- о Родине - Старый дом, смородина,березка, родной двор. - Будем говорить о Родине. |
|
- О чем стихотворение? - Что обычно вспоминают люди о малой родине? - Какова будет тема нашего занятия? (слайд «Уинское – моя малая родина») |
Ответы детей. Ответы детей (Россия). Ответы детей (Гражданин РФ). |
|
- Прочитаем тему урока. - Верно, это занятие посвящено самому главному в жизни человека - его Родине. - Что человек называет своей Родиной? - Как называется страна, в которой мы живем? - Гражданами какой страны вы являетесь? - Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Российской Федерацией, Россией. Вы – россияне! Россия – самая большая страна в мире. Наша страна очень красива и богата. Здесь живут талантливые люди. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями. Верно сказала Настя «Родина бывает разная, но у всех она одна». У всех нас Родина – Россия, самая большая страна на свете. А малая Родина у каждого своя! Давайте уточним, что каждый из вас считает своей малой родиной? (слайд « моя.. малая.. родина..) |
Ответы детей. |
|
|
||
|
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина? Учитель беседует с детьми и подводит их к выводам, что : МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. Для нас малая родина – это Пермский край, село где мы родились и где живут наши родители, бабушки и дедушки. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. А Родина неразрывно связана с историей края, нашего села. Нельзя считать себя полноправным жителем Уинской земли, не зная о ней ничего. Село наше возникло давно, с тех пор прошло 267 лет. Но, несмотря на такой возраст, село наше молодеет день ото дня, живет и процветает. Радует нас природной красотой, родным теплом. (карта-схема на доске) - Обратили внимание на своеобразную карту-схему села. В процессе урока, выступая, мы будем заполнять нашу карту фотографиями и посмотрим, как она будет выглядеть в конце занятия. - Что видим в центре нашей карты? – Какая река протекает в центре села? Благодаря реке зародилась жизнь на этом месте, где мы живем. Вот от реки мы с Вами и начнем составлять нашу карту. К данному занятию вы все долго и старательно готовились. |
Ответы детей (река Уя) |
3. Основное содержание внеурочного занятия |
История названия села- Об истории названия села расскажет Егор. (слайд «река») История названия нашего села Уинское хранится в легендах уже много сотен лет и передается от родителей к детям. По одной из таких легенд, село Уинское получило название от реки УЯ. Название реки в переводе с башкирского языка «неспящий», «недремлющий». На самом деле река Уя никогда не замерзает даже в самые лютые морозы мы слышим журчание вечно текущей воды. (слайд «незамерзающий») - Посмотрите на слайд. Вот такая красивая, завораживающая река Уя, протекает по центу села. - Спасибо, Егор. А теперь возьми со стола фотографию реки и прикрепи её к карте на нужное место. |
Рассказывает Егор Егор берет фотографию реки Уи и крепит на карту. |
|
История создания медеплавильного завода.Данную историю нам расскажет Дениc. (слайд «купец») - На берегу Уи, рядом с Кержачьей горой два с лишним века назад появился кунгурский купец Тимофей Иванович Шавкунов. Купец влюбился в наши красивые места и решил построить здесь медеплавильный завод, так как в наших землях нашли медь. Завод для добывания меди был построен в 1749 году и назвали его Уинским. На заводе трудилось много местных жителей. Это было 267 лет назад. (слайд «завод») - Спасибо,Денис. Найди на столе свою фотографию и прикрепи в нужное место на карте. - Ребята, кто же построил медеплавильный завод на реке Уе? ( Шавкунов Т.И.) Посмотрите на экран, примерно так выглядел медеплавильный завод в давние-давние времена. Узнаете это место? |
Рассказывает Денис
Денис берет фотографию завода и крепит на карту. |
|
Пруд. (слайд «пруд») рассказывает учитель.- Одновременно с заводом появился большой пруд. Он нужен был для работы завода. Пруд стал самым красивым местом в селе. (На экране фотография с остатками медеплавильного завода на реке Уе). - На данной фотографии можно увидеть остатки когда-то стоявшего здесь завода. |
учитель
Дети отвечают
|
|
Набережная.(слайд «набережная пруда») |
Рассказывает Максим |
|
Московская горка.(слайд «горка») Настя продолжит рассказ. - С набережной пруда открывается волшебный вид на Московскую горку, о которой сложено много легенд. Наша горка имела несколько названий – Кержачья, Ленинская. И теперь называется Московская. «Кержачьей» в давние времена нашу горку называли потому, что на вершине горы жили приезжие чужие люди. Местные жители звали их кержаками. И гору стали называть Кержачьей. (слайд «старая горка») Долгое время горка не была покрыта деревьями и лет 40 назад на ней был посажен лес. Теперь наша горка выглядит так. (Слайд «современная горка») - Посмотрите на слайд, как величественна и волшебна наша красавица - горка. - Спасибо, Настя! А сейчас возьми карточку и прикрепи на нужное место. Обратите внимание, какой яркой и интересной становится наша рукотворная карта. |
Рассказывает Настя
Настя крепит фотографию к карте. |
|
Памятный знак «Колесо истории». Рассказывает Денис.(слайд «памятный знак») - А сейчас послушаем Шишкина Дениса. - В 2006 году в центре села, на месте, где был основан медеплавильный завод, установлен памятный знак «Колесо Истории». В центре композиции капля воды - источник всего живого. - Спасибо, Денис. А сейчас возьми фотографию и прикрепи на нужное место. С изображением чего берем фотографию? (памятный знак) - Посмотрите на экран, вот так выглядит памятный знак. Капля воды – источник зарождения живого, история зарождения жизни нашего села. |
Рассказывает Денис
Денис крепит фотографию на карту. |
|
Уинский парк. Рассказывает учитель.(слайд «Уинский парк и памятник погибшим») - Это что за место? Вы бывали здесь? - Уинский парк - красивый сад в центре села, место отдыха сельчан. В парке стоит памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. Фигура солдата возвышается над нами, а на мемориальных плитах вписаны 199 имен солдат, наших земляков, погибших за Родину. - Мне поможет Миша. Возьмет фотографию и закрепит на карте. - Скажите, ребята, а как человек сохраняет память о погибших? О военных событиях? - Каждый год 9 мая к памятнику Неизвестного Солдата приходят жители села, чтобы почтить память погибших, вспомнить тех, кто не смог вернуться домой с поля боя, говорим слова благодарности всем, кто защищал Родину от врагов. (слайд «мемориальная доска») - Где находится эта мемориальная доска? |
Дети отвечают Рассказывает учитель.
Ученик крепит фотографию на карте. - Возлагаем венки, цветы к памятнику, проводим встречи с ветеранами, помогаем пожилым людям. Рассказывать другим, возлагать цветы, вспоминать. |
|
Работа с книгами.- Дети, на столе у каждого лежит книга. Возьмите в руки книгу и прочтите название. |
Дети берут книги, читают название.
Дети читают поочередно. |
|
Медовая столица Прикамья.У нас есть еще один выступающий Радиф. Он нам расскажет еще об одном важном ежегодном событии нашего села. (слайд «медовая столица») - Сегодня наше село – Медовая столица Прикамья, самое красивое и живописное место Пермского края. На протяжении многих лет на нашей родине проводится фестиваль «Медовый Спас», ярмарка меда, на которую приезжают пчеловоды из дальних городов и республик. (слайд «ярмарка меда», «грамота») - Мои папа и мама – пчеловоды, они не раз принимали участие в ярмарке меда. Папа даже получил звание «Лучший пчеловод Уинского района». Я помогаю родителям ухаживать за пчелами, а значит, моя семья вносит свой положительный вклад в процветание Уинского края. На экране грамота Законодательного Собрания Пермского края, которой наградили папу за хороший труд. - Спасибо, Радиф. Прикрепи фото к нашей карте |
Рассказывает Радиф.
Радиф крепит фотографию на карту |
|
Карта.- Все вы участвовали в составлении карты. Мы создали красивую карту-схему с достопримечательностями, интересными и памятными местами нашего села. |
Дети отвечают - Достопримечательности Дети отвечают |
4. Подведение итога работы |
– Сегодня мы с вами совершили, очень интересное путешествие. |
|
5. Рефлексия |
- Сейчас, ребята, я предлагаю вам закончить три предложения своими мыслями: Моя малая Родина – это… Я люблю её за… Я хочу пожелать ей… - Малая родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу! Мы сегодня услышали и увидели как красиво и неповторимо наше село. Ребята, а ведь все достопримечательности создают люди, живущие в нашем селе, ваши знакомые, родственники, даже родители и вы сами, когда делаете хорошие дела. А значит люди и есть главная ценность, драгоценность нашей малой родины. А значит это вы тоже. Не будет село красивым и чистым, если не постараются люди. - Как назовем людей, нас с вами, живущих в Уинске? (Пермь – пермяки, Кунгур - кунгуряки) - Кто такие уинцы? (люди, живущие в нашем селе). - А сейчас я предлагаю вам написать пожелания. Нашим землякам, людям, живущим в Уинске. А может быть вы напишите пожелание своим родителям, родным, или друг другу, а может быть мне. Ведь мы все УИНЦЫ. Пожелания напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах и прикрепите на карту. - Что пожелали Уинцам? Эту карту мы подарим школьному музею. Пусть гости нашей школы любуются нашим творчеством и читают добрые пожелания уинцам. - Наше занятие подходит к концу. Всех благодарю за работу и старания. А на память об уроке подарю вам кусочек сердца нашей малой родины. Спасибо за работу. Урок окончен. |
Высказывания детей.
Дети отвечают: |